Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Второй путь заключался в исследовании технического мастерства лыжников-гонщиков старших разрядов (I разряд — мастера спорта) при достаточно большой выборке (123 чел.) на различных скоростях передвижения (был проведен регрессионный анализ).

Если первый путь позволил определить индивидуальный уровень развития ведущих параметров движений высококвалифицированных лыжников, который можно принять за модельный для менее квалифицированных, то второй помог определить конкретный модельный уровень развития ведущих параметров движения для различных скоростей.

Так, если для достижения скорости в скользящем шаге 4 м/с сила опорной реакции в III фазе скольжения (Fзф) должна равняться 61,4±6,87 кг, сила горизонтальной составляющей опорной реакции при отталкивании ногой (Fт.н.) — 13,79±2 кг, сила вертикальной составляющей при отталкивании рукой (Fв.р.) — 11,41±1,66 кг, время толчка ногой (tт.н.) — 0,15±0,006 с, градиент силы отталкивания ногой (Qт.н.) — 933,5± 125,8 кг/с, скорость выпада (Vв.) — 6,67±0,73 м/с, то для скорости 5 м/с, соответственно, Fзф — 48,1 ±5,79 кг, Fт.н. — 17,91±1,88 кг, Fв.р. — 14,71 ±1,62 кг, tт.н. — 0,126±0,003 с, Qт.н. — 1309,0± 135,4 кг/с, Vв. — 7,94±0,58 м/с.

Полученные результаты приемлемы для хо-

 

роших условий скольжения при весе лыжника 72±3 кг.

Конечно же, модель технического мастерства не абсолютна по своим количественным выражениям, возможны отклонения в ведущих параметрах техники для достижения прогнозируемой скорости. При недостаточном уровне одного из параметров вполне возможна компенсация за счет других параметров движения. Но в этом и состоит практическая значимость предлагаемых моделей, когда наряду с положительными моментами можно отметить недостатки в исполнении отдельных ведущих элементов техники и наметить пути их устранения.

Определение исходного и планируемого состояния ведущих параметров техники скользящего шага позволяет выявить недостатки в техническом мастерстве и наметить пути их устранения, индивидуальные для каждого спортсмена. Выявленное несоответствие исходного и планируемого уровня ведущих параметров позволяет ответить на вопрос — что необходимо развивать, а поиск причин несоответствия — чем воздействовать и какую программу выбрать для устранения недостатков. Такой подход позволяет значительно индивидуализировать процесс спортивного совершенствования и сделать его более целенаправленным.

 

 

ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

   
В. Л. Ростовцев, Е. В. Зеновский
 

Успех в лыжных гонках определяют главным образом два фактора: умение проявлять достаточную быстроту и силу (мощность) отталкиваний и поддерживать этот уровень длительное время. Безусловно, существует еще много условий, определяющих спортивный результат. Но эти — одни из основных. Как же определить, насколько развиты эти качества у спортсменов? Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Навык правильного отталкивания на лыжах (т. е. быстро и с достаточной силой) предопределяется . скоростно-силовым потенциалом, который спортсмен может проявить в неспецифических или приближенных к специальным условиях тестирования, и умением использовать этот потенциал при передвижении на лыжах. В практике есть примеры, когда лыжники, обладая высокоразвитыми скоростно-силовыми качествами, так и не смогли научиться правильно отталкиваться на лыжах. Поэтому при оценке скоростно-силовой подготовленности необходимо использовать тесты, максимально приближенные к соревновательной деятельности лыжников. Второе условие —

 

использование не любых, а наиболее информативных критериев оценки.

В нашем исследовании информативность тех или иных критериев оценивалась по степени корреляционной связи между выбранным показателем и спортивным результатом (окончательным временем или скоростью гонки). Чем теснее эта связь, тем больше зависит спортивный результат от уровня выбранного критерия, тем большее внимание должно быть уделено развитию способности, определяемой этим критерием.

Экспериментальная работа (всего в экспериментах приняло участие 42 кмс и мс — мужчин и женщин) велась в нескольких направлениях: проводился отбор наиболее специализированных тестов и информативных критериев в лабораторных и естественных условиях, анализировалась степень связи между ними. Кроме того, была предпринята попытка подтвердить возрастающую роль скоростно-силовой подготовки в современных условиях.

Проверке были подвергнуты восемь предварительно отобранных тестов: тест № 1 — передвижение на лыжероллерном тредбане

Library   27   Up


Contents

 

Home
37487-12.jpg

Рис. 1

 

одновременным бесшажным ходом с тензометрическими палками на скорости 4 м/с, угол подъема непрерывно повышался (3, 4, 5° и т. д.) до тех пор, пока спортсмен справлялся с заданной скоростью, на каждом уровне подъема работа длилась 10 с, тест №2 — передвижение в тех же условиях попеременным бесшажным ходом со скоростью 3,5 м/с; тест № 3 (рис. 1) — максимальное отталкивание двумя ногами от тензоплатформы (установ-

 

ленной перпендикулярно к оси движения тела) сидя на тележке, передвигающейся по наклонной скамейке (угол сгибания в коленном суставе 135°, наклон скамейки 30°); тест № 4 (рис. 2) — одновременная работа руками в течение минуты лежа на тележке (угол наклона скамейки 25°); тест № 5 — попеременное отталкивание ногами от тензоплатформы в тех же условиях; тест № 6 — максимальное по мощности отталкивание двумя руками лежа на тележке; тест № 7 — максимальное отталкивание двумя руками на инерционном тренажере (модернизированный тренажер «ВИСТИ» для тренировки рук); тест № 8 (рис. 3) — попеременная работа руками в течение 5 мин в тех же условиях.

Все тесты выполнялись с достаточными паузами отдыха и количеством повторений. Регистрировались динамограммы развиваемых усилий, рассчитывались величины проявляемой силы, время ее достижения, импульс силы, работа и мощность движений. При расчетах принимался во внимание собственный вес спортсменов.

Наиболее информативным критерием во всех тестах оказалась величина отношения максимальной силы (Fmax) к времени ее достижения (tmax) и весу спортсмена (Р).

Более высокая корреляционная связь была обнаружена в тестах № 1 — 4, 7, 8, менее значимая в № 5 и 6. По-видимому, в тесте № 5

Рис. 2

37487-13.jpg
Library   28   Up


Contents

 

Home
37487-14.jpg

Рис. 3

это связано с неудобной позой, в тесте № 6 с некоторой неспецифичностью работы руками. Абсолютные величины силы рук, зарегистрированные на тредбане, оказались значительно выше, чем по данным других авторов. У высококвалифицированных лыжников они достигают 60 — 70 кг и проявляются при передвижении на предельно доступном для заданной скорости угле подъема (6 — 7°). Максимум усилия при отталкивании палкой, как показала синхронная киносъемка, развивается в момент, предшествующий проходу руки через вертикаль. Только в специальной структуре движений и при предельном напряжении (на грани перехода динамической работы в статическую) может быть продемонстрирован имеющийся потенциал в полной мере. По всей видимости, при передвижении на лыжероллерах по асфальту и на лыжах по снегу с той же скоростью и в подъемы подобной крутизны величины проявляемых усилий будут существенно отличаться от наблюдаемых на тредбане. К сожалению, условий для использования указанных тестов в практике многих тренеров пока нет.

Необходимо было провести поиск критериев специальной скоростно-силовой подготовленности в процессе соревновательной дея-

 

тельности. В течение двух лет (сезоны 1981 — 1983 гг.) проведено 19 наблюдений (в каждом участвовало не менее 20 лыжников-гонщиков) за динамикой длины, частоты шагов и скорости на подъемах. Оказалось, что с показателями скоростно-силовой подготовленности, выявленными в лабораторных тестах, наибольшую связь имеет соревновательная длина шага на подъемах.

Между значениями частоты шагов на подъемах и указанными показателями значимой связи не обнаружено.

Выяснилось, что наибольшее положительное влияние на окончательный результат в гонке оказывает скорость на подъемах. Коэффициент корреляции между этими показателями в среднем достаточно высок — 0,69 (от 0,56 до 0,78, р<0,01). Это подтвердило определяющее значение быстрого прохождения подъемов в соревновании. При этом одни спортсмены достигали высоких скоростей на подъемах за счет повышенной частоты шагов, другие — за счет длинного шага и умеренной частоты движений. Закономерен вопрос, что более выгодно, что оказывает большее влияние на рост скорости на подъемах и окончательный результат в гонке — повышение частоты движений или увеличение длины шага?

Корреляционный анализ показал, что более тесная связь наблюдается между значениями длины шага и скоростью на подъемах — коэф-

Library   29   Up


Contents

 

Home

Таблица 1

Длина, частота шагов и скорость передвижения на подъемах 3 и 7° у победителей и претендентов на призовые места (сезон 1982/83 г.)

Фамилия

Команда

Дистанция (км), место соревнований

Крутизна подъема (град.)

Длина шага (м)

Частота (шаг/мин)

Скорость на отрезке (м/с)

Завьялов

СССР

15, Лахти

7

2,23

121,9

4,54

Сван

Швеция

15, Холменколлен

3

2,85

103,9

4,93

15, Лахти

7

2,14

125,0

4,46

Вассберг

Швеция

50, Лахти

7

1,97

132,9

4,37

15, Холменколлен

3

2,43

115,8

4,70

Кирвесниеми

Финляндия

50, Лахти

7

2,04

126,4

4,26

15, Лахти

7

1,80

137,4

4,36

15, Холменколлен

3

2,65

105,8

4,68

Аутио

Финляндия

15, Лахти

7

1,84

140,8

4,33

15, Холменколлен

3

2,66

112,6

5,00

Мието

Финляндия

15, Холменколлен

3

3,06

98,5

5,02

Кетун

Норвегия

50, Лахти

7

1,87

138,2

4,31

15, Холменколлен

3

2,62

108,3

4,76

Бро

Норвегия

15, Лахти

7

2,04

123,3

4,17

15, Холменколлен

3

2,31

117,4

4,52

Монсен

Норвегия

15, Лахти

7

2,09

129,0

4,50

Кох

США

15, Лахти

7

1,98

132,8

4,39

 

Таблица 2

Длина, частота шагов и скорость прохождения подъемов 3 и 7° у победительниц и основных претенденток на призовые места (сезон 1982/83 г.)

Фамилия

Команда

Дистанция (км), место соревнований

Крутизна подъема (град.)

Длина шага (м)

Частота (шаг/мин)

Скорость на отрезке (м/с)

Сметанина

СССР

5, Лахти

7

1,61

127,9

3,70

10, Холменколлен

3

2,12

114,3

4,04

Лядова

СССР

5, Лахти

7

1,28

173,9

3,73

10, Холменколлен

3

2,37

106,2

4,21

Петерсен

Норвегия

5, Лахти

7

1,69

132,9

3,79

Нюбротен

Норвегия

5, Лахти

7

1,59

133,9

3,54

10, Холменколлен

3

2,27

107,3

4,06

Пасиарова

Чехослов.

5, Лахти

7

1,51

139,2

3,49

10, Холменколлен

3

1 ,99-

122,4

4,08

Ериова

Чехослов.

5, Лахти

7

1,55

155,0

4,00

Ноак

ГДР

5„ Лахти

7

1,88

130,1

4,09

10, Холменколлен

3

2,20

105,8

3,88

Рохманн

ГДР

10, Холменколлен

3

2,05

114,1

3,91

Хямяляйнен

Финляндия

5, Лахти

7

1,56

140,2

3,65

фициент корреляции равен в среднем 0,72 (от 0,57 до 0,87, р<0,01). Достоверной связи между частотой шагов и скоростью обнаружено не было. В ряде случаев она была отрицательной. Это указывает на то, что иногда учащение движений приводит к снижению соревновательной скорости на подъемах.

 

Была исследована связь между местом, определенным спортсмену по длине шага (наиболее длинный шаг — 1-е место и т. д.), и местом, занятым в соревновании. Оказалось, что коэффициент корреляции здесь тоже высокий — 0,78 (от 0,56 до 0,91, р<0,01). Практически это означает, что, если один и тот же

Library   30   Up


Contents

 

Home
 
Таблица 3
Таблица 3
Модельные значения длины (l, м), частоты (f, 1/мин) шагов и скорости на отрезках (V, м/с) подъемов от 3 до 12°
Модельные значения длины (l, м), частоты (f, 1/мин) шагов и скорости на отрезках (V, м/с) подъемов от 3 до 12°
при хороших условиях скольжения для лыжников-гонщиков высокой квалификации
при хороших условиях скольжения для лыжников-гонщиков высокой квалификации
Женщины
Женщины
10 км
10 км
v
v
4,l±0,2
4,l±0,2
3,5±0,2
3,5±0,2
3,2±0,2
3,2±0,2
2,7±0,2
2,7±0,2
f
f
103±5
103±5
113±5
113±5
130±5
130±5
135±5
135±5
l
l
2,35±0,1
2,35±0,1
1,85±0,1
1,85±0,1
l,48±0,l
l,48±0,l
1,2±0,1
1,2±0,1
5 км
5 км
v
v
4,4±0,2
4,4±0,2
3,6±0,2
3,6±0,2
3,4±0,2
3,4±0,2
3,l±0,2
3,l±0,2
f
f
110±5
110±5
115±5
115±5
135±5
135±5
140±5
140±5
l
l
2,4±0,l
2,4±0,l
l,9±0,l
l,9±0,l
1,5±0,1
1,5±0,1
1,25±0,1
1,25±0,1
Мужчины
Мужчины
50 км
50 км
v
v
4,5±0,2
4,5±0,2
4,1±0,2
4,1±0,2
3,55±0,2
3,55±0,2
3,3±0,2
3,3±0,2
f
f
100±5
100±5
116±5
116±5
131±5
131±5
135±5
135±5
l
l
2,7±0,1
2,7±0,1
2,12±0,l
2,12±0,l
1,6±0,1
1,6±0,1
1,4±0,1
1,4±0,1
30 км
30 км
v
v
4,6±0,2
4,6±0,2
4,2±0,2
4,2±0,2
3,7±0,2
3,7±0,2
3,3±0,2
3,3±0,2
f
f
102±5
102±5
118±5
118±5
133±5
133±5
140±5
140±5
l
l
2,7±0,1
2,7±0,1
2,15±0,1
2,15±0,1
1,65±0,1
1,65±0,1
3,4±0,1
3,4±0,1
15 км
15 км
v
v
4,8±0,2
4,8±0,2
4,6±0,2
4,6±0,2
3,8±0,2
3,8±0,2
3,4±0,2
3,4±0,2
f
f
103±5
103±5
125±5
125±5
135±5
135±5
145±5
145±5
l
l
2,8±0,1
2,8±0,1
2,2±0,1
2,2±0,1
l,7±0,l
l,7±0,l
l,45±0,l
l,45±0,l
Подъем (град.)
Подъем (град.)
3
3
6
6
8
8
12
12
 

спортсмен передвигается по дистанции в других соревнованиях более длинным шагом, это, как правило, приводит к более высокому результату. В табл. 1 и 2 представлены указанные параметры у советских и зарубежных спортсменов.

Вывод о том, что использование длинного шага на подъемах лыжниками-гонщиками более выгодно и это является признаком мастерства, подтвердился при сравнении указанных параметров у спортсменов первой и третьей десятки лучших.

Однако следует помнить, что наивысший результат в гонке спортсмен может показать только при оптимальном соотношении скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости. Одностороннее развитие (как способность передвигаться длинным шагом, но неумение поддержать его на протяжении всей дистанции, так и достаточный уровень выносливости и одновременное неумение передвигаться экономичным длинным шагом) не приведет к успеху. Это подтверждают соревновательные примеры лыжниц ГДР и СССР в период 1981 — 1983 гг. Первые уделили значительное внимание скоростно-силовой подготовке, что выразилось у них в способности передвигаться сверхдлинным шагом, особенно в начале дистанции; многие наши спортсменки не обладали способностью передвигаться длинным шагом. Ни те ни другие не добивались в этот период больших побед.

На основании проведенных исследований для лыжников-гонщиков — мастеров спорта СССР составлены модельные характеристики (табл. 3). При пользовании ими следует иметь в виду, что высокорослые спортсмены при прочих равных условиях демонстрируют более длинный и менее частый шаг, при повышении скорости шаг удлиняется, на более коротких дистанциях шаг длиннее и частота выше, на более крутых подъемах шаг укорачивается, частота движений повышается.

Наилучшим тестом для проверки скоростно-силовой подготовленности на местности является следующий: перед спортсменом ставится задача — пройти контрольный отрезок подъема (с места, 100 м, крутизна 2 — 4°) с наивысшей скоростью и наименьшим количеством шагов. Выполнение таких условий обеспечит наиболее мощное отталкивание, что выразится в прохождении, контрольного отрезка наиболее длинным шагом. Критерием (К), косвенно отражающим уровень скоростно-силовой подготовленности, является отношение скорости на контрольном отрезке (V) к количеству шагов, выполненных при его прохождении (n), умноженное на 100 (для удобства и наглядности):

V                  
К = —— 100 (усл. ед.).
n                  

Данный тест можно проводить с использованием основных тренировочных средств: лыж,

 
Library   31   Up


Contents   Home
 

лыжероллеров и имитации (для последней крутизна подъема около 10°).

На летне-осеннем этапе подготовки лыжников-гонщиков (15 мужчин и 15 женщин) было проведено специально организованное исследование подготовленности. Спортсмены (I разряд и кандидаты в мастера спорта) использовали лыжероллеры ГДР. Средние величины исследуемого показателя у спортсменов были 15,3±2,4, у спортсменок — 10,2±1,8.

Для контроля за эффективностью проявления скоростно-силовых возможностей в техническом навыке предлагается показатель КК, который получается путем деления коэффициента К (передвижение попеременным двухшажным ходом) на сумму коэффициентов, рассчитываемых при преодолении контрольного отрезка в тех же условиях: 1) с помощью попеременного отталкивания только руками (Кр) и 2) отдельно ногами (Кн) без лыжных палок:

       К
КК = ————

         Кр + Кн

Чем ближе значение данного показателя к единице, тем выше степень использования ско-

 

ростно-силового потенциала в технике передвижения. У лыжников, наблюдаемых нами, его величина была 0,706±0,107; у лыжниц — 0,741±0,040. Особую ценность для тренера представляет индивидуальная динамика КК от этапа к этапу.

Таким образом, еще раз подтверждено, что  скоростно-силовая подготовленность лыжника-гонщика является важным фактором, определяющим уровень спортивного мастерства. Наиболее информативным критерием оценки скоростно-силовой подготовленности является показатель максимальной динамической силы, проявляемой в предложенных лабораторных тестах, отнесенный ко времени ее достижения и к весу спортсмена. Структура движения в тестах, которые используются для регистрации этого показателя, должна быть приближена к основному спортивному упражнению и вынуждать спортсмена проявлять максимальные возможности. Косвенным показателем скоростно-силовой подготовленности является соревновательная длина шага на подъеме дистанции. Этот показатель в значительно большей степени, чем частота движений, обусловливает скорость на подъемах и результат гонки и отражает имеющийся скоростно-силовой потенциал наряду с умением его использовать.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ПРЫГУНОВ НА ТРАМПЛИНАХ РАЗЛИЧНОЙ МОЩНОСТИ

   
Ю. В. Калинин, Э. С. Озолин
 

Целью исследования авторов настоящей статьи было повышение эффективности методики подготовки лыжников-прыгунов. Предполагалось, что спортивная деятельность лыжников-прыгунов на трамплинах различной мощности предъявляет неадекватные требования к проявлению двигательных возможностей спортсменов, а выявление различий и возможностей их использования в практике подготовки позволит повысить качество тренировочного процесса лыжников-прыгунов.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

— выявить состояние вопроса в практике подготовки лыжников-прыгунов;

— установить степень воздействия прыжков на трамплинах различной мощности на проявление двигательных возможностей прыгунов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ источников литературы; анкетирование; анализ протоколов соревнований; педагогические исследования и наблюдения по выявлению двигательных возможностей

 

спортсменов, прыгающих с трамплинов различной мощности; пульсометрия; психологические исследования для определения динамики эмоциональной устойчивости спортсменов, психомоторных функций, уровня двигательной активности и готовности спортсменов к выступлению в соревнованиях; методы математической обработки материалов.

Исследования проводились на 16 лыжниках-прыгунах в процессе проведения официальных соревнований.

Данные анкетного опроса об использовании полетов на лыжах как средства подготовки показали, что только 20% специалистов применяют летные трамплины как средство, обеспечивающее повышение специальной подготовленности лыжника-прыгуна. Вместе с тем большинство опрошенных (80%) считает, что полеты на лыжах оказывают положительное влияние на совершенствование техники соревновательного упражнения. По мнению 95% опрошенных, прыжки с летного трамплина позволяют решать задачи психологической подготовки спортсменов.

Установлено отсутствие единства мнений в

Library   32   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало