Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

конечных обвинениях «нижестоящих» в нежелании помочь спортивным школам и бросается в глаза даже не сведущим в футболе.

Тренеры команд мастеров хотят «сразу» получать опытных футболистов, которые могли бы сравнительно быстро войти в игровой ансамбль. Между тем даже способный выпускник спортивной школы, прежде чем начнет играть в основном составе, требует и особого внимания и времени.

В силу этих обстоятельств молодые футболисты, попавшие в команду, порой длительное время буквально «киснут» в роли запасных, теряя ранее приобретенные игровые навыки и уверенность в себе.

Учитывая эти обстоятельства, Управление футбола Всесоюзного спорткомитета обязало тренеров команд мастеров второй лиги заявлять футболистов 18 и 19 лет на игры чемпионата СССР.

Кроме того, приказом от 21 апреля 1978 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки резервов по футболу в стране» Спорткомитет СССР обязал спорткомитеты союзных республик совместно с ДСО и ведомствами в кратчайшие сроки решить вопросы о заключении между командами мастеров и спортивными школами шефских договоров, включающих обязательства об оказании мастерами помощи школам в проведении учебно-тренировочной работы, о предоставле-

 

нии спортивных баз для занятий юным, о финансировании участия команд школ в соревнованиях, о регулярных встречах с тренерами и т. п.

Более тесному контакту школ с командами мастеров должна помочь организация футбольных клубов.

Успешная работа по развитию юношеского футбола невозможна без умения предвидеть контуры завтрашнего дня игры. Именно поэтому Спорткомитет СССР в феврале 1980 г. принял решение об организации в Москве экспериментальной школы высшего спортивного мастерства — школы, которая должна объединить все самые современные формы работы с юными футболистами, а также использовать все уже накопленные методические навыки в обучении игре. К сожалению, инертная позиция Спорткомитета столицы не позволяет развернуть работу в школе должным образом.

Мы ждем от спорткомитетов союзных республик, от ДСО и ведомств, что такие экспериментальные центры будут организованы во всех городах и селениях, где есть для этого соответствующие условия.

В заключение хочу подчеркнуть: юношеский футбол в нашей стране — на верном пути. Воплощение замыслов, подготовка высококвалифицированных футболистов в первую очередь зависят от качества работы тренеров.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   


М. С. Полишкис, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Повышение мастерства советских футболистов во многом зависит от планомерного и квалифицированного обучения игре детей начиная с раннего возраста. Научно-педагогическими исследованиями на основе анализа возрастных особенностей детского организма доказаны возможность и целесообразность начала занятий футболом с 8 — 10 лет (Ю. П. Ильичев, 1964; В. В. Варюшин, 1968; В. А. Выжгин, 1972; А. А. Сучилин, 1972; Я. Палфаи, 1973; А. Залка, 1973, и др.).

Особое место в процессе подготовки юных футболистов должно быть отведено воспитанию тактической грамотности: умелая тактика (наряду с совершенной техникой) создает предпосылки для достижения высоких результатов.

В теоретическом аспекте тактическая деятельность футболистов — это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия игрока с партнером и борьбы с

 

противником. Решаются оперативные задачи на фоне непрерывных изменений условий игры в ограниченные отрезки времени, при большой плотности моторных действий. Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем развития комплекса психофизиологических функций. В одной и той же игровой ситуации можно принимать разные тактические решения. Многообразие их вариантов связано с причинами не только ситуативного, но и личностного порядка.

В данном случае в понятии «личностные факторы» не рассматриваются особенности личности (мотивация, интересы, характер и т. п.), хотя и они в определенной мере влияют на тактическую деятельность футболиста. Под «личностными факторами» подразумеваются: во-первых, индивидуальные особенности развития психических качеств как компонентов тактических способностей; во-вторых, основные свойства нервной системы,

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

которые не только влияют на процессуальные характеристики любой деятельности, выполняемой в экстремальном режиме, но определенным образом обусловливают развитие психических качеств. При совершенствовании тактической подготовки юных футболистов такой подход особенно значим. С одной стороны, психика подростка пластичнее по сравнению с психикой взрослого спортсмена (поэтому в тренировочном процессе больше возможностей для целенаправленного развития тех психических качеств, которые способствуют эффективной тактической деятельности). С другой стороны, отсутствие укоренившихся тактических навыков у юных футболистов облегчает прямое влияние управляемой динамики психических качеств на степень тактической подготовленности.

Если рассматривать динамические аспекты овладения тактическими действиями и развития качеств, которыми определяется эффективность тактических действий, то возникает проблема тактической тренировки, или, в более широком значении, тактической подготовки. Тактическая тренировка рассматривается как особый вид тренировки, цель которой — изучить и выборочно применять (спортсмену или команде) технические приемы, самые подходящие для решения определенных задач соревнования. В командных видах спорта тактическая тренировка преследует согласование индивидуальных действий с задачами соревнования или с положениями, созданными тактическими действиями команды соперника. Под тактической подготовкой подразумевается совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревнования, и развитие специальных способностей, определяющих эффективность решения этих задач. Из этого определения видно, что тактическая подготовка рассматривается в двух аспектах: как процесс обучения и совершенствования (приобретение знаний, умений и навыков) и как процесс развития качеств, которые в комплексе определяют специальные тактические способности.

Для восхождения на вершины современной тактики футболист должен обладать определенным комплексом психических качеств. Эти качества нужно воспитывать, умножать и тренировать (одним — чтобы получить необходимый игровой минимум, другим — чтобы в тактическом искусстве подняться еще выше).

Специальное анкетирование ведущих тренеров детских и юношеских команд и результаты экспериментов с юными игроками свидетельствуют о сложной структуре тактических способностей ребят. Анализ результатов позволил выявить наиболее значимые психо-физиологические факторы, определяющие тактические способности:

 

оперативное мышление;

быстроту принятия решения;

способность предугадывать ходы противника и партнера;

способность к переключениям;

объем поля зрения;

скорость реакции на движущийся объект;

объем внимания;

уравновешенность психики;

подвижность нервных процессов;

переключение внимания;

способность изменить решение в последний момент.

С учетом изложенного разработаны и систематизированы упражнения, способствующие целенаправленному развитию таких психических качеств, как быстрота и точность оперативного и творческого мышления; объем оперативной памяти; способность быстро оценивать ситуации по сигналам в периферии поля зрения; объем восприятия и свойства внимания; быстрота дифференцировочного реагирования; способности изменить решения при изменении ситуации.

Подбор и применение игровых упражнений, направленных на развитие психических качеств футболистов (тех, которые представляются как «отстающие звенья»)/ основываются на сопутствующем характере многих из них. Принципиально в использовании всех этих упражнений то, что они систематизированы в связи с возможностями преимущественного развития групп психических качеств и большинство их усовершенствовано в направлении повышения требований к психическим качествам. Тем самым каждое упражнение получило большую тактическую и психологическую направленность.

 

Упражнения на развитие оперативного и творческого мышления

 

1. На поле (участке поля) — три группы игроков. Игроки Б, исполняющие роль нападающих, все время атакуют то одни, то другие ворота. После нескольких повторений упражнения группы поочередно меняются местами.

2. Два одинаковых квадрата (15х15 м) в 15 — 20 м один от другого. В каждом — по 3 — 4 игрока, а между ними — по 2 — 3 «водящих». Игра в два (одно, неограниченно) касания в одном из квадратов. «Водящие» (один или все) атакуют эту группу игроков. Когда играющим в квадрате становится трудно удерживать и контролировать мяч, они длинной передачей направляют его в другой квадрат, и упражнение продолжается. Замена играющих в квадрате и «водящих» — по правилам игры «Квадрат».

3. «Квадрат у ворот». Прямо против ворот в 5 — 7 м от линии штрафной площади разме-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

чают квадрат 12x12 м. В нем играют 3x2 (4x3; 3x3; 4x4) с неограниченным числом касаний мяча (по правилам обычного «квадрата»), стараясь вывести одного из партнеров на позицию, выгодную для удара по воротам. «Водящие» стремятся перехватить мяч и воспрепятствовать нанесению прицельного удара по воротам, которые защищает вратарь. Для совершенствования фланговых атак квадраты целесообразно сделать на краях поля.

4. На поле размечается прямоугольник 60x30 м, который делится на два равных квадрата. Играют две команды по 5 — 6 человек. Задачи каждой: овладев мячом, переместиться в квадрат противника и сделать там как можно больше передач; при потере мяча постараться отобрать его на половине поля противника или быстрее возвратиться в свой квадрат, чтобы организовать оборону, отобрать мяч и вновь перейти в атаку.

5. Игровое упражнение (6x6; 8x8) в четверо ворот (у каждой команды — по двое). Голы засчитываются в любые ворота.

6. Игровое упражнение для всех игроков на половине поля (поперек). Боковые линии служат линиями ворот каждой из двух играющих команд. Цель упражнения — провести мяч за линию ворот команды противника. Голом считается остановка мяча игроком за линией ворот (в любой ее точке) противника.

7. Двусторонняя учебно-тренировочная игра. На своей половине поля передачи в одно касание, а на половине поля противника число касаний неограниченно. Гол засчитывается только в случае, если атакующие находились на половине поля противника в полном составе.

8. Двусторонняя игра (8x8 с одним «нейтральным»). Четверо в каждой команде играют только на своей половине поля, четверо — только на чужой. «Нейтральный» выступает за команду, которая владеет мячом в данный момент, и имеет право играть на любой половине поля. Таким образом, атакующие всегда имеют (за счет «нейтрального») численный перевес. Увеличение числа атакующих

 

может произойти в случае подключения в атаку еще одного (любого) игрока со своей половины поля, но при условии, что поддерживать наступление может только тот, кто передал мяч партнеру-нападающему на половину поля соперника (следовательно, максимальное число игроков в атаке — 6, а в обороне — 4). При срыве атаки игрок, подключившийся в атаку со своей половины поля, возвращается на исходный рубеж.

 

Упражнения на развитие оперативной памяти

 

1. Два игрока поочередно передают мячи третьему (рис. 1). Принявший отсылает мяч обратно всегда тому, от кого получил.

В а р и а н т. Два игрока, передающие мячи «среднему», стоят на противоположных сторонах поля и поочередно меняют позицию. Игрок А для выполнения ответных передач игрокам Б и В должен следить за перемещениями партнеров. После выполнения ответной передачи игрок А поворачивается для приема мяча от партнера.

2. Игроки А и Г, владеющие мячами, одновременно начинают упражнение — передают мячи (соответственно) игрокам Б и Д и бегут (соответственно) в точки 1 и 2 (рис. 2). Игроки Б и Д опять передают им мяч, а сами меняются местами по диагонали. Игроки А и Г, приняв мяч в положении (соответственно) 1 и 2, передают его игрокам В и Е, а сами перемещаются: А — в положение Г; Г — в положение А. Игроки В и Е передают мяч (соответственно) игрокам А (прибежавшему в положение Г) и Г (прибежавшему в положение А), а сами меняются местами по диагонали и т. д.

3. «Передачи мяча в квадрате со сменой мест игроков» (рис. 3). Каждый располагается в определенном углу квадрата. Игрок А из угла 1 посылает мяч партнеру Б в угол 2 и бежит туда же сам. Игрок Б направляет полученный мяч по диагонали партнеру Г в угол 4, а сам перебегает в освободившийся угол 1. Игрок Г, передав мяч партнеру В в

 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

угол 3, перебегает в тот же угол. Игрок В направляет мяч по диагонали в угол 1, куда уже прибежал игрок Б, и перебегает в освободившийся угол 4. Игрок Б из угла 1 вновь передает мяч в угол 2 партнеру А и т. д. Таким образом, игрок А после передачи мяча меняется местами только с игроком Б, а игрок Г — только с партнером В.

4. «Передачи двух мячей в квадрате». Четыре игрока располагаются по углам квадрата. Передачи мяча выполняются поперечно и по диагонали. Каждый может послать мяч только тому, у кого в этот момент мяча нет, или тому, кто его только что передал. Критерий оценки — штрафные очки или безошибочные передачи.

Упражнения на развитие способностей быстро оценивать ситуацию по сигналам в периферии поля зрения

1. Игрок ведет мяч, а справа и слева от него бегут двое с флажками в руках. Владеющий мячом должен направить мяч тому, кто поднимет флажок. Игрок, принявший мяч, ведет его дальше и сам уже смотрит за партнерами и т. д. (условия упражнения не допускают одновременного поднятия двух флажков).

2. Три игрока стоят в треугольнике. Один из них жонглирует мячом и одновременно наблюдает за обоими партнерами, которые показывают ему на руках разное число пальцев в разном порядке. Жонглирующий мячом должен назвать вслух число увиденных пальцев. После 5 — 6 попыток — смена мест.

В а р и а н т. Мячами жонглируют все трое. Поочередно (по ходу часовой стрелки) каждый показывает на руках разное число пальцев. Партнеры должны назвать это число вслух.

3. Игроки (4—5) стоят полукругом (радиус 6 — 8 м). Против них в середине — жонглирующий мячом и одновременно наблюдающий за партнерами. За его спиной тренер, который в разном порядке показывает рукой на стоящих полукругом. Игрок, «названный» тренером, должен подать условный сигнал (поднять руку, присесть или сделать ускорение в сторону). Жонглирующему мячом тут же необходимо передать мяч тому, от кого поступил сигнал. Последний должен принять мяч и вернуть его игроку, стоящему в середине, после чего упражнение продолжается. На место игрока с мячом поочередно встает каждый.

4. Вдоль всей центральной линии проводится параллельная ей линия, образующая с центральной линией прямоугольник шириной 1,5 — 2 м (рис. 4). В начале прямоугольника стоит игрок А с мячом, по бокам от него — игроки Б и В. По сигналу все трое устремляются вперед. Игроки без мяча стараются

   

Рис. 4

 

опередить друг друга. Задача владеющего мячом — вести мяч вперед, не выпуская из прямоугольника, и наблюдать за партнерами. Как только один из партнеров достигает цели, игрок А сразу посылает ему мяч. После нескольких «попыток» партнеры поочередно меняются местами.

В а р и а н т. Игрок А с мячом — в начале прямоугольника. Игроки Б и В — в конце прямоугольника, с разных его сторон. По сигналу игроки Б и В стартуют к цели, а игрок А ведет мяч вперед (внутри прямоугольника) и одновременно наблюдает за партнерами. Как только Б или В окажется ближе к цели, игрок А адресует ему мяч.

5. Игроки (4—5) стоят полукругом. Против них в центре — владеющий мячом. Ведя мяч в направлении, противоположном от партнеров, он по сигналу тренера поворачивается и, оценив ситуацию, должен адресовать мяч тому из полукруга, кто подал условный сигнал (поднял руку, изменил исходное положение и т. д.).

Упражнения на развитие объема восприятия и свойств внимания

1. На участке поля три игрока (А, Б, В), исполняющие функции нападающих, и три — функции защитников (рис. 5). Тренер передает мяч одному из атакующих. Задача защитника — опередить противника и возвратить мяч тренеру, который меняет свое местонахождение.

2. Игроки групп А и Б располагаются в

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

 

30 — 40 м друг против друга (рис. 6). Игрок группы А, ведя мяч, «вызывает» одного из игроков группы Б, который делает ускорение вперед. Игрок группы А отдает ему мяч и бежит на освободившееся место в группе Б. Игрок группы Б, получивший пас, быстро обрабатывает мяч, «вызывает» игрока группы А, адресует ему мяч и делает рывок на освободившееся место в группе А и т. д.

3. Передачи 3 — 4 мячей (поочередно) из исходного положения. Игрок Е начинает упражнение (рис. 7). Игроки Б, Г, В, Д, А, принимая мяч, направляют его партнеру, как показано на рисунке, и ждут следующего мяча.

4. На участке поля 6 — 8 игроков ведут мячи в любом направлении, одновременно наблюдая за тренером, который постоянно перемещается на поле. Через некоторые интервалы времени тренер показывает игрокам несколько пальцев; игроки вслух называют соответствующие цифры.

5. Две группы (по 6 — 8 чел.) игроков выполняют ведение мяча в любом направлении в пределах штрафной площади, которая делится пополам (одна группа работает на одной половине, другая — на другой), и одновременно наблюдают за тренером. По сигналу тренера группы должны поменяться местами.

Упражнения на развитие быстроты дифференцировочного реагирования

1. Игрок А, владеющий мячом, стоит спиной к партнерам Б и В (рис. 8). Между ними — выполняющий функции защитника игрок Г. По свистку тренера игрок Г быстро закрывает Б или В. По этому же свистку игрок А поворачивается лицом к партнерам, быстро оценивает тактическую обстановку и передает мяч свободному игроку. Поочередно игроки меняются местами.

2. А и Б передают друг другу мяч (рис. 9). На линии с игроком А стоят игроки В и Г. После нескольких передач — в момент, когда мяч приближается к игроку А, — игроки В и

 

Г быстро открываются вперед, а Б старается закрыть одного из них. А, оценив обстановку, направляет мяч свободному игроку, который после ведения возвращает мяч игроку А; выполнив упражнение, все возвращаются на исходные позиции.

3. Игрок А ведет мяч в любом направлении, не выпуская из поля зрения партнеров — Б и В, которые стараются освободиться от опеки защитников (рис. 10). В момент, когда одному из них это удается, А адресует ему мяч. Защитник игрока, которому удалось получить мяч, теперь закрывает игрока А, и упражнение продолжается.

4. Передние игроки групп А и Б ведут мяч от линии штрафной площади к центру поля (рис. 11). По сигналу тренера быстро поворачиваются и наносят удар по воротам, направляя мяч в ту половину, которую освободил вратарь. Выполнив упражнение, возвращаются в свои группы, а упражнение продолжают вторые номера.

5. От середины штрафной площади проводится линия 8 — 10 м (рис. 12). С одной и другой стороны от нее ставится по мячу. Ворота защищает голкипер. Задача игроков А и Б, выполняющих роль нападающих, — освободиться от защитников, применяя разные приемы передвижения (финты), и пробить по одному из двух мячей. Цель защитников не пропустить атакующих к мячам. Нападающие — ли-

 

Рис. 8

Рис. 9

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

 

цом к воротам; защитники — спиной. Выполнив упражнение, игроки А и Б остаются выполнять функции защитников, а защитники идут на их места в группы А и Б, после чего упражнение продолжается.

Упражнения на развитие способностей изменить решение при изменении ситуации

1. Игрок Б набрасывает руками мяч игроку А, который головой отыгрывает мяч обратно и тут же поворачивается кругом (рис. 13). В это время игрок В низким пасом отдает мяч игроку А, который возвращает его игроку В. Затем игрок А опять быстро поворачивается кругом, а игрок Б набрасывает ему мяч и т. д. После нескольких попыток игроки меняются местами.

2. Игроки А и Б медленно ведут мячи (каждый — свой), наблюдая друг за другом (рис. 14). Внезапно игрок А посылает свой мяч игроку Б и рывком (в любом направлении) открывается для передачи. Игрок Б тут же посылает свой мяч на ход игроку А и принимает мяч, приходящий от игрока А. Каждый продолжает вести свой мяч, наблюдая за партнером. Теперь упражнение начинает игрок Б.

3. На линии стоит игрок В с мячом (рис. 15. За его спиной — тренер. В 10 — 12 м от линии

 

стоят друг против друга колонны игроков — А и Б. По знаку тренера игрок из колонны А или Б делает ускорение к линии, игрок В посылает мяч выходящему раньше, чем тот пересечет линию. После приема мяча игрок сразу же возвращает его обратно игроку В и бежит в конец колонны, стоящей на противоположной стороне.

4. Тренер последовательно бросает игроку А два мяча: первый, например, вперед (игрок должен тут же возвратить мяч тренеру), а второй — чуть позже — в сторону от игрока (и этот мяч следует отправить обратно тренеру) (рис. 16). Выполнив упражнение, игрок А возвращается в конец колонны, а упражнение готовится выполнить игрок Б.

Применение данных упражнений в учебно-тренировочном процессе создает предпосылки индивидуализации тактической подготовки юных футболистов путем развития «отстающих» психических качеств и компенсаторного развития наиболее индивидуально выраженных качеств, формирующихся на базе типологических особенностей организма. Данные формы и методы совершенствования тактических способностей юных футболистов приведут к развитию преимущественно тех психических качеств, которые связаны с тактической деятельностью игроков.

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало