Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 3

 

Содержание микроциклов на летнем этапе подготовительного периода

 

Упражнения

1-й микроцикл

2-й микро-цикл

Муж-
чины

Жен-
щины

Муж-
чины

Жен-
щины

1. Общий объем циклической нагрузки, %

100

100

100

100

2. Бег с имитацией в подъемы, % от общего объема:
а) в развивающем режиме
б) в поддерживающем
в) в восстанавли-
вающем

34,8

 

 

9,5

 

15,5

 

9,8

32,9

 

 

8,7

 

15

 

9,2

17,2

 

 

2,6

 

 

14,6

16,5

 

 

1,8

 

 

14,7

3. Лыжероллеры, % от общего объема:
а) в развивающем режиме
б) в поддерживающем
в) в восстанавли-
вающем

47,1

 

 

28,3

 

18,8

45,1

 

 

27,7

 

17,4

73,9

 

18,5

 

27,7

 

27,7

75

 

18,5

 

28,25

 

28,25

4. Кроссовый бег, % от общего объема

18,1

22

8,9

8,5

5. Плавание, ч

4

4

1,5

1,5

6. ОФП, ч

4

4

2

2

 

живающем режиме, тогда как во 2-м микроцикле в данном режиме работа не планировалась.

Не трудно заметить, что в 1-м микроцикле объем упражнений на лыжероллерах, выполненный в поддерживающем режиме, значительно больше, чем в восстанавливающем. Однако во 2-м микроцикле объемы тренировочных нагрузок в обоих названных режимах планировались равными в процентном отношении к общему объему передвижения на лыжероллерах. Кроме того, необходимо дополнить к содержанию микроцикла обязательное проведение ежедневной зарядки, включающей в себя кроссовый бег, ОРУ и специальные упражнения лыжника-гонщика.

Динамика средних скоростей в развивающем режиме, а также результаты повторной контрольной тренировки показали увеличение как тренировочных, так и соревновательных скоростей. Так, в беге с имитацией соревновательные скорости возросли у мужчин на 11,9, а у женщин на 10,4%. При передвижении на лыжероллерах у женщин в среднем по группе соревновательная скорость возросла на 3,8, у мужчин на 2,1%.

Предложенная структура микроцикла может быть рекомендована для лыжников-гонщиков 15 — 25 лет, имеющих I спортивный разряд или звание мастера спорта, проходящих централизованную подготовку.

 

Примечание к табл, 3. В 1-м микроцикле ведущее средство — бег с имитацией в подъемы, во 2-м — лыжероллеры.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

   
А. В. Гурский, В. В. Ермаков, Л. А. Гурская
 

Проблема управления процессом совершенствования технической подготовки является одной из наиболее важных в общем процессе становления спортивного мастерства спортсменов.

Рассматривая движения лыжника-гонщика в скользящем шаге как систему, мы принимали за системообразующий фактор скорость передвижения (когда исполнение элементов дви-

 

жения подчинено основной цели — достижению скорости).

Такой подход позволяет построить принципиальную схему управления, в основе которой лежит прогнозируемая скорость. В качестве выполнения элементов движения фокусируются основные стороны тренированности лыжника-гонщика. Достаточные силовые возможности, скоростно-силовые качества позволяют пра-

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

вильно выполнить единичный скользящий шаг, а качество выносливости — повторить его многократно. Если же первое и второе соответствуют требованиям, но спортсмен не достигает планируемой скорости, то можно говорить о неумении проявить свои возможности в специальном движении.

Мы перечислили лишь три компонента, от которых зависит формирование скорости передвижения, на практике их гораздо больше, но, на наш взгляд, — это основные слагаемые спортивного результата. При этом необходимо установить причину, которая не позволяет достичь прогнозируемой скорости. Это важно с методической точки зрения. Как правило, недостаточный уровень скоростно-силовой подготовленности требует одного изменения тренировочной программы, функциональной подготовленности — другого, а неправильная форма движения — третьего.

Простейшая форма управления имеет объект, программу и цель. Это применимо и к управлению спортивно-техническим мастерством лыжников-гонщиков, где объект управления — исходное состояние ведущих параметров технического мастерства; цель управления — модельное состояние ведущих параметров технического мастерства, позволяющее добиться прогнозируемой скорости; программа управления — комплекс специальных средств и методов, с помощью которых достигается модельный уровень.

Одной из первоначальных задач при разработке моделей состояния спортсменов является выявление качественно оцениваемых признаков и выделение среди них наиболее информативных. Анализ данных исследований двигательных действий в скользящем шаге лыжников-гонщиков старших разрядов на различных скоростях передвижения показал, что при увеличении скорости (от 3 до 6 м/с) значительно увеличиваются показатели горизонтальной составляющей силы отталкивания ногой (на 62,9%), ее градиента (136,8%), силы отталкивания рукой (45,3%), уменьшается период отталкивания ногой (31,3%), время II и III фаз скольжения (39,6 и 24,6%), сила давления на опору в III фазе скольжения (в момент подседания на 33,2%), увеличивается скорость выпада. Изменение других характеристик скользящего шага при возрастании скорости не носит выраженной тенденции к увеличению или уменьшению.

Данные корреляционного и факторного анализов показали, что в скользящем шаге гонщиков можно выделить ведущие параметры, которые несут наибольшую информацию об эффективности хода в целом. К ним относятся: время периода отталкивания ногой, горизонтальная составляющая силы отталкивания ногой, сила отталкивания рукой, скорость выпада, градиент силы отталкивания ногой, сила

 

опорных реакции в период подготовки к отталкиванию ногой.

Количественное изменение данных параметров приводит к изменению скорости передвижения. Парадоксально, что такая, казалось бы, основная характеристика движения, как вертикальная составляющая силы отталкивания ногой, которая по своему количественному выражению значительно больше горизонтальной составляющей (140 — 150 кг против 20 — 30 кг), не вошла в число ведущих. Более того, экспериментальные данные показывают, что при увеличении скорости передвижения происходит ее уменьшение на 12%. Это находит свое объяснение, если сопоставить выполнение данного элемента с целью, которой подчинены все движения лыжника-гонщика на дистанции (достижение возможно большей скорости передвижения).

Вертикальная составляющая отталкивания ногой сама по себе не продвигает лыжника по дистанции, а создает благоприятные условия для дальнейшей трансформации энергии, затраченной на движение вверх, на продвижение вперед за счет горизонтальной составляющей толчка и маха ногой. Уменьшение усилий по вертикали в момент толчка ногой можно объяснить тонкой дифференцировкой усилий для сохранения скорости передвижения.

Более важную роль для увеличения скорости играет горизонтальная составляющая отталкивания ногой. Важна методическая направленность данного положения. Лыжнику-гонщику необходимо направленно развивать группы мышц, формирующих горизонтальную составляющую силы отталкивания, которая в большей степени проявляется в заключительной фазе, когда вектор приложения усилий к опоре больше направлен вперед.

Для развития этих групп мышц можно рекомендовать упражнения с различными сопротивлениями, препятствующими продвижению вперед (буксировка тележек, салазок). Но необходимо помнить, что применение таких упражнений не должно быть долговременным, ибо, развивая силовые возможности, они увеличивают время приложения усилий, что при закреплении данного навыка приведет к снижению скорости передвижения. Лыжнику-гонщику нужна «быстрая» сила.

На втором этапе наших исследований было определено модельное состояние ведущих параметров скользящего шага, позволяющее достичь планируемой скорости передвижения. Для моделирования характеристик мы избрали два пути. Первый основывается на регистрации ведущих параметров в соревновательных условиях у высококвалифицированных лыжников-гонщиков. Учитывались также данные исследований, проведенных другими авторами на сильнейших лыжниках-гонщиках мира и нашей страны.

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

Второй путь заключался в исследовании технического мастерства лыжников-гонщиков старших разрядов (I разряд — мастера спорта) при достаточно большой выборке (123 чел.) на различных скоростях передвижения (был проведен регрессионный анализ).

Если первый путь позволил определить индивидуальный уровень развития ведущих параметров движений высококвалифицированных лыжников, который можно принять за модельный для менее квалифицированных, то второй помог определить конкретный модельный уровень развития ведущих параметров движения для различных скоростей.

Так, если для достижения скорости в скользящем шаге 4 м/с сила опорной реакции в III фазе скольжения (Fзф) должна равняться 61,4±6,87 кг, сила горизонтальной составляющей опорной реакции при отталкивании ногой (Fт.н.) — 13,79±2 кг, сила вертикальной составляющей при отталкивании рукой (Fв.р.) — 11,41±1,66 кг, время толчка ногой (tт.н.) — 0,15±0,006 с, градиент силы отталкивания ногой (Qт.н.) — 933,5± 125,8 кг/с, скорость выпада (Vв.) — 6,67±0,73 м/с, то для скорости 5 м/с, соответственно, Fзф — 48,1 ±5,79 кг, Fт.н. — 17,91±1,88 кг, Fв.р. — 14,71 ±1,62 кг, tт.н. — 0,126±0,003 с, Qт.н. — 1309,0± 135,4 кг/с, Vв. — 7,94±0,58 м/с.

Полученные результаты приемлемы для хо-

 

роших условий скольжения при весе лыжника 72±3 кг.

Конечно же, модель технического мастерства не абсолютна по своим количественным выражениям, возможны отклонения в ведущих параметрах техники для достижения прогнозируемой скорости. При недостаточном уровне одного из параметров вполне возможна компенсация за счет других параметров движения. Но в этом и состоит практическая значимость предлагаемых моделей, когда наряду с положительными моментами можно отметить недостатки в исполнении отдельных ведущих элементов техники и наметить пути их устранения.

Определение исходного и планируемого состояния ведущих параметров техники скользящего шага позволяет выявить недостатки в техническом мастерстве и наметить пути их устранения, индивидуальные для каждого спортсмена. Выявленное несоответствие исходного и планируемого уровня ведущих параметров позволяет ответить на вопрос — что необходимо развивать, а поиск причин несоответствия — чем воздействовать и какую программу выбрать для устранения недостатков. Такой подход позволяет значительно индивидуализировать процесс спортивного совершенствования и сделать его более целенаправленным.

 

 

ОЦЕНКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

   
В. Л. Ростовцев, Е. В. Зеновский
 

Успех в лыжных гонках определяют главным образом два фактора: умение проявлять достаточную быстроту и силу (мощность) отталкиваний и поддерживать этот уровень длительное время. Безусловно, существует еще много условий, определяющих спортивный результат. Но эти — одни из основных. Как же определить, насколько развиты эти качества у спортсменов? Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Навык правильного отталкивания на лыжах (т. е. быстро и с достаточной силой) предопределяется . скоростно-силовым потенциалом, который спортсмен может проявить в неспецифических или приближенных к специальным условиях тестирования, и умением использовать этот потенциал при передвижении на лыжах. В практике есть примеры, когда лыжники, обладая высокоразвитыми скоростно-силовыми качествами, так и не смогли научиться правильно отталкиваться на лыжах. Поэтому при оценке скоростно-силовой подготовленности необходимо использовать тесты, максимально приближенные к соревновательной деятельности лыжников. Второе условие —

 

использование не любых, а наиболее информативных критериев оценки.

В нашем исследовании информативность тех или иных критериев оценивалась по степени корреляционной связи между выбранным показателем и спортивным результатом (окончательным временем или скоростью гонки). Чем теснее эта связь, тем больше зависит спортивный результат от уровня выбранного критерия, тем большее внимание должно быть уделено развитию способности, определяемой этим критерием.

Экспериментальная работа (всего в экспериментах приняло участие 42 кмс и мс — мужчин и женщин) велась в нескольких направлениях: проводился отбор наиболее специализированных тестов и информативных критериев в лабораторных и естественных условиях, анализировалась степень связи между ними. Кроме того, была предпринята попытка подтвердить возрастающую роль скоростно-силовой подготовки в современных условиях.

Проверке были подвергнуты восемь предварительно отобранных тестов: тест № 1 — передвижение на лыжероллерном тредбане

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало