|
||||
спортсмен крутые подъемы, сколько он отыгрывает на равнинных участках в одновременных ходах или какую выгоду приносит в данных условиях применение полуконькового хода и т. д. Очень полезными могут оказаться систематический контроль за длиной шага, организованный на соревнованиях в централизованном порядке, а также установка на трассах крупных соревнований динамографических платформ. Встает вопрос и о тестировании скоростно-силовой подготовки, тесно связанной с совершенствованием техники. Вместо многообразия тестов, которые в течение долгого времени и без особого успеха применялись для этих целей, можно рекомендовать три. 1. Тест для силы мышц рук (Аст Э., 1975) |
с применением электроники (Шумиловская Л. В., 1983). 2. Лыжероллерный тредбан для определения максимальной скорости (при заданной частоте шагов) при разных углах наклона дорожки и максимального усилия, которое может показать лыжник, двигаясь с заданной скоростью. 3. Интегральный тест (Ростовцев В. Л., 1981) для определения максимальной скорости при передвижении на лыжах с заданной частотой шагов на участках различной крутизны. Запас скорости может выражаться в процентах по отношению к соревновательной скорости в данных условиях, найденной в результате тестирования. Тест можно применять при имитации в подъем и при передвижении на лыжероллерах. |
|||
ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ СПОРТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРЕЛКА-БИАТЛОНИСТА ПРИ ВЕТРЕ |
||||
А. В. Пилин, В. П. Маркин, Ю. В. Николаев, М. В. Пилина |
||||
Результативная стрельба при ветре — задача для стрелка. Как известно, ветер приводит к разнообразным смещениям оружия, особенно при стрельбе из положения стоя, характеризующегося наименьшей устойчивостью. Дестабилизация позы перед каждым выстрелом в серии из-за пульсаций ветровой нагрузки приводит к значительному снижению результатов стрельбы. Для повышения устойчивости в таких условиях практикой выработаны определенные тактические приемы. Одни из них (пассивные) направлены на подстраивание системы «стрелок — оружие» под внешние условия, другие (активные) — на противодействие их влиянию. Пассивные тактические приемы общеизвестны. Суть их была раскрыта еще на страницах журнала «Ворошиловский стрелок»: «...искусство стрельбы стоя при ветре заключается в том, чтобы научиться выбирать время для выстрела в период затишья». Эти методические рекомендации справедливы для видов стрельбы, в которых время прицельного выстрела не регламентировано. А вот стрельба в биатлоне, например, оценивается помимо попадания еще и временными затратами. При слабой и умеренной интенсивности воздушного потока и невысокой порывистости ветра стрельба может быть более результативной, если выработать специальную, устойчивую позу. Стрельба зачастую усложняется тем, что период затишья, который выбирает стрелок, |
не совпадает по характеристикам воздушного потока с моментом пристрелки оружия. Поэтому применительно к таким видам стрельбы правильнее, на наш взгляд, сказать, что искусство меткой стрельбы состоит в умении быстро и правильно учесть изменение ветра и в зависимости от сложившейся обстановки принять тот или иной тактический план ведения стрельбы — либо занять выжидательную позицию, либо создать эффективное противодействие мышечного аппарата внешнему воздействию. Все разновидности активных тактических приемов сводятся к формированию специальной изготовки, отличающейся динамической устойчивостью системы «стрелок — оружие». В частности, в изготовке, предложенной А. Я. Корхом (1965) для стрельбы из пистолета, стрелок добивается устойчивости позы за счет напряжения отдельных мышечных групп, концентрируя на этом свое внимание. Эту изготовку рекомендуют использовать при стрельбе в сильный ветер В. А. Кинль, П. Ф. Коновалов, Т. П. Охремчук (1978). Методические особенности формирования динамической устойчивости связаны с искусственным повышением частоты колебаний центра тяжести тела за счет специально организованных упражнений. В общем случае это выполнение разминки на уменьшенной опоре и при вестибулярных раздражениях, которые улучшают мышечно-суставную чувствитель- |
|||
42 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |