|
учной группы сборной команды СССР: «Думающий тренер. Мы в постоянной переписке».
Валерий Дмитриевич — коренной междуреченец. Став старшим тренером, он наладил занятия по теории горнолыжного, спорта, самоконтролю, поведению на горе, в школе, в обществе. Своих воспитанников так заинтересовал наукой, что у каждого на руках план биоритмов, рассчитанный на ЭВМ в Новокузнецке. Я видел, как талантливая слаломистка Лена Панченко горбилась над толстым кондуитом — вносила свои наблюдения в обобщенный дневник. И проверяла, действительно ли совпадают планы эти с ее самочувствием, настроением, работоспособностью.
...В школу приехал новый преподаватель, женщина, опытный специалист. Уступил ей свою рабочую клетушку Захарченко и устроился в здании подъемника на Сыркашах. Сам те «хоромы» оборудовал: ячейки для лыж, полки для ботинок, электричество, тренажеры. Рядом, в лесу, удобная, размеченная им тропинка для кроссов и прыжковая яма, где летом занимаются имитационными прыжками.
Вообще для междуреченской школы характерно то, что при неизбежных трудностях становления ее преподаватели требовали прежде всего от самих себя максимума старания и вдумчивости. И выходили таким образом на вполне современный уровень обучения юных горнолыжников.
Среди первых в стране междуреченцы установили водопровод для полива учебных и соревновательных трасс. Это позволило планомерно прививать навыки прохождения жестких леденистых трасс, а именно такие встречались воспитанникам школы в международных стартах. В тех же ДЮСШ и СДЮШОР, где этому важнейшему требованию в учебно-тренировочном процессе не уделялось должного внимания, пожинались и соответствующие результаты: спортсмены, привыкшие только к «мягким» трассам, естественно, терялись, их технический арсенал оказывался бедным, недостаточным для того, чтобы заявить о себе.
Необходимость полива склонов совершенно очевидна. Поэтому я поинтересовался у Захарченко, насколько сложно это дело. И получил исчерпывающий ответ:
— Для функционирования водопровода необходимо иметь достаточно мощные насос и электродвигатель, а также трубы диаметром 1,5 — 1 со штуцерами и вентилями. Вода всасывается из реки. В наш индустриальный век подобную работу архисложной не назовешь. В этом вопросе нам, как и во многих других, очень помогли родители учащихся спортшколы и энтузиасты горнолыжного спорта.
— С чего ни начинаем, а все наш разговор упирается в материальную базу. В ней все дело? — спросил я Валерия Дмитриевича.
— Не совсем, — и уверенно продолжил: — Может быть и отличная база (такой, правда,
|
|
пока нет нигде), а достижений — ноль. Прикиньте сами, сколько горнолыжных учителей в стране, и наверняка найдутся такие, которые за всю жизнь ни одного мастера спорта или призера республиканских состязаний не подготовили. А ведь для этого-то условия есть.
ДАЛЕКОЕ ЛИ БЛИЗКОЕ?
«Деловой мужчина, строгий, иногда суровый, знающий, душевный очень. Тут вот лежал с воспалением легких в больнице, толком не вылечился, а уже колесил с нами и на зону Сибири, и на Россию, и на всесоюзную спартакиаду» — это все устами ребят о нем, о директоре, заслуженном тренере РСФСР Георгии Афанасьевиче Хохрине.
— Пойдемте через поселок Сыркаши. Так короче, — предложил он.
Протарахтел поезд на Абакан. На горы спустились сумерки.
— Пятнадцатый год как хожу этой дорогой. Со дня основания школы, — не то мне сообщил, не то себе напомнил Хохрин.
Средних лет, коренастый, в прошлом хороший спортсмен, он знает, чего хочет. Кого же, если не его, спросить:
— Какова она, идеальная горнолыжная школа?
— Корпус с тренерскими комнатами, хранилищами инвентаря, душевыми, сушилками, спортзалом с тренажерами, восстановительным центром, кинофотолабораторией, методическим кабинетом; рядом — игровые площадки, 6 — 8 трасс и обязательно 3 учебные и 3 для совершенствования, канатные дороги в нужном количестве, электрохронометры...
— А что есть?
— Первый этаж небольшой турбазы; спортивный городок, сделанный своими руками; 6 трасс слалома, гиганта и спуска; на 400-метровой слаломной трассе — поливочное устройство; 2 подъемника ВЛ-1000 и 2 подъемника ВЛ-200. Не густо в сравнении с мечтой, но, главное, нет ратрака, видеомагнитофона. Это же основное, что обеспечивает качество учебно-тренировочного процесса. Наше отставание от ведущих горнолыжных стран начинается здесь — в детско-юношеских школах, точнее, в несоответствии нашей методической работы современным требованиям. Ликвидировав это отставание, мы заложим крепкие основы для успешной конкуренции с любыми командами мира.
— Георгий Афанасьевич, представьте на минуту: Хохрин — министр горных лыж. С чего начнете?
— Беру под жесткий контроль школы-лидеры: кировскую, Мончегорскую, белорецкую, камчатскую, чусовскую и нашу. Строго спрашиваю, но и делом помогаю. Очень неловко мне будет во время первой командировки в Междуреченск. 10 лет там никого из моего |
|