Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ческих действий, средние — 12 — 19, а длинные — 5 — 9. В игре лучших европейских сборных те же параметры выглядят так: 18 — 28, 13 — 18 и 8 — 11%.

Умеренная вариативность. отмечается у школьников в динамике таких приемов, как ведение, обводка, отбор, перехват, единоборство вверху. Однако для каждой команды есть оптимальное соотношение этих технико-тактических действий, которое обеспечивает реализацию возможностей команды и достижение необходимого результата.

Сравним для примера структуру ТТД сборных команд школьников (см. табл. 2). Команда РСФСР добилась выигрыша у сборной Армянской ССР при максимальных значениях числа и точности средних и длинных передач, ведения, обводки и перехватов мяча. Сборная Украины в трудном матче выиграла у литовских школьников за счет уменьшения (по сравнению с числом в других играх) числа, но повышения точности коротких

 

передач. Увеличилось числи перехватов, единоборств за верховые мячи и ударов по воротам. Снизился процент брака при выполнении этих приемов. Естественно, порой игра, принесшая команде победу, может быть и не самой лучшей по сравнению с другими в плане «блистания» техникой. Тем не менее сопоставление результатов соревнований, структуры ТТД и оценок экспертов показывает, что у каждой команды есть определенная модель игры, которая отражает лучшие стороны подготовленности футболистов. Видимо, не случайно в футболе (да и, вероятно, в каждом коллективном виде спорта) выражение «Команда нашла с в о ю (выделено мною — Е. С.) игру». Его можно считать своего рода установкой для работы детских тренеров: надо искать новые средства и методы подготовки; так распределять их в учебно-тренировочном процессе, чтобы они содействовали и быстрому и прочному раскрытию потенциальных возможностей каждого игрока и команды в целом.

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО — ОСНОВА УСПЕХА

   
С. М. Мосягин, заслуженный тренер СССР
 

Юные футболисты нашей страны неоднократно добивались успехов в официальных международных соревнованиях. Эти успехи — результат плодотворной работы не только наставников сборных команд, но и большого коллектива тренеров в многочисленных детских специализированных школах. Наши тренеры и специалисты уже накопили определенный опыт по подготовке юношей к ответственным международным соревнованиям, но проблемы в этом плане сняты далеко не все. На мой взгляд, эти проблемы характерны для всей «отрасли» нашего футбольного хозяйства, занимающейся подготовкой резервов.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — качество учебно-тренировочного и воспитательного процессов.

Эффективность подготовки игроков зависит прежде всего от оптимального распределения тренировочных средств по объему и направленности как в одном занятии, так и в микро- и в макроциклах. Проверка работы детских тренеров показывает, что некоторые из них грубо нарушают методические принципы тренировки. Один из примеров такого нарушения — разучивание технических приемов в конце занятий, когда организм утомлен и у ребенка нарушена координация движений. Отдельные тренеры проводят занятия, направленные на развитие скоростных качеств, в четвертый день шестидневного микроцикла.

Подобные ошибки существенно сдерживают рост подготовленности молодых футболистов. В тренировках сборных юношеских команд страны методические просчеты встречаются реже (тренеры этих команд тщательно готовятся к

 

каждому занятию, а вся тренировочная, воспитательная и лечебно-профилактическая работа тщательно контролируется).

Вторая особенность подготовки футбольных резервов, отрицательно влияющая на качество нашей работы, — отсутствие правильного соотношения процессов обучения и совершенствования.

В сборную юношескую страны, как правило, попадают ребята физически одаренные, отличающиеся от сверстников и достаточно высоким уровнем развития физических качеств. Что же касается технико-тактической подготовки, то здесь практически у каждого кандидата в сборную немало существенных недостатков. Причин тому множество (и плохое качество полей, и отсутствие добротного инвентаря и т. д., и т. п.), но, видимо, главное все же в том, что (к величайшему сожалению) до сих пор тренировочную работу во многих детских командах заменяют частыми (но, как показывает многолетняя практика, далеко не эквивалентными ей по влиянию на формирование организма) двусторонними и товарищескими играми. С одной стороны, хорошо, что техника совершенствуется в сложной игровой обстановке, но... Вот другой «конец палки»: если технический прием освоен с ошибками, то эти ошибки закрепляются, и устранить их потом во много крат труднее, чем сразу. В этом тренеры сборных команд с горечью убедились уже не один десяток раз и, что самое неприятное, продолжают убеждаться.

Анализ соревновательной деятельности сборных юношеских команд СССР в международных турнирах показывает: мы традиционно отстаем

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

в умении играть головой в прыжке (особенно\ при единоборствах) и в результативности ударов по воротам.

Особенно слаба «школа» у наших подростков в тактической подготовке. Можно часто видеть, как, например, крайний игрок линии обороны .не соблюдает диагональную подстраховку или атакует соперника, владеющего мячом, со стороны боковой линии. Центральные защитники играют «в линию» или одновременно «идут в отбор», а полузащитники не умеют взаимодействовать ни между собой, ни с игроками других линий. Много времени уделяют тренеры сборных теоретическим занятиям по тактике. Большую помощь в этом оказывают научные сотрудники: они записывают игры на видеопленку, регистрируют число и точность технико-тактических действий как отдельных футболистов, так и команд в целом. Для большей наглядности показатели технико-тактической деятельности (число действий с мячом и качество выполнения каждого из них) игроков юношеских. сборных сопоставляем с аналогичными показателями ведущих футболистов (и наших и зарубежных). И все же темпы «прироста» в качестве тактической подготовки пополнения оставляют желать лучшего. Во время соревнований (особенно за рубежом) рецидивы тактической неподготовленности обходятся советским командам очень дорого.

Особую надежду тренерский коллектив юношеских сборных возлагает на помощь комплексной научной группы (КНГ), созданной на базе лаборатории теории и методики футбола ВНИИФКа. В эту группу входят специалисты разного профиля: педагоги, врачи, физиологи, психологи. С учетом того, что юношеские сборные готовятся к международным соревнованиям в разных городах страны (в Минске, Ташкенте, Ереване...), в научную группу привлечены и специалисты из этих городов.

Одно из главных направлений научно-методического обеспечения подготовки смены для главной команды страны — контроль за состоянием юных футболистов.- Система комплексного контроля в наших юношеских сборных — это проведение ряда обследований: углубленных комплексных (УКО) и этапных комплексных (ЭКО), текущих (ТО) и обследований соревновательной деятельности (ОСД).

Программа этих обследований во многом совпадает с программой, по которой обследуют игроков молодежной и первой сборных СССР. Идентичность программ обследований обоснована тем, что тренеры юношеских команд всегда могут сопоставить уровень- подготовленности своих подопечных с аналогичными данными ведущих футболистов страны. Такое сравнение позволяет не только конкретизировать параметры отставания, но и критически оценивать уже проделан-

 

ное, находить причины, сдерживающие развитие необходимых двигательных качеств и повышение технико-тактического мастерства.

Для примера приведу такой факт. После завершения финальных игр XVI Всесоюзной спартакиады . школьников лучших футболистов вызвали на учебно-тренировочный сбор, который рассматривали. как один из этапов подготовки к отборочным матчам чемпионата Европы. В течение 14 дней спартакиадного турнира футболисты уже участвовали в .8. — 9 матчах. Поэтому задача КНГ сводилась к оценке функционального состояния кандидатов в сборную и (на основе информации о состоянии игроков) к разработке совместно с тренерами- плана учебно-тренировочного процесса, а также восстановительных мероприятий.

Для решения этой задачи было проведено углубленное, медицинское обследование, дана оценка физической подготовленности и осуществлена регистрация технико-тактической деятельности. Результаты этой работы показали, что, несмотря на удовлетворительное состояние здоровья, у футболистов снизились стартовая скорость и, особенно, скоростная выносливость, возрос процент технического брака.

На . основании этой информации команду разделили на группы, каждая из которых вела целенаправленные тренировки, устраняя конкретные недостатки. Ввели специальный комплекс неспецифических упражнений, а занятия Проводили в основном игровым методом. Участие этой команды в отборочных играх чемпионата континента показало, что учебно-тренировочный процесс был построен правильно.

Особую важность систематическое изучение динамики подготовленности юных футболистов приобретает при оценке и прогнозировании перспективности ребят. Если прежде этот вопрос тренеры решали только на основе визуальных наблюдений за Соревновательной и тренировочной деятельностью подопечных, то сейчас субъективную оценку экспертов можно сопоставлять с объективной информацией.

Темпы прироста показателей физической и технико-тактической подготовленности игроков позволят с достаточной надежностью определять перспективность членов юношеских сборных.

В плане работы КНГ в сборных командах страны предусмотрена и разработка модельных характеристик юных футболистов. ,В дальнейшем эти характеристики могут служить одним из критериев отбора не только в сборные, но и в команды ДЮСШ.

В заключение считаю необходимым отметить, что результативность системы подготовки резервов зависит, от эффективности и качества работы всех звеньев детско-юношеского футбола: тренеров, научных работников, организаторов, врачей и, конечно, самих юных футболистов.

 
Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало