|
рожки. Они достигают ее, используя при толчке разгибание всех суставов ног, включая голеностопный, чего не может себе позволить горнолыжник, обутый в жесткие ботинки. Да и скорость разгибания ног у конькобежцев, специально тренирующихся в спринте, заметно выше, чем у горнолыжников, которые в лучшем случае разгоняются лишь до 30 км/час. Следовательно, применительно к современному слалому, где средняя скорость 40 — 45 км/час, коньковые ускорения могут иметь место лишь при стартовом разгоне двумя-тремя шагами с применением толчков палками, скорость при этом будет 30 — 35 км/час. А при использовании старта «катапультой» отрезок разгона еще сократится, ибо как только скорость приблизится к слаломной, коньковые отталкивания теряют смысл, и внимание спортсмена полностью переключается на трассу-ворота, микрорельеф и состояние снега. И чем выше класс спортсмена, тем менее он суетлив при прохождении трассы, тем реже возникает у него необходимость «ускоряться», ибо он не «замедляется». Как мы знаем, скорость спуска находится в прямой зависимости от скатывающей силы, которая тем больше, чем больше угол наклона лыж к горизонту (в середине дуги он наибольший и равен крутизне склона, а в начале и конце минимален) и чем меньше потери на соскабливание снега кантами и прочие его деформации. Поэтому повороты на спортивных трассах выполняются в основном резаные, на параллельных лыжах с коньковым окончанием. Загружая внешнюю лыжу, дольше сохраняющую этот угол, и отталкиваясь с нее на скоростях больше 30 км/час, преследуют цель не ускорения, а как бы пересадки тела на другую лыжу с минимальной потерей скорости. И только в тех случаях, когда поворот заканчивается поперек или почти поперек склона и скорость заметно падает, спортсмен вынужден и ему удается сделать действительно ускоряющий шаг, сопровождаемый толчком двумя палками, опять же основная цель которого — набор высоты к началу следующего поворота. С позиций механики это будет восполнением потенциальной энергии, преобразуемой на спуске в кинетическую. Таким образом, возможности коньковых ускорений в слаломе, и особенно в слаломе-гиганте, весьма ограниченны. И чем выше скорость, тем больше внимания уделяет мастер не ускорению в толчке, а недопущению пассивного скольжения внешней лыжи и быстрому подтягиванию ее носка. С этой целью иногда кривизну скольжения внешней лыжи к моменту окончания отталкивания резко увеличивают, порой в ущерб скорости спуска. И вообще, толчковое усилие с быстро, резано скользящей лыжи имеет нормальное, радиальное направление, которое не увеличивает линейной |
|
скорости, а создает лишь центростремительное ускорение. В результате тело переносится на внутреннюю лыжу (австрийцы назвали это пересадкой), которая в этот момент часто оказывается в положении ножниц. А всякое руление сопровождается торможением. Вот почему в процессе скольжения на внешней лыже внутреннюю обычно держат не касаясь снега. Размер статьи не позволяет дальше углубляться в анализ техники поворотов, думается, достаточно оговорить лишь основные моменты, касающиеся ускоряющего эффекта. Здесь не грех повториться и сказать, что если одновременно с пересадкой удалось сохранить и имеющуюся скорость, считайте, что цель достигнута. Что касается сгибаний-разгибаний как ускоряющего фактора, то исследованием автора с постановкой эксперимента еще в начале 50-х годов было доказано, что такой прием дает наращивание скорости лишь с обыгрыванием микрорельефа при использовании его крутизны в направлении скольжения и то только на малых скоростях и на очень пологих участках, где можно превысить вертикальную составляющую скорости наезда на бугор и съезда с него или спада быстротой сгибания-разгибания ног. Поскольку скольжение по дугам в вертикальной развертке похоже на спуск по волнистому рельефу с изменяющейся крутизной, правомерно провести аналогию техники таких спусков с техникой поворотов — отжиманием ногами в начале дуги и поджиманием в конце. Вопрос о сгибаниях-разгибаниях с целью использования внутренней энергии лыжника для ускорения в поворотах рассматривается в статье тренера Молтянского *. Не преследуя цели ее подробного разбора, необходимо отметить наличие ряда несоответствий. Автор пишет: «Строго говоря, здесь нет речи о чисто вертикальном перемещении ц. м., а имеется в виду сгибание-разгибание тела спортсмена, т. е. изменение расстояния между ц. м. и точкой опоры», и еще: «группируясь, лыжник как бы накапливает потенциальную энергию». И далее: «Итак, мы видим, что в поворотах данного типа для ускорения используется внутренняя энергия лыжника. Она используется в тех случаях, когда скорость чистого скольжения недостаточна и ее надо увеличить». Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, автор сам оговаривает сферу применения сгибаний-разгибаний малыми скоростями. Во-вторых, потенциальная энергия есть энергия положения ц. м. на определенном уровне (к примеру, максимум ее на старте и мини-
* Сб. «Лыжный спорт», вып. 2. 1981 г. «Роль вертикальной работы в современной горнолыжной технике». |
|