Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

мум на финише) и «сжатие тела в комочек» никак ее не увеличивает. Именно перемещение ц. м. вверх увеличивает потенциальную энергию тела. Задача горнолыжника и состоит в том, чтобы с наибольшим эффектом преобразовать ее в кинетическую — так может выглядеть вторая формулировка его техничности.

В предпоследнем абзаце той же статьи, где констатируется, что сгибаниями-разгибаниями даже на льду можно достичь скорости около 30 км/час, Молтянский, по сути дела, приходит к коньковому ходу одноногого лыжника и подтверждает сказанное нами о коньковых ускорениях. Но его утверждение, что это «весомая добавка к скорости обычного резаного поворота, без ускорения», не выдерживает критики. Выходит, что, добавляя к скорости по 30 км в каждом повороте, слаломист уже в пятых воротах сможет достичь скорости порядка 150 км/час! Я уверен, что не это автор имел в виду, но так у него получилось.

Переходя к анализу «ускорений за счет выталкивания лыж», следует указать на смешение понятий «ускоряющего выталкивания» и «выбрасывания стоп вперед» для быстрейшего пересечения луча финишного фотоэлемента, где это движение действительно сокращает время прохождения трассы на тысячные доли секунды. Для ясности обратимся к той же статье Молтянского. Он пишет: «В точке 2 (сопряжение дуг) лыжник заканчивает разгибание и, расслабляя мышцы ног и спины, наносит укол палкой и осаживается назад, выталкивая при этом лыжи вперед и перекантовывая их. Приращение скорости лыж происходит в данном случае за счет использования кинетической энергии ц. м,. полученной в результате предыдущего разгибания».

Рассмотрим по элементам. Укол палкой «при осаживании назад» имеет стопорящий эффект, что вообще нежелательно. Приращение скорости лыж за счет кинетической энергии не означает общего повышения скорости, которое нас в конечном счете и интересует. Делай такое выбрасывание лыж на самой трассе хоть десятки раз, эффект будет тот же: нулевой, а «осаженный» спортсмен в не-

 

исправимом подседе потеряет способность управлять лыжами. «Осаживанием назад» загублена техника целого поколения спортсменов-горнолыжников.

Думается, что ускоряющий эффект в конце резаного поворота следует искать в использовании энергии прогнутой лыжи. При разгибании она как бы выстреливает, и задача лыжника — не мешать ей, чему способствует правильное использование авальмана, который первыми применили на практике французы П. Руссель и Н. Ожер. «Выталкивание» же и «осаживание» являются искажением его сути. И вообще, при техничном исполнении поворотов лыжи, скользя по более длинным траекториям, чем ц. м., имеют большую скорость и в сопряжениях дуг самопроизвольно обгоняют туловище. Поэтому «выталкивания лыж» как силового приема фактически не должно быть.

Что же касается «ускорений» за счет махания руками или ногами, то признать их, значит, признать правдой слова барона Мюнхгаузена о том, что он сам вытащил себя из грязи за косичку своего парика..

Подводя черту в разговоре об ускорениях, следует напомнить о главных факторах в достижении лучшего результата: возможно лучшем скольжении лыж по оптимальным траекториям, гарантирующим прохождение всех ворот, и эффективном использовании скатывающей силы, меняющейся в процессе поворота по величине и направлению.

Реализация этого кроется в наивыгоднейшем для каждого конкретного случая взаимодействии лыж со снегом, смысл которого в максимальном уменьшении потерь на трение и деформацию снега, имеющих место в поворотах в отличие от чистого плоского скольжения. Оба фактора сказываются на спортивных трассах лучше всего в резаных поворотах на параллельных лыжах, которые стали основой технической подготовки горнолыжника. Она очень сложна и проявляется в активных действиях спортсмена, поэтому так трудно бывает отделить зерна от половы.

Прежде чем поставить последнюю точку, хочется вновь выразить надежду на продолжение разговора по затронутому вопросу — он нуждается в глубочайшем анализе.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ

   
Ю. В. Адамов
 

Действия горнолыжника, проходящего трассу, являются ответными на складывающиеся в каждый отдельный момент ситуации спуска. Чем выше уровень спортивной подготовленности, тем точнее спортсмен при просмотре трассы представляет эти ситуации и свои ответ-

 

ные действия. Таким образом, ситуации, складывающиеся на трассе, не являются неожиданными и служат сигналами для выполнения того или иного технического приема. Чем выше скорость спуска, тем меньше времени на опознание ситуации и начало ответного действия,

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

тем выше требования к зрительно-моторной реакции спортсмена.

Количество ситуаций в одном спуске практически равно количеству ворот на трассе плюс число естественных препятствий, требующих для их преодоления определенных технических приемов. Интервал предъявления — от 0,5 до 1,5 с при общей длительности всего упражнения 50 — 60 с в слаломе. В гиганте — 1 — 3 с при длительности 70 — 90 с. В скоростном спуске — 4 — 6 с при длительности 100 — 130 с.

Для повышения и устойчивости скорости зрительно-моторной реакции соответственно режимам основной деятельности горнолыжника в учебно-тренировочные занятия включают: подвижные игры, упражнения с мячами, упражнения в выполнении заданного движения (действия) по визуально воспринимаемому сигналу, встречные эстафеты, в которых пути участников пересекаются.

1. Подвижные игры («Волк во рву», «Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу», «Защита укрепления», «Не давай мяча водящему», «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Часовые и разведчики», «Охотники и утки»).

Преимущественный выбор игр с использованием мяча определяется тем, что в них помимо своевременного реагирования на мяч, движущийся со скоростью горнолыжника, от занимающихся требуется смелость и решительность, когда они выполняют действия, требующие преодоления отрицательных эмоциональных состояний (например, болевые ощущения при столкновении с партнером или попадании мяча).

По мере освоения игр их усложняют, используют уже различные по весу и размеру мячи, не один, а несколько различных мячей, изменяют правила игры. Например, игру «Охотник и утки» проводят с использованием двух мячей. В игре «Мяч капитану» ограничивают время на владение мячом или определяют способ передачи и т. д.

2. Специальные упражнения с мячами. А. «Перестрелка». Двое занимающихся с мячами («стрелки») и один без мяча («защитник») располагаются на расстоянии 5 — 6 м друг от друга, образуя треугольник. По сигналу один из «стрелков» бросает мяч «защитнику», задача которого поймать и броском вернуть мяч. В тот момент, когда «защитник» возвращает мяч, второй «стрелок» бросает ему свой мяч и т. д. Упражнение выполняется до потери мяча одним из игроков или в течение заданного времени. Затем игроки меняются ролями.

Упражнение усложняют, используя различные по весу и размеру мячи, задавая более высокий темп передач, уменьшая расстояние между выполняющими упражнение и вводя перемещение их в различных направлениях относительно друг друга, переходя от передач

 

на средней высоте к передачам от отскока, катящихся, высоколетящих и низколетящих мячей.

На местности упражнение может выполняться с использованием мелких круглых камешков, шишек, и т. п.

Б. «Не задевай флаги». Один ученик — «слаломист» — располагается в 3 — 5 м от сплошной стены спортивного зала. На.. расстояний 10 — 15 м от него устанавливают корзину с мячами. Остальные играющие выстраиваются в колонну по одному в 2 — 3 м от корзины по другую сторону. По сигналу первый в колонне подбегает к корзине, берет мяч и бросает в «слаломиста», задача которого увернуться от «флага» (мяча). В момент броска движение к корзине начинает следующий спортсмен и т. д. Задача бросившего подобрать свой мяч, положить его в корзину и занять место в конце колонны. Корзиной может служить гимнастический мат или обруч, углубление в почве, если занятие проводится на местности. В этом случае после того, как все занимающиеся произведут свои броски с одной стороны, их выполняют ученики, находящиеся на противоположной стороне.

Лучшим «слаломистом» объявляется тот ученик, который не только не заденет ни одного «флага», но и «пройдет трассу» в непосредственной близости от них (пропуская мячи на минимальном расстоянии от себя).

При выполнении упражнения необходимо: а) мячи бросать не выше уровня плеча «слаломиста»; б) выполнившему бросок как можно быстрее вернуться в колонну; в) при проведении упражнения на местности мяч, брошенный с одной стороны, должен быть пойман одним из участников, находящихся на другой.

3. Упражнения на батуте. А. «Перестрелка». «Стрелки» располагаются (или перемещаются) по сторонам батута, «защитник» принимает и передает мячи, выполняя прыжки.

Б. По сигналу партнера, находящегося перед батутом, спортсмен, выполняющий вертикальные прыжки, должен выполнить определенный прыжок. В качестве сигнала выбирают положение рук или позу партнера, назначают два сигнала и определенный для каждого сигнала прыжок. Подается сигнал в момент отталкивания спортсмена от сетки.

Упражнение усложняют: увеличивая количество прыжков и соответственно сигналов, подаваемых в одной серии; уменьшая интервал между подачами сигналов — сигнал на 4 — 3 прыжка и на 2 — 1; вводя дополнительные сигналы; вводя задание выполнить поворот на 360° в двух или одном прыжке между сигналами.

Сигналы на выполнение того или иного прыжка или сами прыжки необходимо менять в каждой серии во избежание образования двигательного стереотипа. Прыжки, выбираемые в качестве ответных действий, не долж-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

ны быть технически сложными. Выполнять это упражнение уже можно, освоив два простых прыжка: прыжок в сед и прыжок на четвереньки.

В. Упражнения для совершенствования зрительно-моторной реакции на объекты, находящиеся в зоне периферического зрения, проводят как и вышеизложенные, но сигнал к выполнению действия подается партнерами, находящимися справа и слева от батута и несколько впереди спортсмена, выполняющего прыжки.

4. Миникросс — бег высокой интенсивности вниз по пологому малознакомому склону между деревьев с преодолением естественных препятствий. Длина дистанции 50 — 200 м. Проводится в форме соревнования на победителя при общем старте и на время при раздельном.

5. Действия по сигналу. При проведении общеразвивающих упражнений занимающимся сообщают, что на определенный сигнал тренера (поднятая рука, упор присев и т. п.) они должны ответить определенным действием (изменить направление, форму или скорость движения, принять положение «смирно», продолжить движение в обратном направлении, перейти на движение скрестными шагами и т. д.). Этим средством пользуются в заключительной части разминки или в основной части урока.

6. Упражнения на лыжах. А. «Общий старт». На склоне на расстоянии 5 — 10 м размечаются параллельно две линии — старт и финиш. Линии могут размечаться как поперек, так и по линии склона. Стартующие встают на линию старта. «Стартер» занимает место за линией финиша. Стартующие выполняют по сигналу «стартера» упражнения на месте. Сигналом к началу движения служит какое-то действие «стартера» (например, отведение рук в стороны). Побеждает спортсмен, принявший старт точно на условный сигнал и первым достигший линии финиша.

В целях безопасности стартующих расставляют с таким интервалом и определяют направление их движения от линии старта до остановки за линией финиша так, чтобы избежать возможного пересечения путей. «Стартер» должен находиться не ближе 10 м за линией финиша.

Б. «Спуск по леднику». На трассе между воротами кладут поперек движения древко или ветку, которые обозначают трещину. Спортсмен, спускающийся по трассе, должен прыжком преодолеть «трещины». Побеждает тот, кто преодолеет все «трещины» и затратит на спуск наименьшее время.

Крутизну и рельеф склона, длину трассы,

 

количество ворот и «трещин» на ней определяют исходя из уровня подготовленности занимающихся.

В. «Делай как я!». Спортсмены — ведущий и ведомый — располагаются друг за другом на расстоянии 5 — 10 м. По сигналу оба одновременно начинают спуск. Ведущий выполняет различные приемы на лыжах. Задача ведомого, сохраняя первоначальную дистанцию, выполнять приемы одновременно с ведущим. Затем спортсмены меняются ролями. Побеждает тот, кто в роли ведомого выполнит большее количество приемов одновременно с ведущим.

Программа спуска может быть объявлена заранее.

Длина и скорость спуска, приемы и их. количество регламентируются тренером в соответствии с подготовленностью спортсменов.

Для точности восприятия, а следовательно, и скорости зрительно-моторной реакции особую важность имеет положение тела, головы и глаз по отношению к воспринимаемому объекту. Чем больше при спуске раскачивается или скручивается туловище, вызывая связанные с этим движения головы и глаз, тем труднее осуществлять ориентирование в пространстве. Относительная неподвижность головы и тела в вертикальном и горизонтальном направлениях по отношению к движениям ног, выполняемым со значительно большей амплитудой, обеспечивает лучшие возможности для определения направления движения и удаленности от флага или. естественного препятствия, которые и составляют «сигнальную ситуацию» на начало выполнения того или иного действия.

В качестве средства обучения правильному относительно неподвижному положению туловища и головы горнолыжника при спуске, а в последующем контроля за этим служит следующее упражнение: после выполнения 2 — 3 поворотов среднего радиуса спортсмен проходит «змейку»-коридор, не выполняя поворотов. Своевременность перехода из поворота в прямолинейное движение, отсутствие раскачивания туловища и сохранение прямолинейности движения по всей длине «змейки»-коридора являются показателями как точности восприятия, так и правильности выбора траектории движения тела в пространстве относительно заданного пути спуска.

Ширина «змейки»-коридора — 80 — 100 см для спортсменов групп начальной подготовки и 40 — 50 см для спортсменов-разрядников. Расстояние между флагами 3 — 5 м, всего в «змейке» 5 — 8 флагов. Скорость движения на входе — на уровне максимальной для данной группы при прохождении трасс слалома.

 
Library   56   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало