|
мость; в) работоспособность, устойчивость нервной системы.
6. Отношение к спортивному коллективу (преданность, общительность, чуткость, вежливость), к тренеру, к отдельным товарищам, к самому себе (самооценка, самоконтроль, уровень притязаний, самокритичность, скромность) .
7. Отношение к тренировочным занятиям (трудолюбие, активность, самостоятельность, регулярность).
8. Отношение к соревнованиям (уверенность, готовность, возбудимость, мобилизованность, установка на высокий результат, эмоциональная устойчивость).
9. Отношение к успеху (возбужденное, спокойное, скромное).
10. Отношение к неудачам (подавленность, относительное спокойствие, сохранение уверенности, активность).
11. Развитие волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, решительность, инициативность) .
12. Развитие регуляторных навыков (переключение внимания, образные представления, регуляции эмоций, поведения).
13. Готовность к соревнованиям (психологические, технико-тактические, функциональные, физические аспекты).
14. Заключение: а) положительные аспекты психологической подготовки; б) недостатки; в) основные задачи дальнейшей работы по психологической подготовке.
Для оценки качеств спортсмена, указанных в пунктах 2 — 12, можно использовать пятнадцатибалльную шкалу (7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, —1, —2, —3, —4, —5, —6, —7). Рекомендуется да-
|
|
вать общую оценку по каждому пункту и оценивать отдельные качества.
Такие характеристики можно составлять через каждые 2 — 3 месяца и накануне основных соревнований. По динамике изучаемых качеств можно судить об эффективности воспитательного и тренировочного процессов.
При оценке состояния готовности лыжников накануне ответственных стартов наряду с описанными методиками рекомендуется проводить визуальные наблюдения и индивидуальные беседы, в которых выявляются направленность мыслей, их содержание; уверенность в достижении намеченных результатов, в победе над соперниками; степень эмоционального возбуждения, способность управлять им; отношение к разработанному тактическому плану ведения гонки, спортивного поединка; концентрация внимания на мысленном прохождении сложных участков дистанции; стремление к достижению высоких результатов в предстоящем соревновании.
Хотя здесь указан большой перечень необходимых вопросов, опытный тренер может изучить их в течение 1 — 3 мин. Все аспекты волевой готовности тесно взаимосвязаны, и отклонение от нормы одного признака, влечет за собой нарушение других параметров готовности. Так, отсутствие уверенности в своих силах проявляется в подавленности, снижении волевой готовности, в направленности сознания не на достижение успеха, а на избежание неудачи. Отсюда меняется и тактический план предстоящих действии: на сложных спусках лыжник думает не столько о сохранении скорости, сколько о том, как избежать падения, и т. д.
|
|
Спортивные соревнования являются частью годичного цикла тренировочного процесса, его логическим продолжением и завершением на определенных этапах подготовки. Они дают возможность не только оценить эффективность проделанной работы и определить пути совершенствования тренировочного процесса, но и оказывают существенное тренирующее воздействие на физические качества и функциональные возможности лыжника.
Одним из главных условий соревновательной системы подготовки является четкое дифференцирование соревнований по тем задачам, которые они решают: подготовительные, подводящие, отборочные и основные. В основных соревнованиях лыжник должен про-
|
|
явить максимум своих возможностей и завоевать высокое место. Эти соревнования проводятся после достаточно фундаментальной подготовки на фоне некоторого снижения объема нагрузки. Все остальные соревнования, если даже они включены в официальный календарь, являются подготовительными или контрольными, не сопровождаются снижением тренировочной нагрузки.
К сожалению, часто на практике по результатам подготовительных соревнований
тренеры делают преждевременные выводы о степени готовности лыжника и включают
его в основной состав для участия в ответственных соревнованиях. Спортсмены,
заведомо зная это, стремятся показать самые высокие ре- |