|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
результатов команды добиваются не при максимальном (900 — 1000), а при оптимальном числе технико-тактических приемов: для команды «Зенит» такое число — 700 — 750 (Г. С. Зонин, 1975), для сборной СССР 1975 — 1976 гг. — 800 — 850 (материалы лаборатории футбола ВНИИФКа). В. В. Лобановский и Ю. А. Морозов (1979), анализируя игры XI чемпионата мира, приходят к выводу, что «эталоном командных действий сегодня может считаться футбольный коллектив, который выполняет более 700 технико-тактических действий за игру*. Что касается показателя точности действий с мячом, то он должен быть максимально возможным. Данные, приводимые в табл. 1, подтверждают связь показателей ТТД и счета игры со средними значениями тренерских оценок. Если команда выигрывает, — оценки высокие; если проигрывает, — оценки снижаются. Видимо, тренеры * «Футбол». Ежегодник. М., ФиС, 1979, с. 7. |
выставляют оценки в протоколы чаще всего под воздействием эмоций прошедшего матча. Например, команда школьников Литвы во время встречи с одногодками из сборной Казахстана добилась победы с минимальным счетом — 1:0. Несмотря на худшие показатели ТТД в этой встрече по сравнению с другими, она получила наивысшую тренерскую оценку. В противоположность этому у сборных РСФСР, Украины и Казахстана отмечена положительная связь между показателями брака в ТТД, счетом игры и оценками экспертов. Эти команды добились победы в играх, в которых допустили меньше всего брака в действиях с мячом. У проигравших же технического брака в среднем было на 16% больше. Только в игре сборных Литовской ССР и Казахской ССР (1:0) победившие выполнили меньше технико-тактических действий (на 29), да и те менее точно (разница в показателях брака составляет 5%). В пяти матчах, завершившихся с ничейными результата- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 2 Структура технико-тактической деятельности игроков команд — призеров XVI Всесоюзной спартакиады школьников
* Процент брака. ** Технические приемы в общем числе технико-тактических действий за матч (в %). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
|
||||
ми, расхождения в показателях брака у команд-соперниц составляют в среднем 6%. Вновь обращаясь к показателям ТТД юношеской сборной СССР в матче со сверстниками из сборной Венгрии, замечу: победившие были в действиях с мячом на 17% точнее, чем побежденные. В табл. 2. представлены данные, характеризующие точность выполнения отдельных приемов || структуру ТТД команд РСФСР, Украины и Литвы, ставших призерами XVI Всесоюзной спартакиады школьников, в трех матчах с разными соперниками. Они свидетельствуют (и весьма убедительно), что юные футболисты чаще ошибаются при выполнении таких приемов, как длинные передачи, отбор и перехват мяча, игра головой и удары по воротам. Аналогичная картина в этом плане и у футболистов высокой квалификации, хотя показатели брака у них значительно ниже. Например, у игроков московского «Динамо» во встречах с тбилисскими и минскими одноклубниками в рамках чемпионата страны 1981 г. брак в длинных передачах составлял 55 и 42% соответственно, а сборная СССР в отборочной игре чемпионата мира со сборной Турции (23 сентября 1981 г.) из 43 длинных передач неточно выполнила 19 (брак — 44%). Средний показатель брака в длинных передачах у участников Спартакиады школьников 1981 г. — 63%. Для футболистов, большинство из которых уже выступает за дублирующие и даже основные составы команд мастеров, конечно же, он непозволительно велик. Резервы для повышения точности исполнения длинных передач, несомненно, есть. Подтверждают такую уверенность цифры, характеризующие ТТД юношеских сборных команд СССР (показатель брака в длинных передачах не превышает здесь 50%). Хотел бы обратить внимание на две особенности применения длинных передач, которые четко проглядывались на спартакиаде. Во-первых, чаще всех длинные передачи применяли защитники, которые старались скорее перевести мяч в линию нападения, минуя своих разыгрывающих. Но их передачи, как правило, были продольные и становились легкой добычей соперника, поскольку у защитников была более удобная позиция (мяч летел навстречу). Во-вторых, мяч при таких передачах летел по очень высокой траектории, а когда достигал нужной зоны, защитная линия соперников успевала, перестроившись, закрывать опасные участки вблизи атакуемых ворот. При ведении мяча и обводке показатели брака у юных футболистов примерно такие же, как и у игроков высокой квалификации, но для первых характерны существенные колебания этих показателей при ведении мяча. Так, у российских школьников в двух играх процент брака не превышал 5, а в третьей... увеличился до 16. Самым высоким процент брака в ведении и обводке оказался у игроков сборной Литовской ССР в матче с командой Украины — 27 и 70 соответственно. Оставляет желать лучшего исполнение защит- |
ных действий — отбора и перехвата мяча. В отборе среднее значение брака у школьников — 56%, при перехвате — 45%. В ведущих европейских командах эти приемы выполняют намного чище. Например, на чемпионате мира в Аргентине сборная Голландии в игре с командой ФРГ из 39 действий на перехвате ошиблась только однажды, а в ее игре со сборной Италии безрезультатными оказались только 5 перехватов из 38. Из трех команд школьников, представленных в табл. 2, лучшие показатели в результативности защитных действий — у сборной Украины. Видимо, это не случайно. Юные украинские футболисты часто применяли коллективный отбор (соперника, владевшего мячом, атаковали одновременно несколько игроков). Сегодня коллективные действия характерны для лучших отечественных и зарубежных команд. Игра головой и удары по воротам (особенно в единоборствах) — приемы, в которых советские футболисты традиционно уступают зарубежным. Даже во встрече (отборочной к чемпионату мира) с относительно слабым соперником — командой Турции — игроки сборной СССР при единоборствах вверху допустили 72% брака, а при ударах по воротам ногой и головой — 66%. Ведущие национальные сборные стран Европы (ФРГ, Голландии, Италии) ошибаются меньше: в единоборствах за верховые мячи брак у них не превышает (в среднем) 40%, а при ударах по воротам составляет около 50%. Таким образом, при сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и игроков, выступающих за команды мастеров, видна отрицательная преемственность: приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться камнем преткновения и в пору спортивной зрелости. В этой связи справедливо мнение многих специалистов о том, что резерв повышения технического мастерства советских футболистов кроется в улучшении процесса обучения в детских специализированных школах. Изменение структуры ТТД (процентного отношения отдельных приемов к общему числу технико-тактических действий в игре) юных футболистов имеет ряд особенностей. Так, при сопоставлений числа передач мяча, применяемых разными командами, видно, что у всех команд более заметна динамика в числе коротких передач (см. табл. 2). Если средние передачи мяча составляют 4 — 6% общего числа технико-тактических действий, а длинные — от 9 до 14%, то процент коротких передач колеблется от 21 до 43. Для сравнения приведу аналогичные данные, зафиксированные в, нескольких сезонах у игроков московского «Динамо». Так, в лучших играх чемпионата СССР 1977 г. на короткие и средние передачи у них приходилось не более 39% общего числа технико-тактических действий, а на длинные — 6 — 10% (с учетом игр на Кубок СССР и в полуфинале Кубка УЕФА). В 1980 г. короткие передачи составляли 39 — 46% всех технико-такти- |
|||
27 |
|
||||
ческих действий, средние — 12 — 19, а длинные — 5 — 9. В игре лучших европейских сборных те же параметры выглядят так: 18 — 28, 13 — 18 и 8 — 11%. Умеренная вариативность. отмечается у школьников в динамике таких приемов, как ведение, обводка, отбор, перехват, единоборство вверху. Однако для каждой команды есть оптимальное соотношение этих технико-тактических действий, которое обеспечивает реализацию возможностей команды и достижение необходимого результата. Сравним для примера структуру ТТД сборных команд школьников (см. табл. 2). Команда РСФСР добилась выигрыша у сборной Армянской ССР при максимальных значениях числа и точности средних и длинных передач, ведения, обводки и перехватов мяча. Сборная Украины в трудном матче выиграла у литовских школьников за счет уменьшения (по сравнению с числом в других играх) числа, но повышения точности коротких |
передач. Увеличилось числи перехватов, единоборств за верховые мячи и ударов по воротам. Снизился процент брака при выполнении этих приемов. Естественно, порой игра, принесшая команде победу, может быть и не самой лучшей по сравнению с другими в плане «блистания» техникой. Тем не менее сопоставление результатов соревнований, структуры ТТД и оценок экспертов показывает, что у каждой команды есть определенная модель игры, которая отражает лучшие стороны подготовленности футболистов. Видимо, не случайно в футболе (да и, вероятно, в каждом коллективном виде спорта) выражение «Команда нашла с в о ю (выделено мною — Е. С.) игру». Его можно считать своего рода установкой для работы детских тренеров: надо искать новые средства и методы подготовки; так распределять их в учебно-тренировочном процессе, чтобы они содействовали и быстрому и прочному раскрытию потенциальных возможностей каждого игрока и команды в целом. |
|||
|
||||
С. М. Мосягин, заслуженный тренер СССР |
||||
Юные футболисты нашей страны неоднократно добивались успехов в официальных международных соревнованиях. Эти успехи — результат плодотворной работы не только наставников сборных команд, но и большого коллектива тренеров в многочисленных детских специализированных школах. Наши тренеры и специалисты уже накопили определенный опыт по подготовке юношей к ответственным международным соревнованиям, но проблемы в этом плане сняты далеко не все. На мой взгляд, эти проблемы характерны для всей «отрасли» нашего футбольного хозяйства, занимающейся подготовкой резервов. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — качество учебно-тренировочного и воспитательного процессов. Эффективность подготовки игроков зависит прежде всего от оптимального распределения тренировочных средств по объему и направленности как в одном занятии, так и в микро- и в макроциклах. Проверка работы детских тренеров показывает, что некоторые из них грубо нарушают методические принципы тренировки. Один из примеров такого нарушения — разучивание технических приемов в конце занятий, когда организм утомлен и у ребенка нарушена координация движений. Отдельные тренеры проводят занятия, направленные на развитие скоростных качеств, в четвертый день шестидневного микроцикла. Подобные ошибки существенно сдерживают рост подготовленности молодых футболистов. В тренировках сборных юношеских команд страны методические просчеты встречаются реже (тренеры этих команд тщательно готовятся к |
каждому занятию, а вся тренировочная, воспитательная и лечебно-профилактическая работа тщательно контролируется). Вторая особенность подготовки футбольных резервов, отрицательно влияющая на качество нашей работы, — отсутствие правильного соотношения процессов обучения и совершенствования. В сборную юношескую страны, как правило, попадают ребята физически одаренные, отличающиеся от сверстников и достаточно высоким уровнем развития физических качеств. Что же касается технико-тактической подготовки, то здесь практически у каждого кандидата в сборную немало существенных недостатков. Причин тому множество (и плохое качество полей, и отсутствие добротного инвентаря и т. д., и т. п.), но, видимо, главное все же в том, что (к величайшему сожалению) до сих пор тренировочную работу во многих детских командах заменяют частыми (но, как показывает многолетняя практика, далеко не эквивалентными ей по влиянию на формирование организма) двусторонними и товарищескими играми. С одной стороны, хорошо, что техника совершенствуется в сложной игровой обстановке, но... Вот другой «конец палки»: если технический прием освоен с ошибками, то эти ошибки закрепляются, и устранить их потом во много крат труднее, чем сразу. В этом тренеры сборных команд с горечью убедились уже не один десяток раз и, что самое неприятное, продолжают убеждаться. Анализ соревновательной деятельности сборных юношеских команд СССР в международных турнирах показывает: мы традиционно отстаем |
|||
28 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |