|
ко минут решению образовательных задач, давать задания изучить доступную методическую литературу, учебники по своему виду спорта.
Рекомендуется проводить обсуждение такой литературы. Коллективное обсуждение методических материалов формирует познавательный интерес, способствует сознательному, активному отношению к тренировкам, рождает творческое мышление.
Регулирующая функция тренера способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических форм поведения. Наиболее полезны регулирующие воздействия на спортсмена накануне ответственных соревнований, в условиях психических срывов, внутренних и внешних конфликтов и т. д., при переутомлении, нарушении сна, аппетита. Во всех этих случаях тренер оперативно должен принять меры для снятия всяческих негативных явлений. Можно применять приемы психорегулирующей тренировки (внушения в бодрствующем состоянии), беседы с анализом причин срывов, использовать комплексные средства восстановления (массаж, баня, плавание, фармакологические средства и т. д.). Важно отвлечь, спортсмена от неблагоприятных мыслей.
Воспитательная функция тренера направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, коммунистического самосознания, высоконравственных черт характера.
Для осуществления воспитательных воздействий тренер должен сформировать сплоченный, дружный коллектив, в котором каждый его член всегда ощущает поддержку, заботу и требовательность, учится подчинять свои интересы коллективной цели, чувствовать радость от коллективной деятельности и общения. Необходимо воспитывать у каждого спортсмена чувства долга, ответственности перед коллективом. Нравственные установки, предписания превращаются в убеждения лишь тогда, когда на их содержательной основе в самосознании спортсмена происходит актуализация соответствующих чувств (патриотизма, долга, ответственности, гуманизма, товарищества, интернационализма, доброты и т. д.).
Тренер должен обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и нужными для подготовки высококвалифицированных перспективных спортсменов,
В первую группу требований к личности тренера можно включить следую-
|
|
щие: 1) высокий уровень нравственного самосознания; 2) педагогическое образование; 3) широкий идейно-политический кругозор; 4) устойчивые морально-волевые качества; 5) интерес к новому, к современным достижениям педагогики, психологии, биологических наук; 6) высокий общий культурный уровень; 7) умение управлять собой в любых условиях; 8) хорошие организаторские способности, умение руководить коллективом; 9) авторитет.
Во вторую группу требований входит: 1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля; 2) хорошее владение технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений в своем виде спорта; 3) умение отбирать наиболее одаренных спортсменов; 4) способность планировать индивидуальную перспективную подготовку спортсменов; 5) умение воспитать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом; 6) способность подготовить спортсменов к достижению высших результатов на ответственных соревнованиях.
Уровень организованности, сплоченности и направленности спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности выступает важнейшим признаком коллективного единства, руководящим ядром которого является тренер.
Интересы спортивного коллектива должны совпадать с интересами советского общества. Каждый его член обязан быть активным пропагандистом физической культуры и спорта среди населения.
Большое влияние на эф(|)ективность совместной учебно-тренировочной деятельности спортивного коллектива оказывает социально-психологический климат, который включает как социальные факторы, лежащие в основе функционирования этого коллектива (характер, организация тренировочной деятельности, стиль руководства, особенности межличностных отношений), так и рациональное и эмоциональное их отражение в сознании и поведении спортсменов.
О социально-психологическом климате спортивного коллектива принято судить по степени удовлетворения основных социальных потребностей его членов, что обычно сказывается на его устойчивости и сплоченности. Социально-психологическую атмосферу коллектива определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но весьма жестких требований, предъявляемых коллективом к личности, а также нрав-
|
|