Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ РАЗМИНКИ

   
К. И. Радыгина, Т. А. Третилова, доктор медицинских наук, г. Львов
 

Правильной организации и подбору упражнений в разминке спортсменов перед тренировкой и соревнованиями уделяется много внимания. Разминка не только подготавливает функциональные системы организма к предстоящей работе, но и оказывает положительное влияние на психическое состояние (П. Левша, 1973; В. Кузнецов, 1977; А. А. Тер-Ованесян, 1978, и др.).

Разминка занимает особое место при занятиях с детьми, которые входят в спорт во все более раннем возрасте. У детей процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Вегетативные функции организма ребенка включаются в работу позже, чем центральная нервная система, в силу чего врабатывание продолжается дольше, чем у взрослого спортсмена.

Стартовые реакции у ребенка появляются в возрасте 7 — 8 лет. При систематических занятиях спортом они могут наблюдаться, и раньше и характеризоваться учащением сердцебиений на 20 ударов в минуту от исходного уровня. Стартовые реакции детей могут быть различными, это зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. В возрасте подростков 13 — 15 лет их стартовые реакции могут превысить реакции взрослых вследствие значительного повышения возбудимости центральной нервной системы. Следует учитывать и особенности координации движений ребенка. Она еще недостаточно совершенна, что может отразиться на устойчивости равновесия при больших скоростях, развиваемых на трассе.

Ряд авторов, исследуя предстартовое состояние горнолыжников, отмечают высокую эмоциональную напряженность, которая приводит к острым сдвигам в реакциях систем внутренних органов (Н. Савина, 1963; Л. Костяева, 1967; В. Келлер, К. Радыгина, 1970).

В литературе по горнолыжному спорту вопрос о разминке освещен недостаточно, поэтому встала задача изучить предстартовое состояние горнолыжников высокой квалификации, обобщить практический опыт тренеров и спортсменов по содержанию, и методике проведения разминки перед соревнованиями и дать рекомендации.

Исследования и наблюдения проводились в течение многих лет. Применялись динамическая биотелеметрия, нейрохронометрия, педа-

 

гогические наблюдения, беседы и опрос горнолыжников — членов сборных команд СССР и УССР. В исследованиях участвовали студенты-горнолыжники ЛГИФК.

Опросом тренеров и спортсменов было установлено, что большинство спортсменов высокой квалификации находятся перед стартом в состоянии боевой готовности и лишь некоторая часть — 5 — 6% из числа юных горнолыжников подвержена стартовой лихорадке или стартовой апатии. Радиотелеметрическими исследованиями было определено, что у большинства горнолыжников уже за час до старта частота сердцебиений составляла 95 — 110 уд/мин. Это свидетельствует о высокой психической напряженности спортсменов, связанной с эмоциональным фактором соревнований.

Определение предстартового состояния производилось за 2 минуты до старта. По нашим данным, ЧСС, равная 120 — 135 уд/мин, соответствовала состоянию боевой готовности. ЧСС 140 уд/мин и больше и соответствующее поведение спортсмена указывало на стартовую лихорадку. Как правило, такие спортсмены неудачно проходили трассу: нарушался ритм, появлялись ошибки технического и тактического характера, что нередко приводило к падениям и сходу с трассы. В состоянии стартовой апатии в показателях ЧСС у спортсменов существенных изменений не отмечалось, однако горнолыжники показывали посредственные результаты или прекращали борьбу, сходя с трассы.

С помощью педагогического эксперимента и обобщения опыта ведущих тренеров были опробованы разные варианты разминки. Исходя из условий и особенностей горнолыжных соревнований, разминка спортсмена перед стартом должна преследовать следующие цели: а) разогреть организм спортсмена и поднять его функциональные возможности на более высокий уровень работоспособности; б) подготовить спортсмена к предстоящей двигательной деятельности, т. е. к выступлению на трассах, когда отсутствуют стандартные условия; в) создать оптимальный эмоциональный фон для выступления, т. е. непосредственно перед стартом привести спортсмена в состояние максимальной мобилизационной готовности.

Методика проведения разминки. Разминка спортсмена высокой квалификации должна

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

быть строго индивидуализирована в зависимости от личных качеств, ранга и условий соревнований (количество участников, стартовая группа, продолжительность соревнований, сложность и подготовленность трасс и т. п.).

Разминка по времени не должна превышать 20 — 25 мин, перед стартом следует отдохнуть в течение 8 — 10 мин. Разминаться следует на уровне или несколько выше стартовой площадки (но не внизу, не у нижней станции канатной дороги). Проводя разминку, необходимо учитывать режим работы подъемника: время подъема, пропускную способность и загруженность подъемника.

Первая часть разминки общая, она состоит из общеразвивающих и имитационных упражнений. Упражнения без лыж выполняются 3 — 5 мин. Это наклоны туловища, покачивания в полуприседе, размахивание верхними и нижними конечностями, приседания. Последующие имитационные упражнения можно выполнять надев лыжи. Это имитация различных стоек спуска по высоте и расположению общего центра тяжести над площадью опоры, аэродинамическая стойка спуска, винто-угловое положение, прыжки с имитацией закантовки лыж. Эти упражнения выполняются в течение 4 — 5 мин.

Специальная часть разминки проводится на лыжах на 200 — 500-метровом склоне с целью опробования рельефа склона и снежного покрова. Так как врабатывание наступает после двух спусков по трассе (по данным В. М. Вихляева и К. И. Радыгиной), следует предусмотреть в разминке один спуск для изучения трассы и два свободных спуска с обязательным прохождением участка трассы, размеченного фигурами и воротами. В зависимости от дисциплины это 10 — 12 ворот в специальном слаломе или одна длинная «змейка» из такого же количества ворот, 6 — 8 ворот в слаломе-гиганте, поставленных на склоне, крутизна которого соответствует примерно средней крутизне трассы.

Для скоростного спуска в разминке мож-

 

но отработать отдельные технические приемы: спуск — вход в поворот, удержание стойки «яйцо» на отдельном участке трассы и т. п. По данным биотелеметрии, в таких спусках у спортсменов ЧСС достигает 144 — 150 уд/мин, в то время как на соревнованиях нагрузка проходит на уровне 180 — 190 уд/мин.

После разминки горнолыжник должен отдохнуть, перед стартом — сосредоточиться на трассе, мысленно пройти ее, а отдельные участки и не один раз. При проведении последней части разминки — психологической — большая роль отводится тренеру. Он должен помочь спортсмену обрести мобилизационную готовность. А для этого надо вселить в спортсмена веру в свои силы, внушить, что с точки зрения технико-тактической и функциональной подготовленности он находится в хорошей спортивной форме, что инвентарь у него в порядке, а лыжи хорошо смазаны и т. д., и поэтому спортсмен должен показать высокий результат.

Если спортсмен не находится в состоянии боевой готовности, в этом случае можно регулировать его предстартовое состояние, изменяя методику разминки: продолжительность, объем, интенсивность и направленность разминочных упражнений. Так, при стартовой лихорадке рекомендуется более спокойная разминка. Отрезки трасс следует проходить на технику, желательно разминаться на ритмичных, спокойных трассах. При стартовой апатии спортсмен должен проводить более интенсивную разминку, увеличить и объем упражнений, хорошо разогреться (до появления легкой испарины). Отрезки трасс следует проходить с соревновательной скоростью.

Адаптация к соревновательным условиям у спортсменов наступает по мере накопления опыта участия в соревнованиях. Планируя определенное количество и масштаб соревнований, можно с помощью разминки определенной направленности формировать у горнолыжников состояние боевой готовности к каждым конкретным соревнованиям.

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, СПОРИМ


К ВОПРОСУ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ
(Из книги «Il mio ski» Gustavo Thoeni, 1982 г.
Италия, Милан)

     

Когда речь заходит о высочайшем мастерстве, о подготовке чемпионов, то вряд ли следует ожидать рекомендаций, жестко регламентирующих эту работу. «Конвейер» противопоказан индивидуализации методов работы на высшем уровне мастерства. И тем более это справедливо при еще более узкой специализа-

 

ции — разделении горнолыжников на спусковиков и слаломистов. Когда, на каком уровне мастерства это целесообразно делать и в какой мере должна она осуществляться — это самостоятельный вопрос. Думается, что задача упростится, если в ее условиях будет оговариваться имеющийся уровень мастерства спорт-

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало