|
тем выше требования к зрительно-моторной реакции спортсмена. Количество ситуаций в одном спуске практически равно количеству ворот на трассе плюс число естественных препятствий, требующих для их преодоления определенных технических приемов. Интервал предъявления — от 0,5 до 1,5 с при общей длительности всего упражнения 50 — 60 с в слаломе. В гиганте — 1 — 3 с при длительности 70 — 90 с. В скоростном спуске — 4 — 6 с при длительности 100 — 130 с. Для повышения и устойчивости скорости зрительно-моторной реакции соответственно режимам основной деятельности горнолыжника в учебно-тренировочные занятия включают: подвижные игры, упражнения с мячами, упражнения в выполнении заданного движения (действия) по визуально воспринимаемому сигналу, встречные эстафеты, в которых пути участников пересекаются.
1. Подвижные игры («Волк во рву», «Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу», «Защита укрепления», «Не давай мяча водящему», «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Часовые и разведчики», «Охотники и утки»). Преимущественный выбор игр с использованием мяча определяется тем, что в них помимо своевременного реагирования на мяч, движущийся со скоростью горнолыжника, от занимающихся требуется смелость и решительность, когда они выполняют действия, требующие преодоления отрицательных эмоциональных состояний (например, болевые ощущения при столкновении с партнером или попадании мяча). По мере освоения игр их усложняют, используют уже различные по весу и размеру мячи, не один, а несколько различных мячей, изменяют правила игры. Например, игру «Охотник и утки» проводят с использованием двух мячей. В игре «Мяч капитану» ограничивают время на владение мячом или определяют способ передачи и т. д.
2. Специальные упражнения с мячами. А. «Перестрелка». Двое занимающихся с мячами («стрелки») и один без мяча («защитник») располагаются на расстоянии 5 — 6 м друг от друга, образуя треугольник. По сигналу один из «стрелков» бросает мяч «защитнику», задача которого поймать и броском вернуть мяч. В тот момент, когда «защитник» возвращает мяч, второй «стрелок» бросает ему свой мяч и т. д. Упражнение выполняется до потери мяча одним из игроков или в течение заданного времени. Затем игроки меняются ролями. Упражнение усложняют, используя различные по весу и размеру мячи, задавая более высокий темп передач, уменьшая расстояние между выполняющими упражнение и вводя перемещение их в различных направлениях относительно друг друга, переходя от передач |
|
на средней высоте к передачам от отскока, катящихся, высоколетящих и низколетящих мячей. На местности упражнение может выполняться с использованием мелких круглых камешков, шишек, и т. п. Б. «Не задевай флаги». Один ученик — «слаломист» — располагается в 3 — 5 м от сплошной стены спортивного зала. На.. расстояний 10 — 15 м от него устанавливают корзину с мячами. Остальные играющие выстраиваются в колонну по одному в 2 — 3 м от корзины по другую сторону. По сигналу первый в колонне подбегает к корзине, берет мяч и бросает в «слаломиста», задача которого увернуться от «флага» (мяча). В момент броска движение к корзине начинает следующий спортсмен и т. д. Задача бросившего подобрать свой мяч, положить его в корзину и занять место в конце колонны. Корзиной может служить гимнастический мат или обруч, углубление в почве, если занятие проводится на местности. В этом случае после того, как все занимающиеся произведут свои броски с одной стороны, их выполняют ученики, находящиеся на противоположной стороне. Лучшим «слаломистом» объявляется тот ученик, который не только не заденет ни одного «флага», но и «пройдет трассу» в непосредственной близости от них (пропуская мячи на минимальном расстоянии от себя). При выполнении упражнения необходимо: а) мячи бросать не выше уровня плеча «слаломиста»; б) выполнившему бросок как можно быстрее вернуться в колонну; в) при проведении упражнения на местности мяч, брошенный с одной стороны, должен быть пойман одним из участников, находящихся на другой.
3. Упражнения на батуте. А. «Перестрелка». «Стрелки» располагаются (или перемещаются) по сторонам батута, «защитник» принимает и передает мячи, выполняя прыжки. Б. По сигналу партнера, находящегося перед батутом, спортсмен, выполняющий вертикальные прыжки, должен выполнить определенный прыжок. В качестве сигнала выбирают положение рук или позу партнера, назначают два сигнала и определенный для каждого сигнала прыжок. Подается сигнал в момент отталкивания спортсмена от сетки. Упражнение усложняют: увеличивая количество прыжков и соответственно сигналов, подаваемых в одной серии; уменьшая интервал между подачами сигналов — сигнал на 4 — 3 прыжка и на 2 — 1; вводя дополнительные сигналы; вводя задание выполнить поворот на 360° в двух или одном прыжке между сигналами. Сигналы на выполнение того или иного прыжка или сами прыжки необходимо менять в каждой серии во избежание образования двигательного стереотипа. Прыжки, выбираемые в качестве ответных действий, не долж- |
|