Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

судить по средним его значениям, то реакции организма на нагрузку носят индивидуальный характер/ Занятия с направленностью на развитие скоростных качеств вызывают в изучаемых функциях более направленные сдвиги. В целом изучаемые показатели имели тенденцию возвращения к исходным спустя 24 часа после нагрузки.

Средние тренировочные нагрузки в занятиях с направленностью на развитие скоростно-силовых качеств к достоверным (Р < 0,05) изменениям систолического артериального давления не приводили. В то же время диастолическое артериальное давление через 4 — 6 часов после тренировки увеличивалось и к исходным значениям приходило уже через 20 — 24 часа. После занятий, направленных на развитие скоростной выносливости сразу же после тренировки, достоверных изменений в тех же показателях не обнаружено, хотя отмечена тенденция к повышению диастолического артериального давления. После 4 — 6 часов отдыха уменьшалось систолическое артериальное давление. Судя по средним значениям, нормализация артериального давления происходила на 40 — 42-й часы после мышечной работы. Скоростные показатели сразу же после занятий со скоростной направленностью особым изменениям не подвергались, но через 4 — 6 часов работы увеличивалась скорость пробегания дистанции 30 м. Нормализуются эти показатели через 25 — 30 часов после нагрузки. В ходе занятий, направленных на развитие скоростной выносливости, особых изменений (если судить по средним значениям) в них не происходит. Скоростные качества нормализуются примерно через сутки после работы.

Показатели ССМ после занятий с -направленностью на повышение выносливости достоверных изменений не претерпели. После занятий, направленных на повышение скорости движений (Р < 0,05), уменьшалась длина прыжка с места: И в дальнейшем этот показатель, хотя и недостоверно, имел тенденцию к понижению. В целом же основные показатели приходили к исходным значениям через 24 — 32 часа после занятий.

После больших тренировочных нагрузок с направленностью на развитие скоростных качеств

 

систолическое артериальное давление приходит к норме, через 4 — 6 часов, а диастолическое артериальное — через сутки. Сразу же после тренировки можно предполагать увеличение скорости пробегания отрезка 30 м, но в дальнейшем прослеживается тенденция к уменьшению этого показателя. Скоростные показатели приходят в относительную норму через 32 часа после работы. ССМ сразу после тренировки улучшается, затем (к 24-му часу) может уменьшиться и лишь через 36 часов после работы нормализуется.

После нагрузок, направленных на развитие скоростной выносливости, систолическое артериальное давление возвращается к норме несколько дольше (8 — 10 часов), чем диастолическое артериальное (4 — 6 часов). Скоростные способности после занятий, направленных на развитие скоростной выносливости, возможно, восстанавливаются быстрее (8 — 10 часов), чем после занятий со скоростной направленностью (32 часа). Показатель ССМ сразу же после тренировки увеличивается (Р<0,05), промежуток между 6-м и 24-м часами после работы уменьшается, а через 32 часа приходит к исходному.

Таким образом, после нагрузок разной направленности и разного объема показатели сердечнососудистой системы приходят к дорабочему состоянию через разные промежутки времени. То же можно сказать и о других показателях.

Артериальное давление, как наиболее лабильное, возвращается к дорабочему уже через 10 часов после нагрузки. Скоростные показатели после малых нагрузок независимо от направленности тренировочного занятия приходят к исходным через сутки. При любых скоростных нагрузках восстановление организма затягивается (до 30 — 32 часов). Скоростные нагрузки среднего и большого объема вызывают в изменении скоростных качеств более значимые сдвиги, чем нагрузки на выносливость.

Показатели ССМ восстанавливаются значительно дольше (в зависимости от объема тренировок): при больших нагрузках (независимо от: направленности) — через 32 — 36 часов, при малых — через сутки, а при средних — через 24 — 30 часов.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ

   
Ю. А. Морозов, преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Подготовка полноценного резерва для команд мастеров и для сборных страны невозможна без должного внимания к каждому ее аспекту. Большой футбол требует от спортсмена наряду с отличной физической, технической и тактической подготовленностью проявления высоких моральных и волевых качеств. Воспитывать эти качества

 

необходимо с первых же дней пребывания юного футболиста в спортивной школе.

Л. И. Яшин в одной из бесед сказал: «Жизнь все более и более убеждает меня в том, что воспитание — это главнейшая задача. Многие беды, видимые и невидимые, нашего футбола, его качественное отставание от мировогр и

Library   32   Up


Contents

 

Home
   

Азартны в борьбе за мяч те, кто готовится прийти на смену мастерам

европейского в значительной степени объясняются тем, что мы на каком-то этапе что-то упустили в воспитательной работе, перестали придавать ей должное внимание. И теперь горько расплачиваемся за допущенные ошибки».* С подобной оценкой, значимости воспитательной работы трудно не согласиться.

Новые перспективные формы подготовки резервов (спецклассы," специализированные отделения по футболу и др.) хотя и способствуют оптимизации учебного и воспитательного процессов, но в полной мере, все проблемы не решают.

Длительность пребывания будущего футболиста в СДЮСШ, большой объем и высокая интенсивность тренировочных занятий, постоянно растущие объем и сложность учебных программ в общеобразовательной школе, острый дефицит свободного времени, частые стрессовые ситуации- — все эти факторы предъявляют очень высокие требования к физическому и психическому состоянию юных спортсменов. Иногда их воздействие оказывается непосильным для молодого организма и неизбежно ведет к снижению спортивных результатов или успеваемости в школе (зачастую и обоих этих показателей). Подобные нежелательные явления не только отрицательно сказываются на спортивных достижениях юноши, но и в значительной мере могут осложнить его жизненную перспективу.

Учитывая все эти факторы, необходимо прежде всего обратить самое серьезное внимание на организацию учебно-тренировочного процесса и учебной деятельности в общеобразовательной


* «А любовь остается жить». «Спортивная жизнь России», 1979, № 10.

 

школе, а также на то, как проходит жизнь юного спортсмена в семье.

Активная творческая совместная деятельность тренеров, учителей и родителей в этом направлении — залог дальнейшего совершенствования работы по подготовке высококвалифицированных футболистов. В основе этой деятельности должны лежать единые педагогические требования со стороны учителей, родителей и тренеров. Рассогласованность воспитателей неминуемо приведет к дезорганизации воспитательного процесса.

Поскольку большую часть свободного времени ребята, как правило посвящают спорту, тренеры должны прежде всего позаботиться об организации воспитательной работы во время учебно-тренировочных занятий и соревнований, а также в период проведения учебно-тренировочных и оздоровительных сборов.

Планирование воспитательной работы

Эффективность воспитательной работы с юными спортсменами во многом будет зависеть от четкости планирования работы, от умения тренера ставить конкретные воспитательные задачи на каждом этапе педагогического процесса, используя для их решения богатый арсенал форм, средств и методов.

Основной документ планирования — общешкольный план воспитательной работы, составляемый завучем и утверждаемый директором ДЮСШ. Рассчитан такой план на год и включает работу по следующим основным направлениям:

— идейно-политическому воспитанию;

— трудовому воспитанию;

— нравственному воспитанию.

Помимо этого обязательными в плане должны быть разделы: «Культурно-массовая работа»,

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

«Индивидуальная работа», «Связь с общеобразовательной школой»; «Работа с родителями», «Работа с активом».

. Во избежание дублирования отдельных педагогических воздействий или совпадения сроков намечаемых мероприятий необходимо координировать план воспитательной работы ДЮСШ с аналогичным планом общеобразовательной школы (или нескольких школ, на базе которых образованы спецклассы).

Принимая во внимание ограниченный бюджет свободного времени юных спортсменов, необходимо постоянно вести поиск наиболее эффективных форм организации воспитательной работы, таких, например, как комплексная идейно-воспитательная работа, сочетающая элементы всех основных направлений воспитательного процесса. Она предполагает активное участие юных спортсменов в организации, подготовке и проведении планируемых мероприятий под руководством взрослых, ответственных за их проведение. В свою очередь, тренеры и учителя ненавязчиво контролируют ход выполнения намеченных мероприятий, оказывая ребятам необходимую действенную помощь по ходу дела.

Из форм воспитательной работы в условиях ДЮСШ возможны следующие:

в идейно-политическом воспитании — : участие в праздничных демонстрациях, Ленинские, зачеты, Ленинские чтения, политические митинги, встречи с ветеранами революции и гражданской войны, встречи с участниками Великой Отечественной войны, политинформации, беседы о международном положении и о внутриполитической жизни страны, встречи с передовиками производства, регулярный просмотр телевизионных передач (информационной программы «Время», «Сегодня в мире», «Международная панорама» и др.);

в трудовом воспитании — организация самообслуживания (дежурство юных спортсменов в школе и в столовой во время тренировок, подготовка и ремонт оборудования и инвентаря, подготовка и уборка мест тренировочных занятий, изготовление и оформление стендов и т. д.), участие в коммунистических субботниках и в «трудовых десантах», работа в колхозах и совхозах, экскурсии на предприятия и др.

в нравственном воспитании — беседы на эстетические и спортивно-этические темы, диспуты, читательские конференции, встречи с известными спортсменами, торжественный прием и выпуск воспитанников ДЮСШ, торжественные собрания по случаю знаменательных дат и др.; в эстетическом воспитании — посещение театров, музеев и выставок; встречи с деятелями литературы и искусства; коллективные просмотры кинофильмов, экскурсии, турпоходы и др.

Подобная классификация в достаточной мере условна, поскольку каждая из перечисленных форм при наиболее эффективном ее использовании способна решать задачи сразу нескольких направлений. Так, например, участие юных футболистов в подготовке и проведении торжественного собра-

 

ния, посвященного окончанию сезона, будет способствовать (при правильной организации) и воспитанию нормальных отношений внутри коллектива.

В воспитательной работе необходимо рационально сочетать массовые формы с работой в командах и с индивидуальными мероприятиями. Минимальный срок проведения массовых мероприятий — раз в три месяца. Использование групповых форм будет зависеть от возраста спортсменов, от их образовательного и культурного уровня, от графика учебно-тренировочных и школьных занятий.

Постоянное изменение воспитательных задач, совершенствование условий воспитания, расширение потребностей коллектива предъявляют определенные требования к . структуре плана, предполагая возможности его коррекций в соответствии с меняющейся обстановкой.

План воспитательной работы только тогда окажет действенную помощь в воспитании юных спортсменов, когда будет основан на реальном знании всех сторон жизни воспитанников, на учете их интересов и уровня образования, а также способностей ребят, особенностей характера, семейного положения, ведущих мотивов деятельности. Другими словами, в основе планирования воспитательной работы лежит систематическое и целенаправленное изучение личностей воспитанников на каждом этапе педагогического процесса. В сборе информации о каждом обучающемся должны активно участвовать все заинтересованные лица: тренеры, учителя, родители.

На основании общешкольного плана воспитательной работы каждый тренер составляет план работы с группой. Форма составления и основные разделы группового плана соответствуют тем же параметрам общешкольного, однако план работы с группой должен быть еще более конкретным по содержанию, учитывать малейшие особенности данного коллектива.

Поскольку коллектив одной группы (команды) более мобилен в развитии, чем коллектив школы в целом, вряд ли целесообразно планировать воспитательную работу в нем на длительный период.

Наиболее оптимальный срок планирования — три-четыре месяца. Такой период работы позволит тренеру ставить более конкретные воспитательные задачи, намечая объективные сроки их решения (с учетом реальных возможностей группы). Тесная связь тренера с учителями школы и с родителями откроет перед воспитателями возможность выработать единую систему педагогических воздействий и требований, значительно облегчающую юным спортсменам восприятие этих требований, и исключит возможность возникновения конфликтных ситуаций между воспитателями и воспитанниками.

Особое внимание в плане необходимо уделить воспитательной работе в спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и во время выездов команд .на соревнования в

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

другие города, поскольку условия жизнедеятельности команды (одной или нескольких) имеют специфические особенности. Главная из этих особенностей — отсутствие факторов воздействий; привычных в обычных условиях: семьи, школы, друзей, знакомых. В связи с этим тренер фактически становится единственным руководителем воспитательного процесса, что налагает на него особую (персональную) ответственность за судьбы им воспитываемых. Не менее важны и другие особенности. Так, в период сборов у. юных спортсменов больше, чем во время учебного года, свободного времени. И если не организовать досуг целенаправленно, то очень скоро обнаружатся нежелательные явления, порождаемые скукой (курение, конфликты, азартные игры в карты и т. п.).

Поэтому перед выездом команды на учебно-тренировочный сбор или в спортивно-оздоровительный лагерь тренеру необходимо продумать программу воспитательной работы с учетом целевого назначения и продолжительности, условий и места проведения, а также состава участников сбора.

Во время выезда команды на соревнования воспитательная работа должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивости состояния спортсменов, на снятие эмоционального перевозбуждения и на, поддержание дружеских взаимоотношений, обеспечивающих высокую сплоченность коллектива.

Целенаправленное и конкретное планирование воспитательных воздействий позволит тренеру предусмотреть и действенными мерами предотвратить возможность проявления нежелательного.

Подобная организация воспитательного процесса возможна лишь в дружном, сплоченном коллективе тренеров и воспитанников спортивной школы или сборной команды, где успехи и неудачи каждого становятся объектом внимания всех остальных, где общее дело оказывается личной заботой каждого.

Создание такого коллектива должно стать основной педагогической задачей тренера. Настоящий коллектив отличают от остальных разновидностей групп несколько определенных признаков, и прежде всего совместная деятельность, имеющая общественно значимую ценность, а также органы, самоуправления и связь с другими коллективами.

Спортивный коллектив при всей схожести с трудовым, учебным, комсомольским и т. п. имеет специфические особенности, обусловленные прежде всего характером деятельности его членов. Тренеру следует учитывать эти особенности, поскольку они существенно влияют на характер воспитательного воздействия коллектива.

Обязателен учет этих особенностей и при выборе методов и форм воспитательной работы. Спортивный коллектив принято характеризовать по следующим признакам:

1. Добровольность вхождения и выхода из коллектива.

 

Юные спортсмены приходят в спортивную школу по собственному желанию, в основе которого лежат личный интерес, склонность и способность к занятию выбранным видом спорта. Увлеченность всех и каждого создает благоприятные условия для сплочения коллектива, повышает воспитательную ценность спортивной деятельности. В то же время на тренера налагается обязанность постоянно поддерживать в воспитуемых интерес к избранному виду спорта, поскольку снижение удовлетворенности ребят от занятий может привести даже к добровольному прекращению ими занятий.

2. Динамичность состава.

Опыт работы спортивных школ, а также результаты научных исследований показывают, что для спортивных коллективов характерна большая текучесть состава. Причины этого явления могут быть разные: одни прекращают занятия спортом вообще, другие меняют специализацию или переходят в новые команды, к иным тренерам и т. д.

Данные исследований говорят о том, что основной причиной ухода ребят из спорта в большинстве случаев становится неудовлетворенность положением в команде либо осложнения (чаще всего именно на этой почве) взаимоотношений с тренерами.

Другая причина текучести обусловлена необходимостью отбора наиболее одаренных в целях дальнейшей подготовки их для команд мастеров и в сборные команды. Процедура отсева менее перспективных требует от тренера деликатности и большого педагогического такта. Желательно, чтобы тренеры помогали отсеиваемым подобрать адекватный их способностям вид спорта или другой деятельности.

3. Пребывание в условиях повышенных требований к личности.

Большой объем и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок предъявляют жесткие требования к физической подготовленности юных спортсменов, к развитию моральных и волевых^ качеств (прежде всего отказ от широкого круга «мирских» удовольствий: кино, прогулок, поездок и т. п. — во имя преданности спорту). .

4. Возможность формирования черт характера (как положительных, так и отрицательных).

При правильной организации учебно-воспитательного процесса занятия спортом способны воспитывать у ребят высокие моральные и волевые качества: дисциплинированность и смелость, инициативность и целеустремленность, активность и честность, мужество, силу воли и др.

Однако спорт богат множеством факторов, способных и исказить процесс формирования личности. К таким факторам прежде всего относятся: различие в темпах достижения высоких результатов; система награждения победителей и призеров соревнований; приобретение широкой популярности; частая изоляция от семьи, связанная с выездами на сборы и на соревнования.

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
 

При слабой воспитательной работе все это создает предпосылки для развития отрицательных черт характера: зазнайства и эгоизма, рвачества и высокомерия, тщеславия, делячества и т. п.

Таким образом, организация воспитательной работы с юными футболистами должна основы-

 

ваться на конкретном планировании, которое, в свою очередь, предполагает знание всех механизмов жизнедеятельности коллектива, учет его специфических особенностей, а также систематический анализ эффективности проводимых мероприятий.

 

 

ЮНОШЕСКИЙ ФУТБОЛ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ

     

Вот уже более 15 лет при выявлении тенденций и определении путей развития мирового футбола специалисты все чаще обращаются к организации футбола в ФРГ. В: качестве «исходных позиций», как правило, берут и игру сборной страны, и игру клубов. И действительно, футбол в Западной Германии сегодня не нуждается в дополнительной рекламе. Звания чемпионов мира и призеров мировых первенств последних лет, обладателей европейских и межконтинентальных кубков для клубных команд, успешные выступления и других клубов на международной арене в течение многих лет говорят сами за себя — и за верность принципам развития футбола в стране — весьма убедительно.

Более 3,5 миллиона зарегистрированных футболистов разных возрастов регулярно тренируются в профессиональных и любительских клубах и в спортивных обществах. И что примечательно: в систематическую подготовку вовлекают самых юных — с 6 лет. Именно целенаправленная тренировочная работа с юными, которой в ФРГ уделяют огромное внимание, стала прочной базой формирования первоклассного футбола всей страны.

С 1948 г. по инициативе и под эгидой УЕФА проводятся турниры лучших юношеских сборных команд Европы; сейчас эти турниры официально возведены в ранг чемпионатов континента для футболистов не старше 18 лет. Спортсмены ФРГ — неизменные участники этих соревнований. В 1981 г. команда Федеративной Республики Германии, опередив сверстников из Франции, Польши, Испании и других стран, стала, чемпионом Европы.

Анализируя развитие западногерманского футбола в целом, можно констатировать: здесь сложились своего рода обоюдно заинтересованные взаимоотношения, когда, с одной стороны, высокая популярность, реклама и зрелищность м а с т е р с к о г о (выделено мной — Е. Р.) футбола привлекают огромную массу юных к регулярным занятиям этим видом спорта, а с другой — рациональная и эффективная работа с юными футболистами питает футбол высших квалификаций.

Юношеский футбол в Западной Германии развивается в двух организационных структурах:

— в клубах, команды которых играют в разных любительских и профессиональных лигах;

— в спортивных обществах регионов, земель и районов, которые не имеют зарегистрирован-

 

ных специализированных футбольных клубов.

Такая организация юношеского футбола позволяет привлечь огромное число мальчиков и юношей к  с и с т е м а т и ч е с к и м (разрядка моя — Е. Р.) занятиям футболом; при этом специалисты юношеского футбола, функционеры спортивных обществ ведут работу с юными так, что, «пройдя через футбол» и закалившись в нем духовно и физически, ребята в рамках своего общества могут специализироваться и в других видах спорта.

В каждом таком обществе есть отделение футбола, состоящее из 14 юношеских команд и охватывающее — в шести возрастных группах — спортсменов от 6 до 18 лет (см. таблицу).

Организационная структура юношеского футбольного отделения спортивного общества

Возраст-
ные
 группы

Возраст
 членов
групп

Команды

Число
 команд

„ A

„ B

„ C

„ D

„ E

„ F

17 — 18

15 — 16

13 — 14

11 — 12

9 — 10

6 — 8

 Первая

 Первая и вторая

 То же

 Первая, вторая и третья

 То же

     »

1

2

2

3

3

3

Всего:

14

 

Согласно организационной структуре юношеского отделения спортивного общества, лицо общества — команда «А»; игроков именно этой команды все специалисты рассматривают как кандидатов во взрослые (и профессиональные и любительские) команды разных клубов и лиг. И именно команде старших юношей уделяют в спортивном обществе самое большое внимание. А подготовку остальных команд строят с таким расчетом, чтобы обеспечить воспитание полноценного "резерва для команды «А»-1. В отдельных случаях (в некоторых обществах) создают (из наиболее одаренных футболистов возрастных групп «А» и «В») юношескую команду «А»-2 — по существу, дублирующий состав команды «А»-1.

Однако, как отмечает западногерманский специалист Р. Лангемейер, опыт работы этих футбольных отделений спортивных обществ показывает, что довольно большое число детей и юношей возрастных групп «Е» и «F» прекращает занятия футболом: часть их переключается на

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало