Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В 1984 г. взнос участников повышается до 6 руб., что в основном покрывает основные расходы по обслуживанию марафона. Главные расходы связаны с питанием, транспортировкой участников в день марафона, атрибутикой (нагрудные значки, эмблема, памятки, стартовые номера и т. д.). Расширение и планиров-

 

ка трассы марафона осуществляется за счет средств на благоустройство ландшафтного заповедника Отепя.

В организационном плане Тартуский марафон постоянно совершенствуется. Многое зависит от конкретных условий проведения марафона.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СКОЛЬЗЯЩЕГО ШАГА

   
В. Ермаков, Л. Никощенков, С. Никощенков
 

Задача каждого лыжника-гонщика — в совершенстве овладеть всеми способами передвижения на лыжах, всем арсеналом специальных двигательных навыков, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

От начального освоения основ движений лыжника до высокой степени их совершенства — путь долгий и напряженный. Как тренеру, так и спортсмену необходимо настроиться на кропотливую целенаправленную работу по прочному овладению современной техникой передвижения на лыжах.

Каждому, кто хочет достичь заметных спортивно-технических результатов, необходимо:

1. Овладеть основами движений, пройти «школу» движений. С этого начинается этап начального обучения технике, т. е. обучения простейшим элементам и отдельным положениям лыжника. Приступая к их изучению, необходимо иметь ясное представление о том или ином способе передвижения. В этом поможет рассказ тренера, показ и опробование способа. Образный доступный рассказ о современной технике, наглядный и четкий показ — это необходимое условие для начального этапа обучения.

Основу лыжного хода составляет скользящий шаг. Движения в скользящем шаге объединены в два характерных действия — . отталкивание и скольжение. Процесс обучения и должен быть направлен на овладение этими основными действиями.

2. С помощью доступных подводящих упражнений детально изучить отдельные положения в скользящем шаге. Изучению одно-опорного скольжения должно предшествовать выполнение подготовительных движений для освоения отталкиваний ногой и рукой, так как отталкивание является причиной любого движения, а скольжение его следствием.

3. Овладеть движением в целом, соединив отдельные элементы в законченный скользя-

 

щий шаг. Необходимо последовательно, по мере освоения отдельных движений соединять их в целостные двигательные действия, добиваясь правильности выполнения.

4. В процессе изучения использовать подводящие упражнения и контрольные действия, с помощью которых можно овладеть заданной моделью движения.

5. Совершенствовать технику не только на учебном кругу, но и в процессе выполнения тренировочной нагрузки на фоне утомления в различных условиях передвижения. На дистанции меняется состояние и профиль лыжни, скорость передвижения, наступает утомление и т. п. — все это сбивающие факторы, которые предъявляют повышенные требования к организму спортсмена и технике движений. Необходимо в этих условиях закрепить движения, выработать гибкий двигательный навык и умение приспосабливать свои действия к постоянно меняющимся условиям, влияние которых очень специфично и своеобразно.

Научиться ходить на лыжах можно только на снегу. Однако создать предпосылки для быстрейшего овладения техникой можно и нужно в бесснежное время года. Для этого имеется целый комплекс подводящих и имитационных средств, помогающих не только создать представление о специальных движениях лыжника, но и в облегченных условиях овладеть основными элементами скользящего шага.

Важно учитывать и другое: при выполнении специально-подготовительных упражнений одновременно с овладением техникой движений происходит развитие физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов.

При овладении техникой в процессе обучения целесообразно выделить три этапа: 1. Обучение общей схеме движений. 2. Углубленное изучение элементов движения. 3. Освоение лыжного хода в целом. Несмотря на некоторую условность этих этапов обучения, необходимо выделить признаки, по которым

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

тренер и спортсмен смогут оценить степень овладения элементами движений и определить время перехода от одного этапа обучения к другому. На каждом этапе обучения ставится конкретная цель, имеются свои задачи, методы контроля и самоконтроля и определенные средства.

Первый этап — обучение общей схеме движений. Признаки: овладел схемой скользящего шага, освоил стойку лыжника, согласует работу рук и ног, выполняет одно-опорное скольжение.

Цель и задачи: овладеть основами скользящего шага, освоить стойку лыжника, одноопорное скольжение и согласованную работу рук и ног.

Контроль: выполняет скольжение на одной ноге, переносит вес тела на скользящую лыжу вперед-в сторону.

Самоконтроль: ощущение переноса веса тела с лыжи на лыжу и одноопорного скольжения.

Метод: расчлененный, по элементам движения.

Упражнения: общеразвивающие и специально-подготовительные (подводящие и имитационные), на месте и в движении; основные — передвижение лыжными ходами, подводящие упражнения на лыжах.

Упражнения для изучения стойки лыжника.

1. Согнуть ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, опустить согнутые руки вперед-вниз. Многократно повторить.

2. Из стойки лыжника принять основную стойку и вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз.

При изучении стойки нужно обратить внимание на мышечные ощущения, равномерное распределение веса тела на обе ступни. Колени не «накрывают» носки ботинок. Туловище слегка наклонено вперед.

3. Сделать шаг вперед и принять стойку лыжника. Проверить положение рук, туловища, ног. Выполнить с правой, левой ноги.

Упражнения для изучения согласованных движений рук и ног.

1. В стойке лыжника поочередные маховые движения рук с фиксацией их в переднем и заднем положении.

2. В стойке лыжника попеременная работа рук (без палок и с палками, удерживая их за середину, на лыжах и без лыж).

3. В стойке лыжника, руки за спиной, передвижение шагом.

4. Ходьба с попеременной работой рук и ног в стойке лыжника.

5. Стоя на лыжах, попеременные отталкивания руками под уклон.

6. Попеременная работа рук и ног. Пере-

 

движение на лыжах ступающим шагом с попеременной работой рук.

7. Стоя на одной ноге и держась одноименной рукой за рядом стоящий предмет, поочередные маховые движения рукой вперед, ногой назад.

8. Стоя на одной ноге и держась разноименной рукой за рядом стоящий предмет, поочередные маховые движения рукой и ногой.

Упражнения для развития чувства равновесия и изучения одноопорного скольжения.

1. Перенос веса тела с одной ноги на другую (касаясь носком свободной ноги опоры) в стойке лыжника.

2. Перенос веса тела с правой ноги на левую (с отрывом свободной ноги от опоры) в стойке лыжника.

3. Перенос веса тела с правой ноги на левую (и наоборот) с шагом вперед в стопке лыжника.

4. Стоя на одной ноге (на низкой и высокой опоре), махи другой с попеременным размахиванием рук.

5. В стойке лыжника на одной ноге попеременный мах другой с движением рук.

6. В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую (и наоборот) с шагом вперед и попеременным выносом рук.

7. В стойке лыжника перенос веса тела с правой на левую (и наоборот) с прыжком вперед, руки за спиной. Зафиксировать одно-опорное положение.

8. В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую (и наоборот) с прыжком вперед и попеременной работой рук. Зафиксировать одноопорное положение.

9. В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук в медленном темпе.

10. Прыжковая имитация на месте.

11. Прыжковая имитация в движении. Второй этап — углубленное изучение

элементов движения.

Признаки: овладел элементами скользящего шага, устойчиво скользит на одной (двух) лыже и равномерно распределяет вес тела, выполняет подседание и отталкивание ногой, ставит лыжную палку под оптимальным углом.

Цель и задачи: овладеть элементами скользящего шага (подседание, отталкивание, махи рук и ног, активная постановка палок).

Контроль: выпрямляет ногу и руку при толчке, сгибает опорную ногу к концу скольжения, активно ставит палку на опору.

Самоконтроль: чувствовать подседание, толчок ногой и рукой.

Метод: расчлененный, по периодам и фазам.

Упражнения; общеразвивающие и спе-

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

циально-подготовительные (на месте и в движении). Передвижение на лыжах.

Упражнения для изучения устойчивого скольжения на одной лыже и распределения веса тела.

1. В стойке лыжника при спуске попеременный перенос веса тела с лыжи на лыжу.

2. То же самое, но с фиксацией одноопорного скольжения.

Упражнения для разучивания подседания и отталкивания ногой.

1. Прыжок вверх толчком обеих ног.

2. Прыжок вверх толчком обеих ног с предварительным сгибанием.

3. В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой (правой) ногой.

4. В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой (правой) ногой с предварительным подседанием на обеих ногах.

5. В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на подседание.

6. В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на отталкивание ногой.

7. В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук.

8. В стойке лыжника, руки за спиной, прыжок вперед-вверх с ноги на ногу с предварительным сгибанием толчковой ноги. (Зафиксировать положение после приземления.)

9. В стойке лыжника, руки за спиной, прыжок вперед-вверх с ноги на ногу.

10. В стойке лыжника прыжковая имитация с попеременной работой рук (на равнине и в пологий подъем).

11. В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой ногой (с акцентом на подседание).

12. В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием (2 — 3 раза) другой (правой, левой).

13. В стойке лыжника скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой с попеременной работой рук.

14. В стойке лыжника скольжение на одной лыже с отталкиванием (2 — 3 раза) другой (правой, левой) и попеременной работой рук.

15. В стойке лыжника, руки за спиной, попеременное скольжение на лыжах.

16. Попеременный двухшажный ход без палок и с палками.

Упражнения для изучения постановки палки и отталкивания рукой.

1. В стойке лыжника маховым движением вниз-вперед вынести руку с палкой до уровня плеча. Многократно повторить движение правой и левой рукой.

2. В стойке лыжника вынести руку с пал-

 

кой вперед и движением вниз отвести ее назад.

3. В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно вкалывающим движением поставить палку у каблука ботинка.

4. В стойке лыжника, делая шаг вперед, с силой поставить палку сзади опорной ноги.

Упражнение выполнять с укороченной палкой.

5. Шаговая имитация с попеременным отталкиванием руками.

6. Прыжковая имитация с попеременным отталкиванием руками (в пологий подъем).

7. Скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием руками.

8. Передвижение попеременным двухшажным ходом.

Третий этап — освоение лыжного хода в целом.

Признаки: овладел скользящим шагом, фиксирует позы в граничные моменты периодов и фаз, согласованно выполняет элементы движения.

Цель и задачи: овладеть ходом в целом, согласованно выполнять элементы в скользящем шаге.

Контроль: размашисто, с большой амплитудой выполняет движения в скользящем шаге, устойчиво скользит на одной лыже, подчеркнуто и слитно выполняет основные элементы.

Самоконтроль: ощущение слитности к согласованности в движениях рук и ног.

Метод: целостный.

Упражнения: передвижение на лыжах различными лыжными ходами.

Упражнения для изучения согласованного выполнения поз в граничных моментах скользящего шага.

1. В стойке лыжника, руки за спиной, с шагом вперед оторвать толчковую ногу от опоры и зафиксировать положение.

2. В стойке лыжника с шагом вперед и попеременной работой рук оторвать толчковую ногу от опоры.

3. В стойке лыжника поочередно выносить руки вперед и имитировать постановку палки с акцентом опускания кисти.

4. В стойке лыжника поочередно выносить руки с палкой вперед, поставить ее вкалывающим движением. Жим на палку и давление туловищем.

5. В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно поставить под острым углом сзади опоры, перенести вес тела на опорную ногу, выпрямить ее, сделать быстрое подседание и толчком перейти в одноопорное положение.

6. Передвижение попеременным двухшажным ходом с акцентом:

а) на маховом выносе руки и ноги;

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

б) на согласованном отталкивании рукой и ногой;

в) на подседании и отталкивании ногой;

 

г) на отталкивании ногой, маховом выносе ноги и броске туловища.

 

 

ОДНОВРЕМЕННЫЙ ПОЛУКОНЬКОВЫЙ ХОД

   
Е. В. Зеновский, Москва
 

Необходимость вести борьбу за сотые доли секунды в лыжной гонке заставляет спортсменов и их тренеров постоянно искать новые, более эффективные подходы к процессу подготовки. Совершенствование техники передвижения — один из путей творческого поиска в лыжном спорте.

В настоящее время на международных соревнованиях и национальных первенствах лыжники-гонщики применяют оригинальную разновидность одновременных ходов. В общепризнанной классификации техники лыжных ходов этот способ передвижения отсутствует.

Изучение кинематической структуры нового способа показывает, что в его основе лежит одновременное отталкивание палками в сочетании с коньковым отталкиванием одной лыжей. Вот почему данный способ передвижения на лыжах, по нашему мнению, может быть назван одновременным полуконьковым ходом. Главной специфической особенностью этого хода, отличающей его от всех других способов передвижения на лыжах, является отталкивание скользящей вперед лыжей под некоторым углом в сторону.

Условиями для использования этого хода явились: улучшение качества подготовки лыжных трасс (механическая обработка колеи, достаточно плотная и широкая обочина лыжни), применение пластиковых лыж, имеющих преимущества перед деревянными (меньший вес, прямоугольная форма поперечного сечения, лучшие качества скольжения), возросший уровень физической подготовленности гонщиков.

Для выяснения особенностей нового хода на чемпионате СССР по лыжным гонкам 1983 г. (г. Сыктывкар) нами были проведены фото- и киносъемки, наблюдения и хронометрирования при передвижении новым способом 24 ведущих лыжников страны. Проведенные исследования позволили разработать фазовую структуру цикла одновременного полуконькового хода.

В цикле хода можно выделить периоды свободного скольжения и отталкивания. За начало цикла принят момент окончания отталкивания ногой. Действия в каждой последующей фазе отчетливо прослеживаются по характерным граничным моментам. Движение одной ноги в цикле выполняет опорную функцию, другой — толчковую.

После окончания отталкивания лыжа

 

толчковой ноги, не касаясь снега, выносится немного вперед опорной. Скорость маха невелика, поэтому правильнее говорить о ее подтягивании. Подтягивание толчковой ноги — главным образом ее приведение, сопровождается сгибанием в коленном суставе, начинается после некоторой паузы, следующей за отрывом лыжи от снега. Скользящая вперед-в сторону лыжа толчковой ноги снимается со снега под прямым углом к оставляемому следу.

Отталкивание палками при использовании этого хода мало отличается от известных вариантов одновременных ходов. Отличие состоит лишь в более широком разведении колец палок в стороны от лыжни при постановке их на снег.

Отталкивание ногой начинается с постановки на снег лыжи, направленной под углом в сторону на внутреннее ребро. Весовой прогиб лыжи вызывает первоначальное ее скольжение по дуге (вперед-в сторону). По мере загрузки толчковой ноги весом тела (незначительное перемещение туловища в сторону толчковой ноги) и нарастания мышечных усилий при отталкивании ею весовой прогиб меняет форму (сглаживается), и лыжа скользит по прямой. В процессе отталкивания ногой возникает явление противоупора, т. е. одновременный упор в стороны обеими лыжами. Лыжа опорной ноги направляется наружной стенкой колеи лыжни, а лыжа толчковой ноги скользит вперед-в сторону, будучи надежно закреплена на снегу за счет положения на ребре. По мере отталкивания лыжа толчковой ноги все более удаляется от лыжни и отстает от опорной ноги. При окончании отталкивания толчковая нога полностью разгибается в коленном и голеностопном суставах, наблюдается значительный поворот таза в сторону толчковой ноги. Уменьшение вертикального угла отталкивания достигается подседанием на опорной ноге и увеличением наклона туловища.

Периоды и фазовый состав цикла одновременного полуконькового хода целесообразно рассмотреть в наиболее возможном соответствии с традиционными ходами.

Период отталкивания занимает значительное время цикла — около 50%. Это обусловлено тем, что отталкивание руками, не за-

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало