|
||||
ливости. Передвижение на лыжероллерах 25 — 30 км (ЧСС 170±10 уд/мин). Общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин. Плавание — 20 — 25 мни. Вечер. Развитие силовой выносливости. Упражнения с отягощениями — 20 мин. Стрелковый тренаж — 15 мин. Игра в баскетбол — 30 мин. Баня. 7-й день. Отдых. Кроме того, проводилась ежедневная зарядка, в которую включались в зависимости от задач основных тренировочных занятий: бег по стадиону или на местности 3 — 4 км, общеразвивающие упражнения, стрелковый тренаж, передвижение на лыжероллерах, упражнения силового характера с отягощениями или на тренажерах. В результате наблюдений было выявлено, |
что успешная подготовка юных биатлонистов в условиях среднегорья возможна лишь при постоянном медико-биологическом и педагогическом контроле, выполнении оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, рациональном отдыхе. Контрольные тесты и функциональные пробы в начале, середине и конце сбора показали, что больше всего (на 13 — 15%) увеличилась аэробная производительность спортсменов, о чем свидетельствует и улучшение результатов в беге на выносливость и в передвижении на лыжероллерах, спортивно-технические результаты в беге со стрельбой повысились на 7 — 9%, показатели скоростно-силовой подготовленности увеличились на 5 — 6%, а показатели развития силы изменились незначительно. |
|||
СУДЕЙСТВО И ТЕХНИКА ПРИЗЕМЛЕНИЯ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА |
||||
В. Н. Пальчевский, Минск |
||||
В последние годы советские прыгуны на лыжах с трамплина утратили позиции, завоеванные лучшими представителями советской школы на международной арене: олимпийским чемпионом В. Белоусовым (1968 г.), двухкратным чемпионом мира 1970 г. Г. Напалковым, серебряным призером чемпионата мира 1962 г. Н. Каменским, победителями и призерами крупнейших международных соревнований К. Цакадзе, Н. Шамовым, А. Боровитиным и другими. Ведущие специалисты страны — В. А. Андреев, П. А. Дементьев, М. А. Химичев, П. С. Клейменов, Е. А. Грозин, С. А. Сахарков, В. К. Насимович, В. С. Татаринцев и др., поднимая в печати вопросы о путях повышения уровня мастерства советских прыгунов и двоеборцев, вскрывали причины отставания. Большую роль в мастерстве прыгунов они отводят технике выполнения прыжка, указывая, в частности, на то, что улучшить результаты можно во многом за счет качества выполнения приземления. Наблюдения и анализ результатов ряда всесоюзных соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью показывают, что подавляющее большинство спортсменов (95 — 99%) плохо владеют этим важнейшим элементом техники, теряя, как минимум, 2 — 6 баллов в одной попытке. В двух зачетных попытках эти потери достигают 12 — 36 баллов-очков. Потерн огромные и почти невосполнимые при нынешней конкуренции на международной арене. Для примера можно сказать, что эти потери для двое- |
борцев равнозначны опозданию на старт в гонке на 15 км на 1,5 — 4 минуты. Большинство тренеров главное внимание в тренировочном процессе по прыжкам уделяют технике отталкивания и полета, обеспечивающим длину прыжка. Тренеров и судей в определенной мере дезориентирует установка, данная в правилах соревнований по прыжкам на лыжах и двоеборью: «Оценивая технику, важно иметь в виду, что основной задачей прыжка является преодоление в полете возможно большего расстояния. Следовательно, большая длина прыжка свидетельствует о хорошей технике его выполнения. Поэтому в оценках длины и техники прыжка (если не было грубых ошибок, например падения) не должно быть больших расхождений» (Прыжки на лыжах и лыжное двоеборье. Правила соревнований, 1982). При такой установке тренеру и спортсмену нет необходимости работать над техникой приземления и даже «чистотой» полета. Главное — улететь далеко и устоять, а как — неважно. Специалисты по прыжкам на лыжах и двоеборью хорошо знают, что правильное, в соответствии с требованиями к современной технике, выполнение приземления ни в коей мере не снижает длину прыжка при всех прочих равных условиях, а оценку за технику повышает. Но работа над правильным приземлением — процесс трудоемкий, требующий большой затраты сил, как физических, так и психических, особенно на начальных этапах |
|||
24 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |