![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т а б л и ц а 2 Частота пульса в беговых упражнениях
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
время отдыха определяли вычитанием времени бега из перечисленных выше интервалов. 5. Характер отдыха между повторениями: ходьба; пробежка; спокойное ведение мяча. 6. Число повторений в каждой серии — 5 — 8 (в зависимости от длины пробегаемой дистанции). 7. Упражнения выполняются серийно. При выполнении упражнений 1 — 11 в паузах отдыха была предложена спокойная ходьба; в упражнениях 12 — 23 — спокойный бег, а в упражнениях 24 — 35 — спокойное ведение мяча. |
Анализ результатов беговых упражнений, проводимых через разные паузы отдыха, показал: ЧСС колеблется в диапазоне от 120 до 200 уд/мин; влияют на ЧСС все компоненты нагрузки, но более всего — время отдыха и длина пробежек. Тренер, изменяя компоненты нагрузки, может использовать их в занятиях разной направленности. ЧСС в тренировочных заданиях аэробной направленности — до 150 уд/мин, в заданиях аэробно-анаэробной направленности — 150 — 180, а в заданиях анаэробной направленности — свыше 180 уд/мин. Разработа- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
61 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||
на физиологическая оценка упражнений, направленных на совершенствование технико-тактической подготовленности. Вот некоторые из таких упражнений — наиболее широко используемые в подготовке юных футболистов: 1. Футбол через теннисную или волейбольную сетку один против одного. Число касаний мяча ограничено: одно о землю, не более двух — игроком. ЧСС — 137±9,1 уд/мин. Вариант: то же с двумя касаниями мяча о землю и с тремя — игроком. ЧСС — 146± ±7,4 уд/мин. 2. Удар по воротам после игры в «стенку» с линии штрафной площади. Рывок на 5 — 6 м после игры в «стенку». 60 ударов за 20 мин. ЧСС — 139+12,4 уд/мин. 3. Передачи мяча на 30 — 35 м в парах. За 10 мин. — 40 ударов. ЧСС — 130±7,2 уд/мин. 4. Жонглирование мячом на месте, используя удары ногами и головой. ЧСС — 132±8,6 уд/мин. 5. Спокойное ведение мяча с ежеминутным ускорением на 10 м. ЧСС — 145±9 уд/мин. 6. Игра на удержание мяча (5x5 с «нейтральным») на половине поля: — «нейтральный» может использовать два касания, игроки — неограниченное число раз. ЧСС — 148±8,2 уд/мин; — «нейтральный» с правом на одно касание мяча, игроки — на два. ЧСС — 159±11,4 уд/мин; — «нейтральный» с правом на одно касание мяча, а игроки — на два. Все (исключая «нейтрального») действуют по принципу персо- |
нальной ответственности за «порученного» игрока. ЧСС — 172±8,2 уд/мин. Анализ упражнений технико-тактической направленности показал: одни и те же упражнения могут давать разный тренировочный эффект и воздействовать на разные стороны функциональной подготовленности. Поэтому, планируя упражнения технико-тактической направленности, необходимо учитывать условия их выполнения: число участвующих, размеры поля и ворот, установки на игру (действовать в одно либо в два касания, каждый против каждого и т. д.). Зная пульсовую характеристику тренировочных упражнений, можно эффективнее планировать тренировки с позиции их физиологической направленности. Исследования ЧСС в тренировочных занятиях разной направленности показали: у юношей' 16 — 17 лет в типичном занятии аэробной направленности ЧСС составляла в среднем 143 уд/мин, а пульсовая «стоимость» — 12 915 ударов. В тренировочном занятии аэробно-анаэробной направленности эти показатели были соответственно 151 и 13905, а в занятии анаэробной направленности — 172 и 8750. В ходе исследований были тренировочные занятия и с меньшими значениями пульсовой стоимости и средней ЧСС за тренировку и с большей пульсовой стоимостью и меньшей средней ЧСС. На основании полученных данных тренировочные занятия разной направленности мы разделили на три вида: с большой, средней и малой нагрузкой (табл. 3). |
|||||||||||||||||
Т а б л и ц а 3 Классификация тренировочных нагрузок, применяемых в подготовке юных футболистов
|
||||||||||||||||||
Исследуя пульсовую стоимость тренировочных занятий, получили данные, характеризующие величину нагрузки в отдельные мо- |
менты тренировки. Это позволило обосновать наиболее типичную структуру тренировочных занятий. Соотношение нагрузок в отдельных |
|||||||||||||||||
![]() |
62 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
частях тренировочного занятия должно быть таким, чтобы на вводно-подготовительную часть приходилось 15—20%, на основную — 75—80% и на заключительную — 5% общей пульсовой стоимости тренировки. Выявление пульсовой стоимости отдельных |
упражнений и тренировочных занятий в целом, систематизация их по основным признакам помогут решить проблему планирования и контроля тренировочных нагрузок в юношеском футболе. |
|||
|
||||
|
||||
Оценка и контроль текущего состояния подготовленности футболистов — важные условия управления тренировочными нагрузками. Информация, полученная при тестировании, помогает тренеру разумно и целенаправленно воздействовать на учебный процесс. Специалисты в различных видах спорта, в том числе и в футболе (С. А. Савин, 1973; Г. С. Зонин, 1974; Ю. А. Морозов, 1974; М. А. Годик, 1977), рекомендуют разные контрольные упражнения, отражающие специфику вида. Игровая деятельность футболистов представляет собой динамическую работу переменного характера с постоянно меняющейся интенсивностью: максимально интенсивную во время рывка и совершаемую целиком в анаэробных условиях сменяет нагрузка, характерная для умеренной или малой мощности, что дает возможность организму частично восстановиться в процессе игры. Нами разработан тест для оценки специальной выносливости футболистов, учитывающий специфику игры. Специальную выносливость при помощи предлагаемого теста оценивают: — по улучшению (или ухудшению) времени пробегания отрезков в двух пробах разного характера, связанных в единое упражнение; — по эффективности технического мастерства — «коэффициенту брака» (Г. С. Зонин, 1974): под влиянием утомления расстраиваются координационные механизмы управления движениями, вследствие чего нарушается их точность; — по адаптации организма к интенсивной нагрузке (по периоду восстановления ЧСС). Структура теста: после 10-минутной стандартной разминки (12 гимнастических и несколько беговых упражнений) 5-минутная произвольная работа с мячом (на этом этапе определяли ЧСС после разминки), сдача нормативов в жонглировании мяча головой на месте (на большее число подбиваний: учитывали среднюю сумму двух проб) и удары на точность с 11 метров (попадание мячом в обруч диаметром 1 м после удара ногой любым |
способом. Обруч подвешивается на высоте 30 см от поверхности. Подсчитывается число попаданий после 5 ударов, выполненных в течение 25—30 сек.). Следующий тест — бег 5x30 м (возвращение на старт — за 25 сек.). Необходимо зафиксировать исходное положение. Учитываются суммарное время пробегания 5 отрезков по 30 м и повторная сдача норматива в ударах на точность. Вслед за этим — «челночный» бег 3x50 м (см. рисунок), жонглирование мяча головой (фиксировалась ЧСС после общей работы и в период восстановления). В протокол записывали суммарное время трех серий «челночного» бега на 50 м, число подбиваний мяча головой, ЧСС после работы и период восстановления ЧСС. П о к а з а т е л и т е с т а. 1. Суммарное время пробегания 5x30 м (сек.). 2. Суммарное время «челночного» пробегания 3x50 м (сек.). 3. Удары на точность: — число попаданий мяча в ворота после разминки; — число попаданий мяча в ворота после общей работы; — коэффициент брака (%). 4. Жонглирование мяча головой: — число подбиваний после разминки; — число подбиваний после работы; — коэффициент брака (в %). 5. Адаптация организма к нагрузке: — ЧСС (уд/мин) после разминки; — ЧСС (уд/мин) после работы; — период восстановления (мин.). В ходе исследования выявилось, что у не-
«Челночный» бег 3x50 м |
|||
![]() |
63 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |