Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

альным синдромом, а также тем, кто болезненно переносит фазу менструации. Для них необходимо значительно снижать нагрузку в предменструальную и Менструальную фазы, строго исключая при этом упражнения, требующие силовых напряжений и сотрясений тела. Выступать в соревнованиях в менструальную фазу таким спортсменкам не следует. Увеличивать их тренировочную нагрузку необходимо постепенно, при условии регулярных врачебно-педагогических наблюдений. Эти мероприятия, наряду с диспансерными обследованиями (про-

 

водимыми 2 — 4 раза в год при участии врача-гинеколога), совершенно необходимы для своевременного предупреждения возможных отклонений в половой сфере спортсменок.

В заключение хотелось бы заметить, что наш опыт работы с лыжницами-гонщицами подтверждает целесообразность данных в статье рекомендаций. Выполнение их позволит существенно повысить эффективность тренировки и добиться роста спортивных результатов в более короткие сроки без ущерба для здоровья занимающихся.

 

 

ПОСТРОЕНИЕ МИКРОЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
Н. А. Колодяжная
 

Таблица 1

Примерная структура и содержание микроцикла в подготовительном периоде
(ведущее средство — бег с имитацией в подъемы)

Дни

Характер нагрузки

Средства

Скорость, % от соревноват.

Нагрузка

1

а. Развивающая

Бег с имитацией

90 — 100

100%

б. Активный отдых

Плавание

1 ч

2

а. Восстанавливающая

Лыжероллеры

90

50%

б.

Кросс

Легко

8 — 10 км

3

а. Восстанавливающая

Бег с имитацией в подъемы

90

50%

б. Поддерживающая (контроль за специальной скоростно-силовой подготовленностью

Лыжероллеры пологий подъем 3 — 4°:

О — б/ш, О — 1/ш,

П — б/ш, П — 2/ш — ходы

90

 

 

 Максимально

80% по 300 м (каждый ход)

4

а. Поддерживающая

Бег с имитацией в подъемы

Плавание

90

80%

1 ч

б. Поддерживающая
(контроль за скоростно-силовой подготовленностью)

Лыжероллеры
подъемы 6 — 8 и 10 — 12°

Все ходы

90

 

Максимально

80%

 

по 50 м (каждый ход)

5

а. Восстанавливающая

Бег с имитацией в подъемы

90

50%

б. Контроль по ОФП

Отжимания, подтягивания, подъем ног к перекладине, прыжок в длину с места, 10-скок, бег 100 м, бег 30 м с ходу

Плавание

 

 

 

 

 

Легко

 

 

 

 

 

1 ч

6

а. Поддерживающая

Бег с имитацией в подъемы

90

80%

б. Восстанавливающая (контроль за специальной скоростно-силовой подготовленностью)

Лыжероллеры

Равнина:

О — 1/ш, О — б/ш,

П — б/ш, П — 2/ш

90

 

Максимально

50%

по 300 м (каждый ход)

7

Активный отдых

Примечание: а — первая тренировка, в которой во все дни микроцикла, кроме 2-го и 7-го, разминка и заключительная часть — кроссовый бег 6 км; б — вторая тренировка.

 

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Примерная структура и содержание микроцикла в подготовительном периоде
(ведущее средство — лыжероллеры)

Дни

Характер нагрузки

Средства

Скорость, % от соревноват.

Нагрузка

1

а. Развивающая

б.

Лыжероллеры

Кросс

90 — 100

Легко

100%

8 — 12 км

2

а. Активный отдых

 

б. Восстанавливающая

Кросс

Плавание

Лыжероллеры

90

6 — 8 км

30 мин

50%

3

а. Восстанавливающая

б. Восстанавливающая

Бег с имитацией в подъемы

Лыжероллеры Плавание

90

90

50%

50% 30 мин

4

а. Контрольная тренировка

б. Поддерживающая

Бег с имитацией в подъемы

Лыжероллеры

100

90

3 — 6 км

80%

5

а. Восстанавливающая

б. Восстанавливающая

Бег с имитацией в подъемы

Лыжероллеры

90

90

50%

50%

6

а. Поддерживающая

б. Контроль за скоростно-силовой подготовленностью

Лыжероллеры

Бег с имитацией в подъемы:

3 — 4, 6 — 8, 10 — 12°

Плавание

90

Максимально

80%

50 м (с/п)

50 м (с/п)

30 мин

7

а. Восстанавливающая

б. Отдых

Бег с имитацией в подъемы

90

50%

 

 

Проблема рационального построения микроцикла тренировки лыжников-гонщиков постоянно находится в центре внимания тренеров и ученых на протяжении двух последних десятилетий (В. Д. Баранов, 1971; В. М. Маликов, 1973; В. Е. Капланский, 1977; В. В. Рыбаков, 1980; Р. А. Абатуров, И. Г. Огольцов, 1983, и др.). Коэффициент полезного действия тренировочной работы, естественно, повысился. Однако в практике подготовки квалифицированных лыжников при построении микроцикла тренировочной нагрузки и до настоящего времени фактически реализуется опыт прошлых десятилетий и копируются тренировочные планы сборной команды страны (при значительно худших материальных и организационных условиях подготовки).

Из этого совершенно очевидно вытекает необходимость обоснования методики построения программы занятий и микроциклов, основанной на ряде положений: рациональном сочетании средств и методов в занятиях и чередовании разнонаправленных занятий в микро-цикле, определении влияния последействия на организм спортсменов различных по характеру тренировочных нагрузок.

Наши исследования были посвящены одно-

 

му из разделов нормирования тренировочных нагрузок — рациональному построению микроцикла и выявлению в нем индивидуальных педагогических и медико-биологических показателей специальной работоспособности. Разработанная структура микроцикла основана на управляемом выборе тренировочных нагрузок по скорости передвижения и объему и предусматривает планирование подготовки лыжников по ведущему средству (июль — бег с имитацией в подъемы, август — лыжероллеры).

Система чередования развивающих, поддерживающих и восстанавливающих нагрузок учитывает биологические особенности адаптации организма спортсмена к возрастающим нагрузкам (табл. 1, 2). Максимальный объем в развивающем режиме у лыжников-гонщиков молодежной сборной команды ЦС ДСО «Локомотив» составил по средствам: лыжероллеры у мужчин — 40 — 50 км, у женщин — 30 км; бег с имитацией в подъемы у мужчин — 21 км, у женщин — 15 км.

Анализ содержания микроциклов (табл. 3) свидетельствует о том, что в 1-м микроцикле наибольший объем в беге с имитацией в подъемы лыжники-гонщики выполнили в поддер-

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

 

Содержание микроциклов на летнем этапе подготовительного периода

 

Упражнения

1-й микроцикл

2-й микро-цикл

Муж-
чины

Жен-
щины

Муж-
чины

Жен-
щины

1. Общий объем циклической нагрузки, %

100

100

100

100

2. Бег с имитацией в подъемы, % от общего объема:
а) в развивающем режиме
б) в поддерживающем
в) в восстанавли-
вающем

34,8

 

 

9,5

 

15,5

 

9,8

32,9

 

 

8,7

 

15

 

9,2

17,2

 

 

2,6

 

 

14,6

16,5

 

 

1,8

 

 

14,7

3. Лыжероллеры, % от общего объема:
а) в развивающем режиме
б) в поддерживающем
в) в восстанавли-
вающем

47,1

 

 

28,3

 

18,8

45,1

 

 

27,7

 

17,4

73,9

 

18,5

 

27,7

 

27,7

75

 

18,5

 

28,25

 

28,25

4. Кроссовый бег, % от общего объема

18,1

22

8,9

8,5

5. Плавание, ч

4

4

1,5

1,5

6. ОФП, ч

4

4

2

2

 

живающем режиме, тогда как во 2-м микроцикле в данном режиме работа не планировалась.

Не трудно заметить, что в 1-м микроцикле объем упражнений на лыжероллерах, выполненный в поддерживающем режиме, значительно больше, чем в восстанавливающем. Однако во 2-м микроцикле объемы тренировочных нагрузок в обоих названных режимах планировались равными в процентном отношении к общему объему передвижения на лыжероллерах. Кроме того, необходимо дополнить к содержанию микроцикла обязательное проведение ежедневной зарядки, включающей в себя кроссовый бег, ОРУ и специальные упражнения лыжника-гонщика.

Динамика средних скоростей в развивающем режиме, а также результаты повторной контрольной тренировки показали увеличение как тренировочных, так и соревновательных скоростей. Так, в беге с имитацией соревновательные скорости возросли у мужчин на 11,9, а у женщин на 10,4%. При передвижении на лыжероллерах у женщин в среднем по группе соревновательная скорость возросла на 3,8, у мужчин на 2,1%.

Предложенная структура микроцикла может быть рекомендована для лыжников-гонщиков 15 — 25 лет, имеющих I спортивный разряд или звание мастера спорта, проходящих централизованную подготовку.

 

Примечание к табл, 3. В 1-м микроцикле ведущее средство — бег с имитацией в подъемы, во 2-м — лыжероллеры.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

   
А. В. Гурский, В. В. Ермаков, Л. А. Гурская
 

Проблема управления процессом совершенствования технической подготовки является одной из наиболее важных в общем процессе становления спортивного мастерства спортсменов.

Рассматривая движения лыжника-гонщика в скользящем шаге как систему, мы принимали за системообразующий фактор скорость передвижения (когда исполнение элементов дви-

 

жения подчинено основной цели — достижению скорости).

Такой подход позволяет построить принципиальную схему управления, в основе которой лежит прогнозируемая скорость. В качестве выполнения элементов движения фокусируются основные стороны тренированности лыжника-гонщика. Достаточные силовые возможности, скоростно-силовые качества позволяют пра-

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало