Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

навливаются вегетативные функции футболистов. Тем не менее скорость бега не при всех повторениях достигает максимальной.

Скорость бега на 30 м с места у футболистов команд мастеров в среднем составляет 7,06 — 7,23 м/сек, хотя у отдельных игроков превышает 7,5 м/сек.

Среднекомандные показатели времени в беге на 30 м в зависимости от этапа круглогодичной тренировки могут изменяться незначительно. У отдельных футболистов скорость бега колеблется значительно, что говорит о

 

возможности ее повышения в процессе круглогодичной тренировки.

Важный компонент, влияющий на повышение скорости бега взрослых футболистов, — длительность паузы отдыха между повторениями. В беге на 30 м у футболистов со средней физической работоспособностью она должна составлять 70 — 75 сек. Футболистам с высокими функциональными возможностями паузу отдыха между повторениями можно сократить до 50 — 65 сек. А у футболистов с низкими функциональными возможностями она должна быть увеличена до 80 — 85 сек.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ

   
Ю. К. Лукин, Азербайджанский ГИФК
 

Интенсификация игровой деятельности футболистов потребовала значительной перестройки учебно-тренировочного процесса. Основные усилия тренеров и научных работников ныне направлены на выявление оптимальных параметров тренировочной нагрузки, а также эффективных методических приемов и средств подготовки.

В целях решения этой проблемы была предпринята попытка использовать в тренировочном процессе комплексы занятий, основу которых составили неспецифические средства подготовки с запрограммированными параметрами длительности и интенсивности выполнения упражнений, числом повторений упражнений в сериях, числом серий и др., эффективно и избирательно воздействующие на развитие физических качеств.

Необходимость применения моделей таких занятий была вызвана значительными различиями в физической подготовленности футболистов разного амплуа в начале подготовительного периода, выявленными при анализе результатов тестирования игроков команды «Нефтчи». Контрольные упражнения, выполненные футболистами, позволяли определить скоростные качества (по результатам бега на 15 м с ходу и с высокого старта, на 60 м с высокого старта), скоростную выносливость (в зависимости от результата в беге на 10x30 м с высокого старта, с интервалами отдыха, составляющими 25 сек.). Уровень развития скоростно-силовых качеств оценивали по результатам тройного прыжка с места и по высоте выпрыгивания с места. 12-минутный бег использовали для определения аэробных возможностей организма. Функциональные возможности организма оценивали по тесту PWC170 и по показателям МПК.

 

Анализ результатов выполнения контрольных упражнений свидетельствует, что у игроков линии обороны скоростные показатели находятся на уровне удовлетворительных, скоростно-силовые качества — на уровне хороших, а показатели выносливости очень низки. У игроков средней линии скоростные показатели удовлетворительные, скоростно-силовые — низкие, а общая выносливость — относительно хорошая; у нападающих соответственно — хорошие, низкие и плохая.

В связи с этим были предложены комплексы занятий с использованием неспецифических средств при определенном процентном соотношении их.

Д л я   и г р о к о в   л и н и и   о б о р о н ы это соотношение таково: скоростная и скоростно-силовая подготовка — по 25%; развитие выносливости — 50 %.

Д л я    и г р о к о в    л и н и и     п о л у з а щ и т ы: скоростная подготовка и развитие выносливости — по 25%; скоростно-силовая подготовка — 50%;

Д л я    и г р о к о в   л и н и и   а т а к и: скоростная подготовка — 20%; скоростно-силовая — 35%; развитие выносливости — 45%.

Предлагаемые комплексы упражнений состояли из общеразвивающих, беговых и прыжковых упражнений, упражнений на тренажерах, с отягощениями и на гибкость. В качестве инвентаря использовали гимнастическую стенку, скамейки, маты, блины от штанги, барьеры. Средняя продолжительность занятия — 80 — 90 мин. В зависимости от направленности занятия в каждом из комплексов делался акцент на каких-то определенных средствах. Например:

Комплекс 1. Скоростно-силовая подготовка. Продолжительность — 80 — 90 мин. Интеисив-

Library   48   Up


Contents

 

Home
 

ность — 40 — 60% максимальной. ЧСС — 120 — 140 уд/мин. Аэробный режим.

Содержание занятия

В в о д н а я   ч а с т ь — равномерный бег до 800 м; комплекс общеразвивающих упражнений (ОрУ); упражнения на гибкость; беговые и прыжковые упражнения.

О с н о в н а я   ч а с т ь — работа на станциях (с разбивкой на группы).

1-я станция. Упражнения на тренажерах (по 10 раз в каждом подходе):

—   для группы мышц передней поверхности бедра;

—   для групп мышц задней поверхности бедра;

—   для мышцы голени.

2-я станция. Упражнения на развитие мышц брюшного пресса. Выполняются лежа на наклонной доске, приставленной к шведской стенке, из двух положений — вверх и вниз головой (3 подхода по 30 раз в каждом).

3-я станция. Упражнения на развитие мышц пояснично-крестцового отдела. Выполняются на гимнастическом коне (3 подхода по 10 — 15 раз в каждом).

4-я станция. Работа с отягощениями, со-

 

ставляющими 40% веса спортсмена. Приседания с резким вставанием (3 подхода по 10 раз в каждом).

5-я станция. Прыжки через гимнастические скамейки толчком обеих ног (3 попытки по 25 прыжков в каждой).

6-я станция. Упражнения с элементами акробатики, а также на гибкость. Выполняются на гимнастических скамейках (5 — 10 мин.).

7-я станция. Челночный бег 3x30 м в серии (всего 6 — 8 серий).

З а к л ю ч и т е л ь н а я   ч а с т ь — легкая пробежка, ходьба, упражнения на расслабление.

Метод тренировки — круговой. Число подходов, попыток, серий и число упражнений в каждой из них можно менять как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Функциональные сдвиги регулировали по показателям ЧСС, определявшимся по сумматору пульса или пальпаторно, до и после выполнения упражнений. В паузах отдыха (1,5 — 2 мин.) — упражнения на гибкость.

Было предложено пять комплексов занятий. Общая характеристика их дана в табл. 1.

 

Т а б л и ц а   1

Общая характеристика комплексов занятий с использованием
неспецифических средств подготовки

Номера комплексов

Направленность занятий

Продолжительность

(мин.)

Интенсивность (в % от максимальной)

Средние показатели ЧСС (уд/мин)

Режимы работы

1

Скоростно-силовая

80 — 90

40 — 60

120 — 140

Аэробный

2

Скоростно-силовая выносливость

90

60 — 70

140 — 160

Аэробный

3

Скоростная выносливость

90

75 — 85

160 — 180

Смешанный

4

Скоростная

90

80 — 90

160 — 180

Смешанный

5

Общая выносливость

90

50 — 60

130 — 150

Аэробный

 

По плану команды на общеподготовительном этапе для выполнения этих комплексов отводилась половина, а на специально-подготовительном (февраль — март) — 35% общего времени. Остальное время занимала специальная работа. В период проведения кубковых игр (групповой турнир) в тренировочных занятиях использовали (выборочно) упражнения

 

из комплексов, направленные главным образом на развитие силы отдельных мышечных групп.

Повторное тестирование в конце подготовительного периода показало, что у футболистов произошли заметные сдвиги во всех регистрируемых показателях физического развития (табл. 2).

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

 

Т а б л и ц а   2

Динамика развития физических качеств и функциональной работоспособности у игроков
различных линий команды «Нефтчи» (Баку)

Линии команды Сроки обследований Показатели
в беге на 15 м с высокого старта (сек.) в беге на 15 м с ходу (сек.) в беге на 60 м с высокого старта (сек.) в беге 10х30м с высокого старта с интервалами отдыха 25 сек. (сек.) в тройном прыжке с места (см) высота выпрыгивания с места (см) в беге в течение 12 мин. (м) PWC170 (мл/мин кг) МПК (мл/мнн кг)
Защита Начало подготовительного периода 2,4±0,03 1,8±0,02 7,4±0,08 41,7±0,11 812±14,5 54±1,9 2565±120 19,7 50,5
Конец подготовительного периода 2,3±0,02 1,7±0,03 7,3±0,04 40,9±0,09 825±10,1 58±1,3 3025±112 25,6 60,4
Полузащита Начало подготовительного периода 2,4±0,06 1,8±0,09 7,3±0,05 41,5±0,21 785±21,4 46±2,4 2850±85 20,8 52,1
Конец подготовительного периода 2,2±0,06 1,7±0,04 7,2±'0,03 40,3±0,19 813±14,5 55±1,4 3100±60 26,2 61,5
Нападение Начало подготовительного периода 2,3±0,03 1,7±0,03 7,2±0,05 41,0±0,19 770±14,7 47±2,5 2650±110 19,3 49,8
Конец подготовительного периода 2,2±0,02 1,6±0,03 7,1±0,04 40,3±0,12 803±11,5 50±2,1 2930±75 25,2 59,7

 

 
Library       Up


Contents

 

Home
 

В сочетании с технико-тактической подготовкой комплексы занятий существенно повлияли на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма футболистов.

Средние показатели PWC170 и МПК у игроков линии обороны увеличились соответственно на 5,9 кгм/мин/кг и 9,9 мл/мин/кг; у полузащитников — на 5,4 и 9,4; у нападающих — на 5,9 и 9,9. Дифференцированный подход к планированию учебно-тренировочного процесса, а также использование комплексов тренировочных занятий с широким арсеналом

 

неспецифических средств подготовки (особенно на общеподготовительном этапе) способствуют значительному росту темпа развития физических качеств, повышению функциональной работоспособности организма и росту технико-тактического мастерства футболистов. Дальнейший поиск в этом направлении видится в программировании отдельным игрокам комплексов упражнений, направленных на развитие и совершенствование физических качеств, в трансформации этих комплексов в специальную выносливость.

 

 

ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВОВ

О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВОВ

   


В. А. Иванов, зам. начальника Управления футбола Спорткомитета СССР
 

С 1975 г. развитие юношеского футбола в нашей стране приобрело определенное направление: подготовка юных с использованием современных организационных форм. Прежде работу с резервами строили в основном на малочисленных группах подготовки при командах мастеров, что не создавало добротной основы для большого футбола.

Учитывая это, Спорткомитет СССР в постановлении от 26 марта 1975 г. сО неудовлетворительном состоянии футбола в стране и задачах по повышению мастерства советских футболистов» уделил самое серьезное внимание проблемам юношеского футбола. За истекшее пятилетие (1975 — 1980 гг.) Спорткомитет СССР последовательно рассматривал вопросы развития специализированных школ, спортивных классов по футболу, школ высшего спортивного мастерства, уделял повышенное внимание организации соревнований. Так, 28 октября 1976 г. коллегия Всесоюзного спорткомитета после детального рассмотрения вопроса приняла постановление «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности СДЮШОР по футболу».

В том же году совместно с ЦК ВЛКСМ и Министерством просвещения СССР была утверждена структура юношеских соревнований по футболу.

21 апреля 1978 г. Спорткомитет СССР издал приказ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки резервов по футболу в стране», согласно которому впервые на базе школ высшего спортивного мастерства были открыты отделения футбола, позволившие заполнить пробелы в подгоготовке спортсменов 17 — 20 лет.

 

На сегодня в стране сложилась стройная система подготовки резервов по футболу: 1137 отделений в ДЮСШ, 75 СДЮШОР, 17 специализированных отделений и 16 отделений в ШВСМ, 9 из которых преобразованы в центры олимпийского резерва. Она охватывает около 165 тыс. юных футболистов. Кроме того, открыто свыше 470 специализированных спортивных классов с продленным днем обучения и углубленным изучением тренировочного процесса по футболу. Общее число занимающихся в этих классах — 9682 человека.

Для дальнейшего совершенствования форм обучения и содержания тренировок юных футболистов в минувшем году в Москве создана экспериментальная школа высшего спортивного мастерства.

В 1977 г. вышла учебная программа для спортивных школ. С 1975 г. в спортивные школы было направлено 15 методических писем по разным аспектам организации и методики обучения юных спортсменов. За этот же период издано несколько пособий советских и зарубежных специалистов юношеского футбола.

В первом году 11-й пятилетки выйдет расширенная и заново разработанная программа тренировок футболистов, обучающихся в спортивных школах. Солидный авторский коллектив работает над учебником для тренеров, который будет написан в строгом соответствии с содержанием программы для ДЮСШ. Идет работа над составлением примерных поурочных планов для всех возрастных групп спортивных школ.

Условно можно считать, что структура юношеских соревнований в стране делится на

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало