Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

спортсмен крутые подъемы, сколько он отыгрывает на равнинных участках в одновременных ходах или какую выгоду приносит в данных условиях применение полуконькового хода и т. д.

Очень полезными могут оказаться систематический контроль за длиной шага, организованный на соревнованиях в централизованном порядке, а также установка на трассах крупных соревнований динамографических платформ.

Встает вопрос и о тестировании скоростно-силовой подготовки, тесно связанной с совершенствованием техники. Вместо многообразия тестов, которые в течение долгого времени и без особого успеха применялись для этих целей, можно рекомендовать три.

1. Тест для силы мышц рук (Аст Э., 1975)

 

с применением электроники (Шумиловская Л. В., 1983).

2. Лыжероллерный тредбан для определения максимальной скорости (при заданной частоте шагов) при разных углах наклона дорожки и максимального усилия, которое может показать лыжник, двигаясь с заданной скоростью.

3. Интегральный тест (Ростовцев В. Л., 1981) для определения максимальной скорости при передвижении на лыжах с заданной частотой шагов на участках различной крутизны. Запас скорости может выражаться в процентах по отношению к соревновательной скорости в данных условиях, найденной в результате тестирования. Тест можно применять при имитации в подъем и при передвижении на лыжероллерах.

 

 

ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ СПОРТА


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРЕЛКА-БИАТЛОНИСТА ПРИ ВЕТРЕ

   
А. В. Пилин, В. П. Маркин, Ю. В. Николаев, М. В. Пилина
 

Результативная стрельба при ветре — задача для стрелка. Как известно, ветер приводит к разнообразным смещениям оружия, особенно при стрельбе из положения стоя, характеризующегося наименьшей устойчивостью. Дестабилизация позы перед каждым выстрелом в серии из-за пульсаций ветровой нагрузки приводит к значительному снижению результатов стрельбы. Для повышения устойчивости в таких условиях практикой выработаны определенные тактические приемы. Одни из них (пассивные) направлены на подстраивание системы «стрелок — оружие» под внешние условия, другие (активные) — на противодействие их влиянию.

Пассивные тактические приемы общеизвестны. Суть их была раскрыта еще на страницах журнала «Ворошиловский стрелок»: «...искусство стрельбы стоя при ветре заключается в том, чтобы научиться выбирать время для выстрела в период затишья». Эти методические рекомендации справедливы для видов стрельбы, в которых время прицельного выстрела не регламентировано. А вот стрельба в биатлоне, например, оценивается помимо попадания еще и временными затратами. При слабой и умеренной интенсивности воздушного потока и невысокой порывистости ветра стрельба может быть более результативной, если выработать специальную, устойчивую позу.

Стрельба зачастую усложняется тем, что период затишья, который выбирает стрелок,

 

не совпадает по характеристикам воздушного потока с моментом пристрелки оружия. Поэтому применительно к таким видам стрельбы правильнее, на наш взгляд, сказать, что искусство меткой стрельбы состоит в умении быстро и правильно учесть изменение ветра и в зависимости от сложившейся обстановки принять тот или иной тактический план ведения стрельбы — либо занять выжидательную позицию, либо создать эффективное противодействие мышечного аппарата внешнему воздействию.

Все разновидности активных тактических приемов сводятся к формированию специальной изготовки, отличающейся динамической устойчивостью системы «стрелок — оружие». В частности, в изготовке, предложенной А. Я. Корхом (1965) для стрельбы из пистолета, стрелок добивается устойчивости позы за счет напряжения отдельных мышечных групп, концентрируя на этом свое внимание. Эту изготовку рекомендуют использовать при стрельбе в сильный ветер В. А. Кинль, П. Ф. Коновалов, Т. П. Охремчук (1978).

Методические особенности формирования динамической устойчивости связаны с искусственным повышением частоты колебаний центра тяжести тела за счет специально организованных упражнений. В общем случае это выполнение разминки на уменьшенной опоре и при вестибулярных раздражениях, которые улучшают мышечно-суставную чувствитель-

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

ность голеностопных суставов. Подобные особенности лежат в основе методики, используемой А. Я. Корхом для отработки устойчивости. Автором предложены специальные платформы с поролоновыми амортизаторами. Б. М. Иванов и Я. И. Савицкий (1980) автоматически переносят эту методику в биатлон и рекомендуют использовать для совершенствования динамической устойчивости системы «стрелок — оружие» при стрельбе в ветреную погоду.

Искусственное нарушение равновесия системы «стрелок — оружие» является эффективным средством специальной стрелковой подготовки, однако эффект от использования эластичных амортизаторов совсем не соответствует характеру перемещений стрелка от воздействия воздушного напора. Следовательно, это не позволяет вырабатывать те компенсаторные реакции, которыми стрелок отвечает на влияние ветра. Кроме того, выработка в лабораторных условиях устойчивых ответных реакций на тот или иной уровень нагружения системы «стрелок — оружие» должна происходить с мотивированным их подтверждением, то есть с параллельной тренировкой тактильного анализатора искусственным воздушным потоком.

Об этом пишут В. Пыжов и Д. Верховский (1984), раскрывая методы срочной информации при обучении стрельбе из лука: «...при овладении движением необходима сознательная концентрация внимания на определенных ощущениях, связанных с внешними предметами и явлениями, и на определенных тактильных и проприоцептивных ощущениях, когда спортсмен соизмеряет свои действия с условиями среды и целевой направленностью».

Для совершенствования динамической устойчивости системы «стрелок — оружие» необходимы новые методические средства, повышающие эффективность тренировочного процесса. Такими являются специализированные тренировочные комплексы, призванные создать условия для выполнения движений, близких по структуре к соревновательным. Причем необходимы такие тренажеры, которые позволяли бы обеспечить широкий диапазон воспроизводимых в тренировочных упражнениях метеорологических условий и помогли сформировать специальные навыки и умения по ориентированию в сложной метеообстановке.

Описанные в литературе технические средства обучения стрельбе в условиях ветра (С. С. Савченко, 1962; С. С. Савченко, В. Ф. Болеев,. Д. И. Козлов, 1963; патенты США № 2381206, № 3820253) обладают определенными недостатками. Так, навыки, формируемые с их помощью, по своей психологической структуре не соответствуют навыкам, вырабатываемым в естественных ветровых условиях. Эти устройства не позволяют выработать умения и навыки определения харак-

 

теристик ветра по внешним признакам из-за отсутствия элемента тренировки экстерорецепторной чувствительности тактильного анализатора. К существенным упущениям следует отнести и то, что эти средства не позволяют совершенствовать динамическую устойчивость системы «стрелок — оружие».

Для отработки устойчивости системы «стрелок — оружие» в условиях флуктуационной нагрузки от ветра авторы статьи разработали стрелковый тренажер, на который получено авторское свидетельство № 1033839 (рис. 1 и 2). Тренажер имеет платформу 1 для размещения стрелка, световое оружие 3 и мишень 6 с индикатором попаданий 5, блок имитации аэродинамических условий 7, осуществляющий тактильное воздействие искусственного воздушного потока на открытые участки кожи стрелка, и механизмы формирования ветровой нагрузки. Один из них имитирует порывы, или флуктуации, ветра, второй задает усредненную нагрузку, а третий моделирует распределение ветровой нагрузки по высоте фигуры стрелка.

Механизм формирования усредненной нагрузки выполнен в виде привода, установленного на платформе 1. Он состоит из электродвигателя 10 и винтовой пары, гайка 11 которой жестко соединена с колонной 8, а основание 12 через опоры качения 13 взаимодействует с платформой 1. Механизм формирования флуктуационной нагрузки представляет собой передачу, размещенную на раме 9, на валу 14 электродвигателя 15 которой установлен эксцентрик 16 с пальцем 17 и жесткой пружиной 18, одним концом упирающейся в вал 14, а другим в стенку паза 19. Регулирование величины эксцентриситета осуществляется копиром 20, один конец которого шарнирно соединен с рамой 9, а второй через трос 21 с колонной 8. Эксцентрик 16 взаимодействует с роликом 23 на плече 24 подвижного параллелограмма. Плечо 24 соединено с поясами на теле стрелка через тросы 25 и 26, опорные ролики 27 и 28 и пружины 29 и 30.

Механизм регулирования ветровой нагрузки по высоте фигуры стрелка выполнен в виде привода, состоящего из электродвигателя 33, установленного на колонне 8, и зубчатой передачи, ведомое колесо 34 которой жестко соединено с рамой 9. Кроме того, стрелковый тренажер снабжен блоком управления 35.

Работа тренажера осуществляется следующим образом. Для отработки устойчивой позы при воздействии ветровой нагрузки стрелок занимает необходимое положение для стрельбы. Закрепляет лыжные ботинки в креплениях 2 платформы 1 и изготавливается к стрельбе. После запуска блока управления 35 пропорционально характеру изменения воздушного потока вступают в работу механизмы тренажера.

Основную ветровую нагрузку создает механизм усредненной нагрузки на стрелка, ко-

 
Library   43   Up


Contents

 

Home
  37487-19.jpg

Рис. 1

торая формируется при перемещении колонны 8 с основанием 12 по платформе 1 на опорах качения 13. Внешнюю нагрузку от ветра, распределенную по высоте стрелка, задает механизм распределения ветровой нагрузки. В нем при уменьшении скорости ветра двигатель 33 увеличивает угол наклона рамы 9, перераспределяя при этом усилия на тросах 25 и 26.

По мере возрастания усредненной нагрузки на стрелка увеличивается и нагрузка, создаваемая механизмом формирования флуктуации, согласно закону изменчивости ветра по времени. За регулированием этой нагрузки следит копир 20, положение которого меняет трос 27 при варьировании угла наклона рамы 9. Копир 20, воздействуя на палец 17 эксцентрика, перемещает последний относительно вала 14, задавая тот или иной характер порывистости ветра. В свою очередь, эксцентрик 16 взаимодействует с роликом 23 на параллелограмме рамы 9 и отклоняет плечо 24, а вместе с ним и тросы 25 и 26, создавая нагрузку на пояса 31 и 32.

Для сохранения положения тела при прицеливании стрелок вынужден управлять уравновешивающими и восстанавливающими движениями, преодолевая упругое возмущение

  37487-20.jpg

Рис. 2

«ветра» (пружин 29 и 30). При правильно сформированном навыке сохранения положения для стрельбы стрелок точно осуществляет наводку оружия 3 по мишени бив нужный момент производит выстрел, результат которого укажет индикатор попаданий 5.

Использование описанного тренажерного устройства позволит значительно интенсифицировать тренировочный процесс, поскольку тренер будет иметь возможность имитировать ветровые режимы, которые требуются для усвоения заданного навыка. Такие режимы могут воспроизводиться в любой требуемый момент и в любом количестве повторений. Кроме того, благодаря использованию в тренажере искусственного ветрового потока создаются благоприятные условия для закрепления отработанных ранее навыков по определению характеристик ветра.

Возможность всестороннего контроля за процессом обучения, широкий диапазон условий и ситуаций, возможность их повторения и изменения временного масштаба позволят в конечном итоге обеспечить стабильность навыков при значительно меньших временных затратах на их формирование, чем в реальных условиях.

 
Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало