Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

12. Тренажер для развития взрывной силы ног (рис. 5, 2) конструкции И. Добровольского и Е. Головина (1973) позволяет выполнять взрывную динамическую работу после кратковременного изометрического напряжения. Поднимая при вставании из приседа штангу, спортсмен испытывает сопротивление не только веса штанги, но и металлических подвижных фиксаторов, к которым крепятся амортизаторы. Фиксаторы закреплены на стойках и могут переставляться по вертикали. Когда при подъеме штанги фиксаторы отодвинутся, движение осуществляется в облегченных условиях (быстро). Плечо фиксатора, на которое давит гриф штанги, в несколько раз меньше плеча резинового амортизатора (1:3 или 1:2), поэтому усилие до преодоления сопротивления фиксаторов будет значительным.

13. Скамейка с отвесом (рис 5, 3) применяется для .развития силы мышц ног. На рисунке показан принцип выполнения упражнений для развития силы мышц — сгибателей и разгибателей голени. Нагрузка регулируется подвешенными к отвесу отягощениями — круглыми металлическими дисками.

14. Тренажер для специальной силовой тренировки конькобежцев конструкции А. А. Демина (рис. 5, 4) состоит из блока 1 с

 

тормозящим устройством 2, смонтированным на одной оси 3, направляющей скобы 4, хомута с рим-болтом 5 для крепления к неподвижной опоре. На блок наматывается 4 — 5 витков прочного шнура диаметром 3 — 5 мм. Концы шнура пропускаются через отверстия направляющей скобы, что предотвращает сход шнура с блока во время выполнения упражнений. Один (короткий) конец шнура закрепляется на поясе спортсмена, второй (длинный) конец остается в руках тренера. Тренажер закрепляется на неподвижной опоре (гимнастическая стенка, дерево и т. п.) на соответствующей высоте. Выполняя упражнение, спортсмен удаляется от тренажера, натягивая шнур, который вращает блок. Тормозящее устройство, состоящее из двух фрикционных прокладок (с одной стороны блока — резина 6, с другой — фетр), щечек 7 и стяжных гаек 8, создает определенное сопротивление вращению блока, величина которого регулируется стяжными гайками вручную. Чем сильнее затянуты гайки, тем большее усилие необходимо приложить, чтобы сдвинуть блок с места при выполнении упражнения (различные варианты пригибной ходьбы, имитация, специальные упражнения конькобежца для бега по прямой и повороту и т. п.).

 

 

КОНТРОЛЬ И ПСИХОДИАГНОСТИКА В ЛЫЖНОМ СПОРТЕ

   
Р. З. Шайхтдинов, кандидат психологических наук
 

В спорте высшего мастерства спортсмены, перенося огромные физические и психические нагрузки, подвержены переутомлению, нервно-психическим срывам, депрессии и т. п. Высокий же спортивный результат они могут достичь лишь в состоянии максимальной мобилизованности, вдохновения, уверенности, активности, возбуждения. Вот почему в процессе подготовки спортсменов необходимы регулярный контроль за динамикой их психических процессов, состояний и внесение коррективов в тренировочные средства и методы.

В лыжном спорте следует регулярно контролировать не только уровень обшей и специальной работоспособности, но и состояние нервной системы, способность к концентрации усилий, внимания, оперативное мышление, активность и т. д. Контроль за динамикой психических процессов и состояний должен основываться на знании характера, способностей, темперамента спортсмена. Его подготовка должна осуществляться с учетом этих свойств личности.

Для обследования свойств темперамента педагогу наиболее доступны и удобны специ-

 

альные опросники. Можно рекомендовать опросники Б. А. Вяткина, описанные в книге «Роль темперамента в спортивной деятельности» (М., Физкультура и спорт, 1978, с. 109 — 129), А. В. Дмитриева и Н. А. Худадова, помещенные в сборнике «Бокс» за 1974 г.

Для определения волевых качеств в педагогической практике используются методы наблюдения с моделированием соответствующих трудностей для спортсменов. Так, для изучения инициативности лыжников-гонщиков тренер может предложить спортсменам самостоятельно решить ряд тактических задач (опросить, как следует вести гонку в условиях парного старта с равносильным соперником, с более сильным, с более слабым, но очень волевым, и т. п.).

Смелость и решительность лыжников можно выявлять в процессе горнолыжной подготовки, давая спортсменам трудные, но выполнимые задания по прохождению горнолыжных трасс различной длины и крутизны.

Для оценки способности к проявлению волевых усилий рекомендуется дважды провести соревнования (повторный старт через 30 —

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

40 мин) в преодолении на лыжах 1000 м по пересеченной местности. Перед повторным стартом ставится задача улучшить первоначальный результат. За повторенный первоначальный результат волевые способности можно оценить как удовлетворительные, за улучшенный не менее чем на 3 с — хорошие, за улучшенный более чем на 3 с — отличные.

О выдержке лыжника можно судить по его способности сохранять высокий темп бега на соревнованиях на последних километрах дистанции.

Для обследования уровня притязания лыжников можно предложить им выбрать план перспективных тренировок из 10 вариантов, объем и интенсивность нагрузки в которых возрастают пропорционально номеру плана. Например, в первом варианте объем планируемой циклической нагрузки равен 1000 км в год, во втором — 1500, в третьем — 2000 км, а в десятом — 5500 км. Если спортсмен выбирает 5-й или 6-й номер плана, то это говорит о среднем уровне его притязаний, а выбор 8 — 10-го номеров характеризует высокий уровень, определяет стремление решать наиболее трудные задачи.

Для оценки психических состояний можно использовать следующие методики: регистрацию электрокожного сопротивления (ЭКС), критической частоты слияния световых мельканий (КЧМ), оценку физиологического тремора, динамику частоты сердечных сокращений, регистрацию изменения показателей степ-теста, реакции на движущийся объект, ассоциативный тест, корректурные пробы и др.

Методика обследования ЭКС основана на измерении величины кожного сопротивления с помощью специального датчика, присоединенного к омметру. С повышением уровня эмоционального возбуждения (напряжения) сопротивление кожи падает. В данном случае следует учитывать не абсолютные показатели (они зависят от индивидуальных особенностей человека), а индивидуальные сдвиги, происходящие под влиянием тренировки или соревнования. Следует отметить, что перед стартом эмоциональное возбуждение, как правило, бывает повышенным. Низкое эмоциональное возбуждение накануне выступления обычно характеризует психическую неготовность спортсмена к соревнованиям.

КЧМ зависит от лабильности нервных процессов, которая чувствительна к изменению психического состояния. При исследовании КЧМ спортсмену предъявляют ритмические световые стимулы определенной интенсивности. Частота их мельканий постоянно изменяется. При критической частоте мельканий исследуемый воспринимает стимул без импульсов (произошло их субъективное слияние). У каждого спортсмена есть своя критическая частота слияния мельканий (число колебаний в секунду — герц). В состоянии возбуждения

 

величина КЧМ повышается по сравнению с фоном, при утомлении она снижается.

Для диагностики мобилизационной готовности лыжников можно использовать ассоциативный тест (А. Д. Захаров и др., 1971)., в котором спортсмену предлагают ряд специфических и неспецифических слов-раздражителей. В состоянии готовности, накануне соревнований, у спортсменов, как правило, сокращается латентное время реакций на специфические слова-раздражители, связанные с предстоящими соревнованиями. В качестве таких слов-раздражителей лыжникам можно предлагать следующие: «готовность», «уверенность», «мобилизованность», «воля», «стремление», «цель», «установка», «настроение», «скольжение», «спорт», «скорость», «соперник», «дистанция», «подъем», «спуск», «финиш», «результат» и т. п. Ассоциативный тест рекомендуется проводить с помощью магнитофонной записи.

Для оценки мобилизационной готовности можно применять также показатели реакции на движущийся объект (РДО). Исследование можно проводить с помощью секундомера. Спортсмену дается задание остановить стрелку секундомера, например, на отметке 07. Выполняется 7 пробных и 3 зачетные попытки. Регистрируются показатели точности, преждевременные и запаздывающие реакции.

В состоянии волевой готовности точность РДО повышается. В состоянии перевозбуждения, как правило, наблюдаются преждевременные реакции, а в случае переутомления, астенических эмоциональных состояний преобладают запаздывающие реакции.

Для диагностики психических состояний рекомендуется использовать показатели реакции на время. Спортсмену предлагают запомнить интервал времени в 7 с и трижды воспроизвести его на секундомере.

Решая задачи оперативного контроля психологической подготовки, рекомендуется составлять индивидуальные личностные характеристики спортсменов. Можно предложить следующую схему.

1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, специальность, партийность, интересы, увлечения, общий стаж занятий спортом, спортивный разряд, динамика спортивных результатов.

2. Стремление заниматься спортом, мотивы занятия, целевые установки в спорте, устойчивость побуждений к спортивным занятиям.

3. Идейность, ответственность, убежденность, уверенность, дисциплинированность, нравственность.

4. Способности:

а) интеллектуальные; б) к лыжному спорту; в) регуляторные.

5. Темперамент:

а) уравновешенность, подвижность нервной системы; б) эмоциональность, возбуди»

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

мость; в) работоспособность, устойчивость нервной системы.

6. Отношение к спортивному коллективу (преданность, общительность, чуткость, вежливость), к тренеру, к отдельным товарищам, к самому себе (самооценка, самоконтроль, уровень притязаний, самокритичность, скромность) .

7. Отношение к тренировочным занятиям (трудолюбие, активность, самостоятельность, регулярность).

8. Отношение к соревнованиям (уверенность, готовность, возбудимость, мобилизованность, установка на высокий результат, эмоциональная устойчивость).

9. Отношение к успеху (возбужденное, спокойное, скромное).

10. Отношение к неудачам (подавленность, относительное спокойствие, сохранение уверенности, активность).

11. Развитие волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, решительность, инициативность) .

12. Развитие регуляторных навыков (переключение внимания, образные представления, регуляции эмоций, поведения).

13. Готовность к соревнованиям (психологические, технико-тактические, функциональные, физические аспекты).

14. Заключение: а) положительные аспекты психологической подготовки; б) недостатки; в) основные задачи дальнейшей работы по психологической подготовке.

Для оценки качеств спортсмена, указанных в пунктах 2 — 12, можно использовать пятнадцатибалльную шкалу (7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, —1, —2, —3, —4, —5, —6, —7). Рекомендуется да-

 

вать общую оценку по каждому пункту и оценивать отдельные качества.

Такие характеристики можно составлять через каждые 2 — 3 месяца и накануне основных соревнований. По динамике изучаемых качеств можно судить об эффективности воспитательного и тренировочного процессов.

При оценке состояния готовности лыжников накануне ответственных стартов наряду с описанными методиками рекомендуется проводить визуальные наблюдения и индивидуальные беседы, в которых выявляются направленность мыслей, их содержание; уверенность в достижении намеченных результатов, в победе над соперниками; степень эмоционального возбуждения, способность управлять им; отношение к разработанному тактическому плану ведения гонки, спортивного поединка; концентрация внимания на мысленном прохождении сложных участков дистанции; стремление к достижению высоких результатов в предстоящем соревновании.

Хотя здесь указан большой перечень необходимых вопросов, опытный тренер может изучить их в течение 1 — 3 мин. Все аспекты волевой готовности тесно взаимосвязаны, и отклонение от нормы одного признака, влечет за собой нарушение других параметров готовности. Так, отсутствие уверенности в своих силах проявляется в подавленности, снижении волевой готовности, в направленности сознания не на достижение успеха, а на избежание неудачи. Отсюда меняется и тактический план предстоящих действии: на сложных спусках лыжник думает не столько о сохранении скорости, сколько о том, как избежать падения, и т. д.

 

 

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

   
Г. М. Андриенко, Львов
 

Спортивные соревнования являются частью годичного цикла тренировочного процесса, его логическим продолжением и завершением на определенных этапах подготовки. Они дают возможность не только оценить эффективность проделанной работы и определить пути совершенствования тренировочного процесса, но и оказывают существенное тренирующее воздействие на физические качества и функциональные возможности лыжника.

Одним из главных условий соревновательной системы подготовки является четкое дифференцирование соревнований по тем задачам, которые они решают: подготовительные, подводящие, отборочные и основные. В основных соревнованиях лыжник должен про-

 

явить максимум своих возможностей и завоевать высокое место. Эти соревнования проводятся после достаточно фундаментальной подготовки на фоне некоторого снижения объема нагрузки. Все остальные соревнования, если даже они включены в официальный календарь, являются подготовительными или контрольными, не сопровождаются снижением тренировочной нагрузки.

К сожалению, часто на практике по результатам подготовительных соревнований тренеры делают преждевременные выводы о степени готовности лыжника и включают его в основной состав для участия в ответственных соревнованиях. Спортсмены, заведомо зная это, стремятся показать самые высокие ре-

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало