Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

группа — это значительно более узкая и ограниченная система воздействий, которая имеет своей целью ликвидировать или смягчить отдельные неблагоприятные симптомы.

Первые два технических приема патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих особенностей у спортсменов и анонимное обсуждение тех, кто сумел выйти из неблагоприятного состояния и достигнуть высоких результатов в спорте (так называемое психотерапевтическое зеркало). Второй этап этой психотерапии включает в себя мотивированное внушение. Оно может быть в двух вариантах: в гипнотическом и бодрствующем состоянии.

Следующим этапом патогенетической психотерапии является перевоспитание или коррекция отдельных неблагоприятных качеств и свойств спортсменов. Последним этапом этой терапии считают реадаптацию (прогулки, совместная рыбалка, походы в горы, к морю, в лес, спортивные игры по упрощенным правилам, искусствотерапия).

Задачи симптоматической психотерапии — успокоить спортсменов, снизить их возбудимость, уменьшить вегетативно-эмоциональные колебания. Одним из действенных приемов этой терапии является музыкотерапия. Музыка является одним из факторов коррекции наст-

 

роения. Музыка легко выявляет эмоциональных лидеров, способствует установлению дружеских контактов и откровенности в группе, эмоциональному реагированию.

Задача рациональной психотерапии — разъяснение сущности страха, беспокойства, причин их возникновения, анализ физиологической основы, динамики проявления и благоприятный прогноз. Активирующая психотерапия имеет своей целью мобилизовать активность спортсменов, которая по тем или иным причинам заторможена. Аутопсихотерапия (самовнушение, самовоспитание, самоуправление, аутогенная тренировка, мышечная релаксация) — перспективная ветвь общей психотерапии, которая с успехом может использоваться в лыжном спорте.

Психолого-педагогические и психотерапевтические средства борьбы с неблагоприятными состояниями лыжников не требуют больших затрат, особых знаний, подготовки, но, как показывает опыт психологов, работающих со спортсменами, дают большой положительный эффект. Умелое использование этих средств поможет спортсменам легче переносить тренировочные нагрузки, эффективнее готовиться к ответственным соревнованиям и с успехом выступать на них.

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ ОБСУЖДАЕМ. СПОРИМ


КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
А. И. Головачев, В. Л. Уткин
 

В соревновательной практике тактика занимает большое место, поскольку именно от нее при одинаковом уровне физической, технической и психологической подготовленности зависит результат спортсмена. Совершенствование тактики лыжников-гонщиков тормозится отсутствием стандартизированной методики контроля за тактической подготовленностью и эффективностью соревновательной деятельности. Этот недостаток можно отнести ко всем циклическим видам спорта. За малым исключением * количественные методы оценки тактической подготовленности спортсменов в циклических видах спорта отсутствуют. Это и понятно, поскольку такая оценка предполагает вычленение фактора тактической подготовленно-


* См. обзор литературы в книге В Л. Уткина «Биомеханические аспекты спортивной тактики». — М., Физкультура и спорт, 1984.

 

сти из всей совокупности факторов спортивного мастерства.

Авторы настоящей статьи задались целью разработать методы количественной оценки тактической подготовленности лыжников-гонщиков. Главное при достижении этой цели состояло в том, чтобы научиться отделять влияние фактора тактической подготовленности от влияния других факторов и прежде всего фактора физической подготовленности.

Существует два способа формирования показателей, количественно характеризующих тактическую подготовленность лыжника-гонщика: синтетический и аналитический.

Идея синтетического способа основана на известном в математической статистике методе множественной линейной регрессии и состоит в следующем. Во время соревнований измеряется скорость преодоления участков дистанции: подъемов, спусков, равнинных отрезков. За-

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

тем из величин скорости на отдельных участках составляется синтетический показатель вида:

Q = VlK1 + V2K2 + V3K3,

где, например, Vl — скорость на подъеме, V2 — скорость на спуске, V3 — скорость на равнине, a K1, K2, K3 — весовые коэффициенты. Подбором весовых коэффициентов добиваются как можно более высокого коэффициента корреляции между величиной Q и результатом спортсмена в данных соревнованиях. Эти вычисления целесообразно осуществлять на электронно-вычислительной машине.

Подобная процедура уже применялась в лыжном спорте для синтеза высокоинформативных тестов физической подготовленности из малоинформативных компонентов («Теория и практика физической культуры», № 5, 1979, с. 10 — 14). Но при контроле за тактической подготовленностью она будет полезна лишь в том случае, если до начала вычислений спортсменов удается уравнять по физической подготовленности. Педагогические наблюдения и расчеты показывают, что для этого достаточно разделить спортсменов на группы по 10 человек, занявших в соревнованиях места с 1-го по 10-е, с 11-го по 20-е и т. д.

Из всего сказанного ясно, что синтетический способ формирования показателей тактической подготовленности имеет ряд недостатков. Прежде всего — трудоемкость вычислений. Кроме того, спортсмены ранжируются лишь в пределах ограниченной группы, обычно состоящей из 10 — 15 человек. Но основной недостаток состоит в том, что при использовании описанной процедуры оценивается не тактическое, а тактико-техническое мастерство спортсменов. Отделить тактический компонент от технического в данном случае не удается.

Аналитический способ формирования показателей тактической подготовленности основан на известном в математической статистике методе регрессионных остатков (Гласе Д., Стенли Д., 1975). Этот метод с успехом используется при оценке технического мастерства спортсменов (Хвостиков В. П., 1975; Годик М. А., 1982). Для контроля за тактической подготовленностью он применен впервые.

Процедура тестирования, обеспечивающая вычленение и объективную оценку фактора тактической подготовленности, состояла из двух тестов:

1) бег по тредбану, лента которого движется с постоянной скоростью, а его крутизна в начале работы равна 0° и затем через каждые две минуты увеличивается на 2°; тестирование продолжается до тех пор, пока спортсмен способен поддерживать заданную скорость;

2) бег по модели соревновательной трассы с произвольным выбором скорости на каждом из участков.

Для второго теста рассчитывалась после-

 

37487-15.jpg

Рис. 1. Профиль 5-километровой трассы и ее модель, воспроизводимая при имитации соревновательной деятельности на лыжероллерном тредбане

довательность сочетаний уклона и скорости движущейся ленты, воспроизводящей профиль реальной соревновательной трассы. В нашей практике имитировалась пятикилометровая трасса Олимпиады 1984 г. в. Сараево (рис. 1).

Тестирование проводилось в разные дни. Спортсмены выполняли стандартную 10-минутную разминку при скорости 2,5 — 3 м/с (в зависимости от возраста и квалификации). По окончании разминки после 5-мииутного отдыха спортсмен выполнял тестовое задание в одном из двух режимов (тест 1 или 2).

При обработке результатов тестирования определяли регрессионные остатки. Результат, полученный на исследуемой группе спортсменов, изображали на корреляционном поле в виде точек, горизонтальная координата каждой из которых равнялась результату тестирования при ступенеобразном повышении нагрузки, а вертикальная координата — результату, показанному на модели соревновательной трассы. Строилась линия регрессии, отклонение от которой (регрессионный остаток) отображает эффективность тактического варианта избранного данным спортсменом. Пример обработанных указанным образом результатов тестирования представлен на рис. 2.

Предлагая изложенную выше процедуру тестирования, мы исходили из следующих соображений:

— во-первых, результат тестирования на лыжероллерном, а также беговом тредбане зависит от двух основных факторов — физической подготовленности спортсмена и эффективности избранной им тактики бега; межин-

 
Library   37   Up


Contents

 

Home
  37487-16.jpg

 

 

Рис. 2. Обработка результатов тестирования

дивидуальные различия в технике бега здесь незначительны и при тестировании высококвалифицированных лыжников-гонщиков могут не приниматься во внимание;

— во-вторых, по свойствам метода регрессивных остатков необходимо, чтобы результат теста, откладываемый на абсциссе регрессионного поля, отображал только физическую подготовленность спортсмена, а по ординате — совокупность физической и тактической подготовленности; только в этом случае можно ожидать, что величина регрессионного остатка позволит оценить уровень тактической подготовленности.

Избранные режимы тестирования как раз отвечают сформулированным выше требованиям. Действительно, тест ступенчато повышающейся мощности традиционно используется и рекомендован Всемирной организацией здравоохранения для измерения аэробной производительности человеческого организма. В тех же целях широко используются и тесты с предельными нагрузками, к классу которых относится процедура тестирования на модели лыжной трассы. Но известно, что результат такого тестирования зависит и от избранной динамики мощности (или скорости), иначе говоря, от тактики выполнения тестового задания.

При разработке нового теста, нацеленного на вычленение и объективную оценку тактической подготовленности, специально изучалась его информативность и надежность. При этом критерием информативности служило время,

 

показанное спортсменом в официальных соревнованиях.

Несколько слов о содержательной информативности теста. На рис. 2 наиболее велики регрессионные остатки у двух спортсменов. Наибольший положительный регрессионный остаток найден для мастера спорта Л. (индекс 3), а наибольший отрицательный — для мастера спорта Б. (индекс 7). Для более подробного анализа этого результата были построены графики динамики скорости обоих спортсменов на модели соревновательной трассы и оценена вариативность скорости, оказавшаяся более высокой у Б. Этот факт косвенно свидетельствует об информативности регрессионных остатков как меры тактического мастерства лыжника-гонщика. Ведь извест-

 

Таблица

 

Эмпирическая информативность результатов тестирования тактической подготовленности при использовании метода регрессионных остатков

 

Испытуемые

Критерий информа-
тивности

Коэффициент информа-
тивности

Уровень мости

Девушки, 15 — 17 лет

Результат в гонке на 5 км (лыжероллеры

0,79

0,05

Мужчины, 18 — 25 лет

Результат в гонке на 15 км (лыжи)

0,72

0,1

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

но, что относительное постоянство соревновательной скорости считается признаком рациональной тактики лыжника-гонщика (В. В. Михайлов, 1970; В. Н. Манжосов с соавт., 1979).

Эмпирическая информативность определялась для двух групп спортсменов — 7 мужчин 18 — 25 лет и 11 девушек 15 — 17 лет. Все они были лыжниками-гонщиками с квалификацией не ниже первого разряда. Вычислялись коэффициенты корреляции между величиной регрессионного остатка и соревновательным результатом девушек в гонке на 5 км и мужчин в гонке на 15 км. Установлено, что разработанный тест тактической подготовленности обладает достаточно высокой информативностью. По принятым на сегодняшний день нормам ее можно оценить как хорошую и удовлетворительную (таблица).

Наряду с информативностью была проверена и надежность нового теста. С этой целью

 

провели специальное исследование, в котором 6 спортсменок трижды проходили процедуру тестирования тактической подготовленности. Внутриклассовый коэффициент корреляции для этого фактора, оцениваемого по величине регрессионного остатка, оказался равным 0,85 (p<0,01).

Таким образом, по принятым сегодня нормам надежность предлагаемого,. теста лежит на границе между хорошей и удовлетворительной. Эта оценка является весьма высокой.

В заключение отметим, что тактическая подготовленность с трудом поддается объективной оценке. И тот факт, что обсуждаемый тест имеет столь значительную надежность а информативность, свидетельствует о его весьма высокой добротности. Таким образом, сделан еще один важный шаг на пути создания системы педагогического контроля за тактической подготовленностью спортсменов в лыжном спорте.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

   
В. Н. Манжосов
 

Техника передвижения на лыжах многообразна, что предопределяется переменным рельефом трассы и вариативностью условий скольжения. Рост соревновательных скоростей сузил круг используемых способов передвижения: одни способы теперь не применяются, другие существенно изменились, появились и новые. В настоящее время в большом спорте применяют ходы: попеременный двухшажный, подъем скользящим ходом, «елочка», одновременный бесшажный и одношажный, коньковый и полуконьковый*. На равнинных участках можно использовать несколько конкурирующих способов передвижения.

Как оценить, насколько хорошо лыжник владеет отдельным способом передвижения, как взвесить роль техники в системе подготовки лыжника-гонщика, что может дать спортсмену совершенствование его техники, существует ли потолок спортивных достижений у нетехничного гонщика?

Перечисленные вопросы естественны, но не просты. Дать ответ на них можно, лишь опираясь на знания, полученные в результате многочисленных исследований многих авторов в течение десятилетий, а также практической деятельности тренеров (Донской Д. Д., Спиридонов К. Н., Гросс X. X., Ермаков В. В., Колчин П. К. и др.). Итогом обобщения явилось создание представлений о рациональной технике каждого из способов передвижения, хотя и с неодинаковой степенью разработан-

 


* Горнолыжная техника здесь не рассматривается.

 

ности. Не все детали техники трактуются специалистами одинаково, однако единые воззрения преобладают, и это позволяет нам говорить об отечественной школе технического совершенствования, которая в течение многих лет способствовала успешному выступлению наших гонщиков на международных соревнованиях. Не поколебали, а лишь уточнили и модернизировали представления о рациональной технике постоянно совершенствующийся инвентарь, смазка лыж и подготовка дистанций.

В рамках существующих представлений естественно объясняется и новый, полуконьковый ход. Время отталкивания почти обратно пропорционально скорости хода. При достижении на равнине скоростей порядка 6,5 м/с осуществить полноценное отталкивание ногой чрезвычайно затруднительно и поддерживать высокую скорость приходится ценой повышенного расхода энергии, не приводящего к соразмерному повышению результатов в гонке. Регистрировалось непонятное, на первый взгляд пониженное потребление кислорода на равнинных участках трассы во время гонки (Раменская Т. И., 1968).

В полуконьковом ходе отталкивание осуществляется скользящей лыжей. Сила отталкивания уменьшена, но продолжительность значительно больше (составляет около 50% от времени шага). В результате увеличивается импульс силы, предопределяющий эффективность отталкиваний, и они делаются реже, что экономит энергию (рис. 1). Но за это приходится расплачиваться — появляются отрицательные

Library   39   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало