|
||||
1,65 м/с. Это у победителя гонки на 20 км. У других гонщиков тоже была большая вариативность. У одних наблюдается уменьшение разницы от круга к кругу, у других — увеличение, у третьих — чередование. Выявилось также, что если по средним математическим данным уменьшение скорости в зависимости от крутизны подъема имеет линейный характер, то у отдельных лиц эта линейность не наблюдается. Причем, индивидуальные особенности уменьшения скорости в зависимости от угла подъема носят самый различный характер. Причины этого явления разные, они имеют как объективный, так и субъективный характер. К первым относятся неправильно подобранные лыжи, неверно смазанные, изменившиеся условия скольжения. Ко вторым мы относим недостатки в технической подготовке и скоростно-силовой. В последние 4 — 8 лет на соревнованиях чемпионатов мира, олимпийских игр и крупнейших международных (типа Холменколленских игр) на дистанциях встречаются участки подъемов круче 10° и длиной более 50 м. Такие участки гонщики преодолевают бегом «елочкой». Наблюдения показали большое различие в скорости преодоления подобных участков даже высококвалифицированными гонщиками. Так, на участке 55 м крутизной 11° разница составляет до 1,2 м/с у гонщиков первой десятки, а это значит, что при наличии даже 2 — 3 таких участков один гонщик может выиграть у другого от 10 до 15 с. И это всего на 100 — 150 м. Вот наглядный пример имеющегося пробела в технической подготовке. Тем более что часто такие явления и гонщиками, и тренерами в силу их скоротечности воспринимаются как досадная случайность. А ведь из-за незнания слабых и сильных сторон неверно строится вся подготовка. И вот вместо того, чтобы выявить максимально полную структуру соревновательной деятельности и в соответствии с данными анализа продумать очередность решения наметившихся задач, огулом предлагается из года в год повышать объемы и интенсивность нагрузки. Но |
ведь совершенно очевидно, что, сколько бы спортсмены ни тренировались на подъемах 6 — 8°, они не научатся бегать быстро в подъем 12 — 14°. На современных дистанциях встречаются подъемы ровные, т. е. крутизна их не меняется на всем протяжении. Причем длина такого подъема может быть 500 м и более, а крутизна от 4 — 5 до 6 — 8°. Но бывают подъемы и иного рода — при такой же длине у них постоянно изменяется крутизна. По сути дела — это целая серия самых различных по длине (от 10 до 50 м) и крутизне (от 0 — 2 до 10 — 12°) подъемов. Наши наблюдения показали, что некоторые гонщики быстрее преодолевают подъемы розные; иные имеют преимущество на ступенчатых подъемах; есть и универсалы. Видимо, у первых более устойчивый стереотип техники, у вторых он более динамичен. Как в том, так и в другом случае выявляется резерв для увеличения скорости, который можно реализовать в целенаправленной подготовке. Из вышеизложенного следует, что при надлежащей организации наблюдений по заранее определенной программе в дополнение к интегральному показателю подготовки — техническому результату и занятому месту — тренер и спортсмен получают объективную информацию о структуре соревновательной деятельности, о ее основном показателе — динамике скорости передвижения. Анализ динамики скорости передвижения как индивидуальной, так и сравнительной с конкурентами с учетом условий передвижения и места в стартовом протоколе дает возможность объективно оценить техническую, тактическую, функциональную, физическую подготовленность, качество инвентаря и умение его готовить к старту. Биомеханический анализ материалов масштабной киносъемки дает ответ на вопросы о глубинной структуре техники ходов. На крупных соревнованиях такие наблюдения должны организовать группы КНР. На соревнованиях меньшего масштаба аналогичные наблюдения должны проводить тренеры и свободные от участия в гонке спортсмены. |
|||
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОК В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ЮНЫХ БИАТЛОНИСТОВ |
||||
П. В. Головкин, В. И. Косов, Москва |
||||
Одним из эффективных путей повышения уровня функциональных возможностей организма являются тренировки в условиях гипоксии, которыми отличается среднегорье. |
Для того чтобы правильно спланировать тренировочную программу, необходимо знать уровень функциональной подготовленности каждого спортсмена на данный период. При этом |
|||
22 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |