Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

обучения и совершенствования. Эта работа откладывается обычно на будущее, приземление выполняется неправильно, на «устой», доводится до автоматизма, и переучивать в дальнейшем спортсмена становится очень трудно, ибо известно, что учить легче, чем переучивать. На республиканских и всесоюзных соревнованиях юных спортсменов правильно выполняют приземление лишь единицы.

Может быть, методика обучения и совершенствования техники приземления недостаточно разработана и это тормозит ее освоение? Нет. Методика разработана достаточно глубоко в научных работах В. К. Насимовича, П. А. Дементьева, М. А. Химичева, П. С. Клейменова, Е. А. Грозина, В. Э. Нагорного, В. С. Татаринцева, А. К. Григаса и целого ряда других специалистов. Причины, по нашему мнению, кроются в либерализме судей на соревнованиях всесоюзного масштаба, как взрослых, так и особенно юношей, недооценке этого элемента техники тренерами и спортсменами.

Поиски иного подхода к совершенствованию техники приземления приводят к убеждению в том, что необходимо установить большую зависимость общего результата в прыжках на лыжах от техники приземления, особенно юных прыгунов и двоеборцев.

С этой целью, в порядке эксперимента, двухдневное первенство БССР 1983 г. по прыжкам на лыжах с трамплина с искусственным покрытием мощностью 40 м было проведено по следующей системе.

Оценка прыжка складывалась из оценки за длину прыжка и оценки только за технику приземления, которая определялась из 6 баллов каждым судьей. Шестибалльная шкала была установлена исходя из максимального снижения оценки всего прыжка за технически неправильное выполнение приземления согласно Правилам соревнований (исключая падение). Судьи руководствовались

 

критериями, изложенными в Правилах. Если спортсмен падал, его оценка за технику равнялась нулю. Такую же оценку он получал и при грубом нарушении техники приземления без падения.

В первый день соревнований судейство техники велось по общепринятой системе — из 20 баллов. Из 30 прыгунов, стартовавших в этот день, лишь один спортсмен выполнил приземление технически правильно — в положении выпада.

Во второй день соревнований при экспериментальной системе оценки результатов, т. е. при начислении очков только за технику приземления и за длину, 18 прыгунов стали выполнять приземление в положении выпада (разножка), а остальные лишь пытались выполнить его правильно. Надо сказать, что об экспериментальной системе судейства было объявлено перед началом первого дня соревнований.

На наш взгляд, такая система заслуживает определенного внимания и может быть использована на ряде соревнований всесоюзного и республиканского масштаба для стимулирования работы над техникой приземления.

Проведение отдельных соревнований с системой оценки только техники приземления и длины прыжка, особенно в подготовительном периоде, по нашему мнению, не повредит становлению мастерства прыгунов и двоеборцев, ибо значимость дальности прыжка сохраняется, а она требует мощного отталкивания и аэродинамически выгодного полета. Техника же приземления получит свою долю оценки и внимания со стороны тренеров и спортсменов. Кроме того, необходимость работы над техникой приземления в тренировках потребует более высокого качества подготовки горы приземления, что снизит вероятность получения травм.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ТРЕНИРОВОЧНЫМ НАГРУЗКАМ

   
И. Г. Огольцов, Москва
 

За последние два-три десятилетия проблема адаптации организма спортсмена к предельным физическим нагрузкам привлекает все больше и больше исследователей, как биологов, так и специалистов в области теории и методики спорта. Стремительный рост спортивных результатов выдвигает проблему

 

адаптации на одно из самых важных направлений в исследованиях.

Адаптация — это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Организм человека в результате миллионов лет существования приобрел самую удивительную способность — приспосаб-

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

ливаться к постоянно изменяющимся условиям среды. Однако в спорте максимальных достижений необходимы более быстрые темпы адаптации, освоения постоянно растущих тренировочных нагрузок. В итоге некоторые спортсмены не выдерживают этих темпов, в их организме накапливаются относительно стойкие следы недовосстановления и спортивные результаты заметно падают. Восстановительные процессы резко замедляются, появляется хроническое утомление. Зачастую талантливые спортсмены бывают вынуждены прекратить спортивные выступления. Некоторые же спортсмены боятся осваивать предельные физические нагрузки и постепенно превращаются в «железных зачетников». Не решаясь дерзать, они так и не достигают намеченных высот мастерства.

Где же та истина реализации законов адаптации, знание которой поможет спортсменам и тренерам полнее использовать природные способности человека?

За последние двадцать лет профессором Ф. З. Меерсоном написан ряд монографий по проблемам адаптации. Наши данные основываются на научных выводах и рекомендациях этого исследователя.

Ф. З. Меерсоном впервые было установлено наличие двух типов (классов) адаптации: коротковременные (срочные) и долговременные механизмы ответных реакций. Коротко-временные реакции — это реакции, для осуществления которых во взрослом организме всегда имеются готовые, вполне сформированные механизмы. Эти реакции следующие: увеличение теплопродукции в ответ на холод или, наоборот, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема на недостаток кислорода в организме и др.

Долговременные адаптации — это реакции, для осуществления которых в организме нет вполне готовых, сформированных механизмов, а имеются лишь генетически детерминированные предпосылки, обеспечивающие постепенное формирование таких механизмов при многократном или достаточно длительном действии среды.

Доказано, что общей основой всех долговременных реакций является увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков и развитие определенных структурных изменений в клетках тех функциональных систем, которые играют главную роль в реакции на данный фактор. Так, при адаптации к физическим нагрузкам увеличение функций аппарата движения, систем кровообращения и дыхания влечет за собой увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков в нейронах двигательных нервных центров, а также в скелетных мышцах, сердце, легких и т. д.

В итоге этой активации масса двигатель-

 

ных нейронов увеличивается — они гипертрофируются, скелетные мышцы тоже гипертрофируются и одновременно в расчете на единицу массы мышечных клеток в 1,5 — 2 раза может увеличиться количество митохондрий органел, ответственных за энергообеспечение клетки.

В сердце увеличение скорости биосинтеза приводит к увеличению количества капилляров и концентрации миоглобина, который обеспечивает транспорт кислорода от капилляров к митохондриям, увеличивается также мощность ферментных систем, обеспечивающих транспорт субстратов к митохондриям, окисление которых составляет основу образования главного носителя химической энергии в клетках всех живых существ — аденозинтрифосфата (АТФ). Наконец, активация биосинтеза приводит к увеличению массы легких и тем самым к увеличению дыхательной поверхности легких (альвеол), через которую организм получает кислород.

Иными словами, указывает профессор Ф. З. Меерсон, увеличение функции системы приводит к возрастанию скорости синтеза нуклеиновых кислот и белков в образующих ее клетках, а это, в свою очередь, приводит к таким структурным изменениям, которые увеличивают способность клеток образовывать необходимую для функции энергию в форме АТФ.

В итоге звено, лимитирующее достижимую функцию всей системы, расширяется — реализуется долговременная адаптация организма к высокой и длительной двигательной активности.

Таким образом, увеличение двигательной деятельности организма влечет за собой увеличение функции синтеза нуклеиновых кислот и белков и формируется «структурная база адаптации» в системах, ответственных только за эту адаптацию, специфическую для данной двигательной активности.

Каковы же те конечные механизмы, за счет которых интенсивность функционирования структур влияет на активность генетического аппарата? Оказалось, что увеличение функции всех органов и систем в результате увеличенной двигательной активности влечет за собой кратковременное отставание синтеза АТФ и креатинфосфата (КФ) при увеличении продуктов их распада: аденозиндифосфата (АДФ) и креатина (КР) и др. Такое увеличение отношений АДФ/АТФ и КР/КФ — увеличение потенциала фосфорилирования вызывает рост скорости гликолиза, что приводит к накоплению молочной кислоты. Этот сдвиг за счет увеличения концентрации водородных ионов или иным путем играет важную роль в развитии процессов утомления, т. е. ограничивает уровень функции. Одновременно потенциал фосфорилирования (ПФ)

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

управляет синтезом АТФ в митохондриях; увеличение ПФ закономерно активизирует синтез АТФ. Иными словами, увеличившись под влиянием нагрузки на некоторую величину, ПФ активирует главный механизм срочной адаптации — аэробный механизм синтеза АТФ, что обеспечивает восстановление равновесия между расходом и синтезом АТФ.

Таким образом, конечным звеном всех биохимических процессов в организме является АТФ и отношение АДФ/АТФ. Чем выше интенсивность и длительность нагрузки, тем больше дефицит АДФ/АТФ, тем быстрее в организме наступает утомление, приводящее к отказу в работе.

Каким образом тренер может использовать знания теории адаптации в своей конкретной работе? В этом нам помогут разобраться педагогические принципы обучения и тренировки.

Любое педагогическое обучение и совершенствование осуществляется на определенных, усвоенных ранее двигательных действиях. Если спортсмен пробегает на лыжах определенную дистанцию или выполняет другое упражнение за то или иное время, то это значит, что организм уже готов для выполнения данной работы. Поэтому тренер начинает работу со спортсменом, уже определенным образом готовым в какой-то мере для выполнения нагрузки. Задача педагога-тренера — создать необходимые условия для последующего развития данных физических качеств.

Итак, выбор тренировочной скорости и объема нагрузки для каждого спортсмена осуществляется от достигнутого, от определенной базы физической подготовленности. Для того чтобы установить, какая должна быть тренировочная скорость на данном занятии, необходимо установить соревновательную скорость лыжника на дистанции 5 — 10 км.

В результате многочисленных научных исследований нами установлено, что для развития специфических физических качеств, характерных для соревновательной деятельности, скорость или напряженность выполнения циклических упражнений должна быть не ниже 90 — 92% (от соревновательной скорости на дистанции 10 км). Итак, тренировочная скорость определяется от уже достигнутой скорости в соревнованиях. Но главным и определяющим целевое назначение нагрузки (нагрузка выполняется или для развития качества или для поддержания его) является количество выполненной работы.

В конечном итоге количество нагрузки регулируется силой раздражителя (нагрузка для всех систем организма является мощным раздражителем) и в зависимости от продолжительности действия раздражителя в организме будут создаваться условия для адаптации организма. При чрезмерно длительной нагруз-

 

ке или, наоборот, кратковременной адаптация будет затруднена. Вот здесь-то и проявляется умение тренера грамотно использовать знание законов адаптации и тех механизмов, которые ответственны за адаптацию к конкретной физической нагрузке.

Для того чтобы организм развивался, надо в процессе физической работы утомить его до определенной степени, т. е. выполнить такое количество нагрузки, для которого в организме имеются энергетические запасы, и запасы потенциалов фосфорилирования сохранять поддержанием запланированной скорости (при постоянно увеличивающемся дефиците АДФ/АТФ и КР/КФ). Сигналом для прекращения выполняемой нагрузки служит невозможность за счет волевого усилия поддерживать запланированную скорость.

Если взять за 100% всю выполненную нагрузку в км или часах, то в организме можно выделить три стадии работоспособности: врабатывание, компенсированное утомление, некомпенсированное утомление и отказ от работы. Время врабатывания составляет 26 — 30%. Компенсированное утомление составляет 75 — 85%. Некомпенсированное утомление продолжается 15 — 25% времени.

Компенсированное утомление характеризуется тем, что в организме еще имеется достаточное количество субстратов (скорее всего углеводов), спортсмен не испытывает большой субъективной трудности при выполнении нагрузки. Но вот в организме включенность в работу углеводов начинает уменьшаться, а это уменьшение оценивается по уменьшению молочной кислоты в крови спортсмена, для поддержания скорости энергообеспечение происходит за счет большей включенности белков. Скорость спортсмен поддерживает волевым усилием. Чем меньше в крови концентрация лактата и чем больше включенность белков, тем труднее поддерживать скорость. У хорошо подготовленных спортсменов концентрация лактата в крови на финише может быть 20 — 40 мл%, в то время как при прохождении середины дистанции, при компенсированном утомлении и концентрации лактата в крови 120 — 140 мг% лыжник не испытывал большой субъективной трудности при прохождении дистанции.

Таким образом, выполнение работы в зоне некомпенсированного утомления является оптимальной мерой утомления, оптимальной мерой расходования энергии и ее запасов. Это и будет пусковым механизмом для протекания процессов восстановления. Следовательно, развитие физических качеств будет происходить только в том случае, если мы определим оптимальную меру расходования энергии, меру утомления. Меньший расход энергии обеспечивает меньший прирост последующей работоспособности. Привычные нагрузки,

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

освоенные объемы упражнений не обеспечивают рост спортивных результатов, выход организма на новый уровень запасов субстратов и их расходования. Так же и чрезмерные нагрузки не дают желаемого прироста, ибо они резко замедляют течение процессов восстановления.

 

Обобщая сказанное выше, можно сделать одно практическое заключение: правильно выбранная физическая нагрузка ускоряет в организме течение процессов восстановления, как в ходе самой работы, так и в период отдыха между нагрузками.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИМОННИКА КИТАЙСКОГО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

   
А. Ф. Синяков, В. П. Маркин, Москва
 

Лимонник китайский представляет собой вьющийся кустарник — лиану с деревянистым стеблем длиной до 10 — 15 м, толщиной около 2 см. Цветет во второй половине мая — начале июня. Плоды созревают в сентябре — октябре. Это сочные шаровидные ягоды 1-2-3-се-мянные, цвет их оранжево-красный, диаметр 5 — 10 мм. Плоды образуют кисть из 10 — 50 ягод. Одна лиана может давать до 5 кг ягод. Кожица созревших ягод сладкая, мякоть кислая, семена при разжевывании терпкие, вызывают жжение во рту. Все части растения при растирании имеют лимонный запах, обусловленный содержащимися в нем эфирными маслами. Для медицинских целей собирают зрелые плоды лимонника, обладающие терпким привкусом. Их срывают целыми кистями, затем сушат до твердого состояния, после чего перебирают и отсеивают примеси. Семена же получают из свежих плодов, сначала отжимают сок, затем отделяют семена от кожицы и сушат при высокой температуре.

В пределах СССР лимонник китайский произрастает на Дальнем Востоке, в Приморском и Хабаровском краях в основном по берегам ручьев и рек. Встречается он также на Сахалине и Курильских островах.

Лимонник был известен еще в древнем Китае. В народной медицине Дальнего Востока его давно применяют как стимулирующее средство при утомлении.

Плоды лимонника содержат очень много органических кислот. Так, в сухих ягодах содержание лимонной кислоты составляет около 11%, яблочной 7 — 9%, виннокаменной 0,8%. Содержится в них и витамин С — до 580 мг%. В семенах лимонника обнаружено тонизирующее вещество (схизандрин), витамин Е, много жирного масла — до 33,8%. микроэлементы — марганец, медь, цинк,, никель. В соке плодов обнаружены титан и серебро. Комплекс этих веществ и обусловливает лечебное действие лимонника.

В медицине используют препараты из плодов и семян лимонника. Наиболее часто их применяют как тонизирующее и стимулирую-

 

щее средство при физической и умственной усталости. Лимонник повышает также общую неспецифическую сопротивляемость организма. Его используют при целом ряде болезней, сопровождающихся упадком сил (малокровии, болезнях легких, почек, желудочно-кишечных заболеваниях). При сосудистой недостаточности, пониженном артериальном давлении лимонник вызывает улучшение самочувствия. Хороший эффект наблюдается при лечении лимонником астенических и депрессивных состояний, характеризующихся быстрой утомляемостью, раздражительностью, склонностью к головным болям и т. д.

Довольно существенно лимонник повышает остроту зрения, ускоряет темновую адаптацию. Есть данные, свидетельствующие о том, что лимонник препятствует повышению содержания холестерина в крови и предупреждает развитие экспериментального артериосклероза.

Описан положительный эффект лимонника при адаптации организма к экстремальным внешним воздействиям (И. И. Брехман, 1981). При резкой смене климатических условий у спортсменов под влиянием лимонника отмечается ускорение акклиматизации (Ю. В. Зятьковский, О. П. Панфилов и др., 1980). И. И. Масюк (1949) и А. А. Лебедев (1971) отмечают снижение заболеваемости гриппом и простудных болезней в период приема лимонника.

Кроме плодов и семян в народной медицине используются листья лимонника для заварки тонизирующего ароматного чая. Ягоды, листья и кора лимонника могут употребляться и как противоцинготное средство.

Высокая эффективность лимонника как стимулятора работоспособности, как средства, повышающего устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям и заболеваниям, а также его безвредность дают основание полагать, что препараты лимонника должны найти широкое применение при подготовке спортсменов, и в частности при подготовке лыжников-гонщиков. Здесь мы опишем некоторые свои наблюдения.

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало