|
«Индивидуальная работа», «Связь с общеобразовательной школой»; «Работа с родителями», «Работа с активом».
. Во избежание дублирования отдельных педагогических воздействий или совпадения сроков намечаемых мероприятий необходимо координировать план воспитательной работы ДЮСШ с аналогичным планом общеобразовательной школы (или нескольких школ, на базе которых образованы спецклассы).
Принимая во внимание ограниченный бюджет свободного времени юных спортсменов, необходимо постоянно вести поиск наиболее эффективных форм организации воспитательной работы, таких, например, как комплексная идейно-воспитательная работа, сочетающая элементы всех основных направлений воспитательного процесса. Она предполагает активное участие юных спортсменов в организации, подготовке и проведении планируемых мероприятий под руководством взрослых, ответственных за их проведение. В свою очередь, тренеры и учителя ненавязчиво контролируют ход выполнения намеченных мероприятий, оказывая ребятам необходимую действенную помощь по ходу дела.
Из форм воспитательной работы в условиях ДЮСШ возможны следующие:
в идейно-политическом воспитании — : участие в праздничных демонстрациях, Ленинские, зачеты, Ленинские чтения, политические митинги, встречи с ветеранами революции и гражданской войны, встречи с участниками Великой Отечественной войны, политинформации, беседы о международном положении и о внутриполитической жизни страны, встречи с передовиками производства, регулярный просмотр телевизионных передач (информационной программы «Время», «Сегодня в мире», «Международная панорама» и др.);
в трудовом воспитании — организация самообслуживания (дежурство юных спортсменов в школе и в столовой во время тренировок, подготовка и ремонт оборудования и инвентаря, подготовка и уборка мест тренировочных занятий, изготовление и оформление стендов и т. д.), участие в коммунистических субботниках и в «трудовых десантах», работа в колхозах и совхозах, экскурсии на предприятия и др.
в нравственном воспитании — беседы на эстетические и спортивно-этические темы, диспуты, читательские конференции, встречи с известными спортсменами, торжественный прием и выпуск воспитанников ДЮСШ, торжественные собрания по случаю знаменательных дат и др.; в эстетическом воспитании — посещение театров, музеев и выставок; встречи с деятелями литературы и искусства; коллективные просмотры кинофильмов, экскурсии, турпоходы и др.
Подобная классификация в достаточной мере условна, поскольку каждая из перечисленных форм при наиболее эффективном ее использовании способна решать задачи сразу нескольких направлений. Так, например, участие юных футболистов в подготовке и проведении торжественного собра-
|
|
ния, посвященного окончанию сезона, будет способствовать (при правильной организации) и воспитанию нормальных отношений внутри коллектива.
В воспитательной работе необходимо рационально сочетать массовые формы с работой в командах и с индивидуальными мероприятиями. Минимальный срок проведения массовых мероприятий — раз в три месяца. Использование групповых форм будет зависеть от возраста спортсменов, от их образовательного и культурного уровня, от графика учебно-тренировочных и школьных занятий.
Постоянное изменение воспитательных задач, совершенствование условий воспитания, расширение потребностей коллектива предъявляют определенные требования к . структуре плана, предполагая возможности его коррекций в соответствии с меняющейся обстановкой.
План воспитательной работы только тогда окажет действенную помощь в воспитании юных спортсменов, когда будет основан на реальном знании всех сторон жизни воспитанников, на учете их интересов и уровня образования, а также способностей ребят, особенностей характера, семейного положения, ведущих мотивов деятельности. Другими словами, в основе планирования воспитательной работы лежит систематическое и целенаправленное изучение личностей воспитанников на каждом этапе педагогического процесса. В сборе информации о каждом обучающемся должны активно участвовать все заинтересованные лица: тренеры, учителя, родители.
На основании общешкольного плана воспитательной работы каждый тренер составляет план работы с группой. Форма составления и основные разделы группового плана соответствуют тем же параметрам общешкольного, однако план работы с группой должен быть еще более конкретным по содержанию, учитывать малейшие особенности данного коллектива.
Поскольку коллектив одной группы (команды) более мобилен в развитии, чем
коллектив школы в целом, вряд ли целесообразно планировать воспитательную работу
в нем на длительный период.
Наиболее оптимальный срок планирования — три-четыре месяца. Такой период работы позволит тренеру ставить более конкретные воспитательные задачи, намечая объективные сроки их решения (с учетом реальных возможностей группы). Тесная связь тренера с учителями школы и с родителями откроет перед воспитателями возможность выработать единую систему педагогических воздействий и требований, значительно облегчающую юным спортсменам восприятие этих требований, и исключит возможность возникновения конфликтных ситуаций между воспитателями и воспитанниками.
Особое внимание в плане необходимо уделить воспитательной работе в
спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и во время
выездов команд .на соревнования в |
|