Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦКЛАССАХ ПО ФУТБОЛУ

   


А. И. Михеев, Н. М. Сумарокова, сотрудники кафедры педагогики ГЦОЛИФКа
 

Современный спорт предъявляет повышенные требования ко всем, кто работает с резервами. Новая форма занятий спортом — специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) — наиболее эффективная, позволяющая сочетать учебу, регулярные занятия спортом и другие виды деятельности. Но она требует и более активного участия родителей юмы\ спортсменов в воспитательном процессе. Занимаясь в специализированных спортшколах, дети отдают много сил и времени тренировкам и соревнованиям. Тренеры в таких школах обязаны организовать работу настолько четко, чтобы у детей хватало времени и на участие в общественной жизни, и на духовное развитие. Добиться успехов в этом можно лишь зная интересы юных спортсменов, возможности удовлетворения духовных запросов в семье и в школе, зная «бюджет» времени ребят. Анкетирование 263 спортсменов 12 — 16 лет, 85,5% которых составили юные футболисты, занимающиеся в спецклассах, показало, что ребята, как правило, проявляют интерес и к литературе, и к музыке, и к живописи, и к театру, что домашние условия у большинства вполне благополучные и позволяют этот интерес удовлетворять (есть и телевизоры, и радиоприемники; в среднем в каждой семье выписывают по 3 газеты; 57,6% семей имеют магнитофоны, а 22%домашние библиотеки).

Каково же процентное соотношение интересов юных футболистов? 75,6% опрошенных более всего тянулись к литературе. А вот «внутри-литературные» интересы разделились: наряду с героями классической литературы (произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова) многие отдавали предпочтение и героям творений писателей-фантастов (А. Дюма, Ж. Верна, Ф. Купера), а значительная часть ребят назвала в числе своих идеалов тех, кого воспели А. П. Гайдар, Н. А. Островский и А. А. Фадеев. В общем, читательские интересы юных футболистов не отличаются от аналогичных интересов их сверстников. Но вот что интересно: юные спортсмены на первые места в ряду любимых и наиболее привлекательных ставят героев приключенческих романов, а на последующие — героев -пионеров, Павку Корчагина, молодогвардейцев. По нашему мнению, это объяснимо: в школе произведения Гайдара, Островского, Фадеева подлежат изучению по программе. А с кого детям брать конкретные примеры сегодня? Полагаем, и этот вопрос должен интересовать как тренеров, так и родителей юных футболистов! И наставникам детей и родителям необходимо не только знать читательские интересы подопечных, но и уметь управлять ими. 72,7% юных футболистов проявили интерес к

 

музыке. Но в большей мере... к джазовой. Называли в числе любимых таких композиторов, как А. Пахмутова, В. Шаинский и В. Мартынов, известных эстрадных певцов А. Пугачеву, Л. Лещенко, Д. Рида и С. Ротару, зарубежные вокально-инструментальные ансамбли «Бони М» и «Абба», советские — «Песняры», «Пламя» и др. 60% опрошенных коллекционируют записи любимых исполнителей. Такую тягу к эстрадной музыке и к ее исполнителям можно было бы считать вполне естественной, если бы она была не... за счет понижения интереса к классической музыке. Низок интерес опрошенных к балету и к опере. Что это: музыкальная безграмотность или плоды слабостей в нашей музыкальной пропаганде? Считаем, что в большей мере это связано с относительно низким уровнем музыкальной культуры во многих семьях: мало разговоров и тем более диспутов о музыке и ее творцах; отрицание (если и не безоговорочное, то уж как обязательного элемента общей культуры) классической музыки; отсутствие желания посещать концертные залы, чтобы слушать серьезную музыку... А ведь сравнение эстрады и классики (об этом свидетельствует не только наша музыкальная практика, но и мировая), пожалуй, все же в пользу произведений П. И. Чайковского и И.-С. Баха, В.-А. Моцарта и М. И. Глинки... Эти шедевры музыки всех времен и народов живут века!

Почему так популярны музыкальные уроки Д. Б. Кабалевского и, его соратников для юношества? Потому, что на них серьезно говорят о серьезной музыке! Столь же серьезного подхода заслуживает и интерес к живописи и к театру, составляющим духовное богатство народа.

И здесь мы снова вынуждены столкнуться с «бюджетом времени» юных футболистов. С целью выявления времени, отводимого юным футболистам на разные виды деятельности, провели анкетный опрос 90 тренеров СДЮСШОР по футболу. Ответы констатируют: свободное время ребята, отдавшие сердца футболу, тратят главным образом на тренировки. А в воскресные дни, как правило, проводятся игры. На вопрос «хватает ли, по вашему мнению, времени юным спортсменам на разные виды деятельности (учебу, спорт общественную работу...)?» в анкете 57% тренеров ответили: «Не всегда», а 20% — категорически отрицательно («Не хватает»). В какой-то степени «цейтнот» объясняется нерациональным планированием учебно-тренировочного процесса в СДЮСШОР в течение суток: времени на духовное развитие у юных футболистов почти не остается.

На вопросы, касающиеся чтения ребятами книг, просмотра кинофильмов и телепередач, большинство тренеров четко ответить не сумели.

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

Но и без их ответов было ясно, что на эти «занятия» времени у ребят остается совсем немного. Как же быть? Думаем, что основную заботу о духовном развитии детей должны взять на себя родители, с максимальной отдачей используя как вполне доступные всем формы совместного семейного отдыха, так и домашние условия: ведь большую часть суток юный футболист все же проводит дома! Просмотры кинофильмов по телевизору, телепередач на политические, спортивные и другие темы должны стать предметами обсуждений в семье. Домашняя библиотека предоставляет детям определенные возможности в целенаправленном чтении художественной литературы. Вот и еще одно мощное средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях патриотизм, нельзя обойтись без чтения и обсуждения книг о гражданской и Великой Отечественной войнах, о героях-космонавтах и т. д. В воспитании мужества наверняка помогут книги Д. Лондона, Б. Полевого, К. Симонова. А как обогащает юные души любая книга о В.И.Ленине!

После просмотра кинофильмов желательно проводить их обсуждения. Какой нравственный потенциал несет в себе многосерийный фильм «Великая Отечественная»! Ведь после победоносного окончания Великой Отечественной войны растет уже второе поколение, не знающее ужасов и лишений фронтовых лет! И чем дальше отодвигается временем День Победы — 9 мая

 

1945 г., тем яснее осознаем мы величие подвига советских людей, спасших человечество от фашистского порабощения. Крайне важно воспитать в каждом из наших детей безмерное уважение к каждому из тех, кто, защищая Родину от фашизма, сделал их жизнь счастливой.

Обсуждение прочитанного и увиденного, жаркие споры, в которых порой рождаются для ребят многие истины, — все это тоже оставляет глубокий след в юных душах, стимулирует ребят чаще вспоминать о прошлом, помогает глубже видеть настоящее, активно мечтать о будущем. Еще больше возможностей для воспитания предоставляют общение родителей с детьми в выходные дни и во время поездок за город, совместный отдых, посещение театров, выставок, знакомство с достопримечательностями родных мест.

Постоянное внимание родителей к духовному развитию детей позволит растить новое поколение гармонически сочетающим в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Конечно, роль родителей в воспитании детей многогранна, но мы заострили внимание на вопросах, решению которых в семьях уделяют пока внимания меньше, чем эти вопросы требуют. Сама жизнь убеждает: практически в каждой семье, где растут будущие мастера кожаного мяча, есть условия для всестороннего развития личности. Как можно полнее реализовать их — значит конкретно помочь и нашему футболу.

 

 

ПРОТЕКАНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

   
Г. С. Лалаков, аспирант Омского института физкультуры; К. А. Шперлинг, кандидат педагогических наук;
А. И. Кузнецов, преподаватель кафедры футбола и хоккея Омского ГИФКа
 

Вопросы построения тренировочного процесса (в частности, дозирование тренировочных нагрузок, установление рациональных режимов работы и отдыха, определение критериев готовности к повторной мышечной работе) имеют существенное практическое значение.

Для получения более четких представлений по этому вопросу был организован поиск динамики восстановления ряда функций организма спортсмена после тренировочных нагрузок разной направленности и разного объема.

Опробованы шесть вариантов тренировочных уроков. Типы уроков создавали по схеме В. В. Петровского. Влияние урока рассматривали как комплексный раздражитель организма и определяли пятью факторами: координационной структурой упражнения; интенсивностью выполнения упражнения; режимом чередования упражнений и отдыха; длительностью выполнения упражнения; числом повторений упражнения.

 

Обследования проводили до и сразу после тренировочного занятия, а затем через 4 — 6, 8 — 10, 24, 32, 36, 48 и 56 часов. Объектом их была группа футболистов 17 — 19 лет.

Наблюдения за состоянием сердечно-сосудистой системы проводили исходя из динамики артериального давления. Скоростные возможности футболистов оценивали по показателям в беге на 30 м, а сократительную способность мышц (ССМ) по динамике прыжка в длину с места.

После малых тренировочных нагрузок артериальное давление (как систолическое, так и диастолическое) увеличивалось (Р<0,05) в случаях, когда занятия были направлены на развитие скоростных качеств. В этих же случаях увеличивалась длина прыжка с места, но уменьшалось (правда, незначительно) время пробегания дистанции 30 м. После занятий с направленностью на развитие скоростной выносливости артериальное давление достоверно не изменилось. Если

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало