Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

частях тренировочного занятия должно быть таким, чтобы на вводно-подготовительную часть приходилось 15—20%, на основную — 75—80% и на заключительную — 5% общей пульсовой стоимости тренировки.

Выявление пульсовой стоимости отдельных

 

упражнений и тренировочных занятий в целом, систематизация их по основным признакам помогут решить проблему планирования и контроля тренировочных нагрузок в юношеском футболе.

 

 

«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕСТ» ДЛЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   


Ю. И. Лопачев, Тульский политехнический институт
 

Оценка и контроль текущего состояния подготовленности футболистов — важные условия управления тренировочными нагрузками. Информация, полученная при тестировании, помогает тренеру разумно и целенаправленно воздействовать на учебный процесс.

Специалисты в различных видах спорта, в том числе и в футболе (С. А. Савин, 1973; Г. С. Зонин, 1974; Ю. А. Морозов, 1974; М. А. Годик, 1977), рекомендуют разные контрольные упражнения, отражающие специфику вида.

Игровая деятельность футболистов представляет собой динамическую работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью: максимально интенсивную во время рывка и совершаемую целиком в анаэробных условиях сменяет нагрузка, характерная для умеренной или малой мощности, что дает возможность организму частично восстановиться в процессе игры.

Нами разработан тест для оценки специальной выносливости футболистов, учитывающий специфику игры.

Специальную выносливость при помощи предлагаемого теста оценивают:

— по улучшению (или ухудшению) времени пробегания отрезков в двух пробах разного характера, связанных в единое упражнение;

— по эффективности технического мастерства — «коэффициенту брака» (Г. С. Зонин, 1974): под влиянием утомления расстраиваются координационные механизмы управления движениями, вследствие чего нарушается их точность;

— по адаптации организма к интенсивной нагрузке (по периоду восстановления ЧСС).

Структура теста: после 10-минутной стандартной разминки (12 гимнастических и несколько беговых упражнений) 5-минутная произвольная работа с мячом (на этом этапе определяли ЧСС после разминки), сдача нормативов в жонглировании мяча головой на месте (на большее число подбиваний: учитывали среднюю сумму двух проб) и удары на точность с 11 метров (попадание мячом в обруч диаметром 1 м после удара ногой любым

 

способом. Обруч подвешивается на высоте 30 см от поверхности. Подсчитывается число попаданий после 5 ударов, выполненных в течение 25—30 сек.).

Следующий тест — бег 5x30 м (возвращение на старт — за 25 сек.). Необходимо зафиксировать исходное положение. Учитываются суммарное время пробегания 5 отрезков по 30 м и повторная сдача норматива в ударах на точность.

Вслед за этим — «челночный» бег 3x50 м (см. рисунок), жонглирование мяча головой (фиксировалась ЧСС после общей работы и в период восстановления).

В протокол записывали суммарное время трех серий «челночного» бега на 50 м, число подбиваний мяча головой, ЧСС после работы и период восстановления ЧСС.

П о к а з а т е л и   т е с т а.

1. Суммарное время пробегания 5x30 м (сек.).

2. Суммарное время «челночного» пробегания 3x50 м (сек.).

3. Удары на точность:

— число попаданий мяча в ворота после разминки;

— число попаданий мяча в ворота после общей работы;

— коэффициент брака (%).

4. Жонглирование мяча головой:

— число подбиваний после разминки;

— число подбиваний после работы;

— коэффициент брака (в %).

5. Адаптация организма к нагрузке:

— ЧСС (уд/мин) после разминки;

— ЧСС (уд/мин) после работы;

— период восстановления (мин.).

В ходе исследования выявилось, что у не-

 

 

«Челночный» бег 3x50 м

Library   63   Up


Contents

 

Home
 

достаточно тренированного футболиста с невысокой специальной выносливостью, как правило, возрастал процент брака в выполнении технических приемов после интенсивного бега; период восстановления оказывался очень большим. И наоборот, игрок, спортивную форму которого можно считать хорошей, не толь-

 

ко показывал лучшие и стабильные результаты в пробегании 30- и 50-метровых отрезков в отдельности и суммарно, но и улучшал абсолютные показатели в выполнении ударов на точность ногой и в жонглировании мяча головой. Намного уменьшался у него процент брака, сокращался период восстановления ЧСС.

 

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ФУТБОЛЬНАЯ НАУКА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

   


В. П. Климин, кандидат педагогических наук;
С. А. Савин, кандидат педагогических наук
 

В недалеком прошлом — 50—60-х гг. — наука о футболе по праву считалась уделом энтузиастов-одиночек. Тогда редкостью были даже в командах мастеров тренеры с высшим физкультурным образованием. Научно-исследовательские и учебные институты физической культуры не имели подразделений (кафедр, лабораторий, секторов) по футболу. Но и в тех условиях проводились достаточно глубокие исследования (М. Д. Товаровским, А. А. Мелиховым, Л. В. Чхаидзе).

В 70-х гг. в футбольной науке произошли заметные перемены к лучшему. Этому в немалой степени способствовал значительный количественный рост научно-педагогических кадров: в 1975—1980 гг. в институтах физкультуры трудились 115 специалистов футбола, из них 17 — с учеными степенями и званиями. Появились кандидаты наук и среди тренеров команд мастеров (Г. Зонин, Ю. Морозов, Ю. Седов).

В десятой пятилетке научно-исследовательская работа по футболу в стране велась в соответствии с единым координационным планом, который предусматривал комплексную разработку трех обобщенных тем:

1. Совершенствование системы управления подготовкой сборных команд СССР и союзных республик.

2. Совершенствование системы управления подготовкой квалифицированных юных футболистов.

3. Совершенствование форм и методов учебно-воспитательной работы в физкультурных учебных заведениях и на факультетах физического воспитания.

Первую тему разрабатывали в 14 институтах, вторую — в 3 и третью — в 4.

Наиболее эффективно, как и следовало ожидать, работали подразделения институтов физкультуры, укомплектованные квалифициро-

 

ванными научными кадрами (ВНИИФК, ГЦОЛИФК, ГДОИФК, Волгоградский ГИФК).

Так, например, кафедрой футбола ГЦОЛИФКа были подготовлены и изданы учебник по футболу для институтов физической культуры, учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров и девять методических писем с рекомендациями по совершенствованию процесса подготовки высококвалифицированных футболистов.

Заслуживает внимания плодотворная деятельность кафедры футбола Волгоградского института физкультуры, затрагивающая проблемы совершенствования управления подготовкой юных футболистов. Итогом ее стал выход в свет значительных работ о возрастных особенностях юных футболистов и об использовании гигиенических факторов в подготовке юных футболистов. Подготовлена рукопись первого учебника для тренеров юных футболистов.

Исследования, проводившиеся сотрудниками кафедры футбола ГДОФИКа, позволили накопить факты для разработки модельных показателей сильнейших футболистов.

Заметно активизировала научно-исследовательскую работу кафедра футбола МОГИФКа.

Важное значение имеет работа комплексных научных групп (КНГ) по научно-методическому обеспечению подготовки сборных страны и союзных республик, команд мастеров. В деятельности КНГ наиболее полно внедрялись в практику достижения современной спортивной науки. Небезынтересно вспомнить, что еще в 1953 г. в ЦНИИФКе (ныне ВНИИФК) была создана первая комплексная научная бригада по футболу. Работала она со сборной командой Советского Союза. В дальнейшем этот опыт успешно перенесли на сборные страны по другим видам спорта.

КНГ, безусловно, перспективная форма

Library   64   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало