Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

важно проводить перед наиболее ответственными соревнованиями.

Спортсменам нужно взять за правило заносить в дневник каждое утро показатели: сон, аппетит, желание тренироваться, величину пульса и сообщать тренеру или врачу об ухудшении пока-

 

зателей. Динамика изменения психических функций спортсмена, сопоставленная с его тренировочными и соревновательными нагрузками и спортивными результатами, позволит правильно скорректировать его индивидуальную подготовку.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ


ТРЕНЕР И СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

   
Р. З. Шайхтдинов
 

Высоки требования к личности педагога. Это обусловлено необходимостью одновременного осуществления процессов воспитания, обучения и развития. В спорте указанные педагогические процессы имеют ряд особенностей, в силу его специфики. Учебно-воспитательным процессом руководит тренер спортивной команды, выполняющий управленческую, формирующую, образовательную, регулирующую, воспитательную функции.

Управленческая функция вбирает в себя процесс разносторонней подготовки спортсмена. Здесь и принятие решений, и прогнозирование результатов, и организация, и руководство, и согласование, а также контроль и коррекция. Особое значение при реализации всего этого придается процессам координации и связи.

Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т. д. — все это формы управляющей информации со стороны тренера. В лыжных гонках исходной информацией для тренеров в процессе подготовки к ответственным соревнованиям являются: результаты последних соревнований, контрольных испытаний, показатели роста спортивных результатов, данные медико-биологических обследований, педагогических наблюдений и т. д.

На основе этой информации тренер составляет план последующих тренировок, разрабатывает для каждого лыжника программу тактических действий на предстоящие гонки. Реализация программ подготовки к ответственным стартам проходит с учетом информации спортсменов о переносимости предложенной нагрузки, о состоянии работо-

 

способности, самочувствия, о быстроте восстановления их организма и т. д.

Непосредственно накануне старта исходной информацией для тренера является температура воздуха, характер дистанции, состояние лыжни, стартовые номера его воспитанников, уровень их готовности и т. д. С учетом всего этого он дает рекомендации по смазке лыж, проведению разминки, уточняет тактику ведения гонок с каждым своим подопечным. В процессе соревнований тренер стремится дать им информацию о времени прохождения различных участков дистанции, о том, сколько времени ученик проигрывает или выигрывает у основных соперников.

На основании анализа необходимой информации тренер принимает управленческие решения, от правильности которых во многом зависит успех выступления его воспитанников. Следует выделить три группы управленческих решений тренера: 1) решения, связанные с оптимизацией тренировочного и учебно-воспитательного процесса спортсменов; 2) решения, связанные с формированием волевой готовности к выступлению в ответственных соревнованиях; 3) решения, принимаемые в процессе выступления спортсменов на соревнованиях.

Решения, принимаемые тренером, должны быть объективными, обоснованными, оптимальными и эффективными, реальными, своевременными, соответствовать требованиям педагогической практики.

Наиболее ответственными являются решения, связанные с формированием волевой готовности к выступлению, и решения, принимаемые в процессе со-

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

ревновательной деятельности, так как в этих случаях обычно тренер не может исправить последствия ошибочных решений. Часто на обдумывание для принятия таких решений не хватает времени. В связи с этим опытные тренеры заранее предусматривают различные варианты решений. При этом следует учитывать, что почти все спортсмены в экстремальных условиях соревнований нуждаются в тренерской поддержке, наставлениях, установках, в его уверенности в успехе. Поэтому накануне соревнований тренер должен дать определенные советы, отметить высокую подготовленность спортсмена, подчеркнуть веру в успех.

Особенно важно правильно настроить спортсмена в горнолыжном спорте, биатлоне, в прыжках с трамплина. Накануне соревнований необходимо провести комплекс психопрофилактических воздействий для предупреждения различных астенических состояний (чувства страха, скованности, неуверенности в своих силах и т. д.).

Чтобы отвлечь от негативных навязчивых мыслей, переживаний спортсменов, рекомендуется проводить коллективные обсуждения тактики предстоящих соревнований, с каждым воспитанником провести хотя бы короткую беседу. В ходе ее тренер должен не только проконсультировать спортсмена, но и выявить его мнение относительно тактики предстоящих соревнований, самооценку готовности.

Опытные тренеры, часто того не сознавая, применяют приемы моделирования различных экстремальных ситуаций. Это позволяет им наиболее полно оценить сильные и слабые стороны своих воспитанников. Модель управляемого процесса наглядно представляет основные действия и условия, от которых зависит успех спортсмена. То, что раньше тренер просто «держал в голове», моделирование требует оформить в виде документа, наглядных образов (планы действий, схемы, различные предметы, символы, графики и т. д.).

Приняв решение, тренер должен прогнозировать последствия его реализации, последующие решения. При этом стиль мышления должен быть эвристическим (поисковым) (Е. С. Жариков, А. С. Шигаев, 1983), проблемным (охватывать основные направления развития ситуации, выделять главные задачи и цели), оригинальным (направленным на поиск новых средств и методов), системным (охватывать все главные про-

 

тиворечивые и сходные тенденции, явления, объекты).

При организации спортивного коллектива нужно в первую очередь оптимизировать общение между членами группы, определить психологическую совместимость спортсменов, выявить лидеров в команде, поставить конкретные задачи и цели перед всей группой и. каждым спортсменом. Следует выделить перспективные и поэтапные цели. Управленческие мероприятия должны быть согласованы с мнением спортсменов. Такое согласование формирует у них сознание необходимости осуществления намеченного, побуждает спортсменов проявить волю в достижении результатов.

Спортивное совершенствование возможно лишь при условии регулярного контроля со стороны тренера за уровнем работоспособности, переносимости различных нагрузок, за процессом восстановления, психическим состоянием как отдельных спортсменов, так и команды в целом. С учетом результатов этого контроля необходима своевременная коррекция различных аспектов тренировочного и учебно-воспитательного процесса.

Формирующая функция тренера направлена на организацию учебно-педагогического процесса с целью выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.

Формирование двигательных актов и психических явлений спортсмена осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Впоследствии двигательные навыки и психические явления образуют функциональную систему, соответствующую необходимому уровню готовности спортсмена к достижению успеха в соревнованиях.

Образовательная функция тренера обеспечивает сообщение спортсмену необходимых знаний и умений, стимулирование познавательной активности. В современном спорте без знаний основ спортивной тренировки, самоконтроля, психорегуляции и т. д. спортсмен не сможет давать тренеру необходимую информацию о переносимости им тренировочных нагрузок, о динамике активности, самочувствия, настроения и т. д., не сможет продуктивно выполнять задания тренера, самостоятельно принимать оптимальные тактические решения в ходе спортивных состязаний. Вот почему на каждом тренировочном занятий тренер должен уделять хотя бы несколь-

 
Library   40   Up


Contents

 

Home
 

ко минут решению образовательных задач, давать задания изучить доступную методическую литературу, учебники по своему виду спорта.

Рекомендуется проводить обсуждение такой литературы. Коллективное обсуждение методических материалов формирует познавательный интерес, способствует сознательному, активному отношению к тренировкам, рождает творческое мышление.

Регулирующая функция тренера способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических форм поведения. Наиболее полезны регулирующие воздействия на спортсмена накануне ответственных соревнований, в условиях психических срывов, внутренних и внешних конфликтов и т. д., при переутомлении, нарушении сна, аппетита. Во всех этих случаях тренер оперативно должен принять меры для снятия всяческих негативных явлений. Можно применять приемы психорегулирующей тренировки (внушения в бодрствующем состоянии), беседы с анализом причин срывов, использовать комплексные средства восстановления (массаж, баня, плавание, фармакологические средства и т. д.). Важно отвлечь, спортсмена от неблагоприятных мыслей.

Воспитательная функция тренера направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, коммунистического самосознания, высоконравственных черт характера.

Для осуществления воспитательных воздействий тренер должен сформировать сплоченный, дружный коллектив, в котором каждый его член всегда ощущает поддержку, заботу и требовательность, учится подчинять свои интересы коллективной цели, чувствовать радость от коллективной деятельности и общения. Необходимо воспитывать у каждого спортсмена чувства долга, ответственности перед коллективом. Нравственные установки, предписания превращаются в убеждения лишь тогда, когда на их содержательной основе в самосознании спортсмена происходит актуализация соответствующих чувств (патриотизма, долга, ответственности, гуманизма, товарищества, интернационализма, доброты и т. д.).

Тренер должен обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и нужными для подготовки высококвалифицированных перспективных спортсменов,

В первую группу требований к личности тренера можно включить следую-

 

щие: 1) высокий уровень нравственного самосознания; 2) педагогическое образование; 3) широкий идейно-политический кругозор; 4) устойчивые морально-волевые качества; 5) интерес к новому, к современным достижениям педагогики, психологии, биологических наук; 6) высокий общий культурный уровень; 7) умение управлять собой в любых условиях; 8) хорошие организаторские способности, умение руководить коллективом; 9) авторитет.

Во вторую группу требований входит: 1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля; 2) хорошее владение технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений в своем виде спорта; 3) умение отбирать наиболее одаренных спортсменов; 4) способность планировать индивидуальную перспективную подготовку спортсменов; 5) умение воспитать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом; 6) способность подготовить спортсменов к достижению высших результатов на ответственных соревнованиях.

Уровень организованности, сплоченности и направленности спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности выступает важнейшим признаком коллективного единства, руководящим ядром которого является тренер.

Интересы спортивного коллектива должны совпадать с интересами советского общества. Каждый его член обязан быть активным пропагандистом физической культуры и спорта среди населения.

Большое влияние на эф(|)ективность совместной учебно-тренировочной деятельности спортивного коллектива оказывает социально-психологический климат, который включает как социальные факторы, лежащие в основе функционирования этого коллектива (характер, организация тренировочной деятельности, стиль руководства, особенности межличностных отношений), так и рациональное и эмоциональное их отражение в сознании и поведении спортсменов.

О социально-психологическом климате спортивного коллектива принято судить по степени удовлетворения основных социальных потребностей его членов, что обычно сказывается на его устойчивости и сплоченности. Социально-психологическую атмосферу коллектива определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но весьма жестких требований, предъявляемых коллективом к личности, а также нрав-

 
Library   41   Up


Contents

 

Home
 

ственные оценки, с которыми он подходит к своим членам. Тренеру надо строго следить за тем, чтобы коллективное мнение поощряло дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, скромных, инициативных спортсменов и осуждало ленивых, искореняло антиобщественные проявления.

Важным признаком благоприятного социально-психологического климата коллектива является наличие в нем уз товарищества, взаимопонимания, доброжелательности и поддержки, что формирует у спортсменов чувство уверенности, вдохновения, стимулирует проявление положительных эмоций. В таком коллективе реализуются престижные потребности спортсмена, усиливается и интерес к определенному виду спорта.

Сплоченности спортивного коллектива способствует строгое соблюдение его членами этических норм поведения. С возрастанием напряженности тренировочной деятельности повышается значе-

 

ние нравственных качеств спортсменов и их тренеров, так как в состоянии психического напряжения и утомления человек более подвержен раздражительности, грубости, апатии.

Чуткое, заботливое, теплое отношение коллектива регулирует эмоциональное возбуждение, формирует волевую готовность к предстоящей борьбе за результат. Нарушение же этических норм поведения, например грубое, нечуткое отношение тренера к спортсмену накануне соревнований, может привести к срыву его регуляторных механизмов самосознания, блокировать процесс формирования мобилизационной готовности и способствовать неудачному выступлению в соревнованиях.

Спортивный коллектив, создавая условия для удовлетворения потребности в общении, формирует социально значимые эмоционально-ценностные отношения.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ


МАССОВЫЕ МАРАФОНЫ В АВСТРИИ

   
Г. А. Смирнов
 

Волна массовых лыжных марафонов, прокатившаяся в последнее десятилетие по странам Европы, коснулась и Австрии, страны, где самым популярным из зимних видов спорта издавна считались горные лыжи. Именно в этой дисциплине австрийцы добивались наибольших успехов на олимпийских играх и чемпионатах мира.

Лыжные гонки — вид спорта, в котором проявляется не меньше волевых усилий и мужества, широкие массы австрийцев открыли для себя в 1964 г. Тогда в одном из горных курортов Тироля — в Инсбруке проводилась X зимняя Олимпиада.

После нее некоторые лыжные клубы Тироля попытались самостоятельно организовать соревнования в гонках на равнинных лыжах. Конечно, энтузиастам этого нового начинания было нелегко. Они не получили поддержки даже со стороны Австрийского лыжного союза, но не отступили. Начав с соревнований на короткие дистанции, они в конце 60-х — начале 70-х гг. стали готовить массовые старты и на более длинные дистанции.

 

За образец, достойный подражания, был взят марафон № 1 — самая популярная среди любителей длинной лыжни мира массово-спортивная шведская гонка Ваза-Лоппет. Успех приходил постепенно. Определенную положительную роль в этом начинании сыграло широко распространившееся движение за улучшение здоровья. Этого не упустили из виду руководители лыжных и туристских клубов, организуя лыжные прогулки по живописной местности.

Предложили свое содействие и предприимчивые сотрудники служб иностранного туризма, быстро оценившие значение нового начинания для привлечения зарубежных поклонников зимнего спорта. Срочно переделав горные снегоходы в равнинные снегоукладчики с приспособлением для нарезки лыжни, организаторы получили постоянно действующие трассы, расположенные рядом с многочисленными отелями.

Так, лыжный клуб города Сант-Иони в Тироле оборудовал 8 трасс, общая протяженность которых составляет 75 км. Дистанции разбиты на три категории трудности, каждая из которых

Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало