|
40 мин) в преодолении на лыжах 1000 м по пересеченной местности. Перед повторным стартом ставится задача улучшить первоначальный результат. За повторенный первоначальный результат волевые способности можно оценить как удовлетворительные, за улучшенный не менее чем на 3 с — хорошие, за улучшенный более чем на 3 с — отличные.
О выдержке лыжника можно судить по его способности сохранять высокий темп бега на соревнованиях на последних километрах дистанции.
Для обследования уровня притязания лыжников можно предложить им выбрать план перспективных тренировок из 10 вариантов, объем и интенсивность нагрузки в которых возрастают пропорционально номеру плана. Например, в первом варианте объем планируемой циклической нагрузки равен 1000 км в год, во втором — 1500, в третьем — 2000 км, а в десятом — 5500 км. Если спортсмен выбирает 5-й или 6-й номер плана, то это говорит о среднем уровне его притязаний, а выбор 8 — 10-го номеров характеризует высокий уровень, определяет стремление решать наиболее трудные задачи.
Для оценки психических состояний можно использовать следующие методики: регистрацию электрокожного сопротивления (ЭКС), критической частоты слияния световых мельканий (КЧМ), оценку физиологического тремора, динамику частоты сердечных сокращений, регистрацию изменения показателей степ-теста, реакции на движущийся объект, ассоциативный тест, корректурные пробы и др.
Методика обследования ЭКС основана на измерении величины кожного сопротивления с помощью специального датчика, присоединенного к омметру. С повышением уровня эмоционального возбуждения (напряжения) сопротивление кожи падает. В данном случае следует учитывать не абсолютные показатели (они зависят от индивидуальных особенностей человека), а индивидуальные сдвиги, происходящие под влиянием тренировки или соревнования. Следует отметить, что перед стартом эмоциональное возбуждение, как правило, бывает повышенным. Низкое эмоциональное возбуждение накануне выступления обычно характеризует психическую неготовность спортсмена к соревнованиям.
КЧМ зависит от лабильности нервных процессов, которая чувствительна к изменению психического состояния. При исследовании КЧМ спортсмену предъявляют ритмические световые стимулы определенной интенсивности. Частота их мельканий постоянно изменяется. При критической частоте мельканий исследуемый воспринимает стимул без импульсов (произошло их субъективное слияние). У каждого спортсмена есть своя критическая частота слияния мельканий (число колебаний в секунду — герц). В состоянии возбуждения
|
|
величина КЧМ повышается по сравнению с фоном, при утомлении она снижается.
Для диагностики мобилизационной готовности лыжников можно использовать ассоциативный тест (А. Д. Захаров и др., 1971)., в котором спортсмену предлагают ряд специфических и неспецифических слов-раздражителей. В состоянии готовности, накануне соревнований, у спортсменов, как правило, сокращается латентное время реакций на специфические слова-раздражители, связанные с предстоящими соревнованиями. В качестве таких слов-раздражителей лыжникам можно предлагать следующие: «готовность», «уверенность», «мобилизованность», «воля», «стремление», «цель», «установка», «настроение», «скольжение», «спорт», «скорость», «соперник», «дистанция», «подъем», «спуск», «финиш», «результат» и т. п. Ассоциативный тест рекомендуется проводить с помощью магнитофонной записи.
Для оценки мобилизационной готовности можно применять также показатели реакции на движущийся объект (РДО). Исследование можно проводить с помощью секундомера. Спортсмену дается задание остановить стрелку секундомера, например, на отметке 07. Выполняется 7 пробных и 3 зачетные попытки. Регистрируются показатели точности, преждевременные и запаздывающие реакции.
В состоянии волевой готовности точность РДО повышается. В состоянии перевозбуждения, как правило, наблюдаются преждевременные реакции, а в случае переутомления, астенических эмоциональных состояний преобладают запаздывающие реакции.
Для диагностики психических состояний рекомендуется использовать показатели реакции на время. Спортсмену предлагают запомнить интервал времени в 7 с и трижды воспроизвести его на секундомере.
Решая задачи оперативного контроля психологической подготовки, рекомендуется составлять индивидуальные личностные характеристики спортсменов. Можно предложить следующую схему.
1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность, партийность, интересы, увлечения, общий стаж занятий спортом, спортивный разряд, динамика спортивных результатов.
2. Стремление заниматься спортом, мотивы занятия, целевые установки в спорте, устойчивость побуждений к спортивным занятиям.
3. Идейность, ответственность, убежденность, уверенность, дисциплинированность, нравственность.
4. Способности:
а) интеллектуальные; б) к лыжному спорту; в) регуляторные.
5. Темперамент:
а) уравновешенность, подвижность нервной системы; б) эмоциональность, возбуди» |
|