![]() |
|
![]() |
||
угол 3, перебегает в тот же угол. Игрок В направляет мяч по диагонали в угол 1, куда уже прибежал игрок Б, и перебегает в освободившийся угол 4. Игрок Б из угла 1 вновь передает мяч в угол 2 партнеру А и т. д. Таким образом, игрок А после передачи мяча меняется местами только с игроком Б, а игрок Г — только с партнером В. 4. «Передачи двух мячей в квадрате». Четыре игрока располагаются по углам квадрата. Передачи мяча выполняются поперечно и по диагонали. Каждый может послать мяч только тому, у кого в этот момент мяча нет, или тому, кто его только что передал. Критерий оценки — штрафные очки или безошибочные передачи. Упражнения на развитие способностей быстро оценивать ситуацию по сигналам в периферии поля зрения 1. Игрок ведет мяч, а справа и слева от него бегут двое с флажками в руках. Владеющий мячом должен направить мяч тому, кто поднимет флажок. Игрок, принявший мяч, ведет его дальше и сам уже смотрит за партнерами и т. д. (условия упражнения не допускают одновременного поднятия двух флажков). 2. Три игрока стоят в треугольнике. Один из них жонглирует мячом и одновременно наблюдает за обоими партнерами, которые показывают ему на руках разное число пальцев в разном порядке. Жонглирующий мячом должен назвать вслух число увиденных пальцев. После 5 — 6 попыток — смена мест. В а р и а н т. Мячами жонглируют все трое. Поочередно (по ходу часовой стрелки) каждый показывает на руках разное число пальцев. Партнеры должны назвать это число вслух. 3. Игроки (4—5) стоят полукругом (радиус 6 — 8 м). Против них в середине — жонглирующий мячом и одновременно наблюдающий за партнерами. За его спиной тренер, который в разном порядке показывает рукой на стоящих полукругом. Игрок, «названный» тренером, должен подать условный сигнал (поднять руку, присесть или сделать ускорение в сторону). Жонглирующему мячом тут же необходимо передать мяч тому, от кого поступил сигнал. Последний должен принять мяч и вернуть его игроку, стоящему в середине, после чего упражнение продолжается. На место игрока с мячом поочередно встает каждый. 4. Вдоль всей центральной линии проводится параллельная ей линия, образующая с центральной линией прямоугольник шириной 1,5 — 2 м (рис. 4). В начале прямоугольника стоит игрок А с мячом, по бокам от него — игроки Б и В. По сигналу все трое устремляются вперед. Игроки без мяча стараются |
Рис. 4
опередить друг друга. Задача владеющего мячом — вести мяч вперед, не выпуская из прямоугольника, и наблюдать за партнерами. Как только один из партнеров достигает цели, игрок А сразу посылает ему мяч. После нескольких «попыток» партнеры поочередно меняются местами. В а р и а н т. Игрок А с мячом — в начале прямоугольника. Игроки Б и В — в конце прямоугольника, с разных его сторон. По сигналу игроки Б и В стартуют к цели, а игрок А ведет мяч вперед (внутри прямоугольника) и одновременно наблюдает за партнерами. Как только Б или В окажется ближе к цели, игрок А адресует ему мяч. 5. Игроки (4—5) стоят полукругом. Против них в центре — владеющий мячом. Ведя мяч в направлении, противоположном от партнеров, он по сигналу тренера поворачивается и, оценив ситуацию, должен адресовать мяч тому из полукруга, кто подал условный сигнал (поднял руку, изменил исходное положение и т. д.). Упражнения на развитие объема восприятия и свойств внимания 1. На участке поля три игрока (А, Б, В), исполняющие функции нападающих, и три — функции защитников (рис. 5). Тренер передает мяч одному из атакующих. Задача защитника — опередить противника и возвратить мяч тренеру, который меняет свое местонахождение. 2. Игроки групп А и Б располагаются в |
|||
![]() |
57 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||
|
||||||||||
30 — 40 м друг против друга (рис. 6). Игрок группы А, ведя мяч, «вызывает» одного из игроков группы Б, который делает ускорение вперед. Игрок группы А отдает ему мяч и бежит на освободившееся место в группе Б. Игрок группы Б, получивший пас, быстро обрабатывает мяч, «вызывает» игрока группы А, адресует ему мяч и делает рывок на освободившееся место в группе А и т. д. 3. Передачи 3 — 4 мячей (поочередно) из исходного положения. Игрок Е начинает упражнение (рис. 7). Игроки Б, Г, В, Д, А, принимая мяч, направляют его партнеру, как показано на рисунке, и ждут следующего мяча. 4. На участке поля 6 — 8 игроков ведут мячи в любом направлении, одновременно наблюдая за тренером, который постоянно перемещается на поле. Через некоторые интервалы времени тренер показывает игрокам несколько пальцев; игроки вслух называют соответствующие цифры. 5. Две группы (по 6 — 8 чел.) игроков выполняют ведение мяча в любом направлении в пределах штрафной площади, которая делится пополам (одна группа работает на одной половине, другая — на другой), и одновременно наблюдают за тренером. По сигналу тренера группы должны поменяться местами. Упражнения на развитие быстроты дифференцировочного реагирования 1. Игрок А, владеющий мячом, стоит спиной к партнерам Б и В (рис. 8). Между ними — выполняющий функции защитника игрок Г. По свистку тренера игрок Г быстро закрывает Б или В. По этому же свистку игрок А поворачивается лицом к партнерам, быстро оценивает тактическую обстановку и передает мяч свободному игроку. Поочередно игроки меняются местами. 2. А и Б передают друг другу мяч (рис. 9). На линии с игроком А стоят игроки В и Г. После нескольких передач — в момент, когда мяч приближается к игроку А, — игроки В и |
Г быстро открываются вперед, а Б старается закрыть одного из них. А, оценив обстановку, направляет мяч свободному игроку, который после ведения возвращает мяч игроку А; выполнив упражнение, все возвращаются на исходные позиции. 3. Игрок А ведет мяч в любом направлении, не выпуская из поля зрения партнеров — Б и В, которые стараются освободиться от опеки защитников (рис. 10). В момент, когда одному из них это удается, А адресует ему мяч. Защитник игрока, которому удалось получить мяч, теперь закрывает игрока А, и упражнение продолжается. 4. Передние игроки групп А и Б ведут мяч от линии штрафной площади к центру поля (рис. 11). По сигналу тренера быстро поворачиваются и наносят удар по воротам, направляя мяч в ту половину, которую освободил вратарь. Выполнив упражнение, возвращаются в свои группы, а упражнение продолжают вторые номера. 5. От середины штрафной площади проводится линия 8 — 10 м (рис. 12). С одной и другой стороны от нее ставится по мячу. Ворота защищает голкипер. Задача игроков А и Б, выполняющих роль нападающих, — освободиться от защитников, применяя разные приемы передвижения (финты), и пробить по одному из двух мячей. Цель защитников не пропустить атакующих к мячам. Нападающие — ли-
|
|||||||||
![]() |
58 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
цом к воротам; защитники — спиной. Выполнив упражнение, игроки А и Б остаются выполнять функции защитников, а защитники идут на их места в группы А и Б, после чего упражнение продолжается. Упражнения на развитие способностей изменить решение при изменении ситуации 1. Игрок Б набрасывает руками мяч игроку А, который головой отыгрывает мяч обратно и тут же поворачивается кругом (рис. 13). В это время игрок В низким пасом отдает мяч игроку А, который возвращает его игроку В. Затем игрок А опять быстро поворачивается кругом, а игрок Б набрасывает ему мяч и т. д. После нескольких попыток игроки меняются местами. 2. Игроки А и Б медленно ведут мячи (каждый — свой), наблюдая друг за другом (рис. 14). Внезапно игрок А посылает свой мяч игроку Б и рывком (в любом направлении) открывается для передачи. Игрок Б тут же посылает свой мяч на ход игроку А и принимает мяч, приходящий от игрока А. Каждый продолжает вести свой мяч, наблюдая за партнером. Теперь упражнение начинает игрок Б. 3. На линии стоит игрок В с мячом (рис. 15. За его спиной — тренер. В 10 — 12 м от линии |
стоят друг против друга колонны игроков — А и Б. По знаку тренера игрок из колонны А или Б делает ускорение к линии, игрок В посылает мяч выходящему раньше, чем тот пересечет линию. После приема мяча игрок сразу же возвращает его обратно игроку В и бежит в конец колонны, стоящей на противоположной стороне. 4. Тренер последовательно бросает игроку А два мяча: первый, например, вперед (игрок должен тут же возвратить мяч тренеру), а второй — чуть позже — в сторону от игрока (и этот мяч следует отправить обратно тренеру) (рис. 16). Выполнив упражнение, игрок А возвращается в конец колонны, а упражнение готовится выполнить игрок Б. Применение данных упражнений в учебно-тренировочном процессе создает предпосылки индивидуализации тактической подготовки юных футболистов путем развития «отстающих» психических качеств и компенсаторного развития наиболее индивидуально выраженных качеств, формирующихся на базе типологических особенностей организма. Данные формы и методы совершенствования тактических способностей юных футболистов приведут к развитию преимущественно тех психических качеств, которые связаны с тактической деятельностью игроков. |
|||||||||||||||||
![]() |
59 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |