![]() |
|
![]() |
||
обучения и совершенствования. Эта работа откладывается обычно на будущее, приземление выполняется неправильно, на «устой», доводится до автоматизма, и переучивать в дальнейшем спортсмена становится очень трудно, ибо известно, что учить легче, чем переучивать. На республиканских и всесоюзных соревнованиях юных спортсменов правильно выполняют приземление лишь единицы. Может быть, методика обучения и совершенствования техники приземления недостаточно разработана и это тормозит ее освоение? Нет. Методика разработана достаточно глубоко в научных работах В. К. Насимовича, П. А. Дементьева, М. А. Химичева, П. С. Клейменова, Е. А. Грозина, В. Э. Нагорного, В. С. Татаринцева, А. К. Григаса и целого ряда других специалистов. Причины, по нашему мнению, кроются в либерализме судей на соревнованиях всесоюзного масштаба, как взрослых, так и особенно юношей, недооценке этого элемента техники тренерами и спортсменами. Поиски иного подхода к совершенствованию техники приземления приводят к убеждению в том, что необходимо установить большую зависимость общего результата в прыжках на лыжах от техники приземления, особенно юных прыгунов и двоеборцев. С этой целью, в порядке эксперимента, двухдневное первенство БССР 1983 г. по прыжкам на лыжах с трамплина с искусственным покрытием мощностью 40 м было проведено по следующей системе. Оценка прыжка складывалась из оценки за длину прыжка и оценки только за технику приземления, которая определялась из 6 баллов каждым судьей. Шестибалльная шкала была установлена исходя из максимального снижения оценки всего прыжка за технически неправильное выполнение приземления согласно Правилам соревнований (исключая падение). Судьи руководствовались |
критериями, изложенными в Правилах. Если спортсмен падал, его оценка за технику равнялась нулю. Такую же оценку он получал и при грубом нарушении техники приземления без падения. В первый день соревнований судейство техники велось по общепринятой системе — из 20 баллов. Из 30 прыгунов, стартовавших в этот день, лишь один спортсмен выполнил приземление технически правильно — в положении выпада. Во второй день соревнований при экспериментальной системе оценки результатов, т. е. при начислении очков только за технику приземления и за длину, 18 прыгунов стали выполнять приземление в положении выпада (разножка), а остальные лишь пытались выполнить его правильно. Надо сказать, что об экспериментальной системе судейства было объявлено перед началом первого дня соревнований. На наш взгляд, такая система заслуживает определенного внимания и может быть использована на ряде соревнований всесоюзного и республиканского масштаба для стимулирования работы над техникой приземления. Проведение отдельных соревнований с системой оценки только техники приземления и длины прыжка, особенно в подготовительном периоде, по нашему мнению, не повредит становлению мастерства прыгунов и двоеборцев, ибо значимость дальности прыжка сохраняется, а она требует мощного отталкивания и аэродинамически выгодного полета. Техника же приземления получит свою долю оценки и внимания со стороны тренеров и спортсменов. Кроме того, необходимость работы над техникой приземления в тренировках потребует более высокого качества подготовки горы приземления, что снизит вероятность получения травм. |
|||
НАУКА — ПРАКТИКЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ТРЕНИРОВОЧНЫМ НАГРУЗКАМ |
||||
И. Г. Огольцов, Москва |
||||
За последние два-три десятилетия проблема адаптации организма спортсмена к предельным физическим нагрузкам привлекает все больше и больше исследователей, как биологов, так и специалистов в области теории и методики спорта. Стремительный рост спортивных результатов выдвигает проблему |
адаптации на одно из самых важных направлений в исследованиях. Адаптация — это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Организм человека в результате миллионов лет существования приобрел самую удивительную способность — приспосаб- |
|||
![]() |
25 |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |