Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В сочетании с технико-тактической подготовкой комплексы занятий существенно повлияли на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма футболистов.

Средние показатели PWC170 и МПК у игроков линии обороны увеличились соответственно на 5,9 кгм/мин/кг и 9,9 мл/мин/кг; у полузащитников — на 5,4 и 9,4; у нападающих — на 5,9 и 9,9. Дифференцированный подход к планированию учебно-тренировочного процесса, а также использование комплексов тренировочных занятий с широким арсеналом

 

неспецифических средств подготовки (особенно на общеподготовительном этапе) способствуют значительному росту темпа развития физических качеств, повышению функциональной работоспособности организма и росту технико-тактического мастерства футболистов. Дальнейший поиск в этом направлении видится в программировании отдельным игрокам комплексов упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств, в трансформации этих комплексов в специальную выносливость.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВОВ

   


В. А. Иванов, зам. начальника Управления футбола Спорткомитета СССР
 

С 1975 г. развитие юношеского футбола в нашей стране приобрело определенное направление: подготовка юных с использованием современных организационных форм. Прежде работу с резервами строили в основном на малочисленных группах подготовки при командах мастеров, что не создавало добротной основы для большого футбола.

Учитывая это, Спорткомитет СССР в постановлении от 26 марта 1975 г. сО неудовлетворительном состоянии футбола в стране и задачах по повышению мастерства советских футболистов» уделил самое серьезное внимание проблемам юношеского футбола. За истекшее пятилетие (1975 — 1980 гг.) Спорткомитет СССР последовательно рассматривал вопросы развития специализированных школ, спортивных классов по футболу, школ высшего спортивного мастерства, уделял повышенное внимание организации соревнований. Так, 28 октября 1976 г. коллегия Всесоюзного спорткомитета после детального рассмотрения вопроса приняла постановление «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности СДЮШОР по футболу».

В том же году совместно с ЦК ВЛКСМ и Министерством просвещения СССР была утверждена структура юношеских соревнований по футболу.

21 апреля 1978 г. Спорткомитет СССР издал приказ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки резервов по футболу в стране», согласно которому впервые на базе школ высшего спортивного мастерства были открыты отделения футбола, позволившие заполнить пробелы в подгоготовке спортсменов 17 — 20 лет.

 

На сегодня в стране сложилась стройная система подготовки резервов по футболу: 1137 отделений в ДЮСШ, 75 СДЮШОР, 17 специализированных отделений и 16 отделений в ШВСМ, 9 из которых преобразованы в центры олимпийского резерва. Она охватывает около 165 тыс. юных футболистов. Кроме того, открыто свыше 470 специализированных спортивных классов с продленным днем обучения и углубленным изучением тренировочного процесса по футболу. Общее число занимающихся в этих классах — 9682 человека.

Для дальнейшего совершенствования форм обучения и содержания тренировок юных футболистов в минувшем году в Москве создана экспериментальная школа высшего спортивного мастерства.

В 1977 г. вышла учебная программа для спортивных школ. С 1975 г. в спортивные школы было направлено 15 методических писем по разным аспектам организации и методики обучения юных спортсменов. За этот же период издано несколько пособий советских и зарубежных специалистов юношеского футбола.

В первом году 11-й пятилетки выйдет расширенная и заново разработанная программа тренировок футболистов, обучающихся в спортивных школах. Солидный авторский коллектив работает над учебником для тренеров, который будет написан в строгом соответствии с содержанием программы для ДЮСШ. Идет работа над составлением примерных поурочных планов для всех возрастных групп спортивных школ.

Условно можно считать, что структура юношеских соревнований в стране делится на

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Наше футбольное будущее...
 

 

три основных направления: массовые соревнования на призы клуба «Кожаный мяч» (охватывают свыше 3 млн. ребят), а также соревнования для учащихся в системе профтехобразования («Рабочая смена»); соревнования для спортивных школ; соревнования для сборных команд союзных республик, Москвы и Ленинграда (на призы ЦК ВЛКСМ «Юность» и «Надежда», на приз «Переправа» еженедельника «Футбол—Хоккей»),

Практика показала, что в целом такая структура себя оправдывает. Вместе с тем тенденция омоложения футбола и все более широкое участие наших юношеских команд в международных соревнованиях потребовали внесения в эту структуру коррективов.

В текущем году в соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч» появится новая возрастная группа — мальчики 7 — 9 лет. Это вызвано необходимостью вовлечь в занятия футболом ребят более раннего возраста, а также способствовать отбору наиболее одаренных в спортивные школы (с 1980 г. в такие школы принимают детей с 8 лет, а не с 10, как было ранее).

Изменились и соревнования для спортивных школ. В частности, в этом году впервые померятся силами футболисты СДЮШОР команд высшей и первой лиг. В команды этих

 

школ разрешено зачислять учащихся других спортивных школ, отделений, секций, с целью объединить наиболее сильных юных футболистов под флагом клубов высшей и первой лиг.

Соревнования на призы ЦК ВЛКСМ «Юность» и «Надежда», а также на приз «Переправа» еженедельника «Футбол — Хоккей» станут на год моложе (возрастной ценз их снизится соответственно до 16, 17 и 19 лет). Кроме того, турнир «Надежда» будет проводиться ежегодно, а не в зависимости от соревнований в программе спартакиады школьников.

С 1976 г. Спорткомитет СССР обязал Управление футбола создать три сборные юношеские команды страны — до 19, 18 и 17 лет. Опыт показал, что организация этих команд полностью оправдала себя: появилась возможность длительное время наблюдать за наиболее перспективными футболистами. Молодые игроки получают в этих командах богатый опыт участия в международных турнирах и в товарищеских встречах с представителями разных школ и направлений и, как правило, по выходе из юниоров прочно закрепляются в основных составах ведущих команд страны (примерами могут служить Бессонов и Хидиятуллин, Балтача и Петраков, Баль, Новиков и др.).

В год Московской олимпиады было решено

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

создать еще две юношеские сборные СССР (до 16 и 15 лет). На эту идею натолкнули изменения в международном календаре. Такие команды созданы почти во всех ведущих футбольных державах. Так, в Испании, Франции, ФРГ и ЧССР постоянно играют по четыре сборные команды юношей.

Создание пяти юношеских сборных команд страны требует большой селекционной работы тренеров на местах. Решением Спорткомитета СССР при республиканских спорткомитетах в том же, 1980 г. образованы селекционные комиссии. Кроме того, почти во всех республиках, в Москве и Ленинграде в общей сложности 50 тренеров готовят резервы для сборных СССР. В основную задачу этих специалистов входят систематический контроль за работой тренеров спортивных школ и организация отбора юных в сборные страны.

Каждая из пяти сборных СССР имеет определенное — этапное — соревнование, к которому готовится и в котором непременно должна добиться успеха.

Юношеский футбол претерпевает изменения не только в нашей стране. Аналогичные перемены, происшедшие в юношеском футболе ряда стран, повлияли на структуру организации международных соревнований. Так, с 1977 г. ФИФА стала проводить международный юношеский турнир, который три года спустя решила переименовать в чемпионат мира.

Год назад исполком Европейского союза футбольных ассоциаций принял важное решение, касающееся юношеских соревнований на континенте. В нынешнем году будет впервые проводиться международный турнир для 16-летних, а турнир, ранее именовавшийся юношеским турниром УЕФА, впервые получит статус юношеского чемпионата Европы для футболистов 18 лет (он пройдет на полях ФРГ).

Практически каждая европейская страна сейчас не только участвует в официальных международных юношеских соревнованиях, но и сама организует международные соревнования. Все это — свидетельство возросшей роли юношеского футбола в подготовке спортсменов высокой квалификации.

Весьма популярен за рубежом наш традиционный международный юношеский турнир, проводимый в Ташкенте в марте каждого года.

В первые дни наступившего года на отличном поле футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА в Москве был проведен международный юношеский турнир на приз памяти вице-президента ФИФА В. А. Гранаткина с участием (помимо двух сборных СССР и сборной Москвы) сильнейших команд Европы — сборных ФРГ, Испании и Болгарии. Задачи обоих турниров, проходящих в СССР, — расширение сроков подготовки сборных юношес-

 

ких команд, проверка боем уровня подготовки наших лучших молодых футболистов.

Приятно напомнить о неоднократных успехах наших юношеских (18 лет) сборных на международной арене в минувшем пятилетии: две победы (в 1976 и 1978 гг.) в турнирах УЕФА, а также «тунисское» «золото» сборной юношеской команды СССР, ставшей первым чемпионом мира, и «серебро» 1979 г. на втором чемпионате мира среди юниоров. Трижды за это время наши сборные побеждали в соревнованиях на приз «Дружбы» среди команд сверстников социалистических стран. Дважды чемпионом Европы стала молодежная сборная СССР.

Все эти успехи — результат кропотливой работы тренеров. Вместе с тем было бы ошибкой, озаряясь блеском уже одержанных побед, считать положение дел с развитием юношеского футбола в стране благополучным. Ведь организационная перестройка в подготовке резерва далеко не везде привела к перестройке содержания работы тренеров. Первая проблема сегодня — весьма слабая селекционная работа в спортивных школах. Плохо налажен пока поиск физически и двигательно одаренных юных футболистов. Между тем именно физическая и двигательная одаренность становится ныне решающим фактором в определении перспективности футболиста.

По-прежнему в ряде школ почти вся учебно-тренировочная работа исчерпывается подготовкой к очередной игре. Отсюда и очевидные просчеты в технической оснащенности наших футболистов. Проверка усвоения технических приемов, проведенная в 1977 и 1980 гг. представителями Управления футбола Спорткомитета СССР и отделов футбола республиканских спорткомитетов, показала, что программный материал во многих школах и командах осваивается неудовлетворительно. И не случайно, наши футболисты во многих еще международных соревнованиях уступают соперникам именно в этом компоненте. Лишнее тому подтверждение — итоги первого турнира команд юношей на приз памяти В. А. Гранаткина.

Большая проблема, сдерживающая рост мастерства юных, — проблема баз (особенно в зимний период). Необходимо продолжать усилия, направленные на строительство футбольных полей (особенно с искусственным покрытием, ибо в условиях постоянной эксплуатации полей другой покров просто не выдерживает).

По-прежнему слаба еще связь спортивных школ с командами мастеров. К сожалению, в большинстве случаев выражается она только... во взаимных претензиях тренеров.

Еще не везде изжитое пренебрежительное отношение тренеров команд мастеров к труду коллег, готовящих резервы, выражается в бес-

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

конечных обвинениях «нижестоящих» в нежелании помочь спортивным школам и бросается в глаза даже не сведущим в футболе.

Тренеры команд мастеров хотят «сразу» получать опытных футболистов, которые могли бы сравнительно быстро войти в игровой ансамбль. Между тем даже способный выпускник спортивной школы, прежде чем начнет играть в основном составе, требует и особого внимания и времени.

В силу этих обстоятельств молодые футболисты, попавшие в команду, порой длительное время буквально «киснут» в роли запасных, теряя ранее приобретенные игровые навыки и уверенность в себе.

Учитывая эти обстоятельства, Управление футбола Всесоюзного спорткомитета обязало тренеров команд мастеров второй лиги заявлять футболистов 18 и 19 лет на игры чемпионата СССР.

Кроме того, приказом от 21 апреля 1978 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки резервов по футболу в стране» Спорткомитет СССР обязал спорткомитеты союзных республик совместно с ДСО и ведомствами в кратчайшие сроки решить вопросы о заключении между командами мастеров и спортивными школами шефских договоров, включающих обязательства об оказании мастерами помощи школам в проведении учебно-тренировочной работы, о предоставле-

 

нии спортивных баз для занятий юным, о финансировании участия команд школ в соревнованиях, о регулярных встречах с тренерами и т. п.

Более тесному контакту школ с командами мастеров должна помочь организация футбольных клубов.

Успешная работа по развитию юношеского футбола невозможна без умения предвидеть контуры завтрашнего дня игры. Именно поэтому Спорткомитет СССР в феврале 1980 г. принял решение об организации в Москве экспериментальной школы высшего спортивного мастерства — школы, которая должна объединить все самые современные формы работы с юными футболистами, а также использовать все уже накопленные методические навыки в обучении игре. К сожалению, инертная позиция Спорткомитета столицы не позволяет развернуть работу в школе должным образом.

Мы ждем от спорткомитетов союзных республик, от ДСО и ведомств, что такие экспериментальные центры будут организованы во всех городах и селениях, где есть для этого соответствующие условия.

В заключение хочу подчеркнуть: юношеский футбол в нашей стране — на верном пути. Воплощение замыслов, подготовка высококвалифицированных футболистов в первую очередь зависят от качества работы тренеров.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

   


М. С. Полишкис, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Повышение мастерства советских футболистов во многом зависит от планомерного и квалифицированного обучения игре детей начиная с раннего возраста. Научно-педагогическими исследованиями на основе анализа возрастных особенностей детского организма доказаны возможность и целесообразность начала занятий футболом с 8 — 10 лет (Ю. П. Ильичев, 1964; В. В. Варюшин, 1968; В. А. Выжгин, 1972; А. А. Сучилин, 1972; Я. Палфаи, 1973; А. Залка, 1973, и др.).

Особое место в процессе подготовки юных футболистов должно быть отведено воспитанию тактической грамотности: умелая тактика (наряду с совершенной техникой) создает предпосылки для достижения высоких результатов.

В теоретическом аспекте тактическая деятельность футболистов — это решение оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия игрока с партнером и борьбы с

 

противником. Решаются оперативные задачи на фоне непрерывных изменений условий игры в ограниченные отрезки времени, при большой плотности моторных действий. Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем развития комплекса психофизиологических функций. В одной и той же игровой ситуации можно принимать разные тактические решения. Многообразие их вариантов связано с причинами не только ситуативного, но и личностного порядка.

В данном случае в понятии «личностные факторы» не рассматриваются особенности личности (мотивация, интересы, характер и т. п.), хотя и они в определенной мере влияют на тактическую деятельность футболиста. Под «личностными факторами» подразумеваются: во-первых, индивидуальные особенности развития психических качеств как компонентов тактических способностей; во-вторых, основные свойства нервной системы,

Library   54   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало