Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

1,65 м/с. Это у победителя гонки на 20 км. У других гонщиков тоже была большая вариативность. У одних наблюдается уменьшение разницы от круга к кругу, у других — увеличение, у третьих — чередование. Выявилось также, что если по средним математическим данным уменьшение скорости в зависимости от крутизны подъема имеет линейный характер, то у отдельных лиц эта линейность не наблюдается. Причем, индивидуальные особенности уменьшения скорости в зависимости от угла подъема носят самый различный характер.

Причины этого явления разные, они имеют как объективный, так и субъективный характер. К первым относятся неправильно подобранные лыжи, неверно смазанные, изменившиеся условия скольжения. Ко вторым мы относим недостатки в технической подготовке и скоростно-силовой.

В последние 4 — 8 лет на соревнованиях чемпионатов мира, олимпийских игр и крупнейших международных (типа Холменколленских игр) на дистанциях встречаются участки подъемов круче 10° и длиной более 50 м. Такие участки гонщики преодолевают бегом «елочкой». Наблюдения показали большое различие в скорости преодоления подобных участков даже высококвалифицированными гонщиками.

Так, на участке 55 м крутизной 11° разница составляет до 1,2 м/с у гонщиков первой десятки, а это значит, что при наличии даже 2 — 3 таких участков один гонщик может выиграть у другого от 10 до 15 с. И это всего на 100 — 150 м. Вот наглядный пример имеющегося пробела в технической подготовке. Тем более что часто такие явления и гонщиками, и тренерами в силу их скоротечности воспринимаются как досадная случайность. А ведь из-за незнания слабых и сильных сторон неверно строится вся подготовка. И вот вместо того, чтобы выявить максимально полную структуру соревновательной деятельности и в соответствии с данными анализа продумать очередность решения наметившихся задач, огулом предлагается из года в год повышать объемы и интенсивность нагрузки. Но

 

ведь совершенно очевидно, что, сколько бы спортсмены ни тренировались на подъемах 6 — 8°, они не научатся бегать быстро в подъем 12 — 14°.

На современных дистанциях встречаются подъемы ровные, т. е. крутизна их не меняется на всем протяжении. Причем длина такого подъема может быть 500 м и более, а крутизна от 4 — 5 до 6 — 8°. Но бывают подъемы и иного рода — при такой же длине у них постоянно изменяется крутизна. По сути дела — это целая серия самых различных по длине (от 10 до 50 м) и крутизне (от 0 — 2 до 10 — 12°) подъемов.

Наши наблюдения показали, что некоторые гонщики быстрее преодолевают подъемы розные; иные имеют преимущество на ступенчатых подъемах; есть и универсалы. Видимо, у первых более устойчивый стереотип техники, у вторых он более динамичен. Как в том, так и в другом случае выявляется резерв для увеличения скорости, который можно реализовать в целенаправленной подготовке.

Из вышеизложенного следует, что при надлежащей организации наблюдений по заранее определенной программе в дополнение к интегральному показателю подготовки — техническому результату и занятому месту — тренер и спортсмен получают объективную информацию о структуре соревновательной деятельности, о ее основном показателе — динамике скорости передвижения. Анализ динамики скорости передвижения как индивидуальной, так и сравнительной с конкурентами с учетом условий передвижения и места в стартовом протоколе дает возможность объективно оценить техническую, тактическую, функциональную, физическую подготовленность, качество инвентаря и умение его готовить к старту.

Биомеханический анализ материалов масштабной киносъемки дает ответ на вопросы о глубинной структуре техники ходов. На крупных соревнованиях такие наблюдения должны организовать группы КНР. На соревнованиях меньшего масштаба аналогичные наблюдения должны проводить тренеры и свободные от участия в гонке спортсмены.

 

 

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ЮНЫХ БИАТЛОНИСТОВ

   
П. В. Головкин, В. И. Косов, Москва
 

Одним из эффективных путей повышения уровня функциональных возможностей организма являются тренировки в условиях гипоксии, которыми отличается среднегорье.

 

Для того чтобы правильно спланировать тренировочную программу, необходимо знать уровень функциональной подготовленности каждого спортсмена на данный период. При этом

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

следует учитывать, что тренировочный процесс юношей предполагает решение несколько иных задач, нежели взрослых. Если для квалифицированных биатлонистов это достижение наивысшей работоспособности ко времени ответственных стартов, то для юных биатлонистов — это создание прочной базы и на ее основе развитие и повышение как основных физических качеств, так и стрелковой подготовленности.

В настоящее время достаточно глубоко изучены вопросы влияния тренировки в условиях среднегорья на физическую работоспособность организма взрослых спортсменов, и вместе с тем данная проблема по отношению к юношам-биатлонистам в литературе не получила должного освещения. Этим обстоятельством и были вызваны наблюдения, которые проводились за юношами-биатлонистами старших разрядов (18 человек) во время учебно-тренировочного сбора в условиях среднегорья.

Для контроля за состоянием спортсменов использовалась методика комплексного тестирования с применением тестов на общую и специальную выносливость, скоростно-силовую, силовую и специально-стрелковую подготовленность; функциональное состояние спортсменов определялось с помощью пробы PWC170 на велоэргометре со ступенчато-возрастающей нагрузкой.

В задачи данного этапа подготовки входило развитие общей и специальной физической подготовленности, совершенствование специальной стрелковой подготовки, повышение уровня функциональных возможностей организма юных биатлонистов.

Занятия были разнообразными, направленными преимущественно на развитие основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости, специальной стрелковой и технической подготовленности. Развивали эти качества разнообразными средствами подготовки (ходьба, бег, имитационные упражнения лыжника, спортивные игры, упражнения с отягощением, плавание, стрелковый тренаж, передвижение на лыжероллерах и др.). Объем и интенсивность упражнений менялись в зависимости от времени пребывания в среднегорье.

В период острой акклиматизации (1 — 3-й день) комплексные тренировки не проводились. Основным средством общей физической подготовки служила ходьба при ЧСС 150 — 160 уд/мин. Вместе с тем был увеличен объем специально-стрелковых тренировок на 8 — 10%.

В следующий микроцикл были включены комплексные тренировки (кроссовый бег с имитацией, лыжероллеры) с постепенным повышением объема и интенсивности до уровня базальных условий, а затем с увеличением их к началу третьей недели на 10 — 15%, стрелко-

 

вых упражнений — на 16 — 18%. Вторые тренировки были направлены на развитие силы и силовой выносливости с помощью упражнений для различных групп мышц с использованием и собственного веса, и отягощений (штанга, набивные мячи, резиновые амортизаторы). Специально-стрелковую подготовленность повышали упражнениями на тренажерах, для развития координационных возможностей проводили спортивные игры.

Направленность занятий недельного цикла, начиная с 10-го дня пребывания в среднегорье, выглядела следующим образом:

1-й день. Развитие специальной выносливости. Комплексная тренировка (1,3 км x 10 — 12 раз). ЧСС 170±5 уд/мин. Общеразвивающие упражнения — 15 — 20 мин.

Вечер. Развитие общей и силовой выносливости. Кроссовый бег 5 км, упражнения с отягощением — 25 — 30 мин. Совершенствование специальной стрелковой подготовки, стрелковый тренаж — 12 — 15 мин.

2-й день. Развитие специальной и общей выносливости. Комплексная тренировка (1,3 км x 15 — 17 раз). ЧСС 180±5 уд/мин. Плавание — 20 — 25 мин.

Вечер. Развитие специальной выносливости. Передвижение на лыжероллерах 12 — 15 км. Общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин. Совершенствование специальной стрелковой подготовки, стрелковый тренаж — 10 — 12 мин.

3-й день. Развитие специальной выносливости. Кросс с имитацией по сильнопересеченной местности 25 — 28 км. ЧСС 170±5 уд/мин, общеразвивающие и имитационные упражнения лыжника-гонщика — 20 — 25 мин.

Вечер. Развитие силовой выносливости. Упражнения на тренажерах — 30 мин. Совершенствование стрелковой подготовки — 12 — 15 мин. Игра в баскетбол — 1 час.

4-й день. Совершенствование стрелковой подготовки. Стрельба из положений лежа и стоя 120 — 140 выстрелов. Плавание — 30 мин., общеразвивающие упражнения — 15 мин.

Вечер. Развитие общей выносливости. Бег 6 — 8 км при ЧСС 160±5 уд/мин. Стрелковый тренаж — 20 мин. Игра в футбол — 40 мин. Упражнения с отягощениями — 20 мин.

5-й день. Развитие специальной и скоростной выносливости. Комплексная тренировка (6x1,5 км и 7x1 км) при ЧСС 180±5 уд/мин. Контроль за временем бега и временем пребывания на огневых рубежах в каждой серии. Общеразвивающие упражнения — 10 мин. Плавание — 30 мин.

Вечер. Развитие силовой выносливости. Упражнения на тренажерах — 40 мин. Стрелковый тренаж — 20 мин. Игра в баскетбол — 30 мин. Общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин.

6-й день. Развитие специальной вынос-

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

ливости. Передвижение на лыжероллерах 25 — 30 км (ЧСС 170±10 уд/мин). Общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин. Плавание — 20 — 25 мни.

Вечер. Развитие силовой выносливости. Упражнения с отягощениями — 20 мин. Стрелковый тренаж — 15 мин. Игра в баскетбол — 30 мин. Баня.

7-й день. Отдых.

Кроме того, проводилась ежедневная зарядка, в которую включались в зависимости от задач основных тренировочных занятий: бег по стадиону или на местности 3 — 4 км, общеразвивающие упражнения, стрелковый тренаж, передвижение на лыжероллерах, упражнения силового характера с отягощениями или на тренажерах.

В результате наблюдений было выявлено,

 

что успешная подготовка юных биатлонистов в условиях среднегорья возможна лишь при постоянном медико-биологическом и педагогическом контроле, выполнении оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, рациональном отдыхе.

Контрольные тесты и функциональные пробы в начале, середине и конце сбора показали, что больше всего (на 13 — 15%) увеличилась аэробная производительность спортсменов, о чем свидетельствует и улучшение результатов в беге на выносливость и в передвижении на лыжероллерах, спортивно-технические результаты в беге со стрельбой повысились на 7 — 9%, показатели скоростно-силовой подготовленности увеличились на 5 — 6%, а показатели развития силы изменились незначительно.

 

 

СУДЕЙСТВО И ТЕХНИКА ПРИЗЕМЛЕНИЯ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

   
В. Н. Пальчевский, Минск
 

В последние годы советские прыгуны на лыжах с трамплина утратили позиции, завоеванные лучшими представителями советской школы на международной арене: олимпийским чемпионом В. Белоусовым (1968 г.), двухкратным чемпионом мира 1970 г. Г. Напалковым, серебряным призером чемпионата мира 1962 г. Н. Каменским, победителями и призерами крупнейших международных соревнований К. Цакадзе, Н. Шамовым, А. Боровитиным и другими.

Ведущие специалисты страны — В. А. Андреев, П. А. Дементьев, М. А. Химичев, П. С. Клейменов, Е. А. Грозин, С. А. Сахарков, В. К. Насимович, В. С. Татаринцев и др., поднимая в печати вопросы о путях повышения уровня мастерства советских прыгунов и двоеборцев, вскрывали причины отставания. Большую роль в мастерстве прыгунов они отводят технике выполнения прыжка, указывая, в частности, на то, что улучшить результаты можно во многом за счет качества выполнения приземления.

Наблюдения и анализ результатов ряда всесоюзных соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью показывают, что подавляющее большинство спортсменов (95 — 99%) плохо владеют этим важнейшим элементом техники, теряя, как минимум, 2 — 6 баллов в одной попытке. В двух зачетных попытках эти потери достигают 12 — 36 баллов-очков. Потерн огромные и почти невосполнимые при нынешней конкуренции на международной арене. Для примера можно сказать, что эти потери для двое-

 

борцев равнозначны опозданию на старт в гонке на 15 км на 1,5 — 4 минуты.

Большинство тренеров главное внимание в тренировочном процессе по прыжкам уделяют технике отталкивания и полета, обеспечивающим длину прыжка.

Тренеров и судей в определенной мере дезориентирует установка, данная в правилах соревнований по прыжкам на лыжах и двоеборью: «Оценивая технику, важно иметь в виду, что основной задачей прыжка является преодоление в полете возможно большего расстояния. Следовательно, большая длина прыжка свидетельствует о хорошей технике его выполнения. Поэтому в оценках длины и техники прыжка (если не было грубых ошибок, например падения) не должно быть больших расхождений» (Прыжки на лыжах и лыжное двоеборье. Правила соревнований, 1982).

При такой установке тренеру и спортсмену нет необходимости работать над техникой приземления и даже «чистотой» полета. Главное — улететь далеко и устоять, а как — неважно.

Специалисты по прыжкам на лыжах и двоеборью хорошо знают, что правильное, в соответствии с требованиями к современной технике, выполнение приземления ни в коей мере не снижает длину прыжка при всех прочих равных условиях, а оценку за технику повышает. Но работа над правильным приземлением — процесс трудоемкий, требующий большой затраты сил, как физических, так и психических, особенно на начальных этапах

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало