Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

горнолыжников в традиционных международных соревнованиях Интеркритериум (12 — 14 лет) и Юниоркритериум (15 — 17 лет) вселяет оптимизм. Лучшие учащиеся специализированных ДЮСШ и в призеры попадают нередко, и первыми становятся. В последнее время команды на эти состязания комплектуют целиком из передовых детско-юношеских школ. Не подводят ребята из Уфы, Чусового и Красноярска, а ведь их целенаправленная подготовка ведется на местах. Наша смена обыгрывает зачастую тех, кто несколько лет спустя становится известным всему миру. За примером далеко ходить не надо. Олимпийская чемпионка Сараево итальянка Магони в свое время выступала на юниорских состязаниях «Тополино» на уровне результатов Г. Бухтияровой и К. Каримовой (обе из Уфы). Но разве можно сравнить их теперь?

Корень зла я вижу в том, что негде в стране мужать и крепнуть юным талантам. Им нужны высокие скорости, интересные, современные по всем параметрам трассы. Трассы, центры, которых все еще нет...

Огромно наше горнолыжное хозяйство. Но очень уж оно не упорядочено. Все не доведем мы до нужных кондиций природой подаренные места: Чимбулак, Бакуриани, Славское, Терскол, Кировск и другие центры, большинство которых находится в Российской Федерации. Без настоящего горнолыжного стадиона, какие давно имеют в своем распоряжении представители других зимних видов спорта, нам никак не обойтись.

Большие перспективы я связываю с гру-

 

зинским поселком Гудуари. Это название еще мало кому знакомо. Минувшей весной я побывал там на четко организованных соревнованиях с участием сильнейших горнолыжников страны и нахожусь под большим впечатлением.

Если в Чимбулаке или Бакуриани для создания классных трасс необходим большой объем земляных и строительных работ, то в Гудуари достаточно произвести разметку и утрамбовать снежный покров ратраками. И — все! Здесь зона альпийских лугов, летом пастбища, склоны с мягким и разнообразным рельефом. Залегание снега раннее и его достаточно. Погода в целом устойчивая. Впечатляет и масштабность склонов. Если в Чимбулаке их ширина от силы 800 метров, в Бакуриани и того меньше, то в Гудуари ширина массива достигает почти 3 километров! Вершина горы Гудуари расположена на высоте 3300 метров над уровнем моря — трассу скоростного спуска можно проложить длиной до 5 километров! И еще немаловажная деталь: удобство подъезда — от Тбилиси до Гудуари 120 километров по Военно-грузинской дороге.

Горные лыжи в нашей стране с каждым годом приобретают все большую популярность — как на спортивном уровне, так и в области массового туризма. И мы, тренеры, надеемся и верим, что лучшие дни советских горнолыжников еще впереди. Надо лишь всем причастным к общему делу трудиться вдумчиво и на совесть.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ГОРНОЛЫЖНИКА

   
К. И. Радыгина, В. Вихляев, Львов
 

При больших скоростях спуска ускорения горнолыжника в соответствии с законами механики в несколько раз превышают его вес (перегрузки 300 — 400 кг). Большие нагрузки требуют тщательной подготовки мышц нижних конечностей (ступней, голени, бедра, а также туловища).

Средства тренировки выбираются в соответствии с задачами тренировочного процесса, возрастно-половыми и психологическими особенностями спортсменов, материальной оснащенностью и т. д. В горнолыжном спорте нижние конечности подвергаются большим нагрузкам при любом положении тела. Спортсмен на трассе множество раз выполняет наклоны вперед и назад, полуприседания, а

 

иногда и приседания (низкая стойка), переходы в высокую стойку.

Чтобы сделать все это на большой скорости (продолжительное время находиться в стойке горнолыжника, плавно амортизировать усилия, возникающие при преодолении бугров и на поворотах), горнолыжник должен обладать большой силой и хорошим скоростно-силовым потенциалом. Развитие этих качеств способствует развитию целого ряда других физических качеств спортсмена и, кроме того, улучшает координацию движений, повышает выносливость, уменьшает травматизм.

Прыжковые упражнения являются основным средством специальной скоростно-силовой подготовки горнолыжника. Их в большей или

Library   45   Up


Contents

 

Home
  37488-12.jpg

 

Прыжковые упражнения горнолыжника

 

меньшей степени используют на всех этапах годичного цикла тренировки. Различные по характеру прыжковые упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат спортсмена, а прыжки типа многоскоков оказывают тренирующее воздействие на рессорную функцию позвоночника, что немаловажно при высокой скорости и вибрации при прохождении различных горнолыжных трасс.

Предлагаем три комплекса прыжков: I — прыжки на месте, II — прыжки с использованием предметов и препятствий, III — прыжки с продвижением — многоскоки.

Прыжки на месте. Эта группа прыжков используется в соревновательном и подготови-

  37488-13.jpg

тельном периодах, ее включают во вторую часть специальной разминки.

1. Простые прыжки на месте с поворотом на 180 — 360°. Темп — 60 прыжков в минуту (рис. 1).

2. 3 прыжка на месте, 4-й — глубокое приседание (рис. 2): а — ягодицы касаются пяток; б — грудью коснуться коленей. 3 серии до полной усталости. Отдых — 1 мин.

3. Боковые прыжки в полуприседе (рис. 3): а — движение коленей вправо-влево; б — прыжки вправо-влево с движением коленей; в — прыжки по треугольнику; г — прыжки по квадрату.

4. Прыжки «вприсядку» (рис. 4) — ноги вперед-в стороны (русская пляска).

5. Прыжки с переходом в переднюю и заднюю стойку (рис. 5).

6. Боковые прыжки с одной ноги на другую (рис. 6): а — с ноги на ногу; б — 5 прыжков на одной ноге.

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

7. Прыжки на месте (рис. 7) — на счет «4» — группировка.

8. Прыжки через скакалку с имитацией (рис. 8). 50 — 100 прыжков — 3 серии, отдых — 1 мин. Тест: за 15 с 35 прыжков и больше — «отлично».

Методические указания. 1. Ритмичные покачивания выполняются сериями: 50 — 100 прыжков X 3 серии, отдых — 1 мин. При идеальном выполнении упражнения голени должны быть слегка наклонены вперед (упр. 2, рис. 2, а).

2. Прыжки в быстром темпе выполняются в лыжной стойке. Как и в горнолыжном спорте, надо прыгать,ие допуская больших  нагрузок на голеностопы. Ступни поднимать параллельно земле, напрягать только спину (упр. 2, 7, 8, рис. 2, 6, 7, 8).

3. Боковые прыжки (прыжок вправо с приземлением на правую ногу) позволяют почувствовать опору на бедро при боковом повороте (упр. 6, рис. 6, а). Если прыжки выполняются расслабленно, то они способствуют отработке независимой работы ног. 30 — 40 боковых прыжков X 3 серии с отдыхом 2 — 3 мин.

4. Боковые перемещения (5 прыжков на одной ноге, упр. 6, рис. 6, б) укрепляют мышцы, которые обеспечивают работу ног при боковом перемещении (горнолыжник все время перемещает ЦТ с одной ноги на другую). 4 — 8 боковых перемещений туда и обратно X 2 серии, отдых — 1 мин.

Прыжки с использованием предметов и препятствий. Различные предметы и препятствия усложняют задания, повышают интерес занимающихся, разнообразят нагрузку, приближают ее к условиям основной работы. Эти прыжковые упражнения применяются на протяжении всего подготовительного периода, они являются хорошим дополнением к основной нагрузке в занятии (например, в кроссовой подготовке, в игровой тренировке и т. д.), поэтому их включают в основную часть урока. На стадионе, в зале, на местности используются барьеры, флажки, лестницы, тумбочки, гимнастические скамейки, искусственные или естественные препятствия.

1. Попеременный подъем на тумбу высотой 40 — 50 см в ритме степ-теста (рис. 9).

2. Прыжки через слаломные флажки (рис. 10).

3. Прыжки через 5 — 10 барьеров (рис.11).

4. Прыжки вверх-вниз на гимнастическую скамейку (рис. 12): а — вперед, б — назад, в — с поворотом.

5. Боковые прыжки через гимнастическую скамейку (рис. 13). Тест: за 20 с 45 прыжков и больше — «отлично».

6. Прыжки толчком одной ноги (рис. 14): а — с толчковой на толчковую, б — боковой прыжок.

 

7. Прыжки в глубину с уступа, в полете — группировка (рис. 15).

8. Прыжки вниз по лестнице с имитацией (рис. 16).

9. Прыжки через естественные препятствия: канавы, деревья (рис. 17): а — прямые, б — боковые.

10. Прыжки с обеих ног прямо и вперед-в сторону по автопокрышкам, вкопанным вертикально и лежащим горизонтально по прямой линии или по кругу (рис. 18).

Методические рекомендации. 1. Боковые прыжки через гимнастическую скамейку толчком обеих ног можно рекомендовать только подготовленным спортсменам. Новички и дети могут начинать прыгать через две параллельные линии, затем через планку перевернутой скамейки.

2. В прыжках с уступа в глубину необходимо в момент группировки поднимать ступни и держать их в таком же положении, в каком они находятся в горнолыжных ботинках (упр. 7).

3. Для сохранения равновесия в прыжках можно держать руки в стороны. Можно прижать кисти рук к плечам, создав тем самым более сложные условия для сохранения равновесия при пробежках и прыжках.

Прыжки с продвижением — многоскоки. Многоскоки используются не только для укрепления опорно-двигательного аппарата спортсмена, но и как средство управления спортивной формой, так как оказывают большой тренировочный эффект (ЧСС 150 — 160 уд/мин).

Применять их нужно очень осторожно. Рекомендуем включать в тренировку сначала отдельные многоскоки. На первом этапе подготовительного периода они могут только дополнять нагрузку основной части урока. На втором этапе подготовительного периода можно выполнять комплекс из 8 — 10 различных упражнений, в каждом упражнении по 25 — 40 прыжков. Таким образом, прыжковая нагрузка одного комплекса равняется 250 — 300 прыжкам. В конце подготовительного периода (2 — 3 недели) перед выходом на снег можно целое занятие отводить многоскокам, доводя нагрузку до 3 серий, а для мужчин — мастеров спорта — до 5 серий в одном занятии.

1. Прыжки (5 — 10-скоки) с ноги на ногу прямо и с боковым выталкиванием (коньковый шаг) (рис. 19).

2. Прыжки с подтягиванием обеих ног и выносом их вперед (рис. 20).

3. Прыжки с обеих ног прямо и вперед-в сторону (рис. 21): а — «кенгуру», б — в полете группировка; в — в полете захлест голеней.

4. Прыжки в стойке «яйцо» (рис. 22).

5. Прыжки на одной ноге — «блоха»

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

(рис. 23). Тест: 40 — 50 прыжков — «отлично».

6. Прыжковая имитация дуг поворотов: 4 — 5 дуг на одной, затем на другой ноге, на внешней и внутренней стороне стопы (рис.24).

7. Многоскоки с забрасыванием ступней в каждом прыжке (рис. 25).

8. Прыжки в высокой стойке с вращением: 4 прыжка с полуповоротами (+80°), 5-й с поворотом на 360° (рис. 26).

Методические рекомендации: 1. Комплект из 8 — 10 упражнений включается в занятия скоростно-силовой направленности. Темп — 90 — 120 прыжков в минуту. ЧСС 120 — 160 уд/мин.

2. Во избежание травм многоскоки лучше выполнять на мягком грунте (опилочной дорожке, травяном покрытии, песке), длина дорожки 30 — 40 м. Наилучший тренировочный эффект достигается на уклоне 1 — 2°, хотя можно и варьировать нагрузку, выбирая горизонтальные площадки и подъемы.

3. Во время тренировки контроль пульсового режима обязателен! Каждый спортсмен после прыжков должен измерить свой пульс.

 

Интервалы отдыха строго индивидуальны. Новое упражнение в прыжках можно начинать при ЧСС 120 уд/мин и меньше.

4. Отдых между сериями — 5 — 10 мин. В это время целесообразно проделать ряд упражнений на гибкость и расслабление.

5. Занятия с прыжковой нагрузкой следует проводить в середине и в конце недельного микроцикла.

Педагогический контроль. Ряд прыжковых упражнений используется для тестирования специальной физической подготовленности горнолыжника.

1. Прыжки через скакалку с имитацией за 15, 30, 60 с.

2. Прыжки через 5 — 10 барьеров.

3. Боковые прыжки через гимнастическую скамейку: 10 прыжков на время; количество прыжков за 20 с, за 30, за 40.

4. Многоскоки на одной ноге («блоха») — количество прыжков; многоскоки на обеих ногах («кенгуру») — количество прыжков.

5. Прыжки тройные, пятискоки, шестискоки — в сантиметрах.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА

   
А. Ф. Лисовский, Челябинск
 

Многие вопросы техники горнолыжного спорта, этой ведущей стороны спортивного мастерства, разработаны еще весьма слабо. Одним из таких вопросов является само определение техники горнолыжного спорта, а ведь четкость определения уже конкретизирует задачу и позволяет более целенаправленно строить процессы обучения и тренировки. Важнейшим следует считать и методический вопрос: каким образом можно оценить уровень технического мастерства горнолыжников и проследить за его изменениями в процессе освоения и совершенствования техники? На эти вопросы автор постарается ответить, излагая свое мнение в порядке дискуссии.

Общепринятое определение техники находим в учебнике «Теория и методика физического воспитания» (1976): «Техникой физических упражнений принято называть способы выполнения двигательных действий (их организация), с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью». Такая формулировка, оставаясь верной по существу, нуждается в нашем случае в уточнении и конкретизации.

В горнолыжном спорте двигательные действия спортсмена направлены на решение задачи движения на лыжах по определенному

 

маршруту (трассе) под действием силы тяжести, увлекающей его вниз по склону. Эффективность решения двигательной задачи определяется временем спуска по трассе и зависит от полноты преобразования потенциальной энергии, которую получает спортсмен при подъеме на старт, в кинетическую энергию движения.

Процесс преобразования энергии определяется работой действующих при спуске сил. Работу некоторых сил считают положительной, т. е. способствующей увеличению скорости движения. Это сила тяжести и те силы, которые создает горнолыжник при отталкивании от снега лыжами и палками и которые лежат в основе так называемых ускоряющих приемов.

Но ускоряющие приемы эффективны лишь при относительно небольшой скорости движения и создают увеличение скорости в основном только при старте и стартовом разгоне. Остальные силы создают отрицательную, т. е. тормозящую работу. К ним относятся сила сопротивления воздушной среды, силы инерции и силы реакции опоры: сила трения поверхности лыж о снег, силы, возникающие при врезании кантов в снег, силы сопротивления снега сдвиганию и др. Чём меньше работа тормозящих сил, тем больше кинетичес-

Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало