Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

О КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ЛЫЖНИКОВ

   
И. А. Юров, г. Магадан
 

Все увеличивающиеся физические в тренировочном процессе и эмоциональные в соревнованиях нагрузки в лыжном спорте могут вызвать неблагоприятное внутреннее состояние у спортсменов. Различают 3 вида близких между собой, но не тождественных негативных состояний: психическое утомление, монотонность и психическое насыщение (пресыщение). Под монотонностью понимают такое психическое состояние, которое возникает вследствие отрицательного воздействия повторяющейся деятельности. Установлено, что монотонность — это состояние пониженной психической активности, выражающееся в обострением чувстве усталости, сонливости, и связано с уменьшением способности быстро реагировать, переключать внимание, а также с колебаниями в результативности и ее понижением. Подобное состояние вызывается специфическими факторами среды, а именно: однообразием, повторяющимся характером работы, бедностью внешних раздражителей, ограниченным полем наблюдения, чрезмерной длительностью периода неинтересной работы, чрезмерной регламентацией и детализацией выполняемых действий, отсутствием полноценного освещения и цветового интерьера, изолированностью представителей различных видов деятельности и др. (Г. Бартенфервер, А. Губсер).

Несводимость состояния монотонности к психическому утомлению обосновывается рядом аргументов.

1. Важнейшей характеристикой психического утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения. При состоянии же монотонности психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются. 2. В состоянии утомления перемена вида деятельности не приводит к восстановлению работоспособности и результативность оказывается ниже оптимальной. При монотонности, напротив, смена вида деятельности сопровождается восстановлением оптимальной работоспособности. 3. Анализ высказываний лиц, которые подвергались влиянию монотонности, показывает, что хотя они и чувствовали себя усталыми, но считали, что были вполне способны заниматься другой деятельностью. 4. Психическому утомлению подвержен каждый человек, в то время как состояние монотонности в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди. 5. Психическое утомление наступает при любой работе, если человек занимается ею достаточно длительное время, монотонность же возникает только при выполнении специфических видов деятельности в определенных условиях.

 

Монотонность существенно отличается и от психического насыщения (пресыщения) — состояния особого и отличного от других состояний. Если насыщение (пресыщение) проявляется в раздражительности, нервозности, беспокойстве, сопровождаемом часто интенсивными аффективными реакциями, то монотонность характеризуется сужением внимания и уменьшением психической активности. Еще одно различие заключается в том, что насыщение (пресыщение) возникает прежде всего в результате повторения немотивированной деятельности, монотонность же — под влиянием еще целого ряда факторов, о которых говорилось выше.

Главной причиной монотонности выступает факт снижения психической активности, которая включает в себя два компонента: а) психическое напряжение, определяемое интенсивностью протекания психических процессов; б) объем внимания, определяемый его широтой или частотой переключения в единицу времени. Монотонность возникает прежде всего в том случае, когда и объем внимания, и психическое напряжение резко уменьшаются. Причем роль указанных компонентов в изменении психической активности неоднозначна. Расширение объема внимания всегда ведет к повышению психической активности, возрастание же психического напряжения при ограниченном объеме внимания повышает активность лишь временно, после чего она неизбежно снижается.

Путем произвольного усиления психического напряжения активность можно повысить даже в условиях ограниченного объема внимания, но не надолго, ибо интенсивное психическое напряжение несовместимо с сильно ограниченным объемом внимания. Вот почему устранение монотонности достигается исключительно за счет первичного расширения объема внимания, а не за счет увеличения психического напряжения.

Важнейшая особенность внимания состоит в том, что оно имеет тенденцию к постоянным флуктуациям (колебаниям), к переходу от одного объекта к другому. При монотонной же работе спортсмен вынужден произвольно подавлять эти естественные флуктуации и концентрироваться на ограниченном количестве объектов или данных. Непрерывное принуждение к сужению объема внимания и борьба с его колебаниями приводят к повышенному напряжению, а в конечном итоге к общему состоянию истощения.

Установлено также, что состояние монотонности наступает вследствие «ненасыщенного интереса», который, в свою очередь, возникает

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

в результате несоответствия между личными желаниями и потребностями и степенью их соответствия в деятельности. Поскольку сама по себе однообразная деятельность не стимулирует интереса и не «заполняет» его полностью, внимание спортсмена легко переключается на неприятные особенности работы, что и приводит к усилению психического напряжения (А. Поффенбергер, С. Уайт).

Выделяют следующие наиболее важные симптомы монотонности: 1) психологические — сонливость, чувство усталости, легкое чувство апатии и снижение психической работоспособности; 2) физиологические — понижение частоты пульса, замедление альфа-ритма, понижение кровяного давления, уменьшение потребления кислорода, понижение мышечного тонуса; 3) спортивные — колебания спортивных результатов, общее снижение физической работоспособности, уменьшение способности быстро переключаться и реагировать на сигналы окружающей обстановки.

Большое значение при анализе монотонности, психического утомления и насыщения придается фактору интереса и мотивации деятельности, личностным особенностям, от которых может зависеть степень подверженности отрицательному влиянию однообразных спортивных действий. Установлено, что степень подверженности монотонии зависит от темперамента и особенностей личности: упорства, настойчивоти, целеустремленности. Люди живого, сангвинического склада склонны к переживанию монотонности в большей степени, чем обладающие спокойным, флегматичным темпераментом. Экстраверты более подвержены монотонности, чем интроверты.

Для оперативного определения типа личности предлагаем следующий вариант теста Г. Айзенка:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, новым знакомым, новым развлечениям?

2. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания и размышления?

3. Вы любите часто бывать в шумной компании?

4. Вы слывете человеком живым и разговорчивым?

5. Быстро ли вы сходитесь с незнакомыми людьми?

6. Нравится ли вам занятие, которое требует общения и контакта с разными людьми?

7. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

8. Предпочитаете ли вы иметь поменьше приятелей и знакомых, так как устаете от них?

9. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете лучше прочитать об этом в книге или спросить у знакомых?

 

10. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

11. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

Если спортсмен на первые шесть вопросов отвечает утвердительно, на вопросы 7 — 11 отрицательно, то он экстраверт. Если на первые шесть вопросов спортсмен отвечает отрицательно, на вопросы 7 — 11 положительно, то он интроверт. Если на все 11 вопросов спортсмен отвечает положительно или отрицательно, то он амбоверт.

В лыжном спорте бороться с неблагоприятными состояниями приходится постоянно. В спорте успешно применяются различные психолого-педагогические средства восстановления оптимального состояния спортсменов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Использование разнообразных тренировочных упражнений, игровых методов тренировки, эстафет, гонок с гандикапом.

2. Варьирование внешних раздражителей (смена рельефа местности, костюмов, визуальных и слуховых ощущений).

3. Возбуждение интереса к тренировочной работе. В широком смысле слова — формирование оптимальной мотивации к спортивной деятельности, значимых качеств личности лыжника.

4. Избежание чрезмерной регламентации и детализации выполняемых лыжниками действий. Тренерам предпочтительнее ставить только общую задачу тренировки, а выбор средств и методов их использования для решения задачи должен принадлежать самим спортсменам. Это повышает их активность, самостоятельность, настойчивость и упорство.

5. Позитивная установка на тренировку положительно эмоциональная. Тренировка должна проходить на фоне приподнятого настроения, а не вызывать ощущения трудной монотонной работы.

6. Моделирование соревновательной ситуации. Здесь можно вспомнить о неудачном выступлении советских лыжников на чемпионате мира 1982 г. в первые дни его проведения. А причина крылась в том, что они психологически не были готовы к той ситуации, в которой оказались (местность, оборудование старта и финиша, поведение зрителей с их сильными средствами воздействия на спортсменов: свистками, трещотками, скандированном и т. п., фото- и телерепортеров, журналистов, отсутствие поддержки болельщиков).

Кроме того, в спорте с успехом применяются собственно психотерапевтические средства. Все методы групповой психотерапии делят на две большие группы: патогенетическую и симптоматическую. При патогенетической психотерапии проводится комплекс активных воздействий, носящих характер позитивного изменения отношений (к себе, тренировкам, соперникам, зрителям и т. п.). Симптоматическая

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

группа — это значительно более узкая и ограниченная система воздействий, которая имеет своей целью ликвидировать или смягчить отдельные неблагоприятные симптомы.

Первые два технических приема патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих особенностей у спортсменов и анонимное обсуждение тех, кто сумел выйти из неблагоприятного состояния и достигнуть высоких результатов в спорте (так называемое психотерапевтическое зеркало). Второй этап этой психотерапии включает в себя мотивированное внушение. Оно может быть в двух вариантах: в гипнотическом и бодрствующем состоянии.

Следующим этапом патогенетической психотерапии является перевоспитание или коррекция отдельных неблагоприятных качеств и свойств спортсменов. Последним этапом этой терапии считают реадаптацию (прогулки, совместная рыбалка, походы в горы, к морю, в лес, спортивные игры по упрощенным правилам, искусствотерапия).

Задачи симптоматической психотерапии — успокоить спортсменов, снизить их возбудимость, уменьшить вегетативно-эмоциональные колебания. Одним из действенных приемов этой терапии является музыкотерапия. Музыка является одним из факторов коррекции наст-

 

роения. Музыка легко выявляет эмоциональных лидеров, способствует установлению дружеских контактов и откровенности в группе, эмоциональному реагированию.

Задача рациональной психотерапии — разъяснение сущности страха, беспокойства, причин их возникновения, анализ физиологической основы, динамики проявления и благоприятный прогноз. Активирующая психотерапия имеет своей целью мобилизовать активность спортсменов, которая по тем или иным причинам заторможена. Аутопсихотерапия (самовнушение, самовоспитание, самоуправление, аутогенная тренировка, мышечная релаксация) — перспективная ветвь общей психотерапии, которая с успехом может использоваться в лыжном спорте.

Психолого-педагогические и психотерапевтические средства борьбы с неблагоприятными состояниями лыжников не требуют больших затрат, особых знаний, подготовки, но, как показывает опыт психологов, работающих со спортсменами, дают большой положительный эффект. Умелое использование этих средств поможет спортсменам легче переносить тренировочные нагрузки, эффективнее готовиться к ответственным соревнованиям и с успехом выступать на них.

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ ОБСУЖДАЕМ. СПОРИМ


КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
А. И. Головачев, В. Л. Уткин
 

В соревновательной практике тактика занимает большое место, поскольку именно от нее при одинаковом уровне физической, технической и психологической подготовленности зависит результат спортсмена. Совершенствование тактики лыжников-гонщиков тормозится отсутствием стандартизированной методики контроля за тактической подготовленностью и эффективностью соревновательной деятельности. Этот недостаток можно отнести ко всем циклическим видам спорта. За малым исключением * количественные методы оценки тактической подготовленности спортсменов в циклических видах спорта отсутствуют. Это и понятно, поскольку такая оценка предполагает вычленение фактора тактической подготовленно-


* См. обзор литературы в книге В Л. Уткина «Биомеханические аспекты спортивной тактики». — М., Физкультура и спорт, 1984.

 

сти из всей совокупности факторов спортивного мастерства.

Авторы настоящей статьи задались целью разработать методы количественной оценки тактической подготовленности лыжников-гонщиков. Главное при достижении этой цели состояло в том, чтобы научиться отделять влияние фактора тактической подготовленности от влияния других факторов и прежде всего фактора физической подготовленности.

Существует два способа формирования показателей, количественно характеризующих тактическую подготовленность лыжника-гонщика: синтетический и аналитический.

Идея синтетического способа основана на известном в математической статистике методе множественной линейной регрессии и состоит в следующем. Во время соревнований измеряется скорость преодоления участков дистанции: подъемов, спусков, равнинных отрезков. За-

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало