Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

мость; в) работоспособность, устойчивость нервной системы.

6. Отношение к спортивному коллективу (преданность, общительность, чуткость, вежливость), к тренеру, к отдельным товарищам, к самому себе (самооценка, самоконтроль, уровень притязаний, самокритичность, скромность) .

7. Отношение к тренировочным занятиям (трудолюбие, активность, самостоятельность, регулярность).

8. Отношение к соревнованиям (уверенность, готовность, возбудимость, мобилизованность, установка на высокий результат, эмоциональная устойчивость).

9. Отношение к успеху (возбужденное, спокойное, скромное).

10. Отношение к неудачам (подавленность, относительное спокойствие, сохранение уверенности, активность).

11. Развитие волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, решительность, инициативность) .

12. Развитие регуляторных навыков (переключение внимания, образные представления, регуляции эмоций, поведения).

13. Готовность к соревнованиям (психологические, технико-тактические, функциональные, физические аспекты).

14. Заключение: а) положительные аспекты психологической подготовки; б) недостатки; в) основные задачи дальнейшей работы по психологической подготовке.

Для оценки качеств спортсмена, указанных в пунктах 2 — 12, можно использовать пятнадцатибалльную шкалу (7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, —1, —2, —3, —4, —5, —6, —7). Рекомендуется да-

 

вать общую оценку по каждому пункту и оценивать отдельные качества.

Такие характеристики можно составлять через каждые 2 — 3 месяца и накануне основных соревнований. По динамике изучаемых качеств можно судить об эффективности воспитательного и тренировочного процессов.

При оценке состояния готовности лыжников накануне ответственных стартов наряду с описанными методиками рекомендуется проводить визуальные наблюдения и индивидуальные беседы, в которых выявляются направленность мыслей, их содержание; уверенность в достижении намеченных результатов, в победе над соперниками; степень эмоционального возбуждения, способность управлять им; отношение к разработанному тактическому плану ведения гонки, спортивного поединка; концентрация внимания на мысленном прохождении сложных участков дистанции; стремление к достижению высоких результатов в предстоящем соревновании.

Хотя здесь указан большой перечень необходимых вопросов, опытный тренер может изучить их в течение 1 — 3 мин. Все аспекты волевой готовности тесно взаимосвязаны, и отклонение от нормы одного признака, влечет за собой нарушение других параметров готовности. Так, отсутствие уверенности в своих силах проявляется в подавленности, снижении волевой готовности, в направленности сознания не на достижение успеха, а на избежание неудачи. Отсюда меняется и тактический план предстоящих действии: на сложных спусках лыжник думает не столько о сохранении скорости, сколько о том, как избежать падения, и т. д.

 

 

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

   
Г. М. Андриенко, Львов
 

Спортивные соревнования являются частью годичного цикла тренировочного процесса, его логическим продолжением и завершением на определенных этапах подготовки. Они дают возможность не только оценить эффективность проделанной работы и определить пути совершенствования тренировочного процесса, но и оказывают существенное тренирующее воздействие на физические качества и функциональные возможности лыжника.

Одним из главных условий соревновательной системы подготовки является четкое дифференцирование соревнований по тем задачам, которые они решают: подготовительные, подводящие, отборочные и основные. В основных соревнованиях лыжник должен про-

 

явить максимум своих возможностей и завоевать высокое место. Эти соревнования проводятся после достаточно фундаментальной подготовки на фоне некоторого снижения объема нагрузки. Все остальные соревнования, если даже они включены в официальный календарь, являются подготовительными или контрольными, не сопровождаются снижением тренировочной нагрузки.

К сожалению, часто на практике по результатам подготовительных соревнований тренеры делают преждевременные выводы о степени готовности лыжника и включают его в основной состав для участия в ответственных соревнованиях. Спортсмены, заведомо зная это, стремятся показать самые высокие ре-

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

зультаты, а от этого в конечном итоге снижается эффективность подготовки. Вот почему соревнования следует проводить в несколько этапов и по сумме набранных очков (баллов за каждый вид, дистанцию) определять наиболее подготовленных спортсменов.

Другим важным условием успешной соревновательной подготовки является индивидуализация системы выступлений каждого лыжника. Индивидуальный календарь может существенным образом отличаться от общего. Наряду с участием в обязательном минимуме соревнований каждый лыжник должен планировать свои старты в соответствии с индивидуальными особенностями вхождения в спортивную форму.

При составлении индивидуального календаря соревнований необходимо учитывать постепенность увеличения соревновательной нагрузки. Резкий рост ее объема так же нежелателен, как и сокращение. План соревнований составляется тренером совместно со спортсменом, при этом необходимо обеспечить сохранение закономерностей тренировочного процесса, его периодизации.

Специальные исследования (Л. П. Матвеев, 1972; Ф. П. Суслов, 1974; Н. Г. Озолин, 1975) показали, что при одном и том же объеме скоростной работы прирост спортивных результатов бывает более высоким, когда скоростная работа проводится преимущественно в соревновательных условиях. Отсутствие возможности принимать участие в соревнованиях, особенно в районах с непродолжительной снежной зимой, приводит нередко к росту физической и психической напряженности. В такой ситуации к моменту основных

 

соревнований сезона даже весьма опытные мастера теряют способность демонстрировать свои лучшие результаты.

Выход из этого положения следует искать в расширении соревновательной практики, тем более что в последние годы наметилась тенденция к их увеличению во многих видах спорта (Д. Каунсилмен, 1972; X. А. Эрдманис, 1975; Д. А. Полищук, 1976; А. А. Шелехов, 1976). Уже становится традицией проводить соревнования в подготовительном периоде по лыжным гонкам и биатлону, прыжкам на лыжах с искусственным покрытием и двоеборью. Соревновательный метод тренировки, применяемый на летне-осенних этапах подготовки, приносит положительные результаты (М. Сапунев, 1975; Ю. Филатов, 1976; М. А. Аграновский, Г. М. Андриенко, 1976 — 1978; В. А. Бражников и др., 1980). Предложен так называемый сдвоенный макроцикл подготовки (с учетом летних и зимних соревнований), при котором дважды в году спортсмен подходит к пику спортивной формы.

Интенсификация тренировочного процесса с помощью соревнований способствует значительному росту результатов, ускорению темпов спортивного совершенствования. Однако применять тренировочные воздействия высокой интенсивности можно лишь на базе хорошей специальной работоспособности и, особенно, в состоянии хорошей спортивной формы. Только оптимальное сочетание различных по значимости соревнований с учетом закономерностей становления технической, тактической и психологической подготовленности позволит использовать систему соревнований как эффективный методический прием.

 

 

КАК ГОТОВЯТ БИАТЛОНИСТОВ В ШВЕЦИИ

   
Г. М. Раменский
 

В результате довольно тесного общения со шведскими специалистами по биатлону на протяжении последних пяти лет появилась возможность несколько обобщить систему подготовки биатлонистов Швеции.

Многолетнюю подготовку шведских биатлонистов условно можно разделить на три этапа. На первом этапе работа проводится в спортивных клубах. Идет набор всех желающих заниматься биатлоном, противопоказанием является только серьезное отклонение в состоянии здоровья. Занятия проводятся 3 — 4 раза в неделю, преобладает игровой метод. Всестороннюю общефизическую подготовку призваны обеспечить разнообразные средства. Для массового обучения детей стрельбе прибегают к малокалиберному оружию. Мишени используют разных размеров и формы: тре-

 

угольники, овалы, прямоугольники и др. Для достижения наибольшего тренирующего эффекта стрельба ведется с разных расстояний — от 5 до 50 м. Соревнования проводят только в виде эстафет и спринтерской гонки на укороченные дистанции — 1 — 5 км.

На втором этапе подготовка идет в гимназиях, куда отбирают наиболее одаренных детей. Всего в Швеции две специализированные гимназии по биатлону. Как и наши школы-интернаты спортивного профиля, создаются они на базе 9-летних общеобразовательных школ. Обучение длится 3 года — 7, 8 и 9-й классы. В каждом классе учатся 8 — 10 биатлонистов.

Гимназии готовят кандидатов в сборную национальную команду. Программа тренировок рассчитана на то, чтобы в выпускном классе ученики выполнили общий объем рабо-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало