Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ливости. Передвижение на лыжероллерах 25 — 30 км (ЧСС 170±10 уд/мин). Общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин. Плавание — 20 — 25 мни.

Вечер. Развитие силовой выносливости. Упражнения с отягощениями — 20 мин. Стрелковый тренаж — 15 мин. Игра в баскетбол — 30 мин. Баня.

7-й день. Отдых.

Кроме того, проводилась ежедневная зарядка, в которую включались в зависимости от задач основных тренировочных занятий: бег по стадиону или на местности 3 — 4 км, общеразвивающие упражнения, стрелковый тренаж, передвижение на лыжероллерах, упражнения силового характера с отягощениями или на тренажерах.

В результате наблюдений было выявлено,

 

что успешная подготовка юных биатлонистов в условиях среднегорья возможна лишь при постоянном медико-биологическом и педагогическом контроле, выполнении оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, рациональном отдыхе.

Контрольные тесты и функциональные пробы в начале, середине и конце сбора показали, что больше всего (на 13 — 15%) увеличилась аэробная производительность спортсменов, о чем свидетельствует и улучшение результатов в беге на выносливость и в передвижении на лыжероллерах, спортивно-технические результаты в беге со стрельбой повысились на 7 — 9%, показатели скоростно-силовой подготовленности увеличились на 5 — 6%, а показатели развития силы изменились незначительно.

 

 

СУДЕЙСТВО И ТЕХНИКА ПРИЗЕМЛЕНИЯ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

   
В. Н. Пальчевский, Минск
 

В последние годы советские прыгуны на лыжах с трамплина утратили позиции, завоеванные лучшими представителями советской школы на международной арене: олимпийским чемпионом В. Белоусовым (1968 г.), двухкратным чемпионом мира 1970 г. Г. Напалковым, серебряным призером чемпионата мира 1962 г. Н. Каменским, победителями и призерами крупнейших международных соревнований К. Цакадзе, Н. Шамовым, А. Боровитиным и другими.

Ведущие специалисты страны — В. А. Андреев, П. А. Дементьев, М. А. Химичев, П. С. Клейменов, Е. А. Грозин, С. А. Сахарков, В. К. Насимович, В. С. Татаринцев и др., поднимая в печати вопросы о путях повышения уровня мастерства советских прыгунов и двоеборцев, вскрывали причины отставания. Большую роль в мастерстве прыгунов они отводят технике выполнения прыжка, указывая, в частности, на то, что улучшить результаты можно во многом за счет качества выполнения приземления.

Наблюдения и анализ результатов ряда всесоюзных соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью показывают, что подавляющее большинство спортсменов (95 — 99%) плохо владеют этим важнейшим элементом техники, теряя, как минимум, 2 — 6 баллов в одной попытке. В двух зачетных попытках эти потери достигают 12 — 36 баллов-очков. Потерн огромные и почти невосполнимые при нынешней конкуренции на международной арене. Для примера можно сказать, что эти потери для двое-

 

борцев равнозначны опозданию на старт в гонке на 15 км на 1,5 — 4 минуты.

Большинство тренеров главное внимание в тренировочном процессе по прыжкам уделяют технике отталкивания и полета, обеспечивающим длину прыжка.

Тренеров и судей в определенной мере дезориентирует установка, данная в правилах соревнований по прыжкам на лыжах и двоеборью: «Оценивая технику, важно иметь в виду, что основной задачей прыжка является преодоление в полете возможно большего расстояния. Следовательно, большая длина прыжка свидетельствует о хорошей технике его выполнения. Поэтому в оценках длины и техники прыжка (если не было грубых ошибок, например падения) не должно быть больших расхождений» (Прыжки на лыжах и лыжное двоеборье. Правила соревнований, 1982).

При такой установке тренеру и спортсмену нет необходимости работать над техникой приземления и даже «чистотой» полета. Главное — улететь далеко и устоять, а как — неважно.

Специалисты по прыжкам на лыжах и двоеборью хорошо знают, что правильное, в соответствии с требованиями к современной технике, выполнение приземления ни в коей мере не снижает длину прыжка при всех прочих равных условиях, а оценку за технику повышает. Но работа над правильным приземлением — процесс трудоемкий, требующий большой затраты сил, как физических, так и психических, особенно на начальных этапах

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

обучения и совершенствования. Эта работа откладывается обычно на будущее, приземление выполняется неправильно, на «устой», доводится до автоматизма, и переучивать в дальнейшем спортсмена становится очень трудно, ибо известно, что учить легче, чем переучивать. На республиканских и всесоюзных соревнованиях юных спортсменов правильно выполняют приземление лишь единицы.

Может быть, методика обучения и совершенствования техники приземления недостаточно разработана и это тормозит ее освоение? Нет. Методика разработана достаточно глубоко в научных работах В. К. Насимовича, П. А. Дементьева, М. А. Химичева, П. С. Клейменова, Е. А. Грозина, В. Э. Нагорного, В. С. Татаринцева, А. К. Григаса и целого ряда других специалистов. Причины, по нашему мнению, кроются в либерализме судей на соревнованиях всесоюзного масштаба, как взрослых, так и особенно юношей, недооценке этого элемента техники тренерами и спортсменами.

Поиски иного подхода к совершенствованию техники приземления приводят к убеждению в том, что необходимо установить большую зависимость общего результата в прыжках на лыжах от техники приземления, особенно юных прыгунов и двоеборцев.

С этой целью, в порядке эксперимента, двухдневное первенство БССР 1983 г. по прыжкам на лыжах с трамплина с искусственным покрытием мощностью 40 м было проведено по следующей системе.

Оценка прыжка складывалась из оценки за длину прыжка и оценки только за технику приземления, которая определялась из 6 баллов каждым судьей. Шестибалльная шкала была установлена исходя из максимального снижения оценки всего прыжка за технически неправильное выполнение приземления согласно Правилам соревнований (исключая падение). Судьи руководствовались

 

критериями, изложенными в Правилах. Если спортсмен падал, его оценка за технику равнялась нулю. Такую же оценку он получал и при грубом нарушении техники приземления без падения.

В первый день соревнований судейство техники велось по общепринятой системе — из 20 баллов. Из 30 прыгунов, стартовавших в этот день, лишь один спортсмен выполнил приземление технически правильно — в положении выпада.

Во второй день соревнований при экспериментальной системе оценки результатов, т. е. при начислении очков только за технику приземления и за длину, 18 прыгунов стали выполнять приземление в положении выпада (разножка), а остальные лишь пытались выполнить его правильно. Надо сказать, что об экспериментальной системе судейства было объявлено перед началом первого дня соревнований.

На наш взгляд, такая система заслуживает определенного внимания и может быть использована на ряде соревнований всесоюзного и республиканского масштаба для стимулирования работы над техникой приземления.

Проведение отдельных соревнований с системой оценки только техники приземления и длины прыжка, особенно в подготовительном периоде, по нашему мнению, не повредит становлению мастерства прыгунов и двоеборцев, ибо значимость дальности прыжка сохраняется, а она требует мощного отталкивания и аэродинамически выгодного полета. Техника же приземления получит свою долю оценки и внимания со стороны тренеров и спортсменов. Кроме того, необходимость работы над техникой приземления в тренировках потребует более высокого качества подготовки горы приземления, что снизит вероятность получения травм.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ТРЕНИРОВОЧНЫМ НАГРУЗКАМ

   
И. Г. Огольцов, Москва
 

За последние два-три десятилетия проблема адаптации организма спортсмена к предельным физическим нагрузкам привлекает все больше и больше исследователей, как биологов, так и специалистов в области теории и методики спорта. Стремительный рост спортивных результатов выдвигает проблему

 

адаптации на одно из самых важных направлений в исследованиях.

Адаптация — это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Организм человека в результате миллионов лет существования приобрел самую удивительную способность — приспосаб-

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало