![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на — выиграть. Специально готовиться к очередной встрече («по образу и подобию» других видов спорта) футболистам попросту невозможно: даже в самом идеальном варианте игры проводятся раз в неделю, а реально — через 3 — 4 дня. Например, в первой лиге чемпионата СССР 1980 г. из 45 межигровых интервалов трехдневными оказались 25 (58%). Поэтому эффективность контроля и планирования нагрузок в футболе зависит от того: — какие показатели используются; — насколько взаимосвязаны оперативные, текущие и этапные разновидности контроля и планирования нагрузок; |
— каким должно быть соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок; — при помощи каких критериев оценивается воздействие нагрузок. Система контроля и планирования тренировочных нагрузок в футболе основана на регистрации (распределении) времени, затраченного на физическую, техническую, тактическую и другие виды подготовки. Например, в методических материалах по организации тренировочного процесса в футбольных командах высшей лиги в качестве обязательного рекомендуется соотношение нагрузок, приводимое в табл. 1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 1 Распределение времени на физическую, техническую и тактическую подготовку
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идея подобного подхода, вне всякого сомнения, верна: изменение соотношения нагрузок должно привести к желаемому изменению структуры подготовленности футболистов. Вопрос только в одном: можно ли при выполнении специальных (технико-тактических) уп-
![]()
Схема технико-тактической комбинации |
ражнений определить, на какую сторону подготовленности было направлено их воздействие? Рассмотрим пример. На рисунке схематично- представлено упражнение, используемое в тренировке футболистов. При его выполнении совершенствуется техника вбрасывания и приема мяча; остановки мяча грудью с поворотом на 90°; ведения; продольных и диагональных передач мяча, выполняемых верхом и низом; ударов в ворота по летящему мячу ногой и головой. Тренеры, предлагающие спортсменам это или подобные этому упражнения, вправе регистрировать проделанную работу (по времени или по числу выполненных упражнений) в графе «Техническая подготовка». Но вполне правомерно регистрировать эту нагрузку и в графе «Тактическая подготовка», ибо игрокам необходимо непрерывно оценивать ситуацию, связанную с перемещениями противников, партнеров и мяча, выполнять тактическую комбинацию «стенка». Помимо этого в упражнении совершенствуется физическая подготовленность. Поэтому в процессе контроля нагрузку можно отнести к графе «Физическая подготовка». Хорошо технически подготовленные игроки выполняют это упражнение примерно за 25 — 30 сек. (при |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
75 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||||
плохой технике резко возрастают затраты времени на обработку мяча — вследствие неточного паса и т. п.), делая рывки с максимальной скоростью на 20 — 25 м (игрок Б), 15 — 20 м (В) и 40 — 50 м (Г). При повторении упражнения каждый футболист многократно пробегает эти отрезки, и в зависимости от интервалов отдыха (полных или укороченных) нагрузка будет способствовать повышению скоростных возможностей, выносливости или иных двигательных качеств. Таким образом, тренер, применяющий подобные упражнения, всегда должен решать: в какой графе регистрировать выполненную спортсменом работу? Вопрос этот далеко не формальный, поскольку разные показатели нагрузки необходимо постоянно сопоставлять с достижениями спортсмена в соревновательном упражнении и в тестах и по результатам сопоставления распределять нагрузки на следующий этап подготовки. При использовании описанной схемы контроля часто невозможно проанализировать и обобщить стратегию распределения тренировочных средств. Известно, что тренеры распределяют средства подготовки в соответствии с задачами конкретных занятий. И тогда может оказаться так, что один из них рассматривает упражнение, приведенное на рисунке, как средство совершенствования тактики, а другой — как средство повышения техники. Зачастую «научные» споры о том, какое из двух соотношений нагрузок (30% — на тех- |
нику, 20% — на тактику и 50% — на физическую подготовку или соответственно 40 : 40 : 20) лучше, бессодержательны: в подготовке спортсменов, как правило, используются одни и те же упражнения, по-разному классифицируемые из-за несовершенства системы контроля. Таким образом, одно и то же специфическое упражнение, выполняемое с разными интенсивностью, интервалами отдыха и числом повторений, может быть направлено на совершенствование как технико-тактического мастерства, так и двигательных качеств. Последнее очень важно, ибо в тренировке необходимо не просто добиваться повышения уровня развития основных двигательных качеств, но и, учитывая зависимости между этими качествами, искать их оптимальное соотношение. Вот почему для контроля и планирования нагрузок целесообразно использовать следующие характеристики: 1. Специализированность, понимаемую как мера сходства тренировочных упражнений с игрой. 2. Направленность, которая проявляется в воздействии тренировочных упражнений на развитие разных двигательных качеств. 3. Координационную сложность как меру трудности упражнений. 4. Величину, определяющую степень воздействия упражнений на организм футболиста. Именно по этим характеристикам тренер должен учитывать разновидности состояния футболистов (табл. 2). |
|||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 2 Соотношение состояний, тренировочных эффектов, контроля и планирования
|
||||||||||||||||||||||
Содержание этой таблицы отражает идею о необходимости планирования нагрузок, исходя из состояния футболистов. Оперативное состояние футболиста характеризуется изменениями, которые произошли в его организме после выполнения упражнения (или серии упражнений). Например, после разминки футболиста частота сокращений сердца составляла 100, после серии технико-тактических упраж- |
нений — 190, а после 4 мин. отдыха — 140 уд/мин. Оперативное планирование нагрузки (или регулирование ее) будет заключаться в изменении таких компонентов упражнения, как длительность, координационная сложность, число повторений и др., в пределах одного занятия. Поэтому разработанные в теории и применяемые ныне в практике футбола рекомендации об оперативном планировании |
|||||||||||||||||||||
![]() |
76 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
«на месяц и на текущую неделю» неверны (в их основе лежит произвольно выбираемый временный фактор, а не объективные показатели состояния футболистов). Текущее состояние игроков характеризуется изменениями в организме, происшедшими под влиянием одного или нескольких занятий. Например, в понедельник и вторник футболисты провели по два тренировочных занятия, а в среду утром у некоторых из них (после текущего обследования) было отмечено недовосстановление. Изменение объема и направленности нагрузки именно в этот день и именно для этой группы футболистов и есть текущее планирование нагрузки. Оно осуществляется в пределах одного тренировочного или межигрового цикла. Неправильно называть текущими планы на текущий год, как это делают некоторые из теоретиков футбола: и в этом случае в основе текущего планирования должны лежать изменения в текущем состоянии футболиста. Наконец, устойчивое состояние (например, спортивная форма или состояние перетренированности) игрока (команды) служит основой для составления этапных и перспективных планов. Устойчивое состояние игроков изменяется медленно: для повышения уровня их физической работоспособности или эффективности их техники необходимо провести не одну сотню занятий. Длительность этапа, на который составляется план, определяют задачи, условия работы, а также объем нагрузки, необходимой для запланированного по- |
вышения двигательных качеств, уровня техники и т. п. Эффективность этапного планирования нагрузок определяют по результатам игр, а также по итогам комплексного контроля. Измерения уровня технико-тактического мастерства и физической работоспособности футболистов дают объективную оценку количественным и качественным характеристикам нагрузок. Например, многие специалисты считают, что с 1970 по 1980 г. объем нагрузок, выполняемых высококвалифицированными футболистами, возрос. Если это действительно так, то за рассматриваемый период должны были стать выше технико-тактическое мастерство игроков, улучшиться двигательные качества и т. д. Анализ результатов комплексного контроля показывает: этого не произошло. Уровень работоспособности футболистов сборной команды СССР в 1970 г. или в 1975 г. был в среднем даже выше (!), чем в 1980 г. Причина такой «стабильности» мастерства футболистов только одна: не растут нагрузки. Подавляющее большинство упражнений функционально однообразны (в каждом занятии понемногу работают над развитием всех двигательных качеств, вместо того чтобы воздействовать на эти качества избирательно); координационная сложность упражнений далека от игровой. Изменить сложившуюся ситуацию можно. Для этого необходимо в процессе контроля нагрузок с использованием указанных характеристик узнать, сколько и как тренировался футболист. |
|||
ФУТБОЛ ЗА РУБЕЖОМ |
||||
В. В. Варюшин (ВШТ при ГЦОЛИФКе) |
||||
Планомерно и целенаправленно государственная подготовка тренерских кадров по футболу в Англии не ведется. Осуществляется она на специальных курсах продолжительностью от одной до пяти недель, независимо от того, имеет ли будущий специалист высшее либо специальное образование или не имеет. Руководит курсами Федерация футбола во главе с главным методистом Алланом Вейдом и двумя штатными преподавателями. Иногда к работе на курсах привлекают бывших игроков и судей. Всего в Англии функционируют два учебных центра: подготовительный (продолжитель- |
ность курса в нем — неделя) в национальном спортивном центре в г. Лилишол и международный (курс — пять недель) в г. Аббатство Бишау. Мне довелось непосредственно пройти подготовительный курс в национальном спортивном центре. Поэтому расскажу о нем подробнее. По 40-часовой программе обучаются 30 слушателей, достигших 20 лет. Каждый обязан уплатить «за науку» 63 фунта стерлингов. Программа обучения затрагивает основные вопросы теории и методики футбола. Вот из чего она состоит. |
|||
![]() |
77 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |