Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

лыжероллеров и имитации (для последней крутизна подъема около 10°).

На летне-осеннем этапе подготовки лыжников-гонщиков (15 мужчин и 15 женщин) было проведено специально организованное исследование подготовленности. Спортсмены (I разряд и кандидаты в мастера спорта) использовали лыжероллеры ГДР. Средние величины исследуемого показателя у спортсменов были 15,3±2,4, у спортсменок — 10,2±1,8.

Для контроля за эффективностью проявления скоростно-силовых возможностей в техническом навыке предлагается показатель КК, который получается путем деления коэффициента К (передвижение попеременным двухшажным ходом) на сумму коэффициентов, рассчитываемых при преодолении контрольного отрезка в тех же условиях: 1) с помощью попеременного отталкивания только руками (Кр) и 2) отдельно ногами (Кн) без лыжных палок:

       К
КК = ————

         Кр + Кн

Чем ближе значение данного показателя к единице, тем выше степень использования ско-

 

ростно-силового потенциала в технике передвижения. У лыжников, наблюдаемых нами, его величина была 0,706±0,107; у лыжниц — 0,741±0,040. Особую ценность для тренера представляет индивидуальная динамика КК от этапа к этапу.

Таким образом, еще раз подтверждено, что  скоростно-силовая подготовленность лыжника-гонщика является важным фактором, определяющим уровень спортивного мастерства. Наиболее информативным критерием оценки скоростно-силовой подготовленности является показатель максимальной динамической силы, проявляемой в предложенных лабораторных тестах, отнесенный ко времени ее достижения и к весу спортсмена. Структура движения в тестах, которые используются для регистрации этого показателя, должна быть приближена к основному спортивному упражнению и вынуждать спортсмена проявлять максимальные возможности. Косвенным показателем скоростно-силовой подготовленности является соревновательная длина шага на подъеме дистанции. Этот показатель в значительно большей степени, чем частота движений, обусловливает скорость на подъемах и результат гонки и отражает имеющийся скоростно-силовой потенциал наряду с умением его использовать.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ПРЫГУНОВ НА ТРАМПЛИНАХ РАЗЛИЧНОЙ МОЩНОСТИ

   
Ю. В. Калинин, Э. С. Озолин
 

Целью исследования авторов настоящей статьи было повышение эффективности методики подготовки лыжников-прыгунов. Предполагалось, что спортивная деятельность лыжников-прыгунов на трамплинах различной мощности предъявляет неадекватные требования к проявлению двигательных возможностей спортсменов, а выявление различий и возможностей их использования в практике подготовки позволит повысить качество тренировочного процесса лыжников-прыгунов.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

— выявить состояние вопроса в практике подготовки лыжников-прыгунов;

— установить степень воздействия прыжков на трамплинах различной мощности на проявление двигательных возможностей прыгунов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ источников литературы; анкетирование; анализ протоколов соревнований; педагогические исследования и наблюдения по выявлению двигательных возможностей

 

спортсменов, прыгающих с трамплинов различной мощности; пульсометрия; психологические исследования для определения динамики эмоциональной устойчивости спортсменов, психомоторных функций, уровня двигательной активности и готовности спортсменов к выступлению в соревнованиях; методы математической обработки материалов.

Исследования проводились на 16 лыжниках-прыгунах в процессе проведения официальных соревнований.

Данные анкетного опроса об использовании полетов на лыжах как средства подготовки показали, что только 20% специалистов применяют летные трамплины как средство, обеспечивающее повышение специальной подготовленности лыжника-прыгуна. Вместе с тем большинство опрошенных (80%) считает, что полеты на лыжах оказывают положительное влияние на совершенствование техники соревновательного упражнения. По мнению 95% опрошенных, прыжки с летного трамплина позволяют решать задачи психологической подготовки спортсменов.

Установлено отсутствие единства мнений в

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

вопросах продолжительности применения данного средства в подготовке лыжников-прыгунов. Так, 50% тренеров считают целесообразным включать целенаправленную подготовку к полетам в 3 — 4 микроцикла, а 30% — в один микроцикл. Использование же трамплина для полетов на лыжах в спортивной деятельности лыжника-прыгуна считают целесообразным: 10% — в двух микроциклах, 50% — в одном и 35% — на протяжении трех дней.

Оценка двигательных возможностей по коэффициентом эффективности техники и стабильности прыжков, состоянию психомоторных функций и самооценкам субъективного состояния спортсменов на трамплине для полетов (90- и 70-метровом) свидетельствовала о значительных различиях в проявлении исследуемых качеств и навыков. В меньшей степени эти различия были обнаружены при прыжках с трамплинов 90 и 70 м.

Выполнение же полетов на лыжах упражнения, которое проходит в экстремальных условиях, предъявляет к лыжнику-прыгуну большие требования в отношении двигательных возможностей и качеств. ЧСС перед прыжком достигает 160 — 180 уд/мин, степень эмоционального возбуждения, по данным биоэлектропотенциометрии, возрастает в 3 — 4 раза и составляет 90 — 120 усл. ед. при снижении показателей субъективной оценки состояния спортсменов. Последнее согласуется со снижением показателей психомоторных функций (быстрота и точность движений, степень регуляции произвольных действий, табл. 1).

Установленные изменения обусловливали снижение показателей специальной работоспособности (табл. 2).

Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих
психическое состояние лыжников-прыгунов
на трамплинах различной мощности
(в коэффициентах)

Показатели

Трамплин (м)

Трамплин для полетов на лыжах

70

90

Реакция на движущийся объект

1,0

0,95

0,90

Латентный период простой двигательной реакции

0,50

0,46

0,39

Уровень двигательной активности

0,90

0,75

0,70

Степень готовности к соревнованиям

0,80

0,70

0,60

 

Одновременно выявлена некоторая тенденция к повышению коэффициента эффективности техники выполнения прыжков. На фоне установленной динамики представленных выше показателей уровень проявления физических качеств, выявленный по прыжку вверх (по Абалакову), с увеличением мощности трамплина остался в прежней зоне (К=0,65). Последнее вполне оправданно, так как на данном этапе подготовки в тренировочный процесс включались незначительные по объему трени-

Таблица 2

Динамика показателей специальной
работоспособности лыжников-прыгунов
на трамплинах различной мощности

Показатели

Трамплин (м)

Трамплин для полетов на лыжах

70

90

Коэффициент эффективности длины

0,93

0,84

0,81

Коэффициент эффективности техники

0,77

0,78

0,80

Коэффициент стабильности прыжков

0,98

0,97

0,91

Коэффициент прыжка вверх

0,65

0,65

0,65

 

ровочные нагрузки, выполняемые в поддерживающем режиме.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы.

Данные анкетного опроса ведущих специалистов показывают: в практике тренировочной работы недооценивается значимость полетов на лыжах для повышения технической и психологической подготовленности;

эффективность выполнения прыжков на 70-метровом трамплине во многом определяется уровнем физической подготовленности спортсменов, в отличие от этого качество выполнения прыжков с 90-метрового трамплина, и особенно летного, во многом зависит от уровня психомоторных функций и техники выполнения прыжка;

данные исследований свидетельствуют о необходимости разработки методики подготовки в полетах на лыжах, что обеспечит повышение технических и психических возможностей лыжников-прыгунов.

 
Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало