|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Примерная структура и содержание микроцикла в подготовительном периоде
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема рационального построения микроцикла тренировки лыжников-гонщиков постоянно находится в центре внимания тренеров и ученых на протяжении двух последних десятилетий (В. Д. Баранов, 1971; В. М. Маликов, 1973; В. Е. Капланский, 1977; В. В. Рыбаков, 1980; Р. А. Абатуров, И. Г. Огольцов, 1983, и др.). Коэффициент полезного действия тренировочной работы, естественно, повысился. Однако в практике подготовки квалифицированных лыжников при построении микроцикла тренировочной нагрузки и до настоящего времени фактически реализуется опыт прошлых десятилетий и копируются тренировочные планы сборной команды страны (при значительно худших материальных и организационных условиях подготовки). Из этого совершенно очевидно вытекает необходимость обоснования методики построения программы занятий и микроциклов, основанной на ряде положений: рациональном сочетании средств и методов в занятиях и чередовании разнонаправленных занятий в микро-цикле, определении влияния последействия на организм спортсменов различных по характеру тренировочных нагрузок. Наши исследования были посвящены одно- |
му из разделов нормирования тренировочных нагрузок — рациональному построению микроцикла и выявлению в нем индивидуальных педагогических и медико-биологических показателей специальной работоспособности. Разработанная структура микроцикла основана на управляемом выборе тренировочных нагрузок по скорости передвижения и объему и предусматривает планирование подготовки лыжников по ведущему средству (июль — бег с имитацией в подъемы, август — лыжероллеры). Система чередования развивающих, поддерживающих и восстанавливающих нагрузок учитывает биологические особенности адаптации организма спортсмена к возрастающим нагрузкам (табл. 1, 2). Максимальный объем в развивающем режиме у лыжников-гонщиков молодежной сборной команды ЦС ДСО «Локомотив» составил по средствам: лыжероллеры у мужчин — 40 — 50 км, у женщин — 30 км; бег с имитацией в подъемы у мужчин — 21 км, у женщин — 15 км. Анализ содержания микроциклов (табл. 3) свидетельствует о том, что в 1-м микроцикле наибольший объем в беге с имитацией в подъемы лыжники-гонщики выполнили в поддер- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Содержание микроциклов на летнем этапе подготовительного периода
|
живающем режиме, тогда как во 2-м микроцикле в данном режиме работа не планировалась. Не трудно заметить, что в 1-м микроцикле объем упражнений на лыжероллерах, выполненный в поддерживающем режиме, значительно больше, чем в восстанавливающем. Однако во 2-м микроцикле объемы тренировочных нагрузок в обоих названных режимах планировались равными в процентном отношении к общему объему передвижения на лыжероллерах. Кроме того, необходимо дополнить к содержанию микроцикла обязательное проведение ежедневной зарядки, включающей в себя кроссовый бег, ОРУ и специальные упражнения лыжника-гонщика. Динамика средних скоростей в развивающем режиме, а также результаты повторной контрольной тренировки показали увеличение как тренировочных, так и соревновательных скоростей. Так, в беге с имитацией соревновательные скорости возросли у мужчин на 11,9, а у женщин на 10,4%. При передвижении на лыжероллерах у женщин в среднем по группе соревновательная скорость возросла на 3,8, у мужчин на 2,1%. Предложенная структура микроцикла может быть рекомендована для лыжников-гонщиков 15 — 25 лет, имеющих I спортивный разряд или звание мастера спорта, проходящих централизованную подготовку.
Примечание к табл, 3. В 1-м микроцикле ведущее средство — бег с имитацией в подъемы, во 2-м — лыжероллеры. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАУКА — ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. В. Гурский, В. В. Ермаков, Л. А. Гурская |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема управления процессом совершенствования технической подготовки является одной из наиболее важных в общем процессе становления спортивного мастерства спортсменов. Рассматривая движения лыжника-гонщика в скользящем шаге как систему, мы принимали за системообразующий фактор скорость передвижения (когда исполнение элементов дви- |
жения подчинено основной цели — достижению скорости). Такой подход позволяет построить принципиальную схему управления, в основе которой лежит прогнозируемая скорость. В качестве выполнения элементов движения фокусируются основные стороны тренированности лыжника-гонщика. Достаточные силовые возможности, скоростно-силовые качества позволяют пра- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |