|
||||
но, что относительное постоянство соревновательной скорости считается признаком рациональной тактики лыжника-гонщика (В. В. Михайлов, 1970; В. Н. Манжосов с соавт., 1979). Эмпирическая информативность определялась для двух групп спортсменов — 7 мужчин 18 — 25 лет и 11 девушек 15 — 17 лет. Все они были лыжниками-гонщиками с квалификацией не ниже первого разряда. Вычислялись коэффициенты корреляции между величиной регрессионного остатка и соревновательным результатом девушек в гонке на 5 км и мужчин в гонке на 15 км. Установлено, что разработанный тест тактической подготовленности обладает достаточно высокой информативностью. По принятым на сегодняшний день нормам ее можно оценить как хорошую и удовлетворительную (таблица). Наряду с информативностью была проверена и надежность нового теста. С этой целью |
провели специальное исследование, в котором 6 спортсменок трижды проходили процедуру тестирования тактической подготовленности. Внутриклассовый коэффициент корреляции для этого фактора, оцениваемого по величине регрессионного остатка, оказался равным 0,85 (p<0,01). Таким образом, по принятым сегодня нормам надежность предлагаемого,. теста лежит на границе между хорошей и удовлетворительной. Эта оценка является весьма высокой. В заключение отметим, что тактическая подготовленность с трудом поддается объективной оценке. И тот факт, что обсуждаемый тест имеет столь значительную надежность а информативность, свидетельствует о его весьма высокой добротности. Таким образом, сделан еще один важный шаг на пути создания системы педагогического контроля за тактической подготовленностью спортсменов в лыжном спорте. |
|||
|
||||
В. Н. Манжосов |
||||
Техника передвижения на лыжах многообразна, что предопределяется переменным рельефом трассы и вариативностью условий скольжения. Рост соревновательных скоростей сузил круг используемых способов передвижения: одни способы теперь не применяются, другие существенно изменились, появились и новые. В настоящее время в большом спорте применяют ходы: попеременный двухшажный, подъем скользящим ходом, «елочка», одновременный бесшажный и одношажный, коньковый и полуконьковый*. На равнинных участках можно использовать несколько конкурирующих способов передвижения. Как оценить, насколько хорошо лыжник владеет отдельным способом передвижения, как взвесить роль техники в системе подготовки лыжника-гонщика, что может дать спортсмену совершенствование его техники, существует ли потолок спортивных достижений у нетехничного гонщика? Перечисленные вопросы естественны, но не просты. Дать ответ на них можно, лишь опираясь на знания, полученные в результате многочисленных исследований многих авторов в течение десятилетий, а также практической деятельности тренеров (Донской Д. Д., Спиридонов К. Н., Гросс X. X., Ермаков В. В., Колчин П. К. и др.). Итогом обобщения явилось создание представлений о рациональной технике каждого из способов передвижения, хотя и с неодинаковой степенью разработан-
* Горнолыжная техника здесь не рассматривается. |
ности. Не все детали техники трактуются специалистами одинаково, однако единые воззрения преобладают, и это позволяет нам говорить об отечественной школе технического совершенствования, которая в течение многих лет способствовала успешному выступлению наших гонщиков на международных соревнованиях. Не поколебали, а лишь уточнили и модернизировали представления о рациональной технике постоянно совершенствующийся инвентарь, смазка лыж и подготовка дистанций. В рамках существующих представлений естественно объясняется и новый, полуконьковый ход. Время отталкивания почти обратно пропорционально скорости хода. При достижении на равнине скоростей порядка 6,5 м/с осуществить полноценное отталкивание ногой чрезвычайно затруднительно и поддерживать высокую скорость приходится ценой повышенного расхода энергии, не приводящего к соразмерному повышению результатов в гонке. Регистрировалось непонятное, на первый взгляд пониженное потребление кислорода на равнинных участках трассы во время гонки (Раменская Т. И., 1968). В полуконьковом ходе отталкивание осуществляется скользящей лыжей. Сила отталкивания уменьшена, но продолжительность значительно больше (составляет около 50% от времени шага). В результате увеличивается импульс силы, предопределяющий эффективность отталкиваний, и они делаются реже, что экономит энергию (рис. 1). Но за это приходится расплачиваться — появляются отрицательные |
|||
39 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |