Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ных. Основанием для индивидуализации служат особенности конституции спортсменов.

Полученные результаты убеждают, что большая часть ведущих параметров, характеризующих техническое мастерство лыжников, реально достижима и для лыжниц-гонщиц. Поэтому основные технические показатели лыжников-мужчин должны быть своеобразным ориентиром, эталоном в работе над совершен-

 

ствованием техники лыжниц. Отмеченные особенности обусловлены главным образом недостаточной степенью развития скоростно-силовых качеств спортсменок. Именно этой стороне физической подготовки лыжниц следует уделить специальное внимание, ибо эффективность управления движениями основывается на взаимосвязи и взаимовлиянии физической и технической подготовки.

 

 

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТРЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА СТРЕЛЬБЫ В БИАТЛОНЕ

   


A. А. Соснин, мастер спорта СССР,
B. Ф. Тузов, кандидат педагогических наук
 

В ряде научных работ и методических пособий по биатлону (В. П. Чудинов, 1965; Я. И. Савицкий, 1967; В. В. Кинль, 1976; М. И. Корбит, 1981, и др.) имеется много практических рекомендаций по развитию скорострельности и повышению качества стрельбы биатлонистов. Однако ни в одном из источников нам не удалось обнаружить обоснованных данных по включению в тренировочный процесс биатлонистов идеомоторной подготовки.

Мысль о возможности технического совершенствования стрельбы в биатлоне с помощью метода идеомоторной тренировки была высказана А. Н. Романиным (1978). Сущность идеомоторной тренировки заключается в способности человека вызывать соответствующие двигательные реакции организма путем представления своих действий или движений и на основе этого целенаправленно управлять ими. По словам профессора университета штата Колорадо Ричарда Суинна, отвечающего за психологическую подготовку олимпийской команды США (с чьим именем связаны успехи известного американского лыжника-гонщика Билл Коха), мысленная репетиция двигательной деятельности — это могущественное оружие не только для устранения нервозности, но и для достижения спортсменом более высокого уровня исполнительского мастерства (см. сб. «Лыжный спорт», выпуск 1, 1981).

Спортсмены-стрелки, регулярно занимающиеся идеомоторной тренировкой, могут путем представления своих действий на огневом рубеже приблизить значения ЧСС, кровяного давления, частоты и глубины дыхания, нервно-мышечной координации, тремора рук к тому уровню, какой они имеют при реальной стрельбе (А. Я. Корх, 1975). При регистрации ЧСС у стрелков в ходе идеомоторной тренировки четко наблюдаются изменения ритмики сердца в моменты мысленно представляемых выстрелов. Ряд исследований, проведенных А. Ц. Пуни (1969), указывает на сходство био-

 

электрических показателей в моторной зоне коры головного мозга и мышцах при идеомоторном акте и соответствующих двигательных действиях.

Исходя из этого, мы предполагали, что:

— включение в тренировочный процесс идеомоторной подготовки будет способствовать повышению спортивно-технического мастерства биатлонистов;

— специальная стрелковая разминка непосредственно при подходе к огневому рубежу в виде сеанса идеомоторной настройки (СИН) приведет в готовность весь психофизический аппарат спортсмена, что будет способствовать быстрой и точной стрельбе на высоких пульсовых режимах (170 — 180 уд/мин). Возможность этого доказана А. Н. Куракиным (1976).

Это и определило постановку задач настоящего исследования: выяснить влияние идеомоторной подготовки на скорострельность биатлонистов и результат стрельбы.

Для решения этих задач был проведен педагогический эксперимент. В исследованиях приняли участие две группы лыжников-биатлонистов относительно одинакового уровня подготовки (Р < 0,05) по 12 человек в каждой, 17 — 19 лет, имеющих I спортивный разряд по биатлону. С биатлонистами экспериментальной группы проводились занятия по идеомоторной подготовке. Им было предложено четко наметить комплекс представлений идеомоторной настройки, внушить и вызвать зрительные и мышечно-двигательные ощущения от действий на огневом рубеже. Этот комплекс включал в себя следующие положения:

1. Представить себе прохождение последних 5 — 10 м перед рубежом стрельбища, где проходят тренировки или будут проходить соревнования, снятие палок с рук, снятие винтовки.

2. Мысленно представить себе наилучший участок рубежа: (ровный) при положении лежа — правый локоть чуть выше левого или на одном уровне, при положении стоя — правая

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

нога чуть ниже левой пли на одном уровне, ноги плотно стоят на снегу.

3. Представить себе перезарядку винтовки в следующем порядке: извлечение пустой обоймы из винтовки, извлечение заряженной обоймы из патронташа, установление последней в винтовку.

4. Представить себе изготовку стрельбы из положения лежа и стоя (соответственно), правильное расположение туловища, ног, положение левой руки, приклада в плечевом суставе, головы на гребне приклада, натяжение локтевого ремня (лежа), распределение веса тела (стоя). Представить работу правой руки в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах, работу правой кисти в целом. Вызвать мышечно-двигательные ощущения этих частей тела.

5. Произвести наводку, представив зрительно расположение мишени, мушки и диоптра, произвести 5 выстрелов, вызвав мышечные ощущения от действия правой руки.

Во время выполнения каждого из этих пунктов рекомендовалось привести дыхание в соответствие с представляемыми действиями на рубеже.

Вышеуказанный комплекс представлений идеомоторной настройки предусматривался в следующие моменты:

а) при подходе к рубежу за 200 — 300 м на тренировке;

б) при подходе к рубежу за 200 — 300 м на соревнованиях;

в) при передвижении на лыжах без винтовки в районе стрельбища;

г) во время отдыха;

д) перед сном, лежа в постели;

е) в транспорте.

В комплексе представлений была сознательно опущена деятельность биатлониста, покидающего огневой рубеж, так как представление подобных действий вызывает новый эффект, обратный ожидаемому, т. е. не настраивающий на стрельбу.

Все участники экспериментальной группы научились вызывать в себе вышеуказанные ощущения в спокойной обстановке, после чего они перешли к выполнению задания на комплексных тренировках при подходе к огневому рубежу. При выполнении задания на дистанции рекомендовалось не перескакивать с представления одних действий на представление других, не нарушать последовательности представляемых действий, не думать в начале упражнения о его конце. Если что-то сбило или отвлекло в данный момент от представления, рекомендовалось снова заставить себя сосредоточить внимание и продолжить настройку.

Соотношение и чередование тренировочных занятий в микроцикле обеих групп соответствовали методике подготовки биатлонистов, достаточно широко раскрытой в работах по биатлону (Я. И. Савицкий, 1967; В, Г. Афанасьев, 1972; В. В. Форбей, 1980).

 

 

Примерный недельный цикл
На этапе основных соревнований
биатлонистов экспериментальной группы

 

1-й день. Комплексная тренировка. Основные задачи: совершенствование техники и тактики стрельбы, используя СИН при передвижении на лыжах с максимальной интенсивностью.

Передвижение на лыжах по кругу 1,5 км (ЧСС — 170 — 180 уд/мин) — 12 кругов. При подходе к рубежу за 200 — 250 м — СИН. Гимнастика — 10 мин. Анализ качества стрельбы и проведения СИН. Тренаж вхолостую — 60 мни, в перерывах — СИН.

2-й день. Комплексная тренировка. Основные задачи; совершенствование техники и тактики стрельбы, используя СИН.

Передвижение по кругу 2,5 км с переменной интенсивностью (ЧСС — 150 — 190 уд/мин) — 8 кругов. При подходе к рубежу за 200 — 300 м — СИН. Гимнастика — 10 мин. Анализ качества стрельбы и проведения СИН. Кросс — 50 мин. Гимнастика — 10 мин. Тренаж — 30 мин.

3-й день. Лыжная подготовка. Основные задачи: развитие скоростно-силовых качеств, совершенствование техники передвижения на лыжах, повышение уровня идеомоторной подготовленности.

Интервальная, переменная или равномерная тренировка (в зависимости от задач микроцикла) на кругу 1,5 — 2,5 км. СИН в конце каждого круга. Гимнастика — 10 мин.

4-й день. Активный отдых. Основные задачи: восстановление функций всех систем организма, совершенствование динамического стереотипа, используя идеомоторную тренировку.

Спортивные игры — 1 ч, тренаж вхолостую — 1 ч, СИИ во время отдыха.

5-й день. Комплексная тренировка. Основные задачи: совершенствование техники и тактики стрельбы, используя СИН, развитие скоростной выносливости.

Передвижение на лыжах по кругу 1,5 км с переменной интенсивностью (ЧСС — 150 — 190 уд/мин) — 8 кругов. СИН за 200 — 300 м при подходе к огневому рубежу. Передвижение на лыжах со слабой интенсивностью — 4 — 5 км. Гимнастика — 10 мин. Анализ качества стрельбы и проведения СИН. Кросс — 30 мин. Гимнастика — 10 мин. Тренаж вхолостую — 30 мин, в перерывах — СИН.

6-й день. Соревнования по биатлону. Основные задачи: проверка подготовленности и влияния идеомоторной подготовки на спортивный результат.

Разбор результатов выступления и анализ качества стрельбы и проведения СИН.

Вечером — парная баня.

7-й день. Отдых.

 

В течение двухмесячного эксперимента проводился хронометраж пребывания биатлонистов на огневом рубеже во время стрельбы (Т). Причем за начало отсчета времени брался момент, когда спортсмен начинал снимать палки с рук, делая при этом последние 5 — 10 шагов, подходя к месту стрельбы, а концом

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

отсчета был последний, пятый выстрел. Все действия биатлонистов Б этот промежуток времени в своей последовательности соответствовали комплексу представлений. Параллельное этим определялось время, затраченное участниками эксперимента на СИН в спокойном состоянии (t) и при передвижении на лыжах при подходе к стрельбищу (tн).

Полученные в результате хронометража данные сводились в таблицу. Из анализа таблицы видно, что время, затраченное на СИН при движении на лыжах на комплексных тренировках, больше этого времени в спокойном состоянии, причем различие довольно значительное. Такая закономерность справедлива для стрельбы из положения как лежа, так и стоя.

Большое различие объясняется тем, что при передвижении на лыжах необходимо дополнительное время на перестройку психофизического состояния биатлониста: перевозбуждение и расторможение процессов в коре головного мозга, разрыв существующих нервных связей, возникших в результате предыдущей деятельности (деятельности лыжника-гонщика), и установление новых связей, определяющих деятельность спортсмена-стрелка. По словесным отчетам спортсменов, им иногда приходится два, а то и три раза возвращаться к отдельным моментам в своих представлениях для того, чтобы с полной ясностью и в мельчайших подробностях воспроизвести свои действия.

Все это связано с тем, что биатлонист не может быстро перестроиться с одного вида деятельности на другой. Это еще раз подтверждает мысль о необходимости _ специальной разминки биатлонистов непосредственно перед стрельбой, которую можно выполнить в виде СИН.

Проведенный корреляционный анализ полученных данных выявил большую зависимость времени, затрачиваемого на подготовку и стрельбу, от времени СИН в условиях комплексной тренировки.

Во время исследований был проведен ряд контрольных соревнований, в которых фиксировался минутный штраф, полученный участниками при стрельбе из положения лежа и стоя. Эти соревнования проводились до начала изучения комплекса представлений идеомоторнои настройки, после усвоения этого комплекса, через один месяц и через два месяца с начала эксперимента. Перед каждым контрольным соревнованием, за исключением первого, испытуемым ставилась задача провести СИН за 200 — 300 м перед огневым рубежом.

Из анализа полученных результатов стрельбы на протяжении всего эксперимента видно, что результативность стрельбы в конце эксперимента значительно возросла и является положительной и достоверной по отношению к начальным показателям.

Данные исследований показывают, что

 

наиболее существенные положительные сдвиги в скорострельности и качестве стрельбы произошли у биатлонистов экспериментальной группы.

После окончания эксперимента, показавшего положительное влияние идеомоторной подготовки на результат стрельбы и увеличение скорострельности, участники эксперимента были опрошены с целью изучения процесса освоения комплекса представлений идеомоторной настройки и определения личного мнения об эффективности использования метода. Все ответы были обобщены и свелись к следующему:

— в начальной стадии обучения, когда комплект представлений идеомоторной настройки в спокойном состоянии уже усвоен достаточно хорошо, при подходе к огневому рубежу на лыжах вызвать такие представления было довольно сложно, а порой некоторым биатлонистам просто не под силу, и весь комплекс представлений разбивался на несколько коротких и довольно неясных представлений. Мысли перескакивали с одних действий на другие без всякой связи. Эта связь стала проявляться постепенно, и воспроизведение всего комплекса представлений достигалось с достаточной точностью и ясностью. В конце эксперимента все испытуемые могли провести СИН во время передвижения на лыжах, что было достигнуто только благодаря сознательности и ответственности спортсменов. СИН проводилась регулярно перед каждым рубежом на комплексных тренировках, а также в свободное от тренировок время;

— с постепенным усвоением комплекса представлений биатлонисты стали меньше реагировать на посторонние раздражители и более строго контролировать свои действия на огневом рубеже.

Учитывая скорость передвижения и врем5., затрачиваемое на СИН (tКср= 61 с), был установлен отрезок дистанции 250 — 300 м перед стрельбищем, в начале которого рекомендуется начинать СИН. На практике каждый биатлонист после 2 — 3 подходов к огневому рубежу с выполнением СИН может определить место дистанции, с которого он успевает провести настройку полностью.

Таким образом, идеомоторная подготовка в тренировочном процессе биатлонистов, серьезное, ответственное отношение к ней занимающихся, а также специальная разминка в виде СИН перед стрельбой способствуют:

— приведению в оптимальное состояние основных функций и систем организма, что необходимо для успешного выполнения стрельбы;

— проверке приспособленности всех ранее созданных элементов динамического стереотипа к предстоящим действиям на огневом рубеже;

— улучшению результатов стрельбы;

— повышению скорострельности стрельбы из положения лежа и стоя;

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Динамика скорострельности и длительности СИН (средние данные)

Группа

Положение

Обозначения

Начальный период обучения

Через один месяц

Через два месяца

Изменение параметра

Эксперимен-
тальная

Лежа

Т

t

tн

60,4±2,9

79±8,4

55±2,4

58,6±2,6

75,5±6,5

40,7±4,6

50,3±4,5

62,9±4,1

19,7±3,9

28,7±6,5

12,6±4,5

<0,01

<0,01

<0,01

Стоя

Т

t

tн

62±3,5

78,3±4,6

52,6±4,7

60,0±3,2

78,6±3,8

44,5±4,8

50,3±3,6

60,5±3,2

18,5±3,7

28,0±3,4

18,1±6,5

<0,01

<0,01

<0,01

Контрольная

Лежа

T

61,0±3

56,4±3,7

50,7±4,9

10.3±2,8

<0,01

Стоя

T

59,0±2,5

58,5±4,6

46,4±3,6

12,6±3,5

<0,01

 

 

— снижению нервного возбуждения, повышению интенсивности и устойчивости внимания.

 

Все это в конечном итоге ведет к совершенствованию спортивно-технического мастерства биатлонистов.

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ

   
A. Ф. Синяков, кандидат медицинских наук,
B. П. Маркин, кандидат педагогических наук
 

В лыжном спорте тренировка женщин довольно часто проводится по тем же принципам, что и тренировка мужчин. При этом лишь снижается объем задаваемой нагрузки и в лучшем случае делаются некоторые другие скидки (например, в дни менструации ограничиваются упражнения, вызывающие сотрясение тела). Однако этого оказывается совершенно недостаточно для правильного построения тренировочного процесса женщин. Упущения тренеров, как выяснилось, в большинстве случаев связаны с тем, что они недостаточно хорошо знают особенности женского организма и в первую очередь основную его физиологическую особенность, связанную с овариально-менструальным циклом (ОМЦ).

Правильно построенные занятия улучшают физическое развитие, способствуют повышению функциональных возможностей женского организма. У лыжниц-гоншиц обычно лучше протекает беременность, реже отмечаются осложнения при родах, а дети меньше болеют, чем у их сверстниц, не занимающихся спортом. Однако бывают и другие случаи, когда выявляются неблагоприятные последствия спортив-

 

ных занятий. Связаны они обычно с перегрузками и игнорированием особенностей женского организма.

Проводя анкетный опрос тренеров по лыжному спорту, мы убедились, что 15% из них при дозировании тренировочной нагрузки вообще не учитывают те изменения в организме спортсменок, которые наблюдаются в период менструации (в ОМЦ выделяют 5 фаз: менструальную, постменструальную, овуляторную. постовуляторную и предменструальную). Заметим, что, по нашим данным, 44% лыжниц-гонщиц испытывают существенные трудности в фазе менструации. Так, 36% спортсменок отмечают ухудшение самочувствия, повышенную утомляемость, отсутствие желания тренироваться, а 8% — резкое ухудшение самочувствия, головную боль, раздражительность, спастические боли внизу живота и в области поясницы. Не считаться с этим нельзя.

Увеличивая объем и интенсивность тренировочной нагрузки, удается добиться повышения спортивных результатов лыжниц-гонщиц, однако интенсификация тренировочного процесса имеет свои пределы. На сегодняшний

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало