Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Но и без их ответов было ясно, что на эти «занятия» времени у ребят остается совсем немного. Как же быть? Думаем, что основную заботу о духовном развитии детей должны взять на себя родители, с максимальной отдачей используя как вполне доступные всем формы совместного семейного отдыха, так и домашние условия: ведь большую часть суток юный футболист все же проводит дома! Просмотры кинофильмов по телевизору, телепередач на политические, спортивные и другие темы должны стать предметами обсуждений в семье. Домашняя библиотека предоставляет детям определенные возможности в целенаправленном чтении художественной литературы. Вот и еще одно мощное средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях патриотизм, нельзя обойтись без чтения и обсуждения книг о гражданской и Великой Отечественной войнах, о героях-космонавтах и т. д. В воспитании мужества наверняка помогут книги Д. Лондона, Б. Полевого, К. Симонова. А как обогащает юные души любая книга о В.И.Ленине!

После просмотра кинофильмов желательно проводить их обсуждения. Какой нравственный потенциал несет в себе многосерийный фильм «Великая Отечественная»! Ведь после победоносного окончания Великой Отечественной войны растет уже второе поколение, не знающее ужасов и лишений фронтовых лет! И чем дальше отодвигается временем День Победы — 9 мая

 

1945 г., тем яснее осознаем мы величие подвига советских людей, спасших человечество от фашистского порабощения. Крайне важно воспитать в каждом из наших детей безмерное уважение к каждому из тех, кто, защищая Родину от фашизма, сделал их жизнь счастливой.

Обсуждение прочитанного и увиденного, жаркие споры, в которых порой рождаются для ребят многие истины, — все это тоже оставляет глубокий след в юных душах, стимулирует ребят чаще вспоминать о прошлом, помогает глубже видеть настоящее, активно мечтать о будущем. Еще больше возможностей для воспитания предоставляют общение родителей с детьми в выходные дни и во время поездок за город, совместный отдых, посещение театров, выставок, знакомство с достопримечательностями родных мест.

Постоянное внимание родителей к духовному развитию детей позволит растить новое поколение гармонически сочетающим в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Конечно, роль родителей в воспитании детей многогранна, но мы заострили внимание на вопросах, решению которых в семьях уделяют пока внимания меньше, чем эти вопросы требуют. Сама жизнь убеждает: практически в каждой семье, где растут будущие мастера кожаного мяча, есть условия для всестороннего развития личности. Как можно полнее реализовать их — значит конкретно помочь и нашему футболу.

 

 

ПРОТЕКАНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

   
Г. С. Лалаков, аспирант Омского института физкультуры; К. А. Шперлинг, кандидат педагогических наук;
А. И. Кузнецов, преподаватель кафедры футбола и хоккея Омского ГИФКа
 

Вопросы построения тренировочного процесса (в частности, дозирование тренировочных нагрузок, установление рациональных режимов работы и отдыха, определение критериев готовности к повторной мышечной работе) имеют существенное практическое значение.

Для получения более четких представлений по этому вопросу был организован поиск динамики восстановления ряда функций организма спортсмена после тренировочных нагрузок разной направленности и разного объема.

Опробованы шесть вариантов тренировочных уроков. Типы уроков создавали по схеме В. В. Петровского. Влияние урока рассматривали как комплексный раздражитель организма и определяли пятью факторами: координационной структурой упражнения; интенсивностью выполнения упражнения; режимом чередования упражнений и отдыха; длительностью выполнения упражнения; числом повторений упражнения.

 

Обследования проводили до и сразу после тренировочного занятия, а затем через 4 — 6, 8 — 10, 24, 32, 36, 48 и 56 часов. Объектом их была группа футболистов 17 — 19 лет.

Наблюдения за состоянием сердечно-сосудистой системы проводили исходя из динамики артериального давления. Скоростные возможности футболистов оценивали по показателям в беге на 30 м, а сократительную способность мышц (ССМ) по динамике прыжка в длину с места.

После малых тренировочных нагрузок артериальное давление (как систолическое, так и диастолическое) увеличивалось (Р<0,05) в случаях, когда занятия были направлены на развитие скоростных качеств. В этих же случаях увеличивалась длина прыжка с места, но уменьшалось (правда, незначительно) время пробегания дистанции 30 м. После занятий с направленностью на развитие скоростной выносливости артериальное давление достоверно не изменилось. Если

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

судить по средним его значениям, то реакции организма на нагрузку носят индивидуальный характер/ Занятия с направленностью на развитие скоростных качеств вызывают в изучаемых функциях более направленные сдвиги. В целом изучаемые показатели имели тенденцию возвращения к исходным спустя 24 часа после нагрузки.

Средние тренировочные нагрузки в занятиях с направленностью на развитие скоростно-силовых качеств к достоверным (Р < 0,05) изменениям систолического артериального давления не приводили. В то же время диастолическое артериальное давление через 4 — 6 часов после тренировки увеличивалось и к исходным значениям приходило уже через 20 — 24 часа. После занятий, направленных на развитие скоростной выносливости сразу же после тренировки, достоверных изменений в тех же показателях не обнаружено, хотя отмечена тенденция к повышению диастолического артериального давления. После 4 — 6 часов отдыха уменьшалось систолическое артериальное давление. Судя по средним значениям, нормализация артериального давления происходила на 40 — 42-й часы после мышечной работы. Скоростные показатели сразу же после занятий со скоростной направленностью особым изменениям не подвергались, но через 4 — 6 часов работы увеличивалась скорость пробегания дистанции 30 м. Нормализуются эти показатели через 25 — 30 часов после нагрузки. В ходе занятий, направленных на развитие скоростной выносливости, особых изменений (если судить по средним значениям) в них не происходит. Скоростные качества нормализуются примерно через сутки после работы.

Показатели ССМ после занятий с -направленностью на повышение выносливости достоверных изменений не претерпели. После занятий, направленных на повышение скорости движений (Р < 0,05), уменьшалась длина прыжка с места: И в дальнейшем этот показатель, хотя и недостоверно, имел тенденцию к понижению. В целом же основные показатели приходили к исходным значениям через 24 — 32 часа после занятий.

После больших тренировочных нагрузок с направленностью на развитие скоростных качеств

 

систолическое артериальное давление приходит к норме, через 4 — 6 часов, а диастолическое артериальное — через сутки. Сразу же после тренировки можно предполагать увеличение скорости пробегания отрезка 30 м, но в дальнейшем прослеживается тенденция к уменьшению этого показателя. Скоростные показатели приходят в относительную норму через 32 часа после работы. ССМ сразу после тренировки улучшается, затем (к 24-му часу) может уменьшиться и лишь через 36 часов после работы нормализуется.

После нагрузок, направленных на развитие скоростной выносливости, систолическое артериальное давление возвращается к норме несколько дольше (8 — 10 часов), чем диастолическое артериальное (4 — 6 часов). Скоростные способности после занятий, направленных на развитие скоростной выносливости, возможно, восстанавливаются быстрее (8 — 10 часов), чем после занятий со скоростной направленностью (32 часа). Показатель ССМ сразу же после тренировки увеличивается (Р<0,05), промежуток между 6-м и 24-м часами после работы уменьшается, а через 32 часа приходит к исходному.

Таким образом, после нагрузок разной направленности и разного объема показатели сердечнососудистой системы приходят к дорабочему состоянию через разные промежутки времени. То же можно сказать и о других показателях.

Артериальное давление, как наиболее лабильное, возвращается к дорабочему уже через 10 часов после нагрузки. Скоростные показатели после малых нагрузок независимо от направленности тренировочного занятия приходят к исходным через сутки. При любых скоростных нагрузках восстановление организма затягивается (до 30 — 32 часов). Скоростные нагрузки среднего и большого объема вызывают в изменении скоростных качеств более значимые сдвиги, чем нагрузки на выносливость.

Показатели ССМ восстанавливаются значительно дольше (в зависимости от объема тренировок): при больших нагрузках (независимо от: направленности) — через 32 — 36 часов, при малых — через сутки, а при средних — через 24 — 30 часов.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЮНЫМИ

   
Ю. А. Морозов, преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Подготовка полноценного резерва для команд мастеров и для сборных страны невозможна без должного внимания к каждому ее аспекту. Большой футбол требует от спортсмена наряду с отличной физической, технической и тактической подготовленностью проявления высоких моральных и волевых качеств. Воспитывать эти качества

 

необходимо с первых же дней пребывания юного футболиста в спортивной школе.

Л. И. Яшин в одной из бесед сказал: «Жизнь все более и более убеждает меня в том, что воспитание — это главнейшая задача. Многие беды, видимые и невидимые, нашего футбола, его качественное отставание от мировогр и

Library   32   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало