|
И не только сегодня, но и в перспективе. Нужен фундаментальный поиск, который обогащал бы теорию и методику подготовки футболистов высокой квалификации. Разработка рекомендаций КНГ игрокам команд мастеров должна базироваться и на фундаментальных (прежде всего) и на прикладных исследованиях.
Исследовательская работа по футболу нам представляется как бы синтезом работы двух функциональных групп, каждая из которых решает специфические задачи, теснейшим образом взаимосвязанные.
Первая функциональная группа — кафедры и лаборатории по футболу в институтах физической культуры, ведущие комплексные фундаментальные и прикладные исследования. Вторая — КНГ по научно-методическому обеспечению подготовки высококвалифицированных футболистов (в том числе и подготовки резервов).
В каком же направлении будет развиваться наука о футболе?
По нашему мнению, в ближайшие годы внимание тренеров и научных работников привлекут:
— поиск оптимальных количественных и качественных характеристик разных сторон подготовки футболистов высокой квалификации в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
— научно-практическое обоснование уровня допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок в связи с прогрессом роста спортивных достижений в их перспективе;
— раскрытие понятия максимальных нагрузок и методов их практического применения;
— поиск оптимальных соотношений методов тренировки, соревнований и реабилитации в их взаимосвязи;
— выявление рациональных способов применения средств, форм и методов тренировки в их взаимосвязи и взаимообусловленности;
— изучение потоков научно-технической информации о развитии футбольной науки в мировой практике;
— прогнозирование тенденций развития науки о футболе.
И наконец, не менее важны вопросы научно-методического обеспечения подготовки футболистов сборных команд страны, республик, команд мастеров.
Естественно, для решения неотложных проблем потребуется расширение масштабов как прикладных, так и фундаментальных исследований. К тому есть все основания. Достаточно напомнить, что план научно-исследовательских работ в области спорта в 1976 — 1980 гг. предусматривал разработку 34 тем, а координационный план научных исследований по футболу — 18. Некоторые из этих тем так
|
|
и не были завершены, а некоторые практически только начаты.
Для мобилизации резервов повышения эффективности и качества научно-исследовательских работ необходимы рост коллективных и организация межкафедральных комплексных исследований, что и предусматривает координационный план исследований на 1981 — 1985 гг.
Особое внимание следует уделить вопросам всесторонне обоснованного планирования подготовки высококвалифицированных футболистов. Знание накопленного (как позитивного, так и негативного) и прогноз спортивных достижений служат необходимыми предпосылками для разработки перспективного плана, на основе которого создают годичный и оперативный планы (на периоды, этапы, циклы).
В годичном плане реализуется основная концепция подготовки игроков высокого класса. В нем должны быть четко обозначены основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок.
В оперативных планах детализируются все компоненты тренировочных, соревновательных и реабилитационных воздействий.
Такая со подчиненность планов служит предпосылкой их эффективной реализации.
Планирование подготовки футболистов — дело тренеров, но залог успешности его — в научной достоверности, в объективности исходных данных (в том числе реальной оценки потенциальных возможностей отдельных игроков, освоенного уровня тренировочных и соревновательных нагрузок). Успешная реализация, своевременная и обоснованная коррекция плана подготовки мастеров экстракласса — свидетельство научной обоснованности плана, эффективного сотрудничества спортивной науки и практики.
Всегда следует иметь в виду, что тесные взаимоотношения науки и практики представляют двусторонний процесс, требующий приложения целенаправленных усилий к обеспечению эффективной деятельности каждого педагога.
Есть все основания утверждать, что для лучших наших педагогов-тренеров прошлого (Б. Аркадьева, М. Якушина, В. Маслова) и нынешних (О. Базилевича, К. Бескова, В. Лобановского, Ю. Морозова и др.) характерно мыслить и действовать как научные работники, творчески анализируя и решая проблемы и трудности.
В свою очередь, наука о футболе только тогда будет должным образом отвечать требованиям практики, когда органически вольется в процесс педагогического творчества, а взаимные совместные исследования научных работников и тренеров-практиков станут нормой.
|
|