|
||||
группа — это значительно более узкая и ограниченная система воздействий, которая имеет своей целью ликвидировать или смягчить отдельные неблагоприятные симптомы. Первые два технических приема патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих особенностей у спортсменов и анонимное обсуждение тех, кто сумел выйти из неблагоприятного состояния и достигнуть высоких результатов в спорте (так называемое психотерапевтическое зеркало). Второй этап этой психотерапии включает в себя мотивированное внушение. Оно может быть в двух вариантах: в гипнотическом и бодрствующем состоянии. Следующим этапом патогенетической психотерапии является перевоспитание или коррекция отдельных неблагоприятных качеств и свойств спортсменов. Последним этапом этой терапии считают реадаптацию (прогулки, совместная рыбалка, походы в горы, к морю, в лес, спортивные игры по упрощенным правилам, искусствотерапия). Задачи симптоматической психотерапии — успокоить спортсменов, снизить их возбудимость, уменьшить вегетативно-эмоциональные колебания. Одним из действенных приемов этой терапии является музыкотерапия. Музыка является одним из факторов коррекции наст- |
роения. Музыка легко выявляет эмоциональных лидеров, способствует установлению дружеских контактов и откровенности в группе, эмоциональному реагированию. Задача рациональной психотерапии — разъяснение сущности страха, беспокойства, причин их возникновения, анализ физиологической основы, динамики проявления и благоприятный прогноз. Активирующая психотерапия имеет своей целью мобилизовать активность спортсменов, которая по тем или иным причинам заторможена. Аутопсихотерапия (самовнушение, самовоспитание, самоуправление, аутогенная тренировка, мышечная релаксация) — перспективная ветвь общей психотерапии, которая с успехом может использоваться в лыжном спорте. Психолого-педагогические и психотерапевтические средства борьбы с неблагоприятными состояниями лыжников не требуют больших затрат, особых знаний, подготовки, но, как показывает опыт психологов, работающих со спортсменами, дают большой положительный эффект. Умелое использование этих средств поможет спортсменам легче переносить тренировочные нагрузки, эффективнее готовиться к ответственным соревнованиям и с успехом выступать на них. |
|||
ПРЕДЛАГАЕМ ОБСУЖДАЕМ. СПОРИМ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ |
||||
А. И. Головачев, В. Л. Уткин |
||||
В соревновательной практике тактика занимает большое место, поскольку именно от нее при одинаковом уровне физической, технической и психологической подготовленности зависит результат спортсмена. Совершенствование тактики лыжников-гонщиков тормозится отсутствием стандартизированной методики контроля за тактической подготовленностью и эффективностью соревновательной деятельности. Этот недостаток можно отнести ко всем циклическим видам спорта. За малым исключением * количественные методы оценки тактической подготовленности спортсменов в циклических видах спорта отсутствуют. Это и понятно, поскольку такая оценка предполагает вычленение фактора тактической подготовленно- * См. обзор литературы в книге В Л. Уткина «Биомеханические аспекты спортивной тактики». — М., Физкультура и спорт, 1984. |
сти из всей совокупности факторов спортивного мастерства. Авторы настоящей статьи задались целью разработать методы количественной оценки тактической подготовленности лыжников-гонщиков. Главное при достижении этой цели состояло в том, чтобы научиться отделять влияние фактора тактической подготовленности от влияния других факторов и прежде всего фактора физической подготовленности. Существует два способа формирования показателей, количественно характеризующих тактическую подготовленность лыжника-гонщика: синтетический и аналитический. Идея синтетического способа основана на известном в математической статистике методе множественной линейной регрессии и состоит в следующем. Во время соревнований измеряется скорость преодоления участков дистанции: подъемов, спусков, равнинных отрезков. За- |
|||
35 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |