Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

угла между плоскостью лыжи и снегом. Отсутствие этого движения стоит 0,2 балла.

Опора на палку, работа туловища и плечевого пояса. Эти движения занимают у горнолыжника около 25% от общего количества всех движений и стоят 2,5 балла.

Отсутствие опоры на палку. В настоящее время лыжники очень редко применяют опору на палку, особенно в слаломе-гиганте. Это связано с повышенной скоростью прохождения трасс и более утонченным чувством сгибания и особенно разгибания, которое позволяет управлять телом без опоры на палку. Однако в слаломных трассах на крутых склонах и виражах без опоры на палку не обойтись. Поэтому отсутствие опоры на палку отнесено к категории грубых ошибок, снимается 2,5 балла.

Закручивание. Такое движение характеризуется выдвижением внешнего плеча вперед при поворотах. И как следствие, наблюдается отсутствие углового положения и очень большое боковое скольжение лыж. Эта грубая ошибка оценивается 2,5 балла.

Закручивание в одну сторону. Иногда лыжник при поворотах выдвигает вперед внешнее плечо не в обе стороны, а в одну — либо влево, либо вправо. Как правило, ошибка влечет за собой другую, связанную с боковым движением в одну сторону, и оценивается 2 баллами. Следствие ошибки — соскальзывание лыж в одну сторону.

Неправильное выполнение опережающего движения. Иногда опережающему движению может сопутствовать грубая ошибка, отрицательно сказывающаяся на последующем движении в повороте. Если лыжник в начале поворота в стойке, развернувшись наружу, не успевает распрямиться и послать туловище во вращение с наклоном в противоположную сторону, то в дальнейшем скольжение по дуге оказывается искаженным из-за неправильного исходного углового положения. За это снимается 2 балла.

Палка ставится не вертикально. При опоре, направленной под углом к вертикали, лишь часть приложенной силы используется рационально, большая же ее часть отклоняется от основного направления. В результате опора на палку уменьшается. Очевидно также, что при

 

косо направленном вперед уколе палкой вместе с уменьшением опорной реакции замедляется скольжение лыжника по криволинейной дуге поворота. За эту ошибку снимается 1 балл.

Нарушение устойчивости. Часто можно наблюдать у спортсмена запоздалый вход в поворот. Это объясняется неумелым управлением инерцией, неправильным расположением центра тяжести тела и несвоевременным разгибанием ног. Центр тяжести при этом либо слишком смещен назад, либо в сторону. Снимается 1 балл.

Слабая опора на палку. При пассивных и вялых движениях лыжника опора на палку используется неполностью, снимается 0,5 балла.

Сгибание туловища. Очень часто начинающие лыжники гасят неровности рельефа за счет сгибания туловища наряду со сгибанием-разгибанием ног. Эта ошибка часто наблюдается при верхнем сгибании. Снимается 0,5 балла.

Итак, проведя анализ техники основного поворота на лыжах, мы выявили основные движения горнолыжника. Ими являются сгибание-разгибание в коленном и тазобедренном суставах, опора на палку и опережающее движение и работа рук, туловища, плечевого пояса, угловое движение. Амплитуда этих движений или отсутствие некоторых из них зависят от условий, в которых выполняется поворот.

Методика визуального рассмотрения ошибок заключается в следующем: сначала все внимание эксперта сосредотачивается на выполнении сгибания-разгибания в коленном и тазобедренном суставах и попутно углового движения, а затем на работе рук и плечевого пояса.

Такая система оценки спортивно-технического мастерства доступна тренерам различной квалификации. Важно только, чтобы оценивающий ясно представлял себе правильную, технику движений горнолыжника.

Лучше всего недостатки технической подготовленности спортсмена выявлять на соревнованиях, на крутых и леденистых участках трассы.

 

 

ДЮСШ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ


ГОРОД — НА ЛЫЖАХ

   
М. И. Щеглов
 

В нашей стране функционирует широкая сеть специализированных детско-юношеских спортшкол по горным лыжам. Общее их коли-

 

чество достигло 137, занимаются в них более 50 тысяч мальчиков и девочек. Сегодня практически в любом достаточно крупном и обжи-

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

том горном районе действует центр (а то и не один) подготовки горнолыжной смены — от Карпат до Камчатки. Не редкость теперь горнолыжные ДЮСШ и СДЮШОР и в равнинной местности со склонами протяженностью 100 — 300 м (Подмосковье, Ленинградская область). Несомненно, что такая разветвленная система воспитания юных горнолыжников является нашим преимуществом по сравнению со многими странами — конкурентами на международной арене. Преимуществом и резервом, который используется пока еще далеко не полностью.

Долгое время ведущим центром воспитания классных горнолыжников считался заполярный Кировск. Но во второй половине 70-х годов на передовые позиции среди детско-юношеских спортшкол выдвинулась СДЮШОР сибирского города Междуреченска. Ее воспитанники побеждали или попадали в число призеров на различных республиканских и всесоюзных состязаниях в разных возрастных группах, обращая на себя внимание тренеров молодежной и взрослой сборных команд страны.

Однако значение Междуреченска этим не исчерпывалось. Дело в том, что в 60-е годы горнолыжный спорт начал интенсивно развиваться и на сибирских просторах, где природа таежных гор — Алтая, Саян, Горной Шории, Забайкалья благоприятствует созданию качественных баз для обучения и совершенствования юных горнолыжников. Очевидные успехи воспитанников междуреченской СДЮШОР во главе с одним из сильнейших мастеров скоростного спуска в мире Владимиром Макеевым убедительно продемонстрировали неисчерпаемые возможности Сибири горнолыжной. Междуреченск стал символом подъема этого вида спорта в огромном регионе страны.

Основан Междуреченск (город получил свое название благодаря расположению между реками Томью и Усой) в 1948 году, СДЮШОР появилась здесь в 1965-м. Среди ее воспитанников кроме Владимира Макеева — призера этапа Кубка мира (6-е место на чемпионате мира 1982 года) Александр Ардеев — двукратный чемпион спартакиад народов СССР и трехкратный чемпион СССР, неоднократный призер первенств страны в скоростном спуске и гигантском слаломе, серебряный и бронзовый медалист зимних спартакиад Дружественных армий, брат и сестра Константин и Вера Романовские — чемпионы и призеры крупнейших всесоюзных соревнований и многие другие. Замечу, что есть немало давно действующих детско-юношеских школ, в активе которых нет ни одного выпускника, который по своим достижениям сравнился бы с кем-нибудь из плеяды междуреченцев. Был такой период, когда посланцы таежного шахтерского города составляли чуть ли не половину взрослой сборной СССР!

 

Приведу выдержку из материалов пресс-конференции, которую устроили организаторы чемпионата мира 1978 года сразу по окончании соревнований в скоростном спуске.

«Разве реально в Сибири кататься на горных лыжах?

— Конечно. Около моего города нет очень больших гор, самая высокая — 1200 метров, на у нас прекрасные условия для тренировок.

— А морозы?

— Всякое бывает. Случается и за сорок. Ничего, катаемся...»

Так спрашивали корреспонденты, аккредитованные на XXIV чемпионате мира по горным лыжам в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ), первую нашу «ласточку» в элите — Владимира Макеева. И впервые зазвучало на языках мира название шахтерского городка, обосновавшегося в Горной Шории.

ЗАХЛЕБЫВАЯСЬ ОТ ВЕТРА И ВОСТОРГА

Тихая, чистенькая станция Междуреченск. Гора Югус с вырубленной снизу до небес просекой. Соревнования, посвященные открытию сезона, — праздник для ребят специализированной детско-юношеской спортивной школы, их тренеров, пап и мам, братьев и сестер, друзей и знакомых... всего города!

Стою у судейского столика на финише, и чувство такое, что попал в одну дружную семью. Да так оно и есть. Воочию убеждаюсь в правильности слов Володи Макеева: «У нас в Междуреченске днем с огнем не сыщешь парня или девчонку, не умеющих стоять на лыжах. Сорок, пятьдесят тысяч зрителей, полгорода — обычное явление».

Задаю незамысловатые вопросы пятерым ребятам, выбранным наугад.

Вопрос первый: как ты попала (попал) на склон?

Вера Романовская, 16 лет, мастер спорта: «Старший брат, Костя, занимался, а я что — хуже?»

Лариса Постол, 17 лет, мастер спорта: «Привел брат».

Сережа Бухаров, 18 лет, кандидат в мастера спорта: «Ни в одном магазине не мог достать кеды моего размера, а в секции, говорили, дают обмундирование. Я и пошел».

Саша Новичков, 18 лет, мастер спорта: «Меня заманила скорость. Раз ощутишь ее под лыжами — не бросишь».

Саша Ардеев, 18 лет, мастер спорта: «Старший брат, Валентин, успешно занимался горными лыжами. И потом вокруг ребята или занимались в школе, или собирались туда записаться».

Вопрос второй: в чем радость тренировок?

Постол: «Все нравится — и скорость, и техника, и смелость».

Ардеев: «Люблю с малолетства риск. А в горных лыжах это в избытке».

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

Бухаров: «В скорости, конечно. И — красота вокруг».

Новичков: «Во владении своим телом и лыжами. Слитности с природой».

Романовская: «Зима, мороз, а ты мчишься, захлебываясь от ветра и восторга».

Вопрос третий: что уже принес вам горнолыжный спорт?

Новичков: «Каждый спуск — это масса острых впечатлений. Без них скучно жить».

Бухаров: «Похоже, становлюсь настоящим мужчиной».

Романовская: «Здесь я нашла себя».

Ардеев: «Каждый парень хочет как-то утвердить себя. Я делаю это на снежных склонах, когда мчусь на лыжах».

Постол: «Гордость, что учусь в такой спортшколе».

А гордиться есть чем. В финале IV зимней Спартакиады народов СССР горнолыжники Кемеровской области оставили всех позади. Большинство команды составили междуреченцы.

Междуреченская СДЮСШ привлекла к себе внимание в 1969 году, спустя четыре года после основания. Тогда она впервые стала победительницей первенства СССР, а ее воспитанники — первыми чемпионами и первыми мастерами спорта по горным лыжам в Сибири. Спартакиада же подвела итог: за 13 лет работы завоеваны 47 золотых, 37 серебряных и 33 бронзовые медали, подготовлены 1 мастер спорта международного класса и 27 мастеров спорта. Горные лыжи — спорт номер один в городе. Причем степень его популярности, массовости такова, что не в каждом альпийском центре встретишь.

...Мороз минус 42°. В окно смотреть зябко. Она выходит из натопленного уюта под аккомпанемент родительского ворчания: «Собаку на улицу не выгонишь». За углом ее ждет, пританцовывая ножками, Ленка, хрупкая, похожая на балерину, девочка. Оттренировались всласть. Только чаще обычного заглядывали в избушку, что рядом с подъемником. Жаром печки никак не могли надышаться.

При температуре ниже тридцати по инструкции тренировки отменяются. Но склоны манят, а морозы здесь не редкость. 14-летняя Лена Панченко была самой юной в сборной СССР, а Вера Романовская какое-то время — одним из ее лидеров.

На мировом чемпионате, дебютантка Вера стартовала в скоростном спуске последней, семидесятой. Трасса была разбита до того, что просто спуститься и то было мудрено. А сибирячка ринулась в бой, как будто он был самый последний, главный. И приостановились расходившиеся зрители: она обогнала около сорока участниц, стартовавших ранее.

 

СДВИНУТЫЕ ГОРЫ

Сначала были горы. Нашли месторождение угля, построили шахты, основали город. В один действительно прекрасный день сюда на разведку прибыли тренеры В. И. Махов и Ю. И. Кулешов. Осмотрелись и решили — эти склоны просто созданы для горных лыж.

Богатые недра и прекрасные склоны. Вот и славен город на всю страну доблестью шахтеров и достижениями их детей. И без первого не было бы второго. Но и связать это нужно было воедино, наладить. Как?.. Ты и пропагандист, ты и дипломат, ты и «толкач», ты и каменщик, ты и инженер... а уж потом тренер и педагог. Те, кто начинал, оказались прекрасными «многоборцами». И они сдвинули горы!

О Валентине Ивановиче Махове, человеке неуемной энергии, с размахом, в интересах дела преодолевающем любые трудности стоит рассказать подробнее.

Родом он из Вологды. Увлекался лыжными гонками, а попав в ЦСКА, занялся всерьез горными лыжами. За три года вырос до мастера спорта. После демобилизации Махов отправился в таежные сибирские края с одной лишь целью — поднимать горнолыжную целину. Нелегким это было делом. Но Валентин Иванович сумел зажечь окружающих своими идеями, которые поначалу многим казались нереальными, сумел использовать всевозможные общественные рычаги, убеждая, прося, требуя и в конечном счете получая действенную поддержку и помощь от партийных, профсоюзных, комсомольских и физкультурных организаций. Вот таким образом открыл он детско-юношескую школу в Горно-Алтайске. Несколько лет проработал с полной отдачей, добился хороших результатов, потом перебрался в Междуреченск, увидев здесь большие перспективы для создания настоящего горнолыжного центра.

Междуреченску повезло с Маховым, а Махову с Междуреченском. Его поддержали председатель горисполкома С. Н. Вензелев, директоры шахт и угольных карьеров, руководители строительно-монтажных управлений. Главный инженер Ольжерасской автобазы Г. Ф. Алексеев помогал транспортом, директор СМУ-4 В. А. Панченко подбрасывал технику и выделял рабочих для строительства канатной дороги, трасс, базы. Автобус для перевозки детей из школы общеобразовательной в школу горнолыжную выделил Кемеровский обком партии.

Вскоре прибыли и помощники, два молодых тренера: Хохрин из Томска, потом Черданцев из Обнинска. Обоим было предоставлено жилье.

Хохрин с ребятами оборудовали освещение (день-то ведь короток): вкопали столбы, натянули провода. Югус — дело их рук и ду-

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

ши. Но вышла закавыка. Делали-то вроде для себя, а Югус передали вскоре на баланс облсовету по туризму. И истинные хозяева, как бедные родственники, теперь в роли арендаторов.

Не все воедино связывается даже в Междуреченске. Но горнолыжники народ такой: надеются больше на крепость рук своих. Обратили взор на Сыркашинскую гору, которая тоже рядом с городом. Склоны там южные, и в солнечные дни на них бывает теплее градусов на десять. Все-таки малышам полегче. А весной наст днем подтаивает, ночью его прихватывает морозцем, и трасса становится леденистой. И снова засучили рукава: учащиеся очищали от камней будущую трассу, вырубали кустарник; преподаватели со взрослыми ребятами и специалистами с «Распадской» (крупнейшая шахта в стране) взрывали скальный грунт, устанавливали подъемник ВЛ-1000. В результате появилась трасса гиганта — 650 м и слалома — 380 м.

Да, целину горнолыжную в Междуреченске подняли и освоили. И урожай собирают богатый. Все потому, что трудились сообща и «на все сто». Сейчас же, как стали греметь по стране, некоторая успокоенность снизошла — кривая помощи спортшколе поубавилась. На полдороге приостановились.

Вернемся, однако, в те недалекие годы.

Махов с помощниками стали анализировать положение дел. За образец взяли ведущую школу — кировскую, с которой и решили потягаться. Отправились на разведку в Хибины, на первенство Союза. Смотрели во все глаза и размышляли. Достали переводную книгу «Лыжи по-французски», пересняли и увеличили кинограммы, фото. Даже перенесли на миллиметровку движения тела и лыж.

Сейчас, кого ни спросишь о междуреченцах, все начинают так: «Хороший тренерский коллектив подобрался...» Когда на Югусе по горам гулко разносится: «Внимание, трассу открывает тренер и воспитанник Междуреченской горнолыжной школы Константин Николаевич Колотвин», — становится ясно: свой, здесь вырос. Пятеро из восьми преподавателей школы сидели за этими «партами». А будет еще больше: в Новокузнецком пединституте недавно открылся факультет физвоспитания.

Так какая же цепочка сделала Междуреченск городом горных лыж?

Природные условия — удобные склоны, обилие снега, длинная зима; близость города — ресурсы людские и технические, сконцентрированные на одном виде спорта; поддержка руководства города, тренерские кадры — преданные, вдумчивые, сразу ставящие перед собой высокие цели.

Каждое ли звено необходимо? Да, иначе все рассыплется. А достаточно ли этих звеньев? Чтобы выйти на передовые позиции в стране, выходит, достаточно. Но чтобы отста-

 
 

ивать спортивную честь Родины после первых шагов, видно, нужны вторые.

ТРЕНЕРЫ

Заслуженный тренер РСФСР Геннадий Васильевич Черданцев при обучении ребят искусству скорости придерживался одного весьма важного принципа — не торопиться, не гнаться за сиюминутными успехами.

— Вопрос техники — стержневой вопрос, — объяснял он свое тренерское кредо. — Два года учу скольжению в поворотах. Поспешный выход на трассы никому еще доброй службы не сослужил. Это я по себе знал. И решил: сам не стал большим спортсменом, так хоть не буду теперь повторять былых просчетов. Строго слежу, как соотносятся скорость и сложность. Дашь крен — потеряешь спусковика. Была у меня исключительно способная девушка, Мазур Света. Скоростной спуск шла на равных с мальчишками. Как-то в мое отсутствие (я был в командировке) коллега взял ее на занятия по спуску. Проводил их в том месте, где она уже каталась. Но слишком мало внимания уделил просмотру трассы. Результат плачевный — падение, перелом. С тех пор бывали у Светы победы, да только в слаломных дисциплинах...

Наверное, не может у творчески работающего спортивного педагога все проходить без ошибок, заблуждений, недочетов. Не избежал их и Черданцев, который сам заговорил об этом:

— До сих пор не могу простить себе, что так и не научил как следует Володю Макеева технике преодоления сложного рельефа — полетам с бугров. Тогда на Югусе отсутствовали такие участки трасс, следовало специально нарыть бугры, похожие на те, что встречаются на международных соревнованиях. Увы, мы упустили это из виду, а Макеев в зрелом спортивном возрасте так и не сумел полностью избавиться от этого огреха в технике.

В подтверждение сказанного вспомним два лучших выступления Макеева — 3-е место на этапе Кубка мира 1979 г. и 6-й результат на чемпионате мира 1982 г. Оба раза действие происходило в Шладминге (Австрия), оба раза Владимир крайне неудачно «обрабатывал» бугор, находившийся в самом низу трассы и в падении пересекал финишный створ. Можно предположить, что падения те стоили ему сначала победы на этапе Кубка мира, а спустя три года, по-видимому, бронзовой медали мирового чемпионата. Похоже, что спортсмен во время прохождения подобных участков испытывал психологический барьер, который не удавалось ему преодолеть...

О тренере из Междуреченска Захарченко я впервые услышал от профессора Львовского института физкультуры Т. А. Третиловой, одно время являвшейся членом комплексной на-

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

учной группы сборной команды СССР: «Думающий тренер. Мы в постоянной переписке».

Валерий Дмитриевич — коренной междуреченец. Став старшим тренером, он наладил занятия по теории горнолыжного, спорта, самоконтролю, поведению на горе, в школе, в обществе. Своих воспитанников так заинтересовал наукой, что у каждого на руках план биоритмов, рассчитанный на ЭВМ в Новокузнецке. Я видел, как талантливая слаломистка Лена Панченко горбилась над толстым кондуитом — вносила свои наблюдения в обобщенный дневник. И проверяла, действительно ли совпадают планы эти с ее самочувствием, настроением, работоспособностью.

...В школу приехал новый преподаватель, женщина, опытный специалист. Уступил ей свою рабочую клетушку Захарченко и устроился в здании подъемника на Сыркашах. Сам те «хоромы» оборудовал: ячейки для лыж, полки для ботинок, электричество, тренажеры. Рядом, в лесу, удобная, размеченная им тропинка для кроссов и прыжковая яма, где летом занимаются имитационными прыжками.

Вообще для междуреченской школы характерно то, что при неизбежных трудностях становления ее преподаватели требовали прежде всего от самих себя максимума старания и вдумчивости. И выходили таким образом на вполне современный уровень обучения юных горнолыжников.

Среди первых в стране междуреченцы установили водопровод для полива учебных и соревновательных трасс. Это позволило планомерно прививать навыки прохождения жестких леденистых трасс, а именно такие встречались воспитанникам школы в международных стартах. В тех же ДЮСШ и СДЮШОР, где этому важнейшему требованию в учебно-тренировочном процессе не уделялось должного внимания, пожинались и соответствующие результаты: спортсмены, привыкшие только к «мягким» трассам, естественно, терялись, их технический арсенал оказывался бедным, недостаточным для того, чтобы заявить о себе.

Необходимость полива склонов совершенно очевидна. Поэтому я поинтересовался у Захарченко, насколько сложно это дело. И получил исчерпывающий ответ:

— Для функционирования водопровода необходимо иметь достаточно мощные насос и электродвигатель, а также трубы диаметром 1,5 — 1 со штуцерами и вентилями. Вода всасывается из реки. В наш индустриальный век подобную работу архисложной не назовешь. В этом вопросе нам, как и во многих других, очень помогли родители учащихся спортшколы и энтузиасты горнолыжного спорта.

— С чего ни начинаем, а все наш разговор упирается в материальную базу. В ней все дело? — спросил я Валерия Дмитриевича.

— Не совсем, — и уверенно продолжил: — Может быть и отличная база (такой, правда,

 

пока нет нигде), а достижений — ноль. Прикиньте сами, сколько горнолыжных учителей в стране, и наверняка найдутся такие, которые за всю жизнь ни одного мастера спорта или призера республиканских состязаний не подготовили. А ведь для этого-то условия есть.

ДАЛЕКОЕ ЛИ БЛИЗКОЕ?

«Деловой мужчина, строгий, иногда суровый, знающий, душевный очень. Тут вот лежал с воспалением легких в больнице, толком не вылечился, а уже колесил с нами и на зону Сибири, и на Россию, и на всесоюзную спартакиаду» — это все устами ребят о нем, о директоре, заслуженном тренере РСФСР Георгии Афанасьевиче Хохрине.

— Пойдемте через поселок Сыркаши. Так короче, — предложил он.

Протарахтел поезд на Абакан. На горы спустились сумерки.

— Пятнадцатый год как хожу этой дорогой. Со дня основания школы, — не то мне сообщил, не то себе напомнил Хохрин.

Средних лет, коренастый, в прошлом хороший спортсмен, он знает, чего хочет. Кого же, если не его, спросить:

— Какова она, идеальная горнолыжная школа?

— Корпус с тренерскими комнатами, хранилищами инвентаря, душевыми, сушилками, спортзалом с тренажерами, восстановительным центром, кинофотолабораторией, методическим кабинетом; рядом — игровые площадки, 6 — 8 трасс и обязательно 3 учебные и 3 для совершенствования, канатные дороги в нужном количестве, электрохронометры...

— А что есть?

— Первый этаж небольшой турбазы; спортивный городок, сделанный своими руками; 6 трасс слалома, гиганта и спуска; на 400-метровой слаломной трассе — поливочное устройство; 2 подъемника ВЛ-1000 и 2 подъемника ВЛ-200. Не густо в сравнении с мечтой, но, главное, нет ратрака, видеомагнитофона. Это же основное, что обеспечивает качество учебно-тренировочного процесса. Наше отставание от ведущих горнолыжных стран начинается здесь — в детско-юношеских школах, точнее, в несоответствии нашей методической работы современным требованиям. Ликвидировав это отставание, мы заложим крепкие основы для успешной конкуренции с любыми командами мира.

— Георгий Афанасьевич, представьте на минуту: Хохрин — министр горных лыж. С чего начнете?

— Беру под жесткий контроль школы-лидеры: кировскую, Мончегорскую, белорецкую, камчатскую, чусовскую и нашу. Строго спрашиваю, но и делом помогаю. Очень неловко мне будет во время первой командировки в Междуреченск. 10 лет там никого из моего

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

«министерства» не было. Как и чем живут? Работают или отдыхают?.. Ну да извините, замучил вас проблемами. Но вы же пресса —

 

наш помощник... До встречи завтра на горе.

— До встречи!

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, СПОРИМ


К ВОПРОСУ О ТЕХНИКЕ И ТЕРМИНОЛОГИИ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА

    А. Ф. Лисовский, кандидат технических наук,
Н. И. Лисовская, кандидат педагогических наук, Чайковский филиал Челябинского ГИФК

Технику горнолыжника можно определить как его способность выполнять двигательные действия (спуски и повороты), позволяющие наиболее полно реализовать двигательные возможности в разнообразных условиях при создании минимума работы тормозящих сил.

Приведенное определение выявляет суть, но не раскрывает внутреннего содержания техники. Здесь не дается ответа на вопросы, из каких основных частей складывается техника горнолыжника, какие технические приемы и действия следует считать наиболее важными, через какие двигательные действия можно наиболее эффективно реализовать физические и психические качества спортсмена. Полное раскрытие содержания техники горнолыжного спорта поможет улучшить методику обучения и тренировки, обоснованно выделять технические приемы, которые следует изучать и совершенствовать в первую очередь. Знание внутренней структуры горнолыжной техники позволит создать инструментальные методики измерения и оценки технического мастерства спортсменов. На основании точных количественных данных можно разработать систему получения информации об уровне технической подготовки, что даст возможность эффективно управлять тренировочным процессом.

Для выявления содержания термина «техника горнолыжного спорта» авторы статьи использовали метод экспертных оценок. В качестве экспертов были привлечены 27 специалистов, в их составе преподаватели физкультурных вузов РСФСР, тренеры ДЮСШ, ДЮСШОР и ШВСМ, имеющие стаж работы в горнолыжном спорте не менее 5 лет. 38 приемов, показателей, характеристик, т. е. элементов горнолыжной техники, эксперт должен был расставить (ранжировать) в порядке их важности (значимости) отдельно для слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска. Разрешалось давать одинаковые места, но не более чем 5 — 6 элементам. Для более полной оценки мастерства горнолыжников в перечень были введены также элементы тактики и некоторые функциональные показатели.

 

Итоговая расстановка элементов по их важности производилась по величине средней арифметической всех оценок, данных экспертами тому или иному элементу. Надежность результатов оценивалась по величине коэффициентов ранговой корреляции между расстановками отдельных экспертов. Для определения согласованности мнений строились диаграммы рассеяния и подсчнтывались коэффициенты конкордации.

Обработанные результаты представлены в таблице.

 

Важнейшие элементы техники горнолыжного спорта

 

Место

Средний ранг

Элемент

Слалом

1

7,43

Скольжение по дуге поворота с наименьшими потерями скорости

2

8,83

Умение закантовывать лыжи в зависимости от условий спусков и поворотов

3

10,47

Запоминание расстановки ворот на трассе и особенности рельефа

4

10,73

Своевременное начало поворота (своевременный заход в поворот)

5

12,12

Своевременное и в нужной степени уменьшение давления лыж на снег

6

12,59

Вариативность техники (умение изменять приемы в зависимости от трассы)

7

13,19

Чувство ритма трассы и умение приспосабливать к нему ритм поворотов

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало