Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Особенно неблагополучное положение с подготовкой лыжников сложилось в ЦС ДСО профсоюзов. Не располагая постоянными местами подготовки, профсоюзные тренеры в ряде случаев просто опускают руки. Всем нам, как воздух, необходимы базы с ранним залеганием снега, возможностью проводить лыжную подготовку в летнее время. С каждым годом возрастает значение качественной подготовки трасс, на которых можно было бы в полном объеме совершенствовать техническое мастерство. Вопрос кооперирования средств для подготовки лыжников на первом снегу назрел уже давно, и его надо решать в интересах общего дела. Необходимо вскрыть все возможности для налаживания более эффективной подготовки гонщиков в профсоюзных обществах, тем более что у нас есть примеры хорошей работы тренеров и руководства ЦС.

 

Здесь прежде всего надо сказать об обществе «Урожай», которое уверенно вышло на первое место в командном первенстве всесоюзных соревнований (ст. тренер В. Г. Еремин).

Управление зимних видов спорта вынесло на обсуждение проект календаря всесоюзных соревнований на 4 года. Он предусматривает преемственность в подготовке спортсменов разных возрастов, нацеливает определенные контингенты на соответствующие соревнования. Намечены некоторые другие мероприятия по повышению уровня подготовки лыжников.

Вполне понятно, что в одной статье трудно охватить все вопросы, так или иначе связанные с затронутой проблемой. Мы хотели ответить лишь на самые острые вопросы любителей лыжного спорта по итогам Олимпиады и коснуться вопроса подготовки резервов.

 

 

ЛЫЖИ — В МАССЫ!


ТАРТУСКИЙ ЛЫЖНЫЙ МАРАФОН

   
Р. К. Леллеп, Тарту
 

В середине февраля каждого года проводится одно из наиболее популярных спортивно-массовых мероприятий — Тартуский 60-километровый лыжный марафон. В 1984 г. он был уже 20-м по счету. Этим марафоном лыжники Эстонии знаменуют день Советской Армии и Военно-Морского Флота. Участвуют в этом марафоне и лыжники из других братских республик.

Трудно переоценить значение этого массового праздника, который проходит в живописной местности Отепяэского ландшафтного заповедника. Значительно возросло количество людей, которые благодаря марафону стали круглый год заниматься физической подготовкой.

Марафон-поход Тарту — Кяэрику впервые проводился в 1960 г. по инициативе одного из видных деятелей лыжного спорта республики заслуженного тренера ЭССР Херберта Абеля. На примере этого марафона организовывались и другие, такие как Таллин — Кейла — Таллин, Сакалаский, Выру — Хаанья — Выру, Нээрути. Позднее председатель Спорткомитета ЭССР Ю. Унгер поручил кафедре лыжного спорта Тартуского государственного университета разработать принципы проведения и маршрут общереспубликанского лыжного марафона, основного зимнего спортивно-массового мероприятия в республике. Предложенный проект (Ю. X. Кальюсто и др.) был утвержден и внедрен при активном участии Я. Каарма (секретарь Тартуского горкома

 

КПЭ), А. Леванди (спорткомитет ЭССР), В. Киви (спорткомитет г. Тарту), Р. Камарик (СО «Динамо» г. Тарту), А. Сиркель (клуб туризма г. Тарту) и др. В настоящее время в подготовке и проведении Тартуского лыжного марафона ежегодно активно участвует более 1000 человек.

С 1980 г. Тартуский лыжный марафон проводится на более высоком организационном уровне, и к настоящему времени опыт его проведения уже может быть обобщен.

В каждом году распоряжением СМ ЭССР утверждается оргкомитет в составе 30 человек, который работает на общественных началах. Председателем оргкомитета в настоящее время является секретарь Тартуского горкома Компартии Эстонии и председатель комиссии массового спорта г. Тарту А. Альманн. При оргкомитете работает оперативный штаб и 16 спецслужб. Главный организатор (Р. Камарик) координирует работу служб (комплектование служб, выработка и уточнение планов работы, общего сетевого плана-графика и т. п.). После каждого марафона проводится тщательный анализ деятельности всех служб. Все, что не оправдало себя в подготовке и проведении марафона, устраняется или видоизменяется (количество и объем служб, их назначение и т. д.).

Каждая служба выполняет свои конкретные обязанности.

Служба трассы. В ее функции входит:

1. Выбор и описание трассы.

Library   5   Up


Contents

 

Home
 

37488-3.jpg

Маршрут Тартуского марафона

 

2. Расчистка, подготовка и обозначение трассы.

3. Определение местонахождения пунктов контроля и обслуживания на трассе.

4. Обеспечение начальника трассы и его помощников необходимым инвентарем (материалами, машинами-снегоходами, тракторами и т. п.).

5. Обеспечение порядка и безопасности на трассе во время марафона.

6. Оборудование трассы флажками, указателями и т. п. и снятие их после марафона.

Работа службы делится на два этапа.

I. Подготовка трассы в бесснежное время:

1) расширение трассы; 2) прокладка бульдозерами подъемов и спусков; 3) строительство мостов.

II. Подготовка трассы в снежное время:

1) уплотнение снега тяжелыми машинами (бульдозерами, тракторами);

2) расчистка, подготовка и обозначение трассы;

3) определение местонахождения пунктов контроля и обслуживания;

4) обеспечение инвентарем и материалами начальника трассы и его помощников;

5) обеспечение порядка и безопасности на трассе во время марафона;

6) оборудование трассы флажками, указателями и т. п.

 

Наш опыт показывает, что в зависимости от погодных условий по одной лыжне может проехать не более 1500 — 2000 лыжников, ширина лыжни должна быть не менее 1,2 м. Спуски необходимы прямые, с хорошим обзором, крутизной не более 10°. Указатели километража до пункта обслуживания (питание, первая медицинская помощь, ремонтные мастерские, туалет и др.) и до финиша устанавливаются через каждые 5 км.

Служба обеспечения трассы подготавливает 4 — 5 пунктов обслуживания (ПО):

1. Готовит территорию ПО и пути подъезда к ним. Совместно со службами движения и транспорта разрабатывает схемы движения.

2. Совместно с церемониальной службой оформляет, оборудует и радиофицирует ПО.

3. Согласует со службами трассы и питания месторасположение столов питания в ПО (общая длина столов 100 — 200 м), обеспечивает их подготовку и размещение.

4. Организует связь между всеми ПО и оперативной машиной оргкомитета.

5. Разводит костры и обеспечивает дровами полевые кухни.

6. Обеспечивает ПО тракторами в случае аварийных ситуаций.

7. Строит туалеты.

8. Свертывает ПО по завершении марафона.

В подчинении службы обеспечения трассы находятся мастерские по ремонту лыжного инвентаря (на старте, в ПО и на сложных спусках). На трассе имеются передвижные мастерские («Бураны» с санями).

В функции службы питания входит:

1. Питание участников на старте, ПО и на финише согласно меню:

а) старт — чай (автолавки);

б) ПО-1 — чай, хлеб, соль (максимальная интенсивность обслуживания — 200 участников в минуту);

в) ПО-2 — бульон, сосиски, хлеб, соленые огурцы, чай, соль (125 уч/мин);

г) ПО-3 — бульон, кекс, хлеб, соленые огурцы, чай, соль (100 уч/мин);

д) ПО-4 — чай, хлеб, соленые огурцы, соль (60 уч/мин);

е) финиш — чай, солянка, хлеб (50 уч/мин).

(В 1983 г. для питания 9000 участников было подготовлено: чай — 25 т, бульон — 8 т, солянка — 5 т, хлеб — 4 т, сосиски — 1т, кекс — 400 кг, соленые огурцы — 300 кг).

2. Составление заявок на продукты питания.

3. Обеспечение пунктов питания полевыми кухнями, автоцистернами для подвозки кипятка на каждый ПО, бумажными стаканами, ложками и мисками.

4. Размещение совместно с другими службами столов питания на ПО и финише.

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
  37488-4.jpg  

Перепад высот на дистанции марафона

 

5. Комплектование персонала пунктов питания на день марафона.

В обязанности службы информации и пропаганды входит:

1. Составление соответствующих материалов (предварительная информация, афиши и т. п.).

2. Сообщение информации по радио, телевидению, в районных и центральных газетах.

3. Подготовка стендов информации на старте и финише.

4. Информация на старте, ПО и финише во время марафона.

5. Подготовка и проведение пресс-конференции.

Работа службы проходит в два этапа: информация и пропаганда до марафона и во время марафона для участников и зрителей:

а) информация о заявках, порядке регистрации и т. д. (сентябрь — октябрь);

б) информация о порядке и сроках регистрации, методические советы по подготовке к марафону, сообщения о ходе подготовки к марафону (ноябрь);

в) сообщение о дополнительной регистрации участников, беседы с участниками марафона о ходе их подготовки (декабрь — январь);

г) описание трассы марафона, схемы движения (январь — февраль);

д) организация бесед врачей, тренеров, опытных лыжников и других специалистов по тренировке, подготовке инвентаря, смазке лыж, тактике прохождения трассы, вопросам питания, гигиены и т. д. (постоянно).

Большие обязанности выполняет служба секретариата. На I этапе:

 

1. Составление предварительной информации.

2. Предварительная регистрация участников и отправление счетов.

3. Распределение участников по группам (по занимаемому в предыдущем году месту и спортивной квалификации) совместно с главным судьей.

4. Оформление и выдача карт участников и символики марафона.

5. Составление картотеки участников и контроль списков.

6. Регистрация транспорта и выдача специальных пропусков.

7. Выдача всем членам служб специальных удостоверений и символики.

8. Ведение переписки.

9. Передача службе информации и пропаганды соответствующих материалов.

На II этапе:

1. Первоначальная и окончательная обработка материалов, полученных со старта, трассы и финиша.

2. Подготовка протокола для печатания и его распространение.

(В 1983 г. для выполнения всех перечисленных работ секретариат затратил 2891 чел/час.)

Обязанности службы транспорта следующие:

1. Обеспечение транспортом всех служб при подготовке к марафону и во время его проведения.

2. Транспортировка участников к месту старта и от финиша к баням.

3. Транспортировка багажа от старта на финиш.

На основе опроса участников уточняются графики движения транспорта. Производится инструктаж всех водителей (график и март-

Library   7   Up


Contents

 

Home
  37488-5.jpg  

На пункте питания

 

рут движения, задачи конкретного средства транспорта и т. д.).

Служба движения обеспечивает безопасность движения. (В 1983 г. для обслуживания марафона было привлечено: 193 больших, 212 средних и 179 микроавтобусов, 28 грузовиков и 469 легковых автомашин. К сожалению, к этому прибавились многочисленные незарегистрированные средства транспорта, которые вызывали определенные затруднения при регулировании движения потока автомашин во время марафона (учитывая ограниченные пропускные возможности стоянок и дорог).

Медицинской службе вменяется в обязанности:

1. Разработка требований врачебного контроля и инструктаж медицинских учреждений о порядке выдачи виз.

2. Разработка рационов питания, особенно для гонщиков высшей квалификации.

3. Подготовка материалов для прессы по медицинским вопросам и рекомендациям.

4. Обеспечение первой медицинской помощи во время марафона и координация действий со стационарными медицинскими учреждениями.

(В 1983 г. было составлено 8 бригад медицинской помощи — на старте, ПО и финише. 2 бригады передвигались на «Буранах»

 

с санями. Среди участников было 7 медицинских работников со специальным опознавательным знаком. В двух наиболее опасных местах на трассе находились бригады медицинской помощи.

В каждой бане, а всего их было 4, находился медицинский работник.)

Служба старта осуществляет:

1. Выбор места старта совместно со службой трассы.

2. Планировку и оборудование старта (стенды с информацией, радиофикация, электрификация, ограждения, строительство туалетов и т. д.).

3. Координацию работы всех служб на старте.

4. Подготовку места старта, контроль и пропуск участников на старт.

5. Техническое проведение старта.

(Для размещения 10 000 участников потребовалась стартовая площадка шириной 30 и длиной 600 м. Очень важно, чтобы стоянки автомашин находились ближе к старту.)

В обязанности службы финиша входит:

1. Выбор совместно со службой трассы места финиша.

2. Подготовка, оборудование и расположение служб на финише.

3. Координация работы всех служб на финише.

Одной из основных фигур в марафоне является главный судья. На его обязанности лежит:

Library   8   Up


Contents

 

Home
  37488-6.jpg  

Впереди еще много километров

 

1. Проведение марафона в соответствии с правилами соревнований.

2. Комплектование судебной коллегии и согласование ее работы с другими службами.

3. Распределение совместно с секретариатом участников по группам.

4. Проверка соответствия трассы предъявляемым требованиям.

5. Проведение старта и согласование деятельности всех служб при определении результатов участников.

Отдельные функции главного судьи дублировались многими службами, но при этом ему отводилась роль координирующего звена. Оргкомитет марафона подает ходатайство в Спорткомитет СССР о присвоении лучшим участникам почетного звания мастера спорта и кандидата в мастера спорта СССР, а также других спортивных разрядов (на основе сопоставления результатов со временем победителя).

Немалая роль в марафоне отводится хозяйственной службе. В ее обязанности входит:

1. Составление сметы и ее реализация в соответствии с предварительными заявками служб.

2. Удовлетворение заказов служб и транспортировка материалов в указанные места.

3. Заказ на печатание и изготовление материалов (нагрудные номера, карточки участ-

 

ников, бланки предварительной регистрации, пропуска для автомашин, памятки участника, флажки, сувениры, значки, эмблемы, протоколы, пропуска для состава служб и др.).

4. Сбор и складирование средств агитации, стендов, флажков и т. п. после марафона. Работа этой службы очень многогранна, и успех ее во многом зависит от гибкой реакции на заказы других служб. В составе службы необходимо иметь начальника, 2 — 3 его помощников, бухгалтера, шофера.

Церемониальная служба обеспечивает оформление марафона атрибутикой (сувениры, символика, печатные и рекламные издания, лозунги, декоративные флажки, стенды информации, разметки и т. д. на старте, трассе и финише). Она подготавливает и проводит награждение участников.

Функционируют также службы связи, приема гостей и бани.

В связи с ограниченными возможностями по размещению участников и пропускной способностью трассы количество участников из других республик, к сожалению, не превышает 500.

Эти 500 мест распределяются Спорткомитетом СССР.

Вопросы финансирования.

В 1983 г. общие расходы при проведении марафона составили 80 000 руб., т. е. в среднем 10 руб. на одного участника (5 руб. вносили сами участники, а остальная сумма покрывалась за счет госбюджета г. Тарту).

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

В 1984 г. взнос участников повышается до 6 руб., что в основном покрывает основные расходы по обслуживанию марафона. Главные расходы связаны с питанием, транспортировкой участников в день марафона, атрибутикой (нагрудные значки, эмблема, памятки, стартовые номера и т. д.). Расширение и планиров-

 

ка трассы марафона осуществляется за счет средств на благоустройство ландшафтного заповедника Отепя.

В организационном плане Тартуский марафон постоянно совершенствуется. Многое зависит от конкретных условий проведения марафона.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СКОЛЬЗЯЩЕГО ШАГА

   
В. Ермаков, Л. Никощенков, С. Никощенков
 

Задача каждого лыжника-гонщика — в совершенстве овладеть всеми способами передвижения на лыжах, всем арсеналом специальных двигательных навыков, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

От начального освоения основ движений лыжника до высокой степени их совершенства — путь долгий и напряженный. Как тренеру, так и спортсмену необходимо настроиться на кропотливую целенаправленную работу по прочному овладению современной техникой передвижения на лыжах.

Каждому, кто хочет достичь заметных спортивно-технических результатов, необходимо:

1. Овладеть основами движений, пройти «школу» движений. С этого начинается этап начального обучения технике, т. е. обучения простейшим элементам и отдельным положениям лыжника. Приступая к их изучению, необходимо иметь ясное представление о том или ином способе передвижения. В этом поможет рассказ тренера, показ и опробование способа. Образный доступный рассказ о современной технике, наглядный и четкий показ — это необходимое условие для начального этапа обучения.

Основу лыжного хода составляет скользящий шаг. Движения в скользящем шаге объединены в два характерных действия — . отталкивание и скольжение. Процесс обучения и должен быть направлен на овладение этими основными действиями.

2. С помощью доступных подводящих упражнений детально изучить отдельные положения в скользящем шаге. Изучению одно-опорного скольжения должно предшествовать выполнение подготовительных движений для освоения отталкиваний ногой и рукой, так как отталкивание является причиной любого движения, а скольжение его следствием.

3. Овладеть движением в целом, соединив отдельные элементы в законченный скользя-

 

щий шаг. Необходимо последовательно, по мере освоения отдельных движений соединять их в целостные двигательные действия, добиваясь правильности выполнения.

4. В процессе изучения использовать подводящие упражнения и контрольные действия, с помощью которых можно овладеть заданной моделью движения.

5. Совершенствовать технику не только на учебном кругу, но и в процессе выполнения тренировочной нагрузки на фоне утомления в различных условиях передвижения. На дистанции меняется состояние и профиль лыжни, скорость передвижения, наступает утомление и т. п. — все это сбивающие факторы, которые предъявляют повышенные требования к организму спортсмена и технике движений. Необходимо в этих условиях закрепить движения, выработать гибкий двигательный навык и умение приспосабливать свои действия к постоянно меняющимся условиям, влияние которых очень специфично и своеобразно.

Научиться ходить на лыжах можно только на снегу. Однако создать предпосылки для быстрейшего овладения техникой можно и нужно в бесснежное время года. Для этого имеется целый комплекс подводящих и имитационных средств, помогающих не только создать представление о специальных движениях лыжника, но и в облегченных условиях овладеть основными элементами скользящего шага.

Важно учитывать и другое: при выполнении специально-подготовительных упражнений одновременно с овладением техникой движений происходит развитие физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов.

При овладении техникой в процессе обучения целесообразно выделить три этапа: 1. Обучение общей схеме движений. 2. Углубленное изучение элементов движения. 3. Освоение лыжного хода в целом. Несмотря на некоторую условность этих этапов обучения, необходимо выделить признаки, по которым

Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало