Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

«на месяц и на текущую неделю» неверны (в их основе лежит произвольно выбираемый временный фактор, а не объективные показатели состояния футболистов).

Текущее состояние игроков характеризуется изменениями в организме, происшедшими под влиянием одного или нескольких занятий. Например, в понедельник и вторник футболисты провели по два тренировочных занятия, а в среду утром у некоторых из них (после текущего обследования) было отмечено недовосстановление. Изменение объема и направленности нагрузки именно в этот день и именно для этой группы футболистов и есть текущее планирование нагрузки. Оно осуществляется в пределах одного тренировочного или межигрового цикла. Неправильно называть текущими планы на текущий год, как это делают некоторые из теоретиков футбола: и в этом случае в основе текущего планирования должны лежать изменения в текущем состоянии футболиста.

Наконец, устойчивое состояние (например, спортивная форма или состояние перетренированности) игрока (команды) служит основой для составления этапных и перспективных планов. Устойчивое состояние игроков изменяется медленно: для повышения уровня их физической работоспособности или эффективности их техники необходимо провести не одну сотню занятий. Длительность этапа, на который составляется план, определяют задачи, условия работы, а также объем нагрузки, необходимой для запланированного по-

 

вышения двигательных качеств, уровня техники и т. п.

Эффективность этапного планирования нагрузок определяют по результатам игр, а также по итогам комплексного контроля. Измерения уровня технико-тактического мастерства и физической работоспособности футболистов дают объективную оценку количественным и качественным характеристикам нагрузок. Например, многие специалисты считают, что с 1970 по 1980 г. объем нагрузок, выполняемых высококвалифицированными футболистами, возрос. Если это действительно так, то за рассматриваемый период должны были стать выше технико-тактическое мастерство игроков, улучшиться двигательные качества и т. д. Анализ результатов комплексного контроля показывает: этого не произошло. Уровень работоспособности футболистов сборной команды СССР в 1970 г. или в 1975 г. был в среднем даже выше (!), чем в 1980 г. Причина такой «стабильности» мастерства футболистов только одна: не растут нагрузки. Подавляющее большинство упражнений функционально однообразны (в каждом занятии понемногу работают над развитием всех двигательных качеств, вместо того чтобы воздействовать на эти качества избирательно); координационная сложность упражнений далека от игровой.

Изменить сложившуюся ситуацию можно. Для этого необходимо в процессе контроля нагрузок с использованием указанных характеристик узнать, сколько и как тренировался футболист.

 

 

ФУТБОЛ ЗА РУБЕЖОМ


СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ В АНГЛИИ

   
В. В. Варюшин (ВШТ при ГЦОЛИФКе)
 

Планомерно и целенаправленно государственная подготовка тренерских кадров по футболу в Англии не ведется. Осуществляется она на специальных курсах продолжительностью от одной до пяти недель, независимо от того, имеет ли будущий специалист высшее либо специальное образование или не имеет.

Руководит курсами Федерация футбола во главе с главным методистом Алланом Вейдом и двумя штатными преподавателями. Иногда к работе на курсах привлекают бывших игроков и судей.

Всего в Англии функционируют два учебных центра: подготовительный (продолжитель-

 

ность курса в нем — неделя) в национальном спортивном центре в г. Лилишол и международный (курс — пять недель) в г. Аббатство Бишау.

Мне довелось непосредственно пройти подготовительный курс в национальном спортивном центре. Поэтому расскажу о нем подробнее.

По 40-часовой программе обучаются 30 слушателей, достигших 20 лет. Каждый обязан уплатить «за науку» 63 фунта стерлингов.

Программа обучения затрагивает основные вопросы теории и методики футбола.

Вот из чего она состоит.

Library   77   Up


Contents

 

Home
 

Понедельник

10.00—12.00. Лекция «Основные принципы обучения и тренировки футболистов».

12.30—14.00. Практические занятия. Обучение технике передач мяча по заданию тренера и исправление ошибок.

15.00—16.30. Практические занятия. Обучение технике передач в игровых упражнениях с акцентом на атаке. Разучивание стандартных комбинаций.

19.00 Учебный фильм «Передачи мяча».

Вторник

10.00—12.00. Практические занятия. Обучение технике остановок мяча (катящегося, летящего) и ведение мяча в разных направлениях.

12.30—14.00. Тренерская практика. Организация и проведение практических занятий по технике футбола.

15.00—16.30. Практические занятия. Обучение взаимодействию в игровых ситуациях. Ведение и передачи мяча по заданию тренера.

19.00. Учебный фильм «Организация атаки».

Среда

10.00—12.00 Тренерская практика. Игровые занятия с акцентом на остановке и быстрой передаче мяча на свободное место. Открывание игрока — выход на свободное место.

12.30.—14.00. Практические занятия. Удары на меткость, силу и быстроту в сочетании с финтами.

15.00—16.30. Практические занятия. Изучение индивидуальной тактики по месту в команде. Взаимодействие в звеньях и взаимодействие звеньев.

19.00. Учебный фильм «Финты в футболе».

Четверг

10.00—12.00. Тренерская практика. Проведение и разбор учебных занятий со слушателями по заданию тренера.

12.30—14.00 Практические занятия. Изучение техники обводки по заданию тренера.

15.00—16.30. Практические занятия. Изучение техники вбрасывания и ведения мяча.

19.00. Учебный фильм «Игра нападающих с мячом и без мяча».

Пятница

10.00—12.00. Практические занятия. Изучение техники игры вратаря (ловля и отбивание мячей, летящих на разной высоте).

12.30—14.00. Практические занятия. Изучение техники игры вратаря (вбрасывание мяча руками и выбивание ногой на быстроту, дальность и точность; финты с целью освобождения от атакующего).

15.00—16.30. Тренерская практика. Проведение и разбор учебных занятий со слушателями по заданию тренера.

19.00. Лекция «Правила игры».

 

Суббота

10.00—12.00. Практические занятия. Изучение техники игры головой.

12.30—14.00. Тренерская практика. Проведение и разбор учебных занятий со слушателями по заданию тренера.

15.00—16.30. Практические занятия. Тактика взаимодействия игроков в защите и совершенствование в двусторонних играх.

19.00. Учебный фильм «Правила игры».

Воскресенье

10.00—11.30. Лекция «Теоретическая подготовка тренера».

12.00—14.00. Экзамен по теории.

15.00—18.00. Экзамен по тренерской практике и заключительное собрание.

В соответствии со спортивной подготовкой всех слушателей распределяют на три группы. К каждой группе прикреплен тренер, который проводит занятия по конкретным темам (метод — круговой).

Заслуживают внимания тщательность и пунктуальность подбора учебного материала, его изучение слушателями, разбор и анализ. Каждое учебное занятие (независимо от направленности) как бы официальная игра в миниатюре, где поощряются атака, удачный финт, красивый гол.

Тренеры четко выполняют основные принципы обучения и тренировки, которые заключаются в следующем.

О р г а н и з а ц и я

Основные принципы тренировки — ясность (точность) и максимальное приближение к игровой обстановке. Задачи тренировки изложены так, что каждый игрок понимает свои цели и действия. Всякая смена позиций сопровождается тщательным анализом.

Какие факторы важны для обеспечения этих принципов?

1.   Число игроков, участвующих в практических занятиях, и их расстановка, максимально воссоздающая реальную ситуацию в выполнении конкретного задания.

2.   Хорошее знание поля, на котором проходит тренировка, тренером: каждый игрок должен четко осознавать решаемую им задачу на конкретном участке поля.

3.   Характер обслуживания (он не только важен, но часто необходим для успешного проведения практических занятий).

4.   Разнообразие тренировочной формы.

5.  Умение начинать практику.

6.   Физическое состояние тренера и его помощников.

7.   Выбор позиции, числа игроков, участка поля в каждом конкретном упражнении.

8.   Понимание каждым участвующим поставленных перед ним задач. Забивание голов — наиболее важный элемент в тренировке. Успех в достижении конечных целей во многом зависит от способности тренера тщатель-

 
Library   78   Up


Contents

 

Home
 

но подготовиться к проведению практических занятий.

Н а б л ю д е н и я

Тренер должен тщательно следить за ходом выполнения упражнения, чтобы иметь возможность предвидеть и заметить основные ошибки игроков. Этого он может достигнуть, если:

—   заданное упражнение будет доводить до логического конца;

—   сосредоточится на одной теме;

—   выяснит причины ошибок игроков в рамках практического занятия;

—   учтет тренированность игроков;

—   своевременно будет исправлять ошибки.

Д е м о н с т р а ц и я   и   с т и м у л я ц и я

Выявив ошибку или слабые стороны игрока, тренер пробует разъяснить ее (методами демонстрации и стимуляции). Демонстрация техники тренером — лучшее объяснение вопроса. Для скорейшего и полнейшего понимания промахов нужно чаще вовлекать игроков в процесс объяснения, воссоздавать с их помощью позиции, передачи и т. д.

 

Как стимулировать игроков?

Прежде всего личным энтузиазмом.

Указания должны быть ясными, но не резкими. Требуя лучших показателей от игроков, тренер сам обязан показывать высокий уровень игры.

Еще один залог успеха занятий — четкость ответов на вопросы.

Аккуратность и пунктуальность — показатели дисциплинированности тренера.

Занятия необходимо тщательно продумывать и приводить в полное соответствие со стоящими перед игроками задачами.

Практические занятия у английских тренеров отличаются четкостью методики организации и проведения. Каждое упражнение в их трактовке логически последовательно, точно в выполнении, с правильной расстановкой акцентов на узловых моментах движения.

В тренировке главное внимание уделяется объяснению (почему используется то или иное упражнение, какие навыки и качества оно помогает вырабатывать, какие детали в ходе выполнения следует акцентировать особо).

 
Library   79   Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало