|
||||
гу развить высокий темп бега, показать хороший результат». В начале гонки нужно определить оптимальную скорость бега с учетом скольжения, состояния лыжни, самочувствия, а также времени уже стартовавших соперников. Начав гонку, скорость следует увеличивать постепенно. В начале дистанции не рекомендуется стремиться догнать впереди стартовавших соперников. При появлении чувства неуверенности, слабости надо акцентировать свое внимание и усилия на формировании волевой готовности, используя следующие уста- |
новки: «Эта неуверенность временная. Я мобилизуюсь, я энергичен, вынослив. Могу проявить волю». До наступления утомления спортсмены, как правило, бегут быстрее, чем предполагают. По мере наступления утомления нарушается четкость восприятия, мышление становится недостаточно гибким. В связи с этим основные тактические программы действий на различных участках трассы рекомендуется достаточно подробно разработать до начала соревнований. |
|||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В СТРУКТУРЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ |
||||
Р. Г. Гилязов, Москва |
||||
При прохождении дистанции лыжник должен до конца ее поддерживать оптимальную величину усилий в фазе отталкивания лыжами и палками при постоянно возрастающем утомлении. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор остро стоит вопрос об удельном весе занятий силовой подготовкой, проблема соотношения объема нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости на разных этапах и в разных периодах многолетней тренировки. Рядом авторов (В. П. Филин, 1968 — 1983; М. Я. Набатникова, 1972, 1983, и др.) показано, что на начальных этапах тренировки у спортсменов, специализирующихся в видах спорта с преимущественным развитием выносливости, это качество в большей степени, чем остальные, определяет спортивный результат. С ростом мастерства спортсменов в общей структуре развития физических качеств повышается роль силовых возможностей. Автор настоящей статьи провел исследование с целью экспериментального обоснования рационального соотношения объемов нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости, в структуре многолетней тренировки лыжников-гонщиков. В пятилетнем эксперименте приняли участие 14 спортсменов (на начало эксперимента возраст спортсменов составил 18 — 20 лет, стаж занятий — 4 — 5 лет, квалификация — I разряд, что соответствовало по градации многолетней тренировки этапу начальной специализации). Все тренировочные средства лыжника-гонщика были классифицированы по трем зонам мощности: объем работы, выполняемой преимущественно в аэробном режиме энергообеспечения (слабой интенсивности); объем работы, проходящей при смешанном аэробно- |
анаэробном энергообеспечении (средней интенсивности); объем работы, выполняемой преимущественно в анаэробных условиях (сильной интенсивности). Тренировка лыжников-гонщиков, помимо четкого планирования и учета тренировочных средств, включала ежемесячное проведение тестов. Для изучения динамики развития силовых возможностей измерялась сила мышц-разгибателей голени, разгибателей бедра, разгибателей плеча. В качестве показателя общей выносливости применялся тест Купера (12-минутный бег) и определялось МПК в тесте на ступенчатую нагрузку на велоэргометре (2 раза в год — в подготовительном и соревновательном периодах). Специальная выносливость оценивалась в тесте на лыжероллерах (14 и 28 км). Для определения выносливости в соревновательных упражнениях оценивались результаты (места), показанные спортсменами в контрольных и официальных соревнованиях. Контроль за интенсивностью выполнения упражнений осуществлялся с помощью радиотелепульсометрии и регистрации скорости прохождения отдельных участков трассы. В структуре пятилетней тренировки процентное соотношение времени занятий на силу и выносливость было следующим: 1-й год тренировки — 13 и 87%, 2-й год — 15 и 85%, 3-й год — 10 и 90%, 4-й год — 20 и 80%, 5-й год — 30 и 70%. В таблице представлена динамика показателей тренировочного процесса по годам. Как видно из таблицы, тренировочный процесс был направлен на повышение как общей, так и специальной подготовки лыжников-гонщиков. Начиная со второго года эксперимента был осуществлен постепенный переход на более углубленную специализацию (переход на тре- |
|||
18 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |