|
![]() |
|
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Изменение скорости бега у высококвалифицированных футболистов в сериях рывков с разной длительностью пауз отдыха: А — рывок каждые 15 сек.; Б — каждые 30 сек.; В — каждые 60 сек.; Г — каждые 90 сек.; Д — каждые 120 сек. В паузах отдыха — ходьба |
средний результат в начале подготовительного периода составлял 4,21, в начале соревновательного — 4,22, а в середине соревновательного — 4,19 сек. (рис. 1). Разница между средними показателями, как видим, незначительна. Порой именно мизерность разницы в средних показателях приводит к мнению о том, что скоростные способности в процессе круглогодичной тренировки существенно не меняются, и потому их развитие не принесет особых успехов. Однако такое мнение ошибочно. Более детальный анализ динамики скорости (времени бега) у футболистов на разных этапах круглогодичной тренировки показал: среднекомандные результаты дают лишь общую картину изменения данного физического качества. Выявлено, что скорость бега у футболистов меняется значительно. Так, у Аверьянова, Пантелеева, Михайлова, Калаичева, Зюзина время пробегания контрольного (30-метрового) отрезка к концу подготовительного периода снизилось значительно (от 0,05 до 0,19 сек.), хотя к середине соревновательного периода картина • была противоположной. У других же футболистов, наоборот, к началу соревновательного периода скорость бега значительно повышалась, а к середине — снижалась. Все это можно объяснить несовер- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
шенством учебно-тренировочного процесса в плане его индивидуализации. В данном случае необходимо отметить также, что снижение скорости сочеталось с повышением физической работоспособности футболистов, и наоборот. Знание скоростных возможностей отдельных игроков, а также средств и методов совершенствования скорости бега позволит более целенаправленно проводить учебно-тренировочную работу. При воспитании быстроты у футболистов используют следующие методы: 1. Динамических усилий с применением упражнений скоростно-силового характера. 2. Повторный с установкой на выполнение упражнений в максимально быстром темпе. 3. Облегченных условий при выполнении скоростных упражнений. 4. Затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений. 5. Игровой. Ведущий метод — повторный. К используемым в нем упражнениям предъявляется ряд основных требований: — техника бега не должна ограничивать его скорость; |
— упражнения должны быть хорошо освоены футболистами (чтобы во время бега основные волевые усилия направлять не на технику бега, а на скорость); — длительность упражнений и пауз отдыха между повторениями должна быть такой, чтобы скорость не снижалась из-за утомления; — число повторений, с одной стороны, не должно приводить к утомлению, а с другой — должно оставаться достаточным для достижения заданной цели. На скорость и скоростную выносливость в беге влияют одни и те же факторы. Однако если некоторые компоненты нагрузки (интенсивность и длительность упражнения, содержание отдыха и число повторений) одинаковы при совершенствовании двух названных качеств, то этого нельзя сказать о продолжительности паузы отдыха между повторениями. Правильность выбора продолжительности паузы при совершенствовании скорости бега — основа достижения успеха. С целью определения оптимальной продолжительности отдыха, способствующей поддержанию высокой скорости на всей дистан- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
45 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
Рис. 2. Время пробегания 30-метроеых отрез-ков футболистами «Локомотива» на разных этапах годового макроцикла
ции 30 м, провели исследование с участием футболистов высокой квалификации. Игроки выполняли (с максимальной скоростью) серии рывков, каждая из которых включала по 10 повторений. Паузы отдыха между повторениями в разных сериях менялись, составляя 10, 25, 55, 85 и 115 сек. Иначе говоря, рывок выполнялся каждые 15, 30, 60, 90 и 120 сек., что облегчало процедуру тестирования. Во время отдыха между повторениями футболисты прохаживались или делали легкую пробежку. Каждую серию рывков игроки выполняли после дня отдыха. Перед тестированием была 10-минутная разминка скоростной и скоростно-силовой направленности. Скорость бега фиксировали электронным миллисекундомером. Для обеспечения достоверности результатов в каждой серии участвовали от 15 до 20 футболистов. Средний возраст принимавших участие в эксперименте — 19,5 года; квалификация — первый разряд и мастера спорта; физическая работоспособность, определенная по тесту PWC170, равна 22,1 кгм/мин/кг; макси- |
мальная скорость пробегания 30-метрового отрезка — 6,96 м/сек (время — 4,31 сек.). Изменение скорости бега от повторения к повторению определяли по частному от деления скорости, показанной в данном повторении, на максимальную скорость в данной серии. Относительный (по отношению к максимальной скорости) показатель скорости каждого футболиста, выраженный в процентах, складывали с показателями других участников эксперимента, получая средние значения относительной скорости во всех десяти повторениях для группы в целом. Наблюдения показали: наибольшее падение скорости наблюдается в сериях, когда футболисты пробегают 30-метровые отрезки каждые 15 и 30 сек. (рис. 2). Так, если в. первой попытке средняя для группы скорость бега составляла при 10-секундной паузе 98,3%, а при 25-секундной — 99,5%, то к девятой попытке она снизилась соответственно до 93,6 и 95,8%, т. е. на 6,7 и 4,7% (что в пересчете на метры означает 2 и 1,5 м дистанции при максимальной скорости бега). Более значительное падение скорости в беге с паузой 10 сек., естественно, и объясняется нарастающим утомлением. Таким образом, повторный метод упражнения, в котором рывки выполняются каждые 15 и 30 сек., не способствует повышению скорости бега на 30 м. При выполнении упражнений, в которых рывки совершаются каждые 60 сек., скорость от повторения к повторению почти не снижается. Тем не менее если в третьей и пятой попытках скорость бега составляла 98,6% максимальной, то к десятой попытке она снизилась до 97,3%. Среднее падение скорости не столь существенно (1,3%); но у отдельных игроков при паузе отдыха, равной 55 сек., скорость к десятому повторению падает на 5 — 6%. Значит, пауза отдыха, равная 55 сек., граничная: у одних футболистов при такой паузе между упражнениями может расти скорость, у других — повышаться скоростная выносливость. Именно в определении оптимальной (с учетом уровня подготовленности футболистов) паузы отдыха между повторениями и заключается задача индивидуализации учебно-тренировочного процесса в плане совершенствования скоростных возможностей. Неоднократное повторение максимальных рывков каждые 90 и 120 сек. не приводит к значительному падению скорости. Так, при паузе 85 сек. скорость бега за 10 (от первой до десятой) попыток снизилась всего на 0,7%. При паузе отдыха, равной 115 сек., скорость не падала. Однако в ходе выполнения беговых упражнений, когда пауза отдыха составляет 115 сек., скорость бега у отдельно взятых футболистов изменяется неравномерно: резкое увеличение ее в одной попытке может чередо- |
|||
![]() |
46 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||||||||||||
ваться со снижением в другой. С одной стороны, футболисты при данной паузе отдыха способны полностью восстанавливаться к выполнению следующих повторений, а с другой — не сохраняется повышенная возбудимость нервных процессов в коре головного мозга. Иначе говоря, футболист «расслабляется». Таким образом, оптимальной продолжительностью отдыха (между повторениями) при совершенствовании скорости бега у футболистов высокой квалификации можно считать 70 сек. Увеличение паузы отдыха в поточном методе выполнения упражнений неэффективно, а уменьшение приводит к накоплению кислородного долга и к снижению скорости бега. Однако здесь важна роль уровня функциональной подготовленности футболиста. |
В серии рывков, которые проводятся каждые 15 сек., частота сокращений сердца (ЧСС) начинает значительно увеличиваться и уже к 1-й мин. (после четырех рывков) достигает 180 — 185 уд/мин. После 2-й мин. выполнения упражнений этот показатель полностью стабилизируется на уровне 190 — 200 уд/мин. От предыдущего повторения до последующего пульс снижается незначительно (табл. 2). Естественно, такая работа — в силу очень высокой интенсивности — не может продолжаться длительное время (более 3 — 4 мин.). Между сериями необходима продолжительная мало-интенсивная пауза отдыха. Такая работа имеет анаэробную гликолитическую направленность и способствует совершенствованию специальной выносливости. |
|||||||||||||
Т а б л и ц а 2 Пульсовые характеристики беговой нагрузки (рывок на 30 м_с места),
|
||||||||||||||
Увеличение паузы отдыха между повторениями до 25 сек. способствует тому, что ЧСС снижается до 145 — 155 (в среднем до 150 уд/мин), хотя бывали случаи, когда этот показатель снижался до 125 — 130 уд/мин (в основном у спортсменов с очень высокой аэробной мощностью. Такие футболисты способны выполнять много рывков не снижая скорости бега). Выполнение рывков с паузой отдыха, равной 25 сек. (рывок — каждые 30 сек.), может служить тестом для определения скоростной выносливости футболистов высокой квалификации, когда (естественно) необходимо фиксировать время бега на 30 м миллисекундомером с точностью до 0,001 или 0,01 сек. Если падение скорости не превышает 2 — 3%, то скоростную выносливость футболиста можно признать хорошей. Если же скорость бега к девятому-десятому повторению снижается более чем на 5 — 6%, то можно говорить о низкой скоростной выносливости спортсмена. Футболисты, как правило, достигают высокой скоростной выносливости к пятой-шестой неделе подготовительного периода. При длительности паузы отдыха, равной 55 сек., ЧСС снижается в среднем до 130 — 140 уд/мин. Отмечены случаи, когда к началу |
последующего повторения она достигает 120 уд/мин. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что повторение рывков каждые 60 сек. может способствовать совершенствованию скорости. У футболистов со средней и низкой физической работоспособностью такая длительность паузы отдыха не способствует совершенствованию скоростных возможностей (вследствие медленного восстановления у них вегетативных функций). Увеличение паузы отдыха еще на 30 сек. приводит к полному восстановлению спортсменов. Частота пульса, снижаясь к 65-й сек. после ускорения до 90 — 110 уд/мин, в дальнейшем (до последующего повторения) колеблется около этого уровня. Значит, для большинства футболистов высокой квалификации длительность паузы отдыха (ходьбы, пробежки, жонглирования и передач мяча в ходьбе) между повторениями рывков для повышения скорости бега должна составлять приблизительно 70 — 75 сек. При длительности паузы отдыха, равной 115 сек., частота пульса, снижаясь через 55 — 65 сек. после выполнения рывка до 80 — 85 уд/мин, находится на этом уровне более длительное время, чем при паузе отдыха, равной 85 сек. За время паузы полностью восста- |
|||||||||||||
![]() |
47 |
![]() |
![]() |
|
![]() |
||
навливаются вегетативные функции футболистов. Тем не менее скорость бега не при всех повторениях достигает максимальной. Скорость бега на 30 м с места у футболистов команд мастеров в среднем составляет 7,06 — 7,23 м/сек, хотя у отдельных игроков превышает 7,5 м/сек. Среднекомандные показатели времени в беге на 30 м в зависимости от этапа круглогодичной тренировки могут изменяться незначительно. У отдельных футболистов скорость бега колеблется значительно, что говорит о |
возможности ее повышения в процессе круглогодичной тренировки. Важный компонент, влияющий на повышение скорости бега взрослых футболистов, — длительность паузы отдыха между повторениями. В беге на 30 м у футболистов со средней физической работоспособностью она должна составлять 70 — 75 сек. Футболистам с высокими функциональными возможностями паузу отдыха между повторениями можно сократить до 50 — 65 сек. А у футболистов с низкими функциональными возможностями она должна быть увеличена до 80 — 85 сек. |
|||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ |
||||
Ю. К. Лукин, Азербайджанский ГИФК |
||||
Интенсификация игровой деятельности футболистов потребовала значительной перестройки учебно-тренировочного процесса. Основные усилия тренеров и научных работников ныне направлены на выявление оптимальных параметров тренировочной нагрузки, а также эффективных методических приемов и средств подготовки. В целях решения этой проблемы была предпринята попытка использовать в тренировочном процессе комплексы занятий, основу которых составили неспецифические средства подготовки с запрограммированными параметрами длительности и интенсивности выполнения упражнений, числом повторений упражнений в сериях, числом серий и др., эффективно и избирательно воздействующие на развитие физических качеств. Необходимость применения моделей таких занятий была вызвана значительными различиями в физической подготовленности футболистов разного амплуа в начале подготовительного периода, выявленными при анализе результатов тестирования игроков команды «Нефтчи». Контрольные упражнения, выполненные футболистами, позволяли определить скоростные качества (по результатам бега на 15 м с ходу и с высокого старта, на 60 м с высокого старта), скоростную выносливость (в зависимости от результата в беге на 10x30 м с высокого старта, с интервалами отдыха, составляющими 25 сек.). Уровень развития скоростно-силовых качеств оценивали по результатам тройного прыжка с места и по высоте выпрыгивания с места. 12-минутный бег использовали для определения аэробных возможностей организма. Функциональные возможности организма оценивали по тесту PWC170 и по показателям МПК. |
Анализ результатов выполнения контрольных упражнений свидетельствует, что у игроков линии обороны скоростные показатели находятся на уровне удовлетворительных, скоростно-силовые качества — на уровне хороших, а показатели выносливости очень низки. У игроков средней линии скоростные показатели удовлетворительные, скоростно-силовые — низкие, а общая выносливость — относительно хорошая; у нападающих соответственно — хорошие, низкие и плохая. В связи с этим были предложены комплексы занятий с использованием неспецифических средств при определенном процентном соотношении их. Д л я и г р о к о в л и н и и о б о р о н ы это соотношение таково: скоростная и скоростно-силовая подготовка — по 25%; развитие выносливости — 50 %. Д л я и г р о к о в л и н и и п о л у з а щ и т ы: скоростная подготовка и развитие выносливости — по 25%; скоростно-силовая подготовка — 50%; Д л я и г р о к о в л и н и и а т а к и: скоростная подготовка — 20%; скоростно-силовая — 35%; развитие выносливости — 45%. Предлагаемые комплексы упражнений состояли из общеразвивающих, беговых и прыжковых упражнений, упражнений на тренажерах, с отягощениями и на гибкость. В качестве инвентаря использовали гимнастическую стенку, скамейки, маты, блины от штанги, барьеры. Средняя продолжительность занятия — 80 — 90 мин. В зависимости от направленности занятия в каждом из комплексов делался акцент на каких-то определенных средствах. Например: Комплекс 1. Скоростно-силовая подготовка. Продолжительность — 80 — 90 мин. Интеисив- |
|||
![]() |
48 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |