|
лыжные гонки обогатились новым ходом. Однако в соревновательном спорте все экстремально: гонщика стали готовиться таким образом, чтобы даже на подъемах использовать коньковый ход, а лыжи начали смазывать одним парафином. В этом плане лыжные гонки не обогатились новым ходом, а обеднели на все прежние традиционные ходы.
Что же можно сделать, чтобы лыжники, с одной стороны, использовали новый ход, а с другой — не потеряли бы при этом и старого багажа?
Простой запрет с угрозой дисквалификации быстрее и легче всего осуществить на бумаге. На практике это сделать не так легко: очень трудно организовать контроль на протяжении всей трассы, к тому же дисквалификация всегда вызывает много протестов и споров. На некоторых участках трассы, например на подъемах, вообще трудно объяснить, почему использовать коньковый ход нельзя, а «елочку», которая также разрушает лыжню, можно. Многие запреты тормозят дальнейшее развитие этого вида спорта.
Если вспомнить,, что коньковый ход явился следствием широкого применения ратраков, прокладывающих двойные лыжни, то именно здесь и надо искать возможности ограничения. Следует, вероятно, так конструировать эти машины, чтобы между основной лыжней и ее левым и правым следом накладывался бы снежный барьер. Наиболее же оптимальным было бы, вероятно, создание препятствий для конькового хода на отдельных участках трассы. Если лыжники будут знать, что во время соревнований они смогут использовать коньковый ход лишь в ограниченном масштабе, то они станут отрабатывать не только коньковый, но и остальные ходы, и трассы не будут так разбиваться, как сейчас.
В последние несколько лет коньковый ход широко используется как в массовых марафонских гонках, так и в соревнованиях сильнейших лыжников. Причем это пытаются делать всегда и везде. Чтобы получить ясное представление о технике конькового хода, известный журналист Курт Майхофер провел многочисленные беседы и опросы тренеров и гонщиков. Из всех ответов однозначно вытекает, что новый ход имеет преимущество в отношении скорости, однако во всем остальном (т. е. в спортивном, оздоровительном и экономическом отношении) носит негативный характер. Это общее мнение резюмируется тремя следующими пунктами.
1. В спортивном отношении. Новый ход дает более высокие скорости. Однако следствием его использования являются полностью разрушенные лыжни, а с этим связано и то, что стартующие последними имеют значительно менее благоприятные условия, чем первые. Для новичков, школьников и молодых гонщиков это особенно нежелательно.
|
|
2. В оздоровительном плане. До сих пор лыжные гонки считались красивым, силовым и здоровым видом спорта, пригодным не только для занятий с целью исключительно оздоровления, но и для большого спорта. Если же проанализировать биомеханику движений при коньковом ходе, то обнаруживается, что все преимущества лыжного спорта при такой технике теряются. Односторонняя нагрузка на ступни, бедра и позвоночник вредна для юных спортсменов и может привести к разного рода травмам.
3. В экономическом отношении. Многие клубы закупили дорогостоящие ратраки с тем, чтобы создать для спортсменов, а также многочисленных туристов хорошие трассы. Если же в будущем все будут использовать коньковый ход, то можно представить себе, как будут выглядеть трассы, для восстановления которых понадобятся немалые средства.
Приведенные аргументы составляют далеко не полный перечень обстоятельств, из-за которых руководители лыжного спорта должны предпринять все для того, чтобы в ближайшее время ликвидировать это новшество во избежание спортивных, оздоровительных и экономических трудностей.
В связи с растущим интересом к лыжному ходу с коньковым отталкиванием в Швеции было проведено исследование, связанное с изучением эффективности этого хода по сравнению с более традиционными (Магнус Лефстед).
Проводилось соревнование между лыжниками, применяющими попеременный ход, полуконьковый и коньковый.
В ходе исследований искали ответы на следующие вопросы.
Насколько отличается расход энергии при одинаковой скорости в различных ходах?
Какой ход быстрее и насколько?
Какова разница в физических усилиях?
При каком ходе достигается максимальный уровень потребления кислорода?
Насколько часто можно пользоваться более быстрым лыжным ходом, не нарушая при этом технику из-за усталости?
Эффективность различных ходов рассматривалась в двух аспектах: первый — энергообмен, характерный для различных видов, второй — максимальная скорость, которая может быть достигнута при каждом лыжном ходе. Кроме этого учитывались субъективные ощущения испытуемых.
Аэробный эффект измерялся путем определения МПК методом Дугласа. Анаэробный эффект оценивался при помощи анализов содержания молочной кислоты в крови. Скорость при различных лыжных ходах замерялась секундомером во время теста на максимальную скорость. Исследование проводилось в несколько этапов: первый и второй — в Болодалене, а третий — в Стокгольме. Это |
|