Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Любимый наш спорт и все причастные к нему люди находятся сейчас как бы на перепутье: или всеми силами стремиться к тому, чтобы догнать ведущие команды мира, или продолжать в том же духе — ни шатко, ни валко — плестись в арьергарде. Недавние

 

успехи плеяды Жирова и бурно растущая популярность горных лыж среди широких слоев населения, колоссальные природные возможности — веские аргументы в пользу того, чтобы штурмовать спортивные высоты.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ «ЧУВСТВА СНЕГА И КАНТА»

   
Ю. В. Адамов
 

Скорость и направление движения горнолыжника в значительной степени зависят от того, насколько точно спортсмен воспринимает контакт лыж со снегом, соответственно изменяя давление на отдельные части лыж.

«Чувство снега и канта», «видение трассы ногами» играют важную роль в мастерстве горнолыжника, ибо спортсмен, проходящий трассу с высокой скоростью, практически не может контролировать движения лыж визуально. Управление действиями и контроль за ними осуществляется при ведущей роли сигналов от кинестезического анализатора. Следовательно, точность восприятия реакции опоры по переменной усилия (по усилию) является основой совершенствования специфического «чувства снега и канта».

Учитывая особую важность этого восприятия, упражнения по его развитию и совершенствованию должны включаться в занятия во все периоды подготовки спортсмена-горнолыжника.

1. Подвижные игры. «Прыжки по полоскам», «Бег и прыжки по шашкам».

Для проведения этих игр выбирают площадки с неодинаковой плотностью покрытия. Размечают полоски (шашки) на различных расстояниях друг от друга — от 15 — 20 до 100 — 150 см. В качестве шашек можно использовать старые автомобильные покрышки разного диаметра.

Летом подвижные игры проводят на мелководье, песке и травяном покрытии (поверхности с разной степенью плотности).

2. Прыжки, многоскоки выполняются в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево, с вращением, с одной и обеих ног) с заданным усилием (по длине прыжка или в градусах при вращениях). Например, занимающиеся выполняют прыжок на максимальную длину и замечают место приземления. Затем повторяют прыжок, но на длину ступни короче первого.

Усложнение упражнения — прыжки с закрытыми глазами.

3. Упражнения на снарядах. При передви-

 

женин по натянутому тросу, качающемуся бревну совершенствуется не только чувство равновесия, но и восприятие реакции опоры, особенно если скорость поступательного движения регулируется по заданию.

4. Комбинированные эстафеты. Их проводят строго по маршруту на дистанции с различной плотностью покрытия (участок грунтовой дороги, песчаное или травянистое покрытия обочины). В зале занимающиеся передвигаются не только по полу, но и по гимнастическим матам, прыгают, используя гимнастические и акробатические мостики и т. п.

5. Упражнения на батуте.

А. Занимающийся раскачивает сетку батута, сгибая и разгибая ноги в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах, увеличивая и уменьшая амплитуду и скорость движений, не отрывая ступней от сетки. Тело при этом не должно совершать колебательных движений.

Б. После предварительного раскачивания в стойке скоростного спуска спортсмен выполняет прыжок вверх — как бы полет через бугор с последующим приземлением в стойку и раскачиванием без отрыва ступней от сетки батута: Тело спортсмена не должно совершать колебательных движений.

В. Спортсмен встает на центр сетки и принимает стойку скоростного спуска. Находящийся позади него занимающийся прыжками начинает раскачивать сетку. Прыжки выполняются с различной силой отталкивания и не только по осевой линии батута, но и справа и слева от нее. Задача спортсмена, находящегося в стойке, не допускать отрыва ступней от сетки и перемещения тела в вертикальном, горизонтальном или передне-заднем направлении.

Для закрепления правильного положения головы спортсмен в течение всего упражнения, сохраняя правильную стойку скоростного спуска, должен повторять движения партнера, находящегося перед ним на некотором расстоянии от батута.

Г. «Слалом». Спортсмен раскачивает

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

сетку, отталкиваясь ногами поочередно справа и слева от осевой линии и сохраняя постоянное (без раскачивания) положение тела на воображаемой вертикальной линии, проходящей через центр сетки. Темп движений и амплитуда разноса точек отталкивания регулируется спортсменом по команде тренера или партнера (голосом или хлопками).

Упражнение усложняют, меняя упругость сетки (сзади выполняющего упражнения кладут какой-либо предмет: гимнастический мат, мешочки с песком и т. п., прикрепляя его резиновым бинтом).

6. Упражнения на лыжах.

А. Спуски по учебному рельефу (серия бугров) без отрыва лыж от снега и перемещения ОЦТ в вертикальном направлении. Скорость движения, количество и величина бугров диктуются уровнем подготовленности занимающихся.

Б. Спуски по учебному профилю. На плотном и глубоком снегу ставят несколько «трасс Боннэ» и проходят их до образования «ям». Затем древки снимают и совершают спуски с поворотами по подготовленному профилю, следя за тем, чтобы лыжи скользили, не отрываясь от снега.

В. Спуски с поворотами различного радиуса по глубокому (15 — 30 см) свежевыпавшему снегу (если он выпал на уплотненное снежное покрытие).

В зависимости от плотности свежего снега (сухой или влажный) выполняют полные или неполные повороты в средней стойке, не допуская отклонения назад. Такие повороты требуют особой плавности, мягкости, передачи усилий для ведения лыж.

Г. Спуски с поворотами различного радиуса по учебному рельефу и профилю при недостаточной освещенности (в снегопад, туман).

Д. Выполнение торможения и остановки разворотом лыж. На склоне устанавливается двое горизонтальных ворот — входные и финишные, составляющие коридор. Спортсмен после прямого (косого) спуска, начиная торможение разворотом лыж точно от входных ворот, должен закончить его остановкой на линии финишных. Оценивают точность начала торможения и остановки, плавность торможения и прямолинейность движения в коридоре. Интенсивность торможения задается длиной коридора и скоростью на входных воротах.

Упражнение выполняется разворотом лыж вправо и влево.

При выполнении упражнения двумя-тремя спортсменами одновременно можно ограничиться разметкой ворот по числу участвую»

 

щих. Ворота ставятся на одной линии. Спортсмены стартуют одновременно и выполняют спуск параллельно друг другу. Интенсивность торможения и окончание торможения остановкой задаются одним из спортсменов. Торможение и остановка разворотом лыж вправо задаются спортсменом, спускающимся по правому флангу, а влево — по левому флангу.

Е. Выполнение разворотов на 180° («вальсет» и 360° («вальс»).

Упражнения усложняют спуском с разворотами лыж на 180° по трассе, размеченной одиночными древками. После старта спортсмен в косом спуске проходит выше первого древка, выполняет разворот и продолжает движение в противоположном направлении между первым и вторым древками и т. д.

Упражнения могут проводиться как соревнование на большее количество оборотов на ограниченном участке склона или на наименьшее время, затраченное на заданное количество оборотов. Начальную скорость упражнения (длину спуска для разгона) подбирают исходя из уровня подготовленности занимающихся, состояния снежного покрова и рельефа склона.

Ж. Спуски с поворотами на одной лыже.

При выполнении этих упражнений добиваются плавности скольжения (ведения лыжи) по всей длине дуги поворота и всего спуска. Сопоставление времени прохождения трассы на одной, а затем на другой ноге позволяет судить об уровне «чувства снега и канта» данного горнолыжника (в отношении правой и левой ноги).

Прохождение трасс длиной 100 — 150 м на одной лыже используют как упражнение для повышения специальной скоростно-силовой подготовленности и совершенствования выносливости к сложнокоординированной деятельности в специфических условиях. .

По мере освоения перечисленных упражнений в разминку спортсменов-разрядников рекомендуется включать движение коньковым шагом, выполнение оборотов на 180 и 360°, различные прыжки, повороты на одной лыже.

Наблюдения показывают, что если в тренировочных спусках использовать только жесткие, леденистые склоны, то это может вызвать негативные последствия: быстрое утомление занимающихся и, следовательно, снижение эффективности занятия, неоправданно частые сходы и сбои на трассе и, как следствие, неуверенность в своих силах, задержку в развитии «чувства снега и канта» и даже его ухудшение.

 
Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало