Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  37488-8.jpg

 

Рис. 2. Длительность фаз и периодов цикла одновременного полуконькового хода

 

палок, туловище поднимается при этом до угла 20 — 30° к моменту завершения фазы, а вес тела лыжника полностью переносится на опорную ногу (угол в коленном суставе — 125 — 135°).

Период свободного скольжения является подготовительным для выполнения рабочих движений в цикле хода.

На рис. 2 показаны временные соотношения периодов и фаз цикла одновременного полуконькового хода. В данном случае представлено среднее время продолжительности фаз при передвижении в подъем 2° со скоростью 6,5 м/с в условиях хорошего скольжения.

Следует однако учесть, что различные условия передвижения (рельеф, состояние лыжни, скольжение, скорость, утомление и другие факторы) вносят свои поправки в общее время выполнения цикла и продолжительность фаз. От этих факторов непосредствен-

 

но зависит и соотношение периодов отталкивания и скольжения.

Наши наблюдения показывают, что одновременный полуконьковый ход гонщики используют на равнинных участках трассы, на пологих спусках и подъемах, на прямых отрезках дистанции и плавных виражах. При этом скорость передвижения значительно выше, чем при прохождении тех же участков традиционными одновременными ходами. Отмечено, что женщины прибегают к этому способу передвижения в гонках несколько реже, чем мужчины.

Эффективность применения одновременного полуконькового хода зависит как от степени владения его техникой, так и от уровня физической подготовленности спортсмена. С целью совершенствования техники данного хода в подготовительном периоде тренировки с успехом могут использоваться роликовые коньки. Следует обратить внимание и на развитие скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей.

Международная федерация лыжного спорта внесла в правила соревнований некоторые ограничения по применению различных вариантов полуконькового хода на стартовых и финишных отрезках дистанции. При проведении состязаний у нас в стране такого ограничения не существует.

Учитывая, что большинство ведущих лыжников-гонщиков СССР и сильнейших зарубежных спортсменов с успехом используют одновременный полуконьковый ход, необходимо продолжить глубокое его изучение.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

   
Р. З. Шайхтдинов, Москва
 

В современном спорте высоких достижений спортсмен должен обладать способностью переносить огромные физические и психические нагрузки, быстро восстанавливаться после них; уметь приходить в состояние высокой готовности накануне ответственных стартов; реализовывать свои возможности в экстремальных условиях спортивной деятельности. Развитие таких способностей осуществляется на основе совершенствования как адаптационных механизмов организма, так и психических функций, главным образом регуляторных.

Эти вопросы весьма актуальны в лыжном спорте. Хотя на первый взгляд представляется, что в этом виде спорта психологические факторы существенно не влияют на результативность соревновательной деятельности.

 

Практика показывает, что спортсмены, не обладающие высоким уровнем морально-волевых качеств, не одаренные тактическим мышлением, не уверенные в своих силах, не умеющие управлять собой в трудных условиях, как правило, не достигают больших успехов.

Практика показывает также, что не все спортсмены, имеющие высокий уровень специальной подготовленности, могут показать высокие результаты в ответственных соревнованиях. В частности, в лыжном спорте часто высококвалифицированные спортсмены выступают ниже своих возможностей, а иногда даже сходят с дистанции без каких-либо объективных причин.

Но можно привести и примеры, когда спортсмены в условиях ответственных сорев-

Library   15   Up


Contents

 

Home
 

нований за счет волевой мобилизации показывали очень высокие результаты. Вспомним лыжную эстафету XI зимних Олимпийских игр в Саппоро, когда Вячеслав Веденин на последнем, четвертом, этапе, сократив разрыв более чем в одну минуту, недалеко от финиша обошел лидера соревнования бронзового призера этой Олимпиады на дистанции 30 км норвежца Йос Харвикена.

В психологии спорта выделяют общую и специальную психологическую подготовку. Основными задачами общей психологической подготовки являются:

1) воспитание личности спортсмена, в частности идейно-политической направленности, коммунистических черт характера, морально-волевых качеств;

2) развитие психических процессов — волевых усилий, познавательных, сенсомоторных, эмоционально-мотивационных процессов;

3) формирование регуляторных способностей, главным образом навыков волевой саморегуляции, развитие образных представлений, навыков самовнушения, самоприказа, концентрации и переключения внимания.

На основе общей психологической подготовки происходит развитие самосознания, совершенствуются регуляторные механизмы, обеспечивающие интеграцию и устойчивое функционирование всех его структурных уровней: эмоционально-мотивационного, интеллектуального, прогностического, нормативного (морального) и регуляторного.

Основными задачами специальной психологической подготовки являются:

1) формирование готовности к основным соревнованиям, главным образом уверенности и надежности, мобилизованности, эмоционально-волевой устойчивости, стенических эмоциональных состояний;

2) психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, астенических эмоциональных состояний.

Решение указанных задач осуществляется с помощью целого комплекса средств и методов при учете специфических особенностей спортивной деятельности. Можно выделить четыре основные группы средств: нагляднообразные, вербальные, двигательные и комплексные.

Нагляднообразные средства включают:

1) упражнения на внимание (концентрация, переключение, устойчивость); 2) идеомоторную тренировку — мысленное выполнение основных технико-тактических действий; 3) кино-, фотомонтажи, графические изображения, рисунки, схемы и др.

Вербальные (словесные) средства объединяют:

 

1) беседы, лекции, семинары в целях обучения спортсменов основам спортивной тренировки, методам формирования готовности, самоконтроля, саморегуляции;

2) индивидуальные учебно-педагогические задания, установки на решение определенных задач;

3) аутогенные, психорегулирующие тренировки в целях регуляции психических состояний, стимуляции работоспособности, а также в целях восстановления;

4) средства самовоздействия для формирования состояния готовности, уверенности, для самовоспитания.

Двигательные средства включают в себя:

1) дыхательные упражнения, с помощью которых можно регулировать психическое состояние; 2) средства специальной физической подготовки; 3) физиотерапевтические и нетрадиционные средства для восстановления и стимуляции психических и энергетических проявлений; 4) специальные психолого-педагогические средства, применяемые с учетом задач воспитания, обучения и психического развития.

Методы, применяемые в целях психологической подготовки спортсменов, можно объединить в три основные группы: психолого-педагогические методы, методы самовоспитания и сопряженные. Психолого-педагогические методы включают в себя:

1) методы внушения и убеждения;

2) методы психической регуляции (методы релаксации, восстановления, стимуляции психических процессов и др.);

3) методы воспитания, обучения, психического развития;

4) методы волевой подготовки (формирования волевых качеств, уверенности, психической устойчивости).

Методы самовоспитания объединяют:

1) методы самоприказов, самоубеждения, самовнушения;

2) методы самостимуляции;

3) методы самоконтроля;

4) методы волевой мобилизации. Методы самовоспитания способствуют

формированию устойчивых положительных черт характера, развивают навыки стимуляции волевых проявлений, регуляции эмоциональных состояний, обеспечивают развитие способностей.

Сопряженные методы (которые задачи психологической подготовки решают сопряженно с задачами специальной подготовки) включают в себя:

1) методы спортивной тренировки;

2) методы планирования, прогнозирования спортивных достижений, объема нагрузки, средств подготовки;

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

3) методы моделирования, программирования основных трудностей и действий по их преодолению;

4) методы для профилактики перегрузки, психических срывов, переутомления и т. д.

Психическая подготовка спортсмена должна осуществляться при регулярном контроле за реализацией принятой программы в форме постоянной оценки личности спортсмена в целом и различных его психических проявлений.

Спортивная деятельность — это особый экстремальный вид человеческой деятельности, интегрирующий все многообразие физических, биологических и психических явлений. Поэтому анализ спортивной деятельности следует начинать с общей характеристики деятельности. В целом ее можно характеризовать как специфический, преобразующий, целенаправленный способ взаимодействия человека с окружающей действительностью.

С психологической точки зрения деятельность осуществляется на уровне интеграции мотивации (системы потребностей и побуждений), самосознания (системы психических явлений, определяющих отношение человека к себе как к личности и способствующих его социальному развитию), установок, усилий (произвольных и непроизвольных) и информационных процессов.

В спорте мотивация спортсмена определяется большей частью потребностью в самосовершенствовании, самовыражении, в испытании и развитии характера, способностей, воли, а также потребностью в общении с сильными, выносливыми, волевыми, целеустремленными людьми. На почве этих потребностей у спортсмена формируется стремление достичь успеха в избранном виде спорта. Такое стремление, взаимодействуя с потребностями в самовыражении, формирует мотивацию достижения высоких спортивных результатов.

Для характеристики спортивной деятельности необходим анализ условий, в которых она выполняется. Для лыжника-гонщика основными условиями деятельности являются:

1) необходимость поддержания высокой, относительно равномерной скорости передвижения на лыжах в течение длительного времени (от 15 минут до нескольких часов, в зависимости от дистанции) в условиях нарастающего утомления;

2) необходимость частой смены технических способов передвижения на лыжах в зависимости от рельефа местности, скольжения, метеорологических условий, состояния лыжни и др.;

3) необходимость принимать определенные решения и выполнять их для достижения высоких спортивных результатов в борьбе с соперниками на основании информации, поступающей по ходу гонки;

 

4) необходимость регулярного выполнения большого объема циклической (главным образом беговой) нагрузки;

5) необходимость владения приемами произвольной регуляции в целях оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности, формирования волевой готовности.

В лыжных гонках спортсмен борется прежде всего с самим собой, так как для достижения успеха он должен преодолеть ряд объективных и субъективных трудностей, в определенной степени «превзойти» себя. Основными критериями успешности деятельности лыжника-гонщика являются пространство (длина дистанции) и время (результат).

При хорошей психологической подготовленности психологические факторы могут способствовать реализации функциональных и технических возможностей спортсмена, экономизации, оптимизации его действий. При плохой психологической подготовленности эти факторы могут, наоборот, препятствовать достижению успеха в соревнованиях. Если, например, лыжник в процессе гонок будет акцентировать свое внимание на переживании, возникающих трудностях («очень устал», «все труднее бежать», «нет сил, уверенности» и т. п.), то тем самым он непроизвольно, за счет самовнушения, усилит ощущение этих трудностей, нарушит волевую регуляцию своих действий.

Вот почему в условиях нарастающих трудностей (утомления, плохого скольжения, высокого темпа) необходимо научиться акцентировать внимание не на их анализе, а на применении оптимальных способов саморегуляции, на мыслях о необходимости достижения высокого результата во имя своей чести, чести команды, коллектива, Родины. В трудных условиях соревнований необходимо стремиться формировать состояние уверенности, легкости, энергичности, готовности, используя для этого самоприказы, самовнушение.

Самоприказы могут быть следующими: «Трудности могу преодолеть. Хорошо подготовлен к соревнованиям. Выдержу темп бега до очередного спуска. А там немного отдохну, расслаблюсь».

Необходимо избавиться от мыслей об усталости, о желании выйти из борьбы, сбавить темп и т. д. При глубоком утомлении на длинных подъемах или равнинных участках можно на несколько секунд сбавить темп бега, чтобы расслабиться, снять возникшую напряженность, скованность, а затем мобилизоваться на дальнейшую борьбу.

Для достижения состояния более высокой мобилизованности можно сделать несколько резких быстрых выдохов, мысленно произнося примерно такие самоприказы: «Чувствую усиливающееся возбуждение, прилив сил. Мо-

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

гу развить высокий темп бега, показать хороший результат».

В начале гонки нужно определить оптимальную скорость бега с учетом скольжения, состояния лыжни, самочувствия, а также времени уже стартовавших соперников.

Начав гонку, скорость следует увеличивать постепенно. В начале дистанции не рекомендуется стремиться догнать впереди стартовавших соперников. При появлении чувства неуверенности, слабости надо акцентировать свое внимание и усилия на формировании волевой готовности, используя следующие уста-

 

новки: «Эта неуверенность временная. Я мобилизуюсь, я энергичен, вынослив. Могу проявить волю».

До наступления утомления спортсмены, как правило, бегут быстрее, чем предполагают. По мере наступления утомления нарушается четкость восприятия, мышление становится недостаточно гибким. В связи с этим основные тактические программы действий на различных участках трассы рекомендуется достаточно подробно разработать до начала соревнований.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В СТРУКТУРЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

   
Р. Г. Гилязов, Москва
 

При прохождении дистанции лыжник должен до конца ее поддерживать оптимальную величину усилий в фазе отталкивания лыжами и палками при постоянно возрастающем утомлении. В методике подготовки лыжников-гонщиков до сих пор остро стоит вопрос об удельном весе занятий силовой подготовкой, проблема соотношения объема нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости на разных этапах и в разных периодах многолетней тренировки.

Рядом авторов (В. П. Филин, 1968 — 1983; М. Я. Набатникова, 1972, 1983, и др.) показано, что на начальных этапах тренировки у спортсменов, специализирующихся в видах спорта с преимущественным развитием выносливости, это качество в большей степени, чем остальные, определяет спортивный результат. С ростом мастерства спортсменов в общей структуре развития физических качеств повышается роль силовых возможностей.

Автор настоящей статьи провел исследование с целью экспериментального обоснования рационального соотношения объемов нагрузок, направленных на развитие силы и выносливости, в структуре многолетней тренировки лыжников-гонщиков. В пятилетнем эксперименте приняли участие 14 спортсменов (на начало эксперимента возраст спортсменов составил 18 — 20 лет, стаж занятий — 4 — 5 лет, квалификация — I разряд, что соответствовало по градации многолетней тренировки этапу начальной специализации).

Все тренировочные средства лыжника-гонщика были классифицированы по трем зонам мощности: объем работы, выполняемой преимущественно в аэробном режиме энергообеспечения (слабой интенсивности); объем работы, проходящей при смешанном аэробно-

 

анаэробном энергообеспечении (средней интенсивности); объем работы, выполняемой преимущественно в анаэробных условиях (сильной интенсивности).

Тренировка лыжников-гонщиков, помимо четкого планирования и учета тренировочных средств, включала ежемесячное проведение тестов. Для изучения динамики развития силовых возможностей измерялась сила мышц-разгибателей голени, разгибателей бедра, разгибателей плеча. В качестве показателя общей выносливости применялся тест Купера (12-минутный бег) и определялось МПК в тесте на ступенчатую нагрузку на велоэргометре (2 раза в год — в подготовительном и соревновательном периодах). Специальная выносливость оценивалась в тесте на лыжероллерах (14 и 28 км). Для определения выносливости в соревновательных упражнениях оценивались результаты (места), показанные спортсменами в контрольных и официальных соревнованиях. Контроль за интенсивностью выполнения упражнений осуществлялся с помощью радиотелепульсометрии и регистрации скорости прохождения отдельных участков трассы.

В структуре пятилетней тренировки процентное соотношение времени занятий на силу и выносливость было следующим: 1-й год тренировки — 13 и 87%, 2-й год — 15 и 85%, 3-й год — 10 и 90%, 4-й год — 20 и 80%, 5-й год — 30 и 70%.

В таблице представлена динамика показателей тренировочного процесса по годам. Как видно из таблицы, тренировочный процесс был направлен на повышение как общей, так и специальной подготовки лыжников-гонщиков. Начиная со второго года эксперимента был осуществлен постепенный переход на более углубленную специализацию (переход на тре-

Library   18   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало