Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

гу развить высокий темп бега, показать хороший результат».

В начале гонки нужно определить оптимальную скорость бега с учетом скольжения, состояния лыжни, самочувствия, а также времени уже стартовавших соперников.

Начав гонку, скорость следует увеличивать постепенно. В начале дистанции не рекомендуется стремиться догнать впереди стартовавших соперников. При появлении чувства неуверенности, слабости надо акцентировать свое внимание и усилия на формировании волевой готовности, используя следующие уста-

 

новки: «Эта неуверенность временная. Я мобилизуюсь, я энергичен, вынослив. Могу проявить волю».

До наступления утомления спортсмены, как правило, бегут быстрее, чем предполагают. По мере наступления утомления нарушается четкость восприятия, мышление становится недостаточно гибким. В связи с этим основные тактические программы действий на различных участках трассы рекомендуется достаточно подробно разработать до начала соревнований.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В СТРУКТУРЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

   
Р. Г. Гилязов, Москва
 

При прохождении дистанции лыжник должен до конца ее поддерживать оптимальную величину усилий в фазе отталкивания лыжами и палками при постоянно возрастающем утомлении. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор остро стоит вопрос об удельном весе занятий силовой подготовкой, проблема соотношения объема нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости на разных этапах и в разных периодах многолетней тренировки.

Рядом авторов (В. П. Филин, 1968 — 1983; М. Я. Набатникова, 1972, 1983, и др.) показано, что на начальных этапах тренировки у спортсменов, специализирующихся в видах спорта с преимущественным развитием выносливости, это качество в большей степени, чем остальные, определяет спортивный результат. С ростом мастерства спортсменов в общей структуре развития физических качеств повышается роль силовых возможностей.

Автор настоящей статьи провел исследование с целью экспериментального обоснования рационального соотношения объемов нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости, в структуре многолетней тренировки лыжников-гонщиков. В пятилетнем эксперименте приняли участие 14 спортсменов (на начало эксперимента возраст спортсменов составил 18 — 20 лет, стаж занятий — 4 — 5 лет, квалификация — I разряд, что соответствовало по градации многолетней тренировки этапу начальной специализации).

Все тренировочные средства лыжника-гонщика были классифицированы по трем зонам мощности: объем работы, выполняемой преимущественно в аэробном режиме энергообеспечения (слабой интенсивности); объем работы, проходящей при смешанном аэробно-

 

анаэробном энергообеспечении (средней интенсивности); объем работы, выполняемой преимущественно в анаэробных условиях (сильной интенсивности).

Тренировка лыжников-гонщиков, помимо четкого планирования и учета тренировочных средств, включала ежемесячное проведение тестов. Для изучения динамики развития силовых возможностей измерялась сила мышц-разгибателей голени, разгибателей бедра, разгибателей плеча. В качестве показателя общей выносливости применялся тест Купера (12-минутный бег) и определялось МПК в тесте на ступенчатую нагрузку на велоэргометре (2 раза в год — в подготовительном и соревновательном периодах). Специальная выносливость оценивалась в тесте на лыжероллерах (14 и 28 км). Для определения выносливости в соревновательных упражнениях оценивались результаты (места), показанные спортсменами в контрольных и официальных соревнованиях. Контроль за интенсивностью выполнения упражнений осуществлялся с помощью радиотелепульсометрии и регистрации скорости прохождения отдельных участков трассы.

В структуре пятилетней тренировки процентное соотношение времени занятий на силу и выносливость было следующим: 1-й год тренировки — 13 и 87%, 2-й год — 15 и 85%, 3-й год — 10 и 90%, 4-й год — 20 и 80%, 5-й год — 30 и 70%.

В таблице представлена динамика показателей тренировочного процесса по годам. Как видно из таблицы, тренировочный процесс был направлен на повышение как общей, так и специальной подготовки лыжников-гонщиков. Начиная со второго года эксперимента был осуществлен постепенный переход на более углубленную специализацию (переход на тре-

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Динамика показателей тренировочного процесса по годам многолетней тренировки лыжников-гонщиков

Показатели

Годы

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Количество тренировочных дней

Количество тренировок

Количество часов

Бег, км {

слабой интенсивн. ЧСС 130 — 150 уд/мин

средней интенсивн. ЧСС 150 — 180 уд/мин

сильной интенсивн. ЧСС св. 180 уд/мин

217

310

980

400

1150

150

227

325

1025

250

960

90

248

355

1120

300

1000

100

273

387

1230

320

1025

105

280

400

1280

320

1130

120

Всего

Имитация, км {

слабой интенсивн. ЧСС 130 — 150 уд/мин

средней интенсивн. ЧСС 150 — 180 уд/мин

сильной интенсивн. ЧСС св. 180 уд/мин

1700

20

125

55

1300

30

140

80

1400

40

160

100

1450

50

150

110

1570

50

160

120

Всего

Передвижение на лыжероллерах, км {

слабой интенсивн. ЧСС 130 — 150 уд/мин

средней интенсивн. ЧСС 150 — 180 уд/мин

сильной интенсивн. ЧСС св. 180 уд/мин

200

200

700

150

250

350

945

205

300

400

1000

250

310

500

1150

300

330

500

1200

330

Всего

Передвижение на лыжах, км {

слабой интенсивн. ЧСС 130 — 150 уд/мин

средней интенсивн. ЧСС 150 — 180 уд/мин

сильной интенсивн. ЧСС св. 180 уд/мин

1050

850

1450

900

1500

880

1600

1070

1650

920

1680

1150

1950

1000

1750

1250

2030

1000

1800

1310

Всего

Общий объем циклической работы, км

Общая и специальная силовая подготовка, час

Спортигры, час

Количество стартов

3200

6150

130

20

35

3550

6600

155

25

42

3750

7100

115

30

45

4000

7710

245

30

49

4110

8040

380

30

55

 

тий этап в многолетней подготовке) — уменьшилось количество бега (на 20%), значительно увеличился километраж передвижения на лыжероллерах (на 23%). Постепенность перехода осуществлялась в основном за счет увеличения километража передвижения на лыжероллерах слабой интенсивности (ЧСС 130 — 150 уд/мин) — на 75% и средней (ЧСС 150 — 180 уд/мин) — на 35%. Километраж передвижения на лыжероллерах сильной интенсивности (ЧСС свыше 180 уд/мин) увеличился за год только на 55 км.

В последующие годы многолетней тренировки увеличивался объем тренировочной работы средней и сильной интенсивности, но выдерживалось соотношение работы во всех зонах мощности. Доля интенсивных компонентов тренировочной нагрузки в общем объеме

 

оставалась практически постоянной: 23% составляли нагрузки, проходящие преимущественно в аэробных условиях энергообеспечения; 54% приходились на нагрузки, выполняемые при смешанном аэробно-анаэробном энергообеспечении; 23% составляли нагрузки, проходящие преимущественно в условиях анаэробного энергообеспечения.

При определении направленности тренировочного процесса в структуре многолетней тренировки мы исходили из того, что затраты усилий на развитие общей и специальной выносливости составляют самую большую часть в тренировке лыжника-гонщика, отсюда и время, отводимое для развития выносливости, было самым большим. Уровень развития мышечной силы требует меньших усилий, рост силы мышц осуществляется более быстрыми темпа-

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

37488-9.jpg

Динамика спортивных результатов, силы мышц и тестовых показателей по годам тренировки

 

ми, отсюда и время, отводимое для развития мышечной силы, было меньшим и зависело от количества часов, затрачиваемых на развитие выносливости. Таким образом выдерживались оптимальные пропорции во времени, отводимом на развитие силы и выносливости.

Если проследить за динамикой общего объема циклической работы, то обнаружится ежегодный его рост: за 5 лет тренировки объем циклической работы увеличился на 30% (1900 км). Количество часов, отводимых на занятия силовой подготовкой, возросло в два раза (250 ч).

Прирост спортивных результатов за 5 лет тренировки составил 12,6% (по динамике спор-

 

тивных результатов на дистанции 15 км в одном из главных соревнований года — чемпионате Москвы).

Между динамикой объемов нагрузки и динамикой спортивных результатов выявлена высокая статистическая связь (0,99). Это позволяет говорить о том, что величина, соотношение и динамика параметров тренировочной нагрузки по годам многолетней подготовки соответствовали уровню подготовленности спортсменов и способствовали его росту.

Сравнительный анализ эффекта от тренировки (см. рисунок) при различном количестве часов, отводимых на силовую подготовку и преимущественное развитие выносливости по годам многолетней тренировки (см. таблицу), показал, что значительный прирост того или другого физического качества тесно связан с преимущественной направленностью тренировочного процесса.

Наибольшие приросты (МПК — 5,9%, результаты в тесте Купера — 1,9%, результаты в тесте на лыжероллерах — 2,7%) наблюдались тогда, когда на развитие выносливости отводилось 90% времени от общего количества часов за год, затраченных на тренировочный процесс. Прирост мышечной силы в этот год был меньше, чем в остальные годы. Наибольший прирост силы мышц (разгибателей голени — 5,7%, 3,9 кг; разгибателей бедра — 2,6%, 3,1 кг; разгибателей плеча — 2,0%, 2,5 кг) отмечен тогда, когда на развитие силы отводилось 30% времени от общего количества тренировочных часов за год. Величина прироста уровня выносливости в этот год несколько ниже, чем в остальные годы.

Обобщая результаты исследования, можно отметить следующее. Чтобы повысить уровень выносливости, необходимо акцент в тренировке сделать на развитии этого качества, увеличив до оптимальных границ количество часов, отводимых на развитие выносливости (по нашим данным, до 90% времени от общего количества часов за год). Чтобы повысить уровень мышечной силы, необходимо акцент в тренировке сделать на развитии этого качества, увеличив до оптимальных границ количество часов, отводимых на развитие силы мышц (по нашим данным, до 30% времени от общего количества часов за год). Принимая во внимание отрицательное воздействие больших объемов нагрузки на силу и выносливость, целесообразно в один год увеличивать объем нагрузки для развития выносливости, в другой увеличивать объем нагрузки для развития силы мышц.

 
Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало