Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

мого развитию скоростной и общей выносливости, на всех этапах подготовительного периода и за период в целом.

Полученные количественные данные могут быть использованы для оптимизации тренировочного процесса футболистов высших раз-

 

рядов. Они открывают возможности сопоставления запланированных нагрузок с фактически выполненными и соответствующих корректировок в зависимости от конкретно поставленных целей и решаемых задач.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ

   
А. А. Кириллов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры футбола ГЦОЛИФКа
 

Характерные черты современного футбола — высокая двигательная активность игроков и большая интенсивность мышечной работы (носящей преимущественно динамический характер), неравномерность физических нагрузок и аритмичность чередования работы и отдыха. Пожалуй, самое большое место в двигательной деятельности футболистов занимает бег. Причем скорость его варьируется от медленной до максимальной. Быстрота в футболе крайне важна: быстрый игрок имеет возможность выиграть время и пространство у соперника, а значит, при относительной свободе" более успешно решать стоящие конкретно перед ним тактические задачи.

Скоростные качества футболистов складываются из комплекса скоростей: скорости старта в простой и сложной ситуациях; скорости стартового разгона; абсолютной скорости; скорости рывково-тормозных действий; скорости выполнения технических приемов и скорости переключения от одного действия к другому. Быстрота — очень широкое понятие, включающее многообразие форм, каждая из которых важна для футболиста и в определенной степени может совершенствоваться.

Рассмотрим вопросы оценки скоростных возможностей футболистов в беге на наиболее распространенный в игровой и тренировочной практике отрезок — 30 м, а также некоторые факторы, лимитирующие эту оценку.

Результаты исследования обобщают многолетние тестирования скоростных возможностей футболистов команд мастеров высшей лиги, а также юношеских сборных СССР. Время бега на 30 м с места определяли по электронному миллисекундомеру.

Тестирование футболистов высшей лиги и юношеских сборных команд страны показало: средние результаты для команды в целом зависят от периода подготовки игроков и находятся в пределах от 4,155 сек. до 4,252. При этом были отмечены случаи, когда футболисты пробегали 30-метровый отрезок с места быстрее чем за 4 сек.: Бадусов («Локомо-

 

тив») — 3,987; Процюк (сборная юношеская СССР) — 3,985 сек. и др. В то же время худшие результаты были в пределах от 4,34 до 4,46 сек. Это ли не свидетельство широты диапазона скоростных возможностей футболистов?

С целью определения нормативных стандартов времени бега на 30 м с места провели математический анализ результатов тестирования. За исходный (с оценкой «очень высокая») взяли результат 4,05 сек., а границей худшего результата стали 4,35 сек. Так определили зоны нормативных оценок времени пробегания 30-метрового отрезка высококвалифицированными футболистами (табл. 1).

 

Т а б л и ц а    1

 

Нормативные оценки скоростных возможностей высококвалифицированных футболистов в беге на 30 м с места

 

Оценка

Время бега (сек.)

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Очень низкая

Лучше 4,05

4,05 — 4,149

4,15 4,249

4,25 — 4,349

Хуже 4,35

 

В процессе анализа удалось выявить, что скорость бега у менее квалифицированных футболистов значительно ниже. Так, среднее время пробегания 30-метрового отрезка игроками команды второй лиги составляет 4,286 (лучший результат — 4,027, худший — 4,635), а у перворазрядников (студенты ГЦОЛИФКа) — 4,351 сек.

Среднекомандные показатели в зависимости от периода подготовки колеблются незначительно. Так, у футболистов «Локомотива»

Library   44   Up

Contents

 

Home
   

 

Рис. 1. Изменение скорости бега у высококвалифицированных футболистов в сериях рывков с разной длительностью пауз отдыха:

А — рывок каждые 15 сек.; Б каждые 30 сек.; В — каждые 60 сек.; Г — каждые 90 сек.; Д каждые 120 сек. В паузах отдыха — ходьба

 
 

средний результат в начале подготовительного периода составлял 4,21, в начале соревновательного — 4,22, а в середине соревновательного — 4,19 сек. (рис. 1). Разница между средними показателями, как видим, незначительна. Порой именно мизерность разницы в средних показателях приводит к мнению о том, что скоростные способности в процессе круглогодичной тренировки существенно не меняются, и потому их развитие не принесет особых успехов. Однако такое мнение ошибочно.

Более детальный анализ динамики скорости (времени бега) у футболистов на разных этапах круглогодичной тренировки показал: среднекомандные результаты дают лишь общую картину изменения данного физического качества. Выявлено, что скорость бега у футболистов меняется значительно. Так, у Аверьянова, Пантелеева, Михайлова, Калаичева, Зюзина время пробегания контрольного (30-метрового) отрезка к концу подготовительного периода снизилось значительно (от 0,05 до 0,19 сек.), хотя к середине соревновательного периода картина • была противоположной. У других же футболистов, наоборот, к началу соревновательного периода скорость бега значительно повышалась, а к середине — снижалась. Все это можно объяснить несовер-

 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

58,3

97,9

97,6

96,2

96,45

95,5

94,6

94,8

93,2

93,6

Б

99,5

98,1

97,6

97,3

97,55

96,7

96,2

96,3

95,3

95,8

В

98,0

98,6

98,6

98,3

98,6

98,0

97,8

97,4

97,4

97,3

Г

99,1

99,0

99,1

98,4

98,2

98,0

97,8

98,15

98,15

98,4

Д

98,8

99,3

99,2

98,6

98,7

99,1

98,9

98,8

98,9

99,0

 

шенством учебно-тренировочного процесса в плане его индивидуализации. В данном случае необходимо отметить также, что снижение скорости сочеталось с повышением физической работоспособности футболистов, и наоборот.

Знание скоростных возможностей отдельных игроков, а также средств и методов совершенствования скорости бега позволит более целенаправленно проводить учебно-тренировочную работу.

При воспитании быстроты у футболистов используют следующие методы:

1.  Динамических усилий с применением упражнений скоростно-силового характера.

2.  Повторный с установкой на выполнение упражнений в максимально быстром темпе.

3.    Облегченных условий при выполнении скоростных упражнений.

4.   Затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений.

5.  Игровой.

Ведущий метод — повторный. К используемым в нем упражнениям предъявляется ряд основных требований:

— техника бега не должна ограничивать его скорость;

 

—   упражнения должны быть хорошо освоены футболистами (чтобы во время бега основные волевые усилия направлять не на технику бега, а на скорость);

—   длительность упражнений и пауз отдыха между повторениями должна быть такой, чтобы скорость не снижалась из-за утомления;

—   число повторений, с одной стороны, не должно приводить к утомлению, а с другой — должно оставаться достаточным для достижения заданной цели.

На скорость и скоростную выносливость в беге влияют одни и те же факторы. Однако если некоторые компоненты нагрузки (интенсивность и длительность упражнения, содержание отдыха и число повторений) одинаковы при совершенствовании двух названных качеств, то этого нельзя сказать о продолжительности паузы отдыха между повторениями. Правильность выбора продолжительности паузы при совершенствовании скорости бега — основа достижения успеха.

С целью определения оптимальной продолжительности отдыха, способствующей поддержанию высокой скорости на всей дистан-

Library   45   Up

Contents

 

Home
   

Рис. 2. Время пробегания 30-метроеых отрез-ков футболистами «Локомотива» на разных этапах годового макроцикла

 

ции 30 м, провели исследование с участием футболистов высокой квалификации. Игроки выполняли (с максимальной скоростью) серии рывков, каждая из которых включала по 10 повторений. Паузы отдыха между повторениями в разных сериях менялись, составляя 10, 25, 55, 85 и 115 сек. Иначе говоря, рывок выполнялся каждые 15, 30, 60, 90 и 120 сек., что облегчало процедуру тестирования. Во время отдыха между повторениями футболисты прохаживались или делали легкую пробежку. Каждую серию рывков игроки выполняли после дня отдыха. Перед тестированием была 10-минутная разминка скоростной и скоростно-силовой направленности. Скорость бега фиксировали электронным миллисекундомером. Для обеспечения достоверности результатов в каждой серии участвовали от 15 до 20 футболистов. Средний возраст принимавших участие в эксперименте — 19,5 года; квалификация — первый разряд и мастера спорта; физическая работоспособность, определенная по тесту PWC170, равна 22,1 кгм/мин/кг; макси-

 
 

мальная скорость пробегания 30-метрового отрезка — 6,96 м/сек (время — 4,31 сек.).

Изменение скорости бега от повторения к повторению определяли по частному от деления скорости, показанной в данном повторении, на максимальную скорость в данной серии. Относительный (по отношению к максимальной скорости) показатель скорости каждого футболиста, выраженный в процентах, складывали с показателями других участников эксперимента, получая средние значения относительной скорости во всех десяти повторениях для группы в целом.

Наблюдения показали: наибольшее падение скорости наблюдается в сериях, когда футболисты пробегают 30-метровые отрезки каждые 15 и 30 сек. (рис. 2). Так, если в. первой попытке средняя для группы скорость бега составляла при 10-секундной паузе 98,3%, а при 25-секундной — 99,5%, то к девятой попытке она снизилась соответственно до 93,6 и 95,8%, т. е. на 6,7 и 4,7% (что в пересчете на метры означает 2 и 1,5 м дистанции при максимальной скорости бега). Более значительное падение скорости в беге с паузой 10 сек., естественно, и объясняется нарастающим утомлением.

Таким образом, повторный метод упражнения, в котором рывки выполняются каждые 15 и 30 сек., не способствует повышению скорости бега на 30 м.

При выполнении упражнений, в которых рывки совершаются каждые 60 сек., скорость от повторения к повторению почти не снижается. Тем не менее если в третьей и пятой попытках скорость бега составляла 98,6% максимальной, то к десятой попытке она снизилась до 97,3%. Среднее падение скорости не столь существенно (1,3%); но у отдельных игроков при паузе отдыха, равной 55 сек., скорость к десятому повторению падает на 5 — 6%. Значит, пауза отдыха, равная 55 сек., граничная: у одних футболистов при такой паузе между упражнениями может расти скорость, у других — повышаться скоростная выносливость. Именно в определении оптимальной (с учетом уровня подготовленности футболистов) паузы отдыха между повторениями и заключается задача индивидуализации учебно-тренировочного процесса в плане совершенствования скоростных возможностей.

Неоднократное повторение максимальных рывков каждые 90 и 120 сек. не приводит к значительному падению скорости. Так, при паузе 85 сек. скорость бега за 10 (от первой до десятой) попыток снизилась всего на 0,7%. При паузе отдыха, равной 115 сек., скорость не падала. Однако в ходе выполнения беговых упражнений, когда пауза отдыха составляет 115 сек., скорость бега у отдельно взятых футболистов изменяется неравномерно: резкое увеличение ее в одной попытке может чередо-

 
Library   46   Up

Contents

 

Home
 

ваться со снижением в другой. С одной стороны, футболисты при данной паузе отдыха способны полностью восстанавливаться к выполнению следующих повторений, а с другой — не сохраняется повышенная возбудимость нервных процессов в коре головного мозга. Иначе говоря, футболист «расслабляется».

Таким образом, оптимальной продолжительностью отдыха (между повторениями) при совершенствовании скорости бега у футболистов высокой квалификации можно считать 70 сек. Увеличение паузы отдыха в поточном методе выполнения упражнений неэффективно, а уменьшение приводит к накоплению кислородного долга и к снижению скорости бега. Однако здесь важна роль уровня функциональной подготовленности футболиста.

 

В серии рывков, которые проводятся каждые 15 сек., частота сокращений сердца (ЧСС) начинает значительно увеличиваться и уже к 1-й мин. (после четырех рывков) достигает 180 — 185 уд/мин. После 2-й мин. выполнения упражнений этот показатель полностью стабилизируется на уровне 190 — 200 уд/мин. От предыдущего повторения до последующего пульс снижается незначительно (табл. 2). Естественно, такая работа — в силу очень высокой интенсивности — не может продолжаться длительное время (более 3 — 4 мин.). Между сериями необходима продолжительная мало-интенсивная пауза отдыха. Такая работа имеет анаэробную гликолитическую направленность и способствует совершенствованию специальной выносливости.

 

Т а б л и ц а   2

Пульсовые характеристики беговой нагрузки (рывок на 30 м_с места),
выполняемой с разными интервалами отдыха между повторениями

Паузы отдыха (сек.)

\

ЧСС (уд/мин)

10

25

55

85

115

Максимальная Минимальная

195 — 200

 190

180

 155

175

130 — 140

155 — 160

110 — 115

140 — 145

80 — 85

 

Увеличение паузы отдыха между повторениями до 25 сек. способствует тому, что ЧСС снижается до 145 — 155 (в среднем до 150 уд/мин), хотя бывали случаи, когда этот показатель снижался до 125 — 130 уд/мин (в основном у спортсменов с очень высокой аэробной мощностью. Такие футболисты способны выполнять много рывков не снижая скорости бега). Выполнение рывков с паузой отдыха, равной 25 сек. (рывок — каждые 30 сек.), может служить тестом для определения скоростной выносливости футболистов высокой квалификации, когда (естественно) необходимо фиксировать время бега на 30 м миллисекундомером с точностью до 0,001 или 0,01 сек. Если падение скорости не превышает 2 — 3%, то скоростную выносливость футболиста можно признать хорошей. Если же скорость бега к девятому-десятому повторению снижается более чем на 5 — 6%, то можно говорить о низкой скоростной выносливости спортсмена. Футболисты, как правило, достигают высокой скоростной выносливости к пятой-шестой неделе подготовительного периода.

При длительности паузы отдыха, равной 55 сек., ЧСС снижается в среднем до 130 — 140 уд/мин. Отмечены случаи, когда к началу

 

последующего повторения она достигает 120 уд/мин. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что повторение рывков каждые 60 сек. может способствовать совершенствованию скорости. У футболистов со средней и низкой физической работоспособностью такая длительность паузы отдыха не способствует совершенствованию скоростных возможностей (вследствие медленного восстановления у них вегетативных функций).

Увеличение паузы отдыха еще на 30 сек. приводит к полному восстановлению спортсменов. Частота пульса, снижаясь к 65-й сек. после ускорения до 90 — 110 уд/мин, в дальнейшем (до последующего повторения) колеблется около этого уровня. Значит, для большинства футболистов высокой квалификации длительность паузы отдыха (ходьбы, пробежки, жонглирования и передач мяча в ходьбе) между повторениями рывков для повышения скорости бега должна составлять приблизительно 70 — 75 сек.

При длительности паузы отдыха, равной 115 сек., частота пульса, снижаясь через 55 — 65 сек. после выполнения рывка до 80 — 85 уд/мин, находится на этом уровне более длительное время, чем при паузе отдыха, равной 85 сек. За время паузы полностью восста-

Library   47   Up

Contents

 

Home
 

навливаются вегетативные функции футболистов. Тем не менее скорость бега не при всех повторениях достигает максимальной.

Скорость бега на 30 м с места у футболистов команд мастеров в среднем составляет 7,06 — 7,23 м/сек, хотя у отдельных игроков превышает 7,5 м/сек.

Среднекомандные показатели времени в беге на 30 м в зависимости от этапа круглогодичной тренировки могут изменяться незначительно. У отдельных футболистов скорость бега колеблется значительно, что говорит о

 

возможности ее повышения в процессе круглогодичной тренировки.

Важный компонент, влияющий на повышение скорости бега взрослых футболистов, — длительность паузы отдыха между повторениями. В беге на 30 м у футболистов со средней физической работоспособностью она должна составлять 70 — 75 сек. Футболистам с высокими функциональными возможностями паузу отдыха между повторениями можно сократить до 50 — 65 сек. А у футболистов с низкими функциональными возможностями она должна быть увеличена до 80 — 85 сек.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ

   
Ю. К. Лукин, Азербайджанский ГИФК
 

Интенсификация игровой деятельности футболистов потребовала значительной перестройки учебно-тренировочного процесса. Основные усилия тренеров и научных работников ныне направлены на выявление оптимальных параметров тренировочной нагрузки, а также эффективных методических приемов и средств подготовки.

В целях решения этой проблемы была предпринята попытка использовать в тренировочном процессе комплексы занятий, основу которых составили неспецифические средства подготовки с запрограммированными параметрами длительности и интенсивности выполнения упражнений, числом повторений упражнений в сериях, числом серий и др., эффективно и избирательно воздействующие на развитие физических качеств.

Необходимость применения моделей таких занятий была вызвана значительными различиями в физической подготовленности футболистов разного амплуа в начале подготовительного периода, выявленными при анализе результатов тестирования игроков команды «Нефтчи». Контрольные упражнения, выполненные футболистами, позволяли определить скоростные качества (по результатам бега на 15 м с ходу и с высокого старта, на 60 м с высокого старта), скоростную выносливость (в зависимости от результата в беге на 10x30 м с высокого старта, с интервалами отдыха, составляющими 25 сек.). Уровень развития скоростно-силовых качеств оценивали по результатам тройного прыжка с места и по высоте выпрыгивания с места. 12-минутный бег использовали для определения аэробных возможностей организма. Функциональные возможности организма оценивали по тесту PWC170 и по показателям МПК.

 

Анализ результатов выполнения контрольных упражнений свидетельствует, что у игроков линии обороны скоростные показатели находятся на уровне удовлетворительных, скоростно-силовые качества — на уровне хороших, а показатели выносливости очень низки. У игроков средней линии скоростные показатели удовлетворительные, скоростно-силовые — низкие, а общая выносливость — относительно хорошая; у нападающих соответственно — хорошие, низкие и плохая.

В связи с этим были предложены комплексы занятий с использованием неспецифических средств при определенном процентном соотношении их.

Д л я   и г р о к о в   л и н и и   о б о р о н ы это соотношение таково: скоростная и скоростно-силовая подготовка — по 25%; развитие выносливости — 50 %.

Д л я    и г р о к о в    л и н и и     п о л у з а щ и т ы: скоростная подготовка и развитие выносливости — по 25%; скоростно-силовая подготовка — 50%;

Д л я    и г р о к о в   л и н и и   а т а к и: скоростная подготовка — 20%; скоростно-силовая — 35%; развитие выносливости — 45%.

Предлагаемые комплексы упражнений состояли из общеразвивающих, беговых и прыжковых упражнений, упражнений на тренажерах, с отягощениями и на гибкость. В качестве инвентаря использовали гимнастическую стенку, скамейки, маты, блины от штанги, барьеры. Средняя продолжительность занятия — 80 — 90 мин. В зависимости от направленности занятия в каждом из комплексов делался акцент на каких-то определенных средствах. Например:

Комплекс 1. Скоростно-силовая подготовка. Продолжительность — 80 — 90 мин. Интеисив-

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало