|
||||
Из таблицы видно, что информативность физиологических и биохимических показателей не превышает информативности педагогических показателей, получаемых на модели соревновательной трассы. Наиболее информативным оказалось суммарное время работы, или (что то же самое) средняя скорость гонки в тесте с произвольным распределением сил. Таким образом, при наличии лыжного, |
лыжероллерного или в крайнем случае бегового тредбана можно достаточно точно оценивать уровень специальной подготовленности лыжников-гонщиков, опираясь на простые педагогические показатели. Попутно могут быть оценены энергетические возможности спортсмена и на этой основе намечены пути повышения тренированности. |
|||
ПРЕДЛАГАЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ ВЛИЯНИЕ ОКОЛОМЕСЯЧНЫХ БИОРИТМОВ НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ |
||||
В. К. Кузнецов, кандидат педагогических наук, С. А. Воробьев, Москва |
||||
В работах советских и зарубежных исследователей по проблемам биоритмологии" можно встретить различные мнения по биоритмам. В зависимости от величины периода в биоритмологии различают: циркадные (околосуточные) биоритмы, многодневные (околомесячные), годовые и многолетние. В течение довольно продолжительного времени проводятся исследования по изучению простых околомесячных биоритмов с длиной периода 23 дня (физический цикл), 28 дней (эмоциональный цикл) и 33 дня (интеллектуальный цикл). Первая половина периода каждого биоритма считается положительной фазой, вторая — отрицательной, дни перехода из положительной фазы в отрицательную — критическими днями. Физический цикл определяется энергией, силой, выносливостью. Эти качества максимально проявляются в первой фазе и минимально во второй [4]. Эмоциональный цикл характеризуется настроением, причем в первой фазе наблюдается подъем, во второй — спад [4]. Интеллектуальный цикл определяется умственной деятельностью, где в положительной фазе происходит усиление, а в отрицательной — ослабление деятельности [5]. Сейчас советские ученые выдвинули гипотезу «лунного» происхождения околомесячных биоритмов. По этой гипотезе длительность физического, эмоционального, интеллектуального циклов соответственно равна 23,688437, 28,42612480, 33,1638122 суток [1]. Ежедневное тестирование спортсменов позволило установить, что ведущую роль в изменении показателей выносливости и скоростно-силовых качеств играет физический цикл лунных околомесячных биоритмов с периодом 23,688437 суток [2]. |
В. И. Шапошникова [7] полагает, что жесткой зависимости спортивных результатов от фаз многодневных биоритмов нет, но в определенные периоды напряжение функций организма для достижения высокого результата увеличивается, т. е. повышается «стоимость» работы. Л. П. Матвеев с соавторами [6] считают, что если биоциклы и влияют на спортивную деятельность, то они проявляются в работоспособности спортсмена не по типу жестких зависимостей, а с некоторым довольно широким диапазоном вариаций. Практически же отсюда следует, что биоритмы ни в какой мере нельзя рассматривать как роковой фактор спортивных достижений. Но не исключена вместе с тем роль биоритмов как одного из существенных факторов, от которых зависят динамика тренировочных нагрузок и спортивные достижения. Из всех проблем биоритмологии нас интересовало влияние околомесячных биоритмов на результаты в лыжных гонках, В настоящей работе рассматриваются: 1) зависимость спортивных результатов в лыжных гонках от околомесячных простых и «лунных» биоритмов; 2) значимость каждого из трех циклов: физического, эмоционального и интеллектуального; 3) влияние положительной и отрицательной фаз цикла биоритма на результат в лыжных гонках; 4) влияние биоритмов на спортивные результаты спортсменов разной квалификации и пола. В работе использовались следующие методы: 1) анализ научно-методической литературы; 2) анкетирование; 3) статистическая обработка результатов исследования. |
|||
26 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |