Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

КАК ПОЧИНИТЬ ЛЫЖИ

   
И. Клишин, г. Тамбов
 

Пластиковые лыжи, как известно, иногда ломаются, чаще всего страдают носки лыж, реже задние концы. Предлагаю довольно простой способ ремонта пластиковых лыж, испытанный на протяжении трех сезонов. Отремонтированные лыжи прекрасно служат для тренировок, их использовали и в соревнованиях.

Для ремонта надо иметь дюралевый лист — 0,8 мм, алюминиевые заклепки диаметром 2 — 3 мм с потайными головками и инструмент, который всегда имеется на любой лыжной базе.

Если сломалась деревянная часть лыжи и остался целым тефлон, то из куска дюралюминия надо вырезать выкройку по носку лыжи так, чтобы перекрыть место слома в сторону крепления на 4 — 5 см, а носок весь покрыть до конца дюралюминием (см. рисунок). В тефлоне, в лыже и в заготовке после примерки и прижатия просверливается отверстие по. толщине заклепки, со стороны тефлона отверстие раззенковывается сверлом большего диаметра под потайную головку заклепки. В отверстие вставляется заклепка, если она велика, отрезается или откусывается и сверху аккуратно расклепывается. Предварительно надо упереть потайную головку в упор, можно на тисках. Заклепки кладутся в два ряда на расстоянии

  37487-23.jpg

Ремонт пластиковой лыжи:
1 — дюралюминиевая заготовка; 2 — место слома

3 см друг от друга, а после загиба лыжи можно проложить их еще по середине в один ряд.

Если сломан тефлон, то делаются две заготовки, с тем чтобы положить листы на лыжу сверху и снизу. В этом случае место слома перекрывается уже на 6 — 7 см в сторону крепления лыжи. Процесс склепки тот же, только раззенковка делается уже в нижнем дюралюминиевом куске заготовки так, чтобы потайная головка не мешала скольжению лыжи. К этому можно добавить, что дюралюминий хорошо скользит в любую погоду, а выступ в 0,8 мм по ходу лыж не препятствует скольжению. После покрытия места скрепления лыж соответствующей нитрокраской они почти не теряют своего товарного вида.

Я считаю, что склейка поломанных лыж эпоксидным клеем не дает таких положительных результатов, как склепка.

 

ИНФОРМАЦИЯ

МАРАФОНЫ МИРА, ЕВРОПЫ, СССР

   
Г. А. Смирнов
 

В последние 10 — 15 лет у нас в стране и за рубежом растет популярность массовых лыжных гонок на стайерские, марафонские и сверхмарафонские дистанции. В настоящей статье автор коротко расскажет об этих трассах, а также коснется некоторых моментов их организаций и проведения.

Почти во всех странах, где есть возможность организовать подобного рода лыжные состязания, таких гонок проводится несколько. Учитывая это, автор счел возможным осветить только те, которые официально вошли в соревнования, известные за рубежом как мировые и европейские гонки на длинных дистанциях. Сокращенно их называют «Миролоппет» (МЛ) и «Евролоппет» (ЕЛ).

Впервые идея об учреждении МЛ была выдвинута 24 февраля 1978 г. на встрече в Телемарке (штат Висконсин, США) официаль-

 

ных представителей по организации и проведению марафонских гонок в Европе и Америке. Окончательное решение о регулярном проведении соревнований в системе МЛ было принято на конгрессе Международной лыжной федераций (ФИС) в 1981 г.

В настоящее время в МЛ входят десять наиболее крупных и самых популярных в различных странах массовых гонок. Причем на территории одной страны проводится только одна гонка, входящая в систему МЛ. Однако организаторы МЛ считают, что в будущем количество таких гонок, а следовательно, и стран, проводящих их, может быть увеличено.

Цели, которые преследуют организаторы МЛ, можно свести к следующим:

— популяризация лыжного спорта благодаря участию в гонках лыжников различных стран мира;

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

— предоставление возможности лыжникам любой страны участвовать в соревнованиях международного класса с одинаковыми по классу спортсменами;

— предоставление возможности спортсменам международного класса, особенно тем, которые отошли от активного участия в составах национальных команд, продолжить свою спортивную деятельность;

— укрепление взаимопонимания и дружбы между лыжниками всех стран.

Количество стартующих в гонках МЛ постоянно возрастает. Так, если в 1979 и 1980 гг. их было около 60 000, то в 1982 г. эта цифра увеличилась еще на 10 000 человек.

 

Таблица 1

№ п/п

Наименование гонки

Страна

Год основания

Дистанция, км

Дата проведен

1

Доломитенлауф

Австрия

1970

60

22.01

2

Марсиалонга

Италия

1971

70

29.01

3

Кёниг Людвиг Лауф

ФРГ

1968

65

5.02

4

Гатино

Канада

1977

55

18.02

5

Трансжюрасьени

Франция

1979

76

19.02

6

Американ Биркебейнер

США

1973

55

25.02

7

Финляндия ХииХТО

Финляндия

1974

75

26.02

8

Васа-Лоппет

Швеция

1922

89

4.03

9

Бигандинский маратон

Швейцария

1969

42

11.03

10

Биркебейнер-ренпер

Норвегия

1932

55

18.03

 

Организаторы МЛ раз в год собирают представителей 10 стран на Генеральную ассамблею, где обсуждаются не только технические вопросы, но и проблемы лыжного спорта. Кроме того, организаторы поддерживают постоянный контакт как с национальными лыжными федерациями, так и с международной.

А теперь обратимся к табл. 1, дающей представление о гонках МЛ-84, составленной в хронологическом порядке.

Вот краткие сведения о каждой гонке.

Австрия. Старт дается на окраине города Лейнз. Трасса постепенно спускается вниз, в долину Доломитов на юге Австрии, где проходит неподалеку от итальянской границы. Участники идут через небольшие городки и деревни, в которых им щедро предлагают закуски из местных продуктов. Затем гонка вновь возвращается к. Лейнзу, где в центре города и устраивается финиш, наблюдаемый тысячами зрителей-энтузиастов. Интересно, что последние два года (1983 и 1984) победителем в ней был шведский лыжник Бенгт Хассис, а рекордное время трассы было установлено в 1981 г. другим шведским спортсменом Матти Куоско, равное 2:47.18. Как правило, в гонке стартуют от 2 до 3 тысяч человек.

Италия. Маршрут трассы, проложенной на севере Италии, проходит через долины Фиеммы и Фисса, а затем приближается к столице VII зимних Олимпийских игр 1956 г. — Кортина д'Ампеццо. В числе победителей гонки был и представитель нашей страны — Иван Гаранин (1980 г.). Лучший результат трассы — 3:19.36 принадлежит шведу С. Лунбаку (1981 г.). Стартуют 5 тысяч участников.

ФРГ. Гонка неоднократно меняла свою протяженность. Так, в 1978 и 1979 гг. ее длина составляла 80 км, а в 1980, 1981 и 1982 гг. — 90 км. По-видимому, организаторы хотели,

 

чтобы их дистанция была самой длинной среди всех гонок МЛ.

В истории этой гонки был уникальный случай, когда в победители вышло несколько человек. В 1981 г. их было здесь сразу 7. Вот их имена: Иван Гаранин и Александр Юрасов (СССР), Рудольф Капеллер (Австрия), Ёрма Киннунен и Паули Синтонен (Финляндия), Пер Киоттен (Норвегия), Матти Киоску (Швеция) — все 4:27.25. Стартовало 15 тысяч лыжников. В настоящее время 65-километровая гонка проходит по круговой трассе со стартом в Эттале, неподалеку от знаменитого Бенедиктинского монастыря. Участники проходят по самому большому в ФРГ национальному парку — «Аммерские горы».

Канада. Гонка в этой стране дважды меняла место старта. До 1983 г. им был маленький городок Лахуте, расположенный западнее Монреаля, в провинции Квебек. В последний год открыт новый маршрут, проложенный неподалеку от столицы страны Оттавы. Трасса начинается и заканчивается в довольно крупном городе Астиков. Дистанция гонки, проходящая в основном по Оттавской долине, имеет достаточно пропорциональное количество подъемов, спусков и равнинных участков. Стартуют около 3 тысяч человек.

Франция. Французская гонка — самая молодая из всех входящих в систему МЛ. Инициатором и организатором ее является Федерация лыжного спорта Франции. Дистанция проходит через горы Юра, граничащие со Швейцарией, неподалеку от известного зимнего центра Ля Брюссис.

США. Проводимая гонка — самая представительная в Северной Америке. Здесь собираются лыжники из различных уголков мира. Обычно их насчитывается около 8 тысяч. Маршрут начинается в городе Гарварде. Пер-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

вые километры участники идут по главной улице города, провожаемые десятками тысяч зрителей. Далее спортсмены попадают в Висконсинский лес и финишируют в Телемарке. Гонку, как правило, сопровождают различные джазовые группы, подбадривающие идущих участников. Наравне с мужчинами стартуют и женщины. Надо сказать, что сильнейшие из них показывают достаточно высокие результаты. Например, победитель марафона-84 Бенгт Хассис имел 2:02.03, а прошедшая лучше других женщин норвежка Виглис Рённинг — 2:27.57.

Финляндия. Устраиваемые здесь состязания являются национальной гордостью финнов и считаются одними из высокоорганизованных сверхмарафонов мира. Количество стартующих из года в год возрастает. Так, в 1984 г. в нем участвовало около 14 тысяч лыжников. Трасса берет свое начало на юге страны — в городе Хямеелина и заканчивается на знаменитом зимнем стадионе в г. Лахти, где в 1978 г. проводился чемпионат мира по лыжам. В состязаниях участвуют и 500 — 700 женщин. Интересно, что героиня последних, XIV зимних Олимпийских игр 1984 г. Марья-Луиса Хямаляйнен участвовала в этой гонке дважды. В 1980 г. она заняла общее 653-е место, а в 1983 г. показала 565-й результат среди всех финишировавших участников. В гонке 1980 г. лучше прошла Сиско Кайнулайнен, занявшая общее 76-е место и установившая высшее достижение трассы среди женщин — 4 : 28.28.

«Королем» этого праздника следует считать хозяина лыжни Паули Ситонена, побеждавшего на ней 5 раз подряд, с 1976 по 1980 г. Ему же принадлежит и рекорд трассы — 3:56.03 (1980 г.).

Швеция. «Лыжный сверхмарафон мира № 1», видимо, так можно назвать эту старейшую и самую престижную гонку. Именно с нее брали пример организаторы всех других подобных состязаний. Шведы гордятся большим историческим фоном своей гонки. Согласно легенде в 1522 г. швед Густав Васа пытался собрать крестьян для восстания против оккупирующей их Дании. Вначале крестьяне не поддержали его, и Густав решил бежать. Он вышел на лыжах из замка в городе Мора и отправился в сторону норвежской границы. Затем крестьяне изменили свое решение и послали двух лучших лыжников Мора, чтобы вернуть Густава обратно. Лыжники нашли беглеца в городе Сэлен, что в 20 км от норвежской границы, и он вернулся, чтобы бороться за независимость. Позднее Густав был провозглашен королем. Более 60 лет гонка проводится по этому историческому маршруту, именуемому «Васа-Лоппет» («Васа» — король, «Лоппет» — гонка). До 1954 г. это состязание носило только национальный характер, а затем в нем стали участвовать спортсмены различных стран. Количество стартующих ограничи-

 

вается стартовой площадкой и не превышает 12 тысяч человек. «Королем» состязания можно смело назвать Нильса Карлссона, чемпиона мира 1948 г. в гонке на 50 км, победившего в ней 9 раз. Семикратным победителем был олимпийский чемпион Ян Стефанссон.

Советские лыжники принимают участие в гонке с 1972 г. Наибольший успех сопутствовал Ивану Гаранину (1974 г. — -2-е место, 1977 г. — 1-е место), а также олимпийскому чемпиону Вячеславу Веденину (1972 г. — 2-е место)..

В 1984 г. с результатом 4:14.14 в гонке победил швед Ханс Перссон, а обладатель двух золотых наград Сараево-84 Томас Васберг занял 5-е место, показав 4 : 17.03. Рекордное время трассы у мужчин принадлежит швейцарцу Конраду Халленбартеру — 3:58.08 (средняя скорость — 22,4 км/час).

Среди женщин лучшее время показала известная в прошлом шведская лыжница Анна-Катрина Карлссон — 4:46.07 (18,6 км/час). Оба результата показаны в 1983 г.

Норвегия. Лыжники, стартовавшие в этом марафоне, считают его одним из весьма трудных по профилю трассы, которая почти вся проложена в горах. Старт дается в городе Рена, а финиш в Лиллехаммере, городе, претендующем на проведение у себя в 1992 г. зимних Олимпийских игр и находящемся в 180 км севернее Осло. К состязаниям допускаются мужчины и женщины по 11 возрастным группам. Маршрут гонки также связан с интересной легендой из жизни норвежского народа. Согласно истории по этой трассе в 1206 г. прошли воины-лыжники, спасавшие жизнь младенцу Хаакону Хааконссону — принцу Норвегии. На старинной картине, находящейся во Всемирном музее лыж в Осло, изображены два вооруженных лыжника-солдата, один из которых прикрывает большим щитом спасаемого малыша.

В гонке участвует около 5 тысяч человек.

Правила проведения этих марафонских гонок являются традиционными. В оргкомитеты сдаются именные заявки по строго разработанной форме. Заявки могут сдавать спортивные клубы, национальные или международные федерации.

Любители длинной лыжни всего мира могут стартовать в любой из перечисленных гонок. Для тех же, кто поставил перед собой цель принять участие во всех десяти гонках, необходимо приобрести специальный лыжный паспорт, в котором кроме фотографии владельца и его анкетных данных имеется миниатюрный буклет на каждую из 10 гонок. После окончания очередной гонки его владелец вписывает показанный им результат и заверяет его в секретариате. Стоимость паспорта 25 долларов.

Лыжник, успешно прошедший все марафоны, высылает оформленный паспорт главному

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

секретарю МЛ. Проверив правильность результатов, указанных в паспорте, секретарь высылает в адрес предъявителя специальный диплом с эмблемами всех пройденных марафонов со следующим текстом: «Обладатель диплома успешно закончил все гонки данного класса и сейчас- является мастером мировых лыжных гонок». Далее следует номер диплома, подпись и печать. К 1984 г. обладателями таких дипломов были 119 человек, представлявшие 12 различных стран: ФРГ — 43, США — 18, Швейцария — 16, Швеция — 12, Канада — 9, Австрия — 6, Норвегия — 5, Франция — 3, Югославия, Италия, Финляндия — по 2 человека и ЧССР — 1.

По желанию обладателю диплома может быть продана номерная золотая нагрудная медаль с изображением национальных флагов всех 10 стран и эмблемой МЛ. Стоимость медали — 40 долларов.

Организаторы МЛ ежегодно проводят розыгрыши Кубка мира на этих дистанциях. Условия его следующие. Спортсмены, борющиеся за Кубок, должны принять участие в 6 гонках из 10. Причем необходимо, чтобы лыжник стартовал по крайней мере по одному разу в Северной Америке, Скандинавии, Средней Европе. В каждой гонке оцениваются первые 20 человек, заявленные в розыгрыше. Зачетные очки даются: за 1-е место — 26, за 2-е — 22, за 3-е — 19, за 4-е — 17, за 5-е — 16 и т. д., за 20-е — 1 очко. Победитель определяется по наибольшей сумме очков. В случае равенства очков — по лучшей сумме абсолютного времени, затраченного на 6 зачетных гонок. Если спортсмен стартовал более чем в 6 гонках, то в зачет ему идут 6 лучших достижений. В конце сезона 3 лучших лыжника отмечаются соответствующими наградами.

Участники розыгрыша Кубка за почти 3-месячный период состязаний на самых разных трассах мира выясняют свои отношения в довольно напряженной борьбе, поэтому, конечно, победителя следует считать «королем» марафонов мира. Каждый из таких победителей почитается как выдающийся лыжный мастер. Спортсменам, завоевывавшим это звание не один раз, тем более отдается дань глубокого уважения. Ниже перечислены имена победителей Кубка, которые навсегда вошли в историю этого вида состязаний лыжников:

1979 г. — Матти Киоско (Швеция).

1980 г. — Матти Киоско (Швеция).

1981 г. — Свен-Аке Лундбак (Швеция).

1982 г — Ларс Фрукберг (Швеция).

1983 г. — Ларс Фрукберг (Швеция).

1984 г. — Бенгт Хассис (Швеция).

Как видим, чемпионами были только представители Швеции. Почему? Видимо, одной из причин является то обстоятельство, что в стране создана специальная команда лыжников, готовящаяся к выступлениям только на дан-

 

ные дистанции. В состав этой команды в 1984 г. входило 5 человек: Бенгт Хассис, Ларс Фрукберг, Оса Хассис, Хеймо Марттила и Эрьян Бломквист. Вот некоторые данные о них.

Бенгт Хассис — 27 лет, выступает за клуб Орса. В чемпионате Швеции-84 на дистанциях 15,30 и 50 км занимал соответственно 19, 11 и 24-е места. В Кубке МЛ-84 набрал 152 очка, выиграв 5 гонок (Австрия, Италия, ФРГ, Франция, Финляндия), и дважды был вторым (Швеция, Швейцария).

Оса Хассису 34 года. Он считает себя явно не способным лыжником на классических дистанциях и поэтому специализируется только в сверхмарафоне. В 1979 г. был победителем Васа-Лоппет, занимал призовые места и в других марафонах.

К чемпионату Швеции по лыжным гонкам допускаются только 50 спортсменов. Учитывая это, следует сказать, что представленные гонщики, хотя и не самые сильные в стране, но, говоря нашим, тренерским, языком, являются действующими мастерами или «железными зачетниками», представителями «второго эшелона».

Как правило, лидеры Кубка МЛ во время соревнований придерживаются тактики прохождения почти всей дистанции вместе и судьбу победы решают буквально на последних метрах финишным спуртом. Например, в гонках МЛ-84 в ФРГ разница в результатах первого и второго составила 3 с, в швейцарской гонке практически все решили мгновения — 0,3 с.

Профили всех дистанций гонок, конечно, отличаются друг от друга. В качестве примера рассмотрим две скандинавские трассы (Васа-Лоппет и «Финляндия»), представленные на рисунке. Трасса Васа-Лоппет, как говорят лыжники, крутая. Здесь перепад высот составляет 160 м. Старт на высоте 360, а финиш 200 м над уровнем моря. На первых 5 км тяжелый подъем. Затем следует чередование простых и «слаломных» спусков протяженностью от 1,5 до 10 км. Финишные 3 — 4 км — равнина.

Вторая трасса более пологая. Здесь перепад высот достигает 70 м. Однако равномерное сочетание большого числа подъемов и спусков дает основание считать ее явно не равнинной. Работу на подъемах лыжники компенсируют отдыхом на спусках.

Из рисунка видно, что на трассе расположены три типа комплексных пунктов обслуживания (КПО). В КПО-1, находящийся на старте, входят медицинское и инвентарное обслуживание, багажная служба (прием вещмешков участников) и судейская коллегия.

КПО-2, расположенные на протяжении всей дистанции, состоят из пунктов питания, врачебного контроля, службы смазки лыж, инвентарной и автобусной служб.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
  37487-24.jpg  

Таблица 2

 

Пункт питания

Расстояние от старта, км

Продукты питания

1

11

Спортивный напиток (СН)

2

20

СН, черничный суп, кекс, дольки апельсина, изюм, очищенный огурец

3

28

СН, бульон

4

34

СН, черничный суп, жидкая овсяная каша, бутерброд, булочка, изюм, огурец

5

41

Черничный суп, чай с лимоном , ломтики апельсина

6

47

СН, бульон, жидкая овсяная каша, кофе, кекс, апельсин, огурец

7

57

Бульон, чай с лимоном, кекс, апельсин, огурец, изюм

8

61

СН, черничный суп, бульон, кекс, апельсин, изюм, огурец

9

71

СН, черничный суп, кофе, апельсин, огурец

10

75

СН, черничный суп, минеральная вода, бутерброд

 

  Схема профилей лыжных трасс: Васа-Лоппет (А) и «Финляндия» (Б)

В КПО-3, размещающийся на финише, входят все. службы КПО-1 плюс гигиеническая служба (банно-душевая), служба награждения и автобусная служба.

Таким образом, 75-километровая гонка «Финляндия» имеет: 11 медицинских и инвентарных точек, по 10 точек питания, смазки лыж и автобусной службы, по 2 багажные и судейские службы, службу награждения и банно-душевую.

Остановимся вкратце на вопросе питания участников гонки (табл.2).

Каким же образом все 14 — 15 тысяч участников остаются довольны таким обеспечением? Организаторы нашли очень простой выход. В заявочной карточке, которую заполняет участник гонки, перечислены пункты питания и ассортимент продуктов в них. Участнику остается только подчеркнуть те виды питания, которые бы он хотел получить. Затем представителям оргкомитета не составляет особого труда подсчитать количество всех продуктов и подготовить их. Срок сдачи заявок заканчивается за 4 месяца до начала гонки. Для тех, кто не успел это сделать к определенному сроку, вступительный взнос за гонку увеличивается по сравнению с общепринятым на 10%.

Продукты питания расставляются на легких раскладных столах, протяженностью 100 — 150 м. Здесь строго соблюдается спортивный этикет: ешь то, что заказал, и не пользуйся тем, что предназначено другим.

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

В марафоне № 1 (Васа-Лоппет) подобных пунктов питания значительно меньше. Их всего 6, и они располагаются на 23, 33, 45, 59, 68 и 78 км от старта. Несмотря на разницу в числе пунктов питания, и в той и в другой гонке количество сходящих с дистанции незначительно. Так, в 1984 г. на Васа-Лоппет из 9821 стартовавшего закончило гонку 9660 участников, т. е. сошли с дистанции около 1,5% от принявших старт.

Участники марафона получают краткую «памятку-инструкцию», в которой организаторы освещают ряд вопросов предстоящей гонки. Сюда входят: выдача нагрудных номеров (на них крепятся стартовая спереди и финишная сзади карточки участников); билеты на автобус и расписание движения; предупреждение о своевременном выходе на старт (8.00), промежуточных финишах (47 км в 16.00, 61 км в 18.00) и нарушениях, за которые участник снимается с гонки. Здесь же рассказывается о замене лыж и палок, службе смазки и доставке на финиш сошедших с дистанции, об использовании сауны и душа, порядке сообщения о спортивном результате, параде спортсменов перед стартом и награждении на финише.

Награждение победителей проводится как своеобразный ритуал. Отмечаются 12 сильнейших мужчин и 3 женщины. Призов и подарков удостаиваются, как правило, первые 50 — 60 человек (лыжи, спортивная одежда, инвентарь и т. п.). Участники, результат которых хуже результата победителя не более чем на 60%, награждаются медалью. Все закончившие гонку отмечаются дипломом, знаком участника, а через 2 — 2,5 месяца после окончания гонки получают официальный информационный бюллетень с результатами. Имена победителей публикуются в приложении к диплому. Лавровый венок, которым венчает победителя самая красивая девушка Лахти, тот увозит домой.

Обеспечение участников гонки в основном проводится за счет взноса участвующих, который достаточно велик. Конечно, определенные суммы вносят и фирмы, которые используют эмблему гонки для сбыта товаров спортивного и повседневного спроса.

Согласно правилам ЕЛ лыжники, борющиеся за Кубок Европы, должны принять участие в трех из пяти гонок, проводимых в Австрии, Италии, ФРГ, Финляндии, Швеции, причем обязательно в одной из гонок по Скандинавии. Система подсчета очков и награждения победителя такая же, как в МЛ.

Летопись победителей ЕЛ в 1975 г. открыл финский спортсмен Паули Синтонен. Ему же принадлежит и своеобразный рекорд: пять лет подряд становился он победителем Кубка. А если принять во внимание, что ему в это время было около 40 лет, то, как говорится, перед ним надо снять шляпу. Паули — поли-

 

цейский по профессии — специально готовится к выступлениям на дистанциях сверхмарафона. К выводу о том, что его организм более приспособлен именно к такого рода нагрузкам, он пришел после победы в 1973 г. в Васа-Лоппет в 35 лет. В настоящий момент Паули не -расстается с лыжней.

Из советских спортсменов, выступивших в Кубке ЕЛ впервые в 1979 г., третье место занял Иван Гаранин, бронзовый призер XII зимних Олимпийских игр 1976 г., неоднократный чемпион СССР в гонках на 50 и 70 км.

В 1980 г. обладателем Кубка ЕЛ стал московский динамовец Александр Юрасов, серебряный призер III зимней Спартакиады народов СССР (1974 г.) в гонке на 50 км. С 1982 г. советские лыжники участия в розыгрыше Кубка ЕЛ не принимали, ограничиваясь выступлениями в супергонках по Скандинавии.

А теперь о массовых марафонах в нашей стране. Марафонских гонок у нас проводится чуть более 30. Много это или мало? Ответ, по-видимому, один — мало. Если для Эстонской ССР 6 марафонов, которые организуются там, вполне достаточно, то для РСФСР, на территории которой стартуют лишь 18, их явно недостаточно. Было бы неплохо увеличить количество стартов в нашей столице, где пока проводятся 2 — 3 гонки, да и в прославленном Ленинграде, в календаре которого значится лишь один марафон — «Дорога жизни».

К марафонам с явно выраженным спортивным уклоном, где продолжается совершенствование личного тактико-технического мастерства, следует отнести: гонки МВТУ и «Круглое озеро» (Москва), «Праздник Севера» (Мурманск), Архангельский сверхмарафон «Азия — Европа — Азия» (Миасс) и др. Интересно, что первые две гонки проводились низовыми студенческими коллективами. В гонке МВТУ (ежегодно проводится с 1960 г.) неоднократно стартовали олимпийские чемпионы Павел Колчин, Вячеслав Веденин, Александр Елизаров и сильнейшие марафонцы разных, лет — Александр Подъячев, Александр Грушин, Виктор Лукьянов, Александр Ушаков и др. К сожалению, прекратила свое существование гонка на 80 км «Круглое озеро», а такая, как, например, «Праздник Севера», носит в настоящее время международный характер.

Ко второй форме марафонов, имеющих уклон спортивно-народного праздника, можно отнести такие гонки, как «Манжосовская» (проводится в Одинцово), Томский марафон, «Лыжня России» (Москва) и др.

И к третьей форме, направленной на массово-коллективное участие и призывающей к массовому физическому воспитанию населения, относятся марафоны и сверхмарафоны типа Тартуского (Эстония), о котором рассказывалось в сборнике «Лыжный спорт» (выпуск второй за 1984 г.).

Каждого лыжника, выступающего в массо-

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

вых гонках со спортивной целью, конечно, волнует вопрос: какое бы он смог занять место, если бы довелось участвовать в марафоне мира № 1 в Швеции? Приблизительный ответ на этот вопрос дать можно. Гонщик, занявший сотое;место в Тартуском марафоне или «Лыжне России», может быть в Швеции 500 — 600-м. Лыжник, показавший в этих же гонках тысячный результат, может занять в Васа-Лоппет 3000-е место.

 

В заключение автор обращается ко всем любителям длинной лыжни, федерациям лыжного спорта городов, краев, областей и республик с просьбой выслать в адрес спортивно-технической комиссии Федерации лыжного спорта СССР свои предложения, советы, структуры схем по более широкому внедрению в жизнь такой формы массового лыжного спорта, как марафон.

 

 

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


ОБ УСКОРЕНИЯХ В ПОВОРОТАХ

   
Д. Е. Ростовцев, заслуженный тренер СССР
 

Как-то мне пришлось быть невольным свидетелем одного разговора тренера по горнолыжному спорту с инженером — специалистом по ЭВМ. Тренер просил его рассчитать на электронно-вычислительной машине прирост скорости, который можно получить за счет продольных махов руками при выполнении поворотов. Согласно кивая головой, тот обещал это сделать. Меня крайне удивили просьба первого и еще больше согласие второго. Неужели инженер-физик не знал, что без воздействия какой-либо внешней силы никакими потугами внутренних сил ускорения не получишь? Как потом выяснилось, специалист по ЭВМ хотел стать обладателем импортных лыж с помощью этого тренера, и его согласие могло быть не бескорыстным в ущерб истине.

Попытки в беседах с тренерами выяснить природу ускорений выявили отсутствие ясного понимания этого вопроса, хотя в последние годы об ускорениях мы слышим очень часто.

Возникла потребность, не претендуя на безапелляционность, завязать разговор на эту весьма актуальную тему. Необходимость написания настоящей статьи объясняется еще и тем, что в тренировочной работе с юными горнолыжниками часто приходится наблюдать натаскивание на результат. В такой «учебе» преждевременно обращается внимание на сложнейшие элементы техники, которые у неподготовленных обычно закрепляются в неправильные навыки. И совсем плохо получается тогда, когда техника преподносится в искаженном виде.

Источник ускорений в большинстве случаев ищут в усилиях и действиях самого спортсмена: в коньковых отталкиваниях, выталки-

 

вании лыж из-под себя, в вертикальных сгибаниях-разгибаниях, различных маховых движениях рук и т. п.

Насколько справедливы такие рассуждения и действительно ли мастера экстракласса ускоряются в каждом повороте, как об этом говорилось в одном телекомментарии на соревнованиях Кубка мира? Если это так и слаломист в каждом повороте действительно ускоряется, т. е. из каждого последующего поворота он выходит все с большей скоростью, то к концу слаломной трассы его скорость должна оказаться намного больше, чем на первом участке.

В действительности же мы этого не наблюдаем. Каждый отрезок трассы проходится спортсменом примерно с одинаковой скоростью, допустимой данной комбинацией ворот и соответствующим уровнем его мастерства, а «свежесть» после старта позволяет ему преодолевать начальный участок даже резвее, чем финишный.

Не значит ли это, что речь должна идти не об ускорениях, а о борьбе с замедлением в каждом повороте из-за технического несовершенства? Объяснение техничности горнолыжника эффективностью использования им своего веса как первопричины скольжения, пожалуй, самое емкое и образное. Справедливость данного утверждения очевидна, и мы рассмотрим некоторые из приемов ускорений с позиций действенности и определения сфер их применения.

Коньковый шаг как ускоряющий прием позволяет достичь скорости 40 км/час. С такой скоростью проходят 500-метровую дистанцию конькобежцы-спринтеры, мастера ледяной до-

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало