|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
спортсмен передвигается по дистанции в других соревнованиях более длинным шагом, это, как правило, приводит к более высокому результату. В табл. 1 и 2 представлены указанные параметры у советских и зарубежных спортсменов. Вывод о том, что использование длинного шага на подъемах лыжниками-гонщиками более выгодно и это является признаком мастерства, подтвердился при сравнении указанных параметров у спортсменов первой и третьей десятки лучших. Однако следует помнить, что наивысший результат в гонке спортсмен может показать только при оптимальном соотношении скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости. Одностороннее развитие (как способность передвигаться длинным шагом, но неумение поддержать его на протяжении всей дистанции, так и достаточный уровень выносливости и одновременное неумение передвигаться экономичным длинным шагом) не приведет к успеху. Это подтверждают соревновательные примеры лыжниц ГДР и СССР в период 1981 — 1983 гг. Первые уделили значительное внимание скоростно-силовой подготовке, что выразилось у них в способности передвигаться сверхдлинным шагом, особенно в начале дистанции; многие наши спортсменки не обладали способностью передвигаться длинным шагом. Ни те ни другие не добивались в этот период больших побед. На основании проведенных исследований для лыжников-гонщиков — мастеров спорта СССР составлены модельные характеристики (табл. 3). При пользовании ими следует иметь в виду, что высокорослые спортсмены при прочих равных условиях демонстрируют более длинный и менее частый шаг, при повышении скорости шаг удлиняется, на более коротких дистанциях шаг длиннее и частота выше, на более крутых подъемах шаг укорачивается, частота движений повышается. Наилучшим тестом для проверки скоростно-силовой подготовленности на местности является следующий: перед спортсменом ставится задача — пройти контрольный отрезок подъема (с места, 100 м, крутизна 2 — 4°) с наивысшей скоростью и наименьшим количеством шагов. Выполнение таких условий обеспечит наиболее мощное отталкивание, что выразится в прохождении, контрольного отрезка наиболее длинным шагом. Критерием (К), косвенно отражающим уровень скоростно-силовой подготовленности, является отношение скорости на контрольном отрезке (V) к количеству шагов, выполненных при его прохождении (n), умноженное на 100 (для удобства и наглядности): V
Данный тест можно проводить с использованием основных тренировочных средств: лыж, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
лыжероллеров и имитации (для последней крутизна подъема около 10°). На летне-осеннем этапе подготовки лыжников-гонщиков (15 мужчин и 15 женщин) было проведено специально организованное исследование подготовленности. Спортсмены (I разряд и кандидаты в мастера спорта) использовали лыжероллеры ГДР. Средние величины исследуемого показателя у спортсменов были 15,3±2,4, у спортсменок — 10,2±1,8. Для контроля за эффективностью проявления скоростно-силовых возможностей в техническом навыке предлагается показатель КК, который получается путем деления коэффициента К (передвижение попеременным двухшажным ходом) на сумму коэффициентов, рассчитываемых при преодолении контрольного отрезка в тех же условиях: 1) с помощью попеременного отталкивания только руками (Кр) и 2) отдельно ногами (Кн) без лыжных палок:
К Кр + Кн Чем ближе значение данного показателя к единице, тем выше степень использования ско- |
ростно-силового потенциала в технике передвижения. У лыжников, наблюдаемых нами, его величина была 0,706±0,107; у лыжниц — 0,741±0,040. Особую ценность для тренера представляет индивидуальная динамика КК от этапа к этапу. Таким образом, еще раз подтверждено, что скоростно-силовая подготовленность лыжника-гонщика является важным фактором, определяющим уровень спортивного мастерства. Наиболее информативным критерием оценки скоростно-силовой подготовленности является показатель максимальной динамической силы, проявляемой в предложенных лабораторных тестах, отнесенный ко времени ее достижения и к весу спортсмена. Структура движения в тестах, которые используются для регистрации этого показателя, должна быть приближена к основному спортивному упражнению и вынуждать спортсмена проявлять максимальные возможности. Косвенным показателем скоростно-силовой подготовленности является соревновательная длина шага на подъеме дистанции. Этот показатель в значительно большей степени, чем частота движений, обусловливает скорость на подъемах и результат гонки и отражает имеющийся скоростно-силовой потенциал наряду с умением его использовать. |
|||
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ПРЫГУНОВ НА ТРАМПЛИНАХ РАЗЛИЧНОЙ МОЩНОСТИ |
||||
Ю. В. Калинин, Э. С. Озолин |
||||
Целью исследования авторов настоящей статьи было повышение эффективности методики подготовки лыжников-прыгунов. Предполагалось, что спортивная деятельность лыжников-прыгунов на трамплинах различной мощности предъявляет неадекватные требования к проявлению двигательных возможностей спортсменов, а выявление различий и возможностей их использования в практике подготовки позволит повысить качество тренировочного процесса лыжников-прыгунов. В исследовании были поставлены следующие задачи: — выявить состояние вопроса в практике подготовки лыжников-прыгунов; — установить степень воздействия прыжков на трамплинах различной мощности на проявление двигательных возможностей прыгунов. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ источников литературы; анкетирование; анализ протоколов соревнований; педагогические исследования и наблюдения по выявлению двигательных возможностей |
спортсменов, прыгающих с трамплинов различной мощности; пульсометрия; психологические исследования для определения динамики эмоциональной устойчивости спортсменов, психомоторных функций, уровня двигательной активности и готовности спортсменов к выступлению в соревнованиях; методы математической обработки материалов. Исследования проводились на 16 лыжниках-прыгунах в процессе проведения официальных соревнований. Данные анкетного опроса об использовании полетов на лыжах как средства подготовки показали, что только 20% специалистов применяют летные трамплины как средство, обеспечивающее повышение специальной подготовленности лыжника-прыгуна. Вместе с тем большинство опрошенных (80%) считает, что полеты на лыжах оказывают положительное влияние на совершенствование техники соревновательного упражнения. По мнению 95% опрошенных, прыжки с летного трамплина позволяют решать задачи психологической подготовки спортсменов. Установлено отсутствие единства мнений в |
|||
32 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |