Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

мальной скоростью, которую спортсмен может поддерживать на отрезках 30 — 60 м;

предельная — бег с максимальной скоростью на стартовом отрезке 15 м (берется среднее значение на отрезке).

Таким образом, специализация и интенсификация тренировочных нагрузок лыжников-прыгунов в большой степени связана с повышением соответствия тренировочной деятельности соревновательной. При этом если под специализацией понимается, главным образом, большее соответствие пространственно-временных характеристик упражнений, то под интенсификацией нагрузки в большей степени понимается соответствие режимов работы мышц и развиваемых мощностей.

 

Литература

 

1. Андреев В. А., Ниренберг П. Р. Прыжки на лыжах с трамплина. М.: Физкультура и спорт, 1956.

2.  Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977.

3.  Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт (Очерки по физиологии спортивной тренировки). М.: Физкультура и спорт, 1971.

4. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980.

5.  Грозин Е. А. Прыжки на лыжах с трамплина. М.: Физкультура и спорт, 1971.

6. Зациорский В. М., Райцин Л. М. Перенос кумулятивного тренировочного эффекта в силовых упражнениях. — «Теория и практика физической культуры», 1974.

7. Зубарев Ю. М. Исследование кинематических и динамических характе-

 

ристик выполнения отталкивания в прыжках на лыжах: Автореф. дис. Тарту, 1974.

8. Зубарев Ю. М., Медведев В. Д., Ремнев В. Д. Исследование биомеханических характеристик отталкивания при выполнении упражнений на различных этапах годичного цикла. — В кн.: Обоснование современной методики подготовки и технического совершенствования в прыжках на лыжах и лыжном двоеборье. Под общ. ред. Е. А. Грозина, Л., 1977.

9.  Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсмена. М.: Советская Россия, 1975.

10. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.

11.  Медведев В. Д., Негодуйко В. К. Биоэнергетические аспекты отталкивания в прыжках на лыжах с трамплина. — В кн.: Научное обоснование процесса подготовки в лыжном спорте / Под общ. ред. Е. А. Грозина. Л.: ЛНИИФК, 1980.

12. Русинов В. П., Федоров Л. А. Применение тренажеров для совершенствования техники прыжков на лыжах с трамплина в подготовке лыжников-двоеборцев. — В кн.: Специальная подготовка спортсменов. Л.: ЛНИИФК, 1985.

13. Северцев Н. С. Основные условия эффективного использования в скоростных упражнениях. — «Теория и практика физической культуры», 1971, № 3.

14.  Хохмутх Г. К вопросу о целесообразности протекания действия силы при кратковременных импульсах. — В кн.: Сборник трудов всесоюзного симпозиума по биомеханическим проблемам управления спортивными движениями человека. Тбилиси, 1978.

 


КОНТРОЛЬ ЗА ПСИХИЧЕСКОЙ ПЕРЕНОСИМОСТЬЮ НАГРУЗОК

   


А. Н. Романин, Е. В. Романина
 

Наиболее информативными для контроля за психической переносимостью нагрузок являются способность к волевой концентрации внимания, двигательный темп и способность к его регуляции, точность мышечно-двигательного усилия, самочувствие, активность, настроение. Каждое из перечисленных качеств представляет самостоятельный ин-

 

терес в деле контроля за уровнем подготовленности спортсмена. Предлагаем некоторые методы тестирования указанных качеств, доступные для применения их тренерами.

Комплексная проба внимания (КПВ). Внимание — результат совместной деятельности различных анализаторов. Способность человека к высокой

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

концентрации внимания говорит о его хорошей психической мобильности и волевой саморегуляции — качествах, необходимых для поддержания ритма и техники движений на высоком уровне. Внимание помогает спортсмену сосредоточиваться на ключевых моментах гонки, не отвлекаясь на сбивающие факторы.

Для проведения комплексной пробы внимания, требующей одновременного проявления концентрации, переключения и постоянства внимания, предлагаем следующий способ.

На обычном листе бумаги чертят 25 квадратов (5x5). Сторона каждого квадрата 3 см. Каждый из квадратов делят по диагонали на два треугольника: левый верхний и правый нижний. В левом углу каждого квадрата последовательно слева направо пишут цифры от 1 до 25 — это номера квадратов, В правом нижнем углу каждого квадрата проставляют цифры от 1 до 25, но не последовательно, а хаотично. Разбросанные цифры должны быть в два раза крупнее, чем номера квадратов (или написаны цветным фломастером).

Спортсмены пишут на листе свою фамилию, время эксперимента и номер таблицы (номера на оборотной стороне листа). По команде «Начали!» они переворачивают таблицу лицевой стороной и стараются как можно быстрее отыскать в правых нижних углах квадратов цифры от 1 до 25.

Соответствующие этим цифрам номера квадратов записываются на листе. Например, если цифра 1 найдена в квадрате 18, а цифра 2 в квадрате 10, цифра 3 в квадрате 7, то запись выглядит так: 18, 10, 7 и т. д. Нашедший последнюю, 25-ю цифру, говорит «Стоп».

Время, затраченное на поиск 25 цифр, и будет интегральным показателем концентрации и распределения внимания спортсмена.

Для неоднократного тестирования необходимо начертить 8 — 10 таких таблиц с разным распределением цифр, чтобы спортсмены при обследовании не могли привыкнуть к их расположению.

Устойчивость, или выносливость, внимания, т. е. способность внимательно контролировать все важнейшие моменты техники, несмотря на физическое утомление и отвлекающие факторы, также очень важное качество для лыжника.

Приведенная методика может быть использована для косвенной характеристики и этого качества. При этом фиксируется скорость нахождения испытуемым каждых пяти цифр,

 

Если спортсмен достигает наивысшей скорости в поиске на третьей, четвертой или даже пятой группе, то это говорит о его медленной психической врабатываемости и о том, что разминка и психологическая настройка такого спортсмена должна начинаться раньше, чем у того, кто быстрее входит в работу.

Под психической выносливостью, или психической переносимостью нагрузок, подразумевается сохранение высокого уровня психических функций под воздействием физического утомления. Каждое из контролируемых психических качеств интересует нас в данном случае лишь в плане его изменения под воздействием интенсивной соревновательной нагрузки. Причем интересует не столько то, как изменится данное качество сразу после нагрузки, а как скоро оно вернется к исходному состоянию, т. е. насколько психически восстановится данный спортсмен перед новой тренировочной нагрузкой.

Контроль чувства времени. В самом простом, общепринятом варианте это качество измеряется следующим образом.

Испытуемый берет секундомер, который он должен включить по команде «Начали!» и, не глядя на стрелку, выключить через 10 секунд. Так определяется правильность оценки временного интервала.

Далее задание усложняется. Спортсмен получает не одну, а пять попыток, ему сообщают результат каждой попытки, чтобы он мог правильно ориентироваться. Быстрое исправление своих действий на основании полученной информации характеризует способность спортсмена к саморегуляции и, как правило, отражает степень владения технико-тактическими действиями, так как каждое из них имеет пространственно-временную характеристику.

Однако наибольший эффект при изучении этого качества можно получить, исследуя временные интервалы, ассоциирующиеся с прохождением какого-то отрезка дистанции.

Каждый лыжник знает спою максимальную скорость на отрезках дистанции при одинаковых погодных условиях, поэтому ему дается задание мысленно преодолеть определенный отрезок дистанции за какое-то время. Лыжник закрывает глаза и в момент мысленного начала движения сам включает секундомер, а в момент завершения работы выключает его. При этом он не просто отсчитывает интервал времени, а мыс-

 
Library   37   Up


Contents

 

Home
 

ленно выполняет все движения в гоночном темпе.

В большинстве случаев спортсмену требуется несколько попыток, чтобы скорректировать мысленное выполнение с нужным временным интервалом, и чем быстрее он это делает, тем лучше его чувство времени и способность к саморегуляции.

Интересно, что этот же тест позволяет получить определенную информацию о предстартовом состоянии спортсмена. Отмечено, что в состоянии предстартовой лихорадки у спортсменов уменьшается оценка временного интервала. В состоянии же стартовой апатии спортсмены, напротив, склонны увеличивать временной интервал.

В качестве одного из способов корректирования стартового состояния можно использовать этот же тест: спортсмен волевым усилием после некоторых повторов замедляет или ускоряет мысленное выполнение движений и тем самым по схеме обратной связи начинает рефлекторно регулировать уровень своего эмоционального состояния, приводя его в норму.

Дозированная динамометрия. Основным инструментом является стандартный кистевой динамометр. Лыжник берет его в руку и в пяти пробных попытках пытается точно воспроизвести и запомнить усилие в 10 кг. Затем он переворачивает динамометр в ладони шкалой вниз и без корректировки тренера делает еще пять попыток показать нужное усилие. После каждой попытки тренер записывает (не сообщая спортсмену) результат и сбрасывает стрелку на «0».

Расчет полученных данных производится следующим образом. Результаты пяти попыток суммируются и делятся на пять, т. е. получается среднее арифметическое, которое округляется с точностью до целого числа. После этого вычисляется разница между этим числом и результатом каждой попытки. Получится либо превышение среднего арифметического, либо понижение, что для последующей операции не имеет никакого значения, так как полученные цифры (абсолютные) складываются и получается суммарная ошибка точности и стабильности мышечно-двигательного восприятия спортсмена.

Контроль по самочувствию. Важным параметром оценки переносимости нагрузки и общего состояния мобилизационной готовности является самочувствие спортсмена. В настоящее время спортивные психологи ГДР очень широко поль-

 

зуются методами субъективного шкалирования: от оценки самочувствия до оценки влияния различных социальных факторов на спортивный результат.

Мы предлагаем, детализированный, но быстрый и доступный каждому спортсмену метод самооценки по пятибалльной системе следующих параметров, связанных с переносимостью нагрузок: сон, аппетит, желание тренироваться. Спортсмену предлагается каждый день отмечать в дневнике по привычной всем со школьной скамьи пятибалльной системе эти параметры.

В чем смысл этой методики, уступающей в точности многим принятым шкалам? Во-первых, она проще и ближе спортсмену и в то же время дает определенную информацию для самонаблюдения; во-вторых, почувствовав интерес к ней, спортсмен неформально отнесется и к более сложным шкалам.

Методы субъективного шкалирования кроме оценки тренируют способность ко все более точному определению своего состояния при сопоставлении результата с результатами объективных методов, наблюдений и спортивных достижений.

Как правило, наибольший практический интерес представляет уровень восстановления спортсмена перед очередным тренировочным днем. Тест может проводиться по утрам до первой тренировки всегда в одно и то же время (до завтрака или после).

Полное обследование по предложенному методу выглядит следующим образом.

Спортсмены во время тестирования оценивают сон, аппетит, желание тренироваться баллами.

Если сон был крепкий, отлично восстанавливающий, в графе проставляется 5, если хороший — 4, некрепкий — 3, долго не мог заснуть, часто просыпался — 2, бессонница — 1. Аналогично оцениваются аппетит и желание тренироваться.

После этого подсчитывается и записывается пульс за 15 с, сидя в спокойном состоянии. Затем лыжник выполняет тест на комбинированную пробу внимания.

Далее следуют проверка чувства времени с одной пробой и пятью зачетными попытками и дозированная динамометрия. При нормальной организации работы весь комплекс тестирования потребует не более 15 минут на человека,

Комплексное тестирование психической переносимости нагрузок особенно

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

важно проводить перед наиболее ответственными соревнованиями.

Спортсменам нужно взять за правило заносить в дневник каждое утро показатели: сон, аппетит, желание тренироваться, величину пульса и сообщать тренеру или врачу об ухудшении пока-

 

зателей. Динамика изменения психических функций спортсмена, сопоставленная с его тренировочными и соревновательными нагрузками и спортивными результатами, позволит правильно скорректировать его индивидуальную подготовку.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ


ТРЕНЕР И СПОРТИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

   
Р. З. Шайхтдинов
 

Высоки требования к личности педагога. Это обусловлено необходимостью одновременного осуществления процессов воспитания, обучения и развития. В спорте указанные педагогические процессы имеют ряд особенностей, в силу его специфики. Учебно-воспитательным процессом руководит тренер спортивной команды, выполняющий управленческую, формирующую, образовательную, регулирующую, воспитательную функции.

Управленческая функция вбирает в себя процесс разносторонней подготовки спортсмена. Здесь и принятие решений, и прогнозирование результатов, и организация, и руководство, и согласование, а также контроль и коррекция. Особое значение при реализации всего этого придается процессам координации и связи.

Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т. д. — все это формы управляющей информации со стороны тренера. В лыжных гонках исходной информацией для тренеров в процессе подготовки к ответственным соревнованиям являются: результаты последних соревнований, контрольных испытаний, показатели роста спортивных результатов, данные медико-биологических обследований, педагогических наблюдений и т. д.

На основе этой информации тренер составляет план последующих тренировок, разрабатывает для каждого лыжника программу тактических действий на предстоящие гонки. Реализация программ подготовки к ответственным стартам проходит с учетом информации спортсменов о переносимости предложенной нагрузки, о состоянии работо-

 

способности, самочувствия, о быстроте восстановления их организма и т. д.

Непосредственно накануне старта исходной информацией для тренера является температура воздуха, характер дистанции, состояние лыжни, стартовые номера его воспитанников, уровень их готовности и т. д. С учетом всего этого он дает рекомендации по смазке лыж, проведению разминки, уточняет тактику ведения гонок с каждым своим подопечным. В процессе соревнований тренер стремится дать им информацию о времени прохождения различных участков дистанции, о том, сколько времени ученик проигрывает или выигрывает у основных соперников.

На основании анализа необходимой информации тренер принимает управленческие решения, от правильности которых во многом зависит успех выступления его воспитанников. Следует выделить три группы управленческих решений тренера: 1) решения, связанные с оптимизацией тренировочного и учебно-воспитательного процесса спортсменов; 2) решения, связанные с формированием волевой готовности к выступлению в ответственных соревнованиях; 3) решения, принимаемые в процессе выступления спортсменов на соревнованиях.

Решения, принимаемые тренером, должны быть объективными, обоснованными, оптимальными и эффективными, реальными, своевременными, соответствовать требованиям педагогической практики.

Наиболее ответственными являются решения, связанные с формированием волевой готовности к выступлению, и решения, принимаемые в процессе со-

Library   39   Up

 

 

Реклама:
 

 Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало