Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

достаточно тренированного футболиста с невысокой специальной выносливостью, как правило, возрастал процент брака в выполнении технических приемов после интенсивного бега; период восстановления оказывался очень большим. И наоборот, игрок, спортивную форму которого можно считать хорошей, не толь-

 

ко показывал лучшие и стабильные результаты в пробегании 30- и 50-метровых отрезков в отдельности и суммарно, но и улучшал абсолютные показатели в выполнении ударов на точность ногой и в жонглировании мяча головой. Намного уменьшался у него процент брака, сокращался период восстановления ЧСС.

 

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ФУТБОЛЬНАЯ НАУКА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

   


В. П. Климин, кандидат педагогических наук;
С. А. Савин, кандидат педагогических наук
 

В недалеком прошлом — 50—60-х гг. — наука о футболе по праву считалась уделом энтузиастов-одиночек. Тогда редкостью были даже в командах мастеров тренеры с высшим физкультурным образованием. Научно-исследовательские и учебные институты физической культуры не имели подразделений (кафедр, лабораторий, секторов) по футболу. Но и в тех условиях проводились достаточно глубокие исследования (М. Д. Товаровским, А. А. Мелиховым, Л. В. Чхаидзе).

В 70-х гг. в футбольной науке произошли заметные перемены к лучшему. Этому в немалой степени способствовал значительный количественный рост научно-педагогических кадров: в 1975—1980 гг. в институтах физкультуры трудились 115 специалистов футбола, из них 17 — с учеными степенями и званиями. Появились кандидаты наук и среди тренеров команд мастеров (Г. Зонин, Ю. Морозов, Ю. Седов).

В десятой пятилетке научно-исследовательская работа по футболу в стране велась в соответствии с единым координационным планом, который предусматривал комплексную разработку трех обобщенных тем:

1. Совершенствование системы управления подготовкой сборных команд СССР и союзных республик.

2. Совершенствование системы управления подготовкой квалифицированных юных футболистов.

3. Совершенствование форм и методов учебно-воспитательной работы в физкультурных учебных заведениях и на факультетах физического воспитания.

Первую тему разрабатывали в 14 институтах, вторую — в 3 и третью — в 4.

Наиболее эффективно, как и следовало ожидать, работали подразделения институтов физкультуры, укомплектованные квалифициро-

 

ванными научными кадрами (ВНИИФК, ГЦОЛИФК, ГДОИФК, Волгоградский ГИФК).

Так, например, кафедрой футбола ГЦОЛИФКа были подготовлены и изданы учебник по футболу для институтов физической культуры, учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров и девять методических писем с рекомендациями по совершенствованию процесса подготовки высококвалифицированных футболистов.

Заслуживает внимания плодотворная деятельность кафедры футбола Волгоградского института физкультуры, затрагивающая проблемы совершенствования управления подготовкой юных футболистов. Итогом ее стал выход в свет значительных работ о возрастных особенностях юных футболистов и об использовании гигиенических факторов в подготовке юных футболистов. Подготовлена рукопись первого учебника для тренеров юных футболистов.

Исследования, проводившиеся сотрудниками кафедры футбола ГДОФИКа, позволили накопить факты для разработки модельных показателей сильнейших футболистов.

Заметно активизировала научно-исследовательскую работу кафедра футбола МОГИФКа.

Важное значение имеет работа комплексных научных групп (КНГ) по научно-методическому обеспечению подготовки сборных страны и союзных республик, команд мастеров. В деятельности КНГ наиболее полно внедрялись в практику достижения современной спортивной науки. Небезынтересно вспомнить, что еще в 1953 г. в ЦНИИФКе (ныне ВНИИФК) была создана первая комплексная научная бригада по футболу. Работала она со сборной командой Советского Союза. В дальнейшем этот опыт успешно перенесли на сборные страны по другим видам спорта.

КНГ, безусловно, перспективная форма

Library   64   Up


Contents

 

Home
 

 

 

Кубком СССР в 1980 г. в третий раз завладели футболисты донецкого «Шахтера»

 

сотрудничества тренеров и ученых. Но эффективна она лишь при заинтересованном участии обеих сторон. И там, где такое участие есть, есть и немалый эффект. Красноречивое свидетельство тому — постановка работы КНГ в командах «Динамо» (Киев) и «Зенит» (Ленинград).

Анализ выполняемых научно-исследовательских работ по вопросам футбола, актуальность, новизна, практическое значение, доказательность и перспективность этих работ в большинстве случаев пока оставляют желать лучшего.

В организации и проведении научно-исследовательской работы еще много проблем: недостаточно высоки темпы подготовки научных кадров; нуждается в совершенствовании практика научно-методического обеспечения подготовки команд мастеров.

Не совсем верным, очевидно, было как бы совмещенное планирование научно-исследовательских работ по футболу — «сверху» и «снизу»: планы кафедр, институтов и лабораторий анализировались и в определенной степени корректировались с учетом наиболее актуальных запросов научного обеспечения развития игры. Поэтому слабость научных кадров на местах, явно недостаточное оснащение институтов аппаратурой неизбежно сказывались на эффективности отдачи футбольной науки.

Есть основания полагать, что одна из причин недостаточно высоких темпов совершен-

 

ствования учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации кроется в слабостях научно-методического обеспечения подготовки большинства команд мастеров: в его организационной рыхлости, в недооценке и невооруженности комплексного контроля, в приверженности тренерских и медицинских кадров к традиционным (зачастую быстро устаревающим) формам и методам работы.

Прогрессивные формы управления процессом подготовки футболистов, основывающиеся на прогнозировании развития футбола в целом и системы подготовки игроков высокой квалификации в частности, на моделировании подготовленности футболистов, их тренировочной и соревновательной деятельности, на совершенствовании комплексного контроля за процессом подготовки и подготовленности спортсменов, на разработке нетрадиционных средств и методов тренировки, на эффективном использовании комплекса восстановительных мероприятий в практике подготовки футболистов, к величайшему сожалению, еще не становятся нормой. Более того, с трудом пробивают себе дорогу. Если в физической и функциональной подготовке более или менее четко сформулированы основные методические подходы и найдены эффективные методы контроля, то в технической, тактической и психологической подготовке все еще царят элементы эмпиризма. Не случайно организация игры и уровень мастерства наших футболистов оставляют желать много лучшего.

Нужны определенные усилия по подлинно научному решению этих задач и ряда других актуальных вопросов подготовки футболистов.

Library   65   Up


Contents

 

Home
   
 

Лучший футболист страны 1980 г. по итогам опроса спортивных журналистов Александр Чивадзе (в центре)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ростовский армеец Сергей Андреев — самый меткий снайпер сезона. 20 мячей в ворота соперников «цена» приза газеты «Труд» в году олимпийском

Library   66   Up


Contents

 

Home
 

И не только сегодня, но и в перспективе. Нужен фундаментальный поиск, который обогащал бы теорию и методику подготовки футболистов высокой квалификации. Разработка рекомендаций КНГ игрокам команд мастеров должна базироваться и на фундаментальных (прежде всего) и на прикладных исследованиях.

Исследовательская работа по футболу нам представляется как бы синтезом работы двух функциональных групп, каждая из которых решает специфические задачи, теснейшим образом взаимосвязанные.

Первая функциональная группа — кафедры и лаборатории по футболу в институтах физической культуры, ведущие комплексные фундаментальные и прикладные исследования. Вторая — КНГ по научно-методическому обеспечению подготовки высококвалифицированных футболистов (в том числе и подготовки резервов).

В каком же направлении будет развиваться наука о футболе?

По нашему мнению, в ближайшие годы внимание тренеров и научных работников привлекут:

—   поиск оптимальных количественных и качественных характеристик разных сторон подготовки футболистов высокой квалификации в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

—   научно-практическое обоснование уровня допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок в связи с прогрессом роста спортивных достижений в их перспективе;

—   раскрытие понятия максимальных нагрузок и методов их практического применения;

—   поиск оптимальных соотношений методов тренировки, соревнований и реабилитации в их взаимосвязи;

—   выявление рациональных способов применения средств, форм и методов тренировки в их взаимосвязи и взаимообусловленности;

—   изучение потоков научно-технической информации о развитии футбольной науки в мировой практике;

—   прогнозирование тенденций развития науки о футболе.

И наконец, не менее важны вопросы научно-методического обеспечения подготовки футболистов сборных команд страны, республик, команд мастеров.

Естественно, для решения неотложных проблем потребуется расширение масштабов как прикладных, так и фундаментальных исследований. К тому есть все основания. Достаточно напомнить, что план научно-исследовательских работ в области спорта в 1976 — 1980 гг. предусматривал разработку 34 тем, а координационный план научных исследований по футболу — 18. Некоторые из этих тем так

 

и не были завершены, а некоторые практически только начаты.

Для мобилизации резервов повышения эффективности и качества научно-исследовательских работ необходимы рост коллективных и организация межкафедральных комплексных исследований, что и предусматривает координационный план исследований на 1981 — 1985 гг.

Особое внимание следует уделить вопросам всесторонне обоснованного планирования подготовки высококвалифицированных футболистов. Знание накопленного (как позитивного, так и негативного) и прогноз спортивных достижений служат необходимыми предпосылками для разработки перспективного плана, на основе которого создают годичный и оперативный планы (на периоды, этапы, циклы).

В годичном плане реализуется основная концепция подготовки игроков высокого класса. В нем должны быть четко обозначены основные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок.

В оперативных планах детализируются все компоненты тренировочных, соревновательных и реабилитационных воздействий.

Такая со подчиненность планов служит предпосылкой их эффективной реализации.

Планирование подготовки футболистов — дело тренеров, но залог успешности его — в научной достоверности, в объективности исходных данных (в том числе реальной оценки потенциальных возможностей отдельных игроков, освоенного уровня тренировочных и соревновательных нагрузок). Успешная реализация, своевременная и обоснованная коррекция плана подготовки мастеров экстракласса — свидетельство научной обоснованности плана, эффективного сотрудничества спортивной науки и практики.

Всегда следует иметь в виду, что тесные взаимоотношения науки и практики представляют двусторонний процесс, требующий приложения целенаправленных усилий к обеспечению эффективной деятельности каждого педагога.

Есть все основания утверждать, что для лучших наших педагогов-тренеров прошлого (Б. Аркадьева, М. Якушина, В. Маслова) и нынешних (О. Базилевича, К. Бескова, В. Лобановского, Ю. Морозова и др.) характерно мыслить и действовать как научные работники, творчески анализируя и решая проблемы и трудности.

В свою очередь, наука о футболе только тогда будет должным образом отвечать требованиям практики, когда органически вольется в процесс педагогического творчества, а взаимные совместные исследования научных работников и тренеров-практиков станут нормой.

 
Library   67   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало