Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

и пр.), медикаменты. Здесь также удобно хранить инструмент и необходимый реквизит для ухода за трассами. Спасательные домики желательно телефонизировать.

На трассах устанавливаются стартовые и финишные домики, наблюдательные и съемочные вышки и иные сооружения.

Знаки на трассах (рис. 2). В горнолыжном центре указательные знаки помогают быстро найти дорогу к подъемникам, трассам, склонам, гостиницам и др. На горнолыжных трассах они наряду с информацией о направлении движения предупреждают об опасностях и особенностях трасс. На развилках трасс и перед крутыми виражами указывается направление движения (в цвете, соответствующем сложности трассы).

Предупреждающие знаки, окрашенные в черный цвет на желтом фоне, сообщают о виражах, изменении направления спуска, сужении трассы, изломах склона, развилках, перекрестке трасс, встречном движении (на полках, тропах), лавиноопасности, трассе подъем-

 

ника (буксировочного или кресельного), выходе на трассу спуска, обрыве.

Знаки на трассах необходимо размещать в 30 — 100 м от опасного места, в зависимости от возможной скорости спуска и от рельефа, с таким расчетом, чтобы лыжник мог заблаговременно подготовиться к встрече с препятствием, а также в тех пунктах, где этого требует обстановка.

В туман и при плохой видимости на трассах рекомендуется устанавливать дистанционные марки, имеющие круглую форму диаметром 40 см, окрашенные в цвета, соответствующие сложности трассы. Посередине знака — белый номер трассы (высота цифры 25 см), ниже мелким шрифтом (5 см) указывается порядковый номер марки. Счет марок идет от финиша снизу вверх по трассе на расстоянии друг от друга 300 — 400 м. Таким образом, съезжая вниз, лыжник по номеру марки может определить, сколько ему осталось ехать до конца трассы.

 

 

УЧЕНЫЕ — ТРЕНЕРУ


О ТАКТИКЕ СКОЛЬЖЕНИЯ

   
Г. Г. Ощепков, Москва
 

Менее чем за одно десятилетие произошла переориентация в постановке слаломных трасс. По словам известного мастера горнолыжного спорта Ж.-К. Килли, лыжник должен был проходить трассу, скользя вправо и влево, буквально поперек склона, делая очень резкие повороты в отличие от нынешних спусков. Такая переориентация получила соответствующее отражение и в правилах соревнований по горнолыжному спорту, что отчетливо прослеживается при сравнении текстов четырех последовательных изданий «Правил соревнований» по горнолыжному спорту (см. таблицу).

В то же время нельзя считать правомерным мнение, будто в современном слаломе техника поворота перестает играть решающую роль для спортсменов высокой квалификации, а необходима лишь туристам. В этой связи можно указать на глубоко верное замечание, что «любой спуск с горы включает повороты как обязательный элемент, однако цель, которая преследуется при выполнении поворотов, различна у горнолыжников разного уровня, различна и техника выполнения этих поворотов» (Салманов Г. Д. «Горнолыжный спорт за рубежом»). Правила 1982 г. как раз и учиты-

 

вают необходимость сочетания максимальной скорости скольжения с высокой техникой поворотов. Отсюда вытекает и необходимость совершенствования существующей методики технико-тактической подготовки слаломистов.

В настоящей статье остановимся более подробно на вопросах тактики скольжения.

Известно, что любой слаломный поворот лыжник может выполнить как у верхнего, так и у нижнего древка вертикально поставленных ворот. Такой упрощенный схематический пример показывает, что можно один и тот же технический прием использовать в двух разных тактических вариантах. Если рассматривать эти варианты с позиций достижения большей скорости скольжения, то их условно можно назвать вариантами тактики скольжения или схемами тактики скольжения. В этом смысле мы и будем пользоваться понятием «тактика скольжения» при дальнейшем изложении.

Рассматривая соотношение понятий техники и тактики скольжения (при известной условности их разделения), отметим, что понятием «техника скольжения» можно объединять преимущественно движения лыжника в фазе входа в поворот (тип разгрузки, меха-

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

Объективные факторы увеличения скорости скольжения в современном слаломе

 

Год изд.

Число цветов флагов

Ширина ворот, м

Расстояние между воротами, м

Различия в текстах «Правил»

1967

3

3,2 — 4

<15

«... выявить степень технической подготовленности участников... выполнить серию поворотов различной крутизны и сложности и тем самым продемонстрировать весь арсенал современной техники слалома» (§ 39, п. 3)

1971

3

3,2 — 4

<15

«... совершать спуск без резких тормозящих поворотов и остановок» (§ 37, п. 2)

1975

2

4 — 5

<15

«... последние ворота должны направлять участника к середине финишного створа» (§ 37, п. 2)

1932

2

4 — 5

7 — 15

«... трасса должна позволять сочетать максимальную скорость с высокой техникой» (§ 26, п. 2) «... трасса должна обеспечивать непрерывность скольжения» (§ 26, п. 3)

 

низм поворота и др.), а также его движения, имеющие как бы статический характер (выбор стойки скольжения, например передняя, нормальная или задняя, и т. д.). Понятием же «тактика скольжения» могут быть объединены движения лыжника не только вне фазы входа в поворот, но и вне поворота в целом (например, фаза сопряжения двух последовательных виражей), а также в некоторых других точках трассы (например, в фазах скольжения вдоль линии спада).

Если говорить о фазе сопряжения двух последовательных виражей, то можно рассмотреть следующие возможные тактические схемы скольжения: 1 — отталкиванием внеш-

 

 

37489-37.jpg

Рис. 1. Сравнительная оценка эффективности тактических схем сопряжения виражей в слаломе:
О — открытые ворота, З — закрытые ворота, n — число наблюдений

 

ней лыжей в конце предыдущего виража; 2 — подседанием на внутренней (горной) лыже в начале следующего виража; 3 — комбинированным переходом от отталкивания внешней лыжей к подседанию на внутренней лыже.

Проведенные наблюдения над слаломистами I спортивного разряда (мужчины) показывают, что скорость скольжения достоверно (p > 0,05) выше для двух последних схем (на 2 и 3% соответственно) по сравнению с первой схемой (рис. 1).

Рассматривая скольжение вдоль линии спада, можно указать на два варианта тактики: 1 — активный вариант (за счет использования активного разгибания ног в данной фазе, или активного кантования лыж, или ак-

 

37489-38.jpg

Рис. 2. Сравнительная оценка эффективности тактических схем действий вдоль линии спада:
П — облегчение лыж подседанием, Р — разгибанием в фазе входа в поворот, п — число наблюдений

Library   62   Up


Contents

 

Home
 

тивного выполнения винто-углового движения и др.); 2 — пассивный вариант (без выполнения действий, подобных вышеуказанным).

Проведенные наблюдения выявили достоверное (р > 0,05) возрастание (на 2,5%) ско-

 

рости скольжения при использовании слаломистами схемы активных действий вдоль линии спада по сравнению с пассивной схемой (рис. 2).

 

 

ПРЕДЛАГАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, СПОРИМ


ЧЕТЫРЕ СЕКУНДЫ

   
Д. Е. Ростовцев, Москва
 

Выступления наших горнолыжников на международных соревнованиях 1980 — 1982 годов были довольно успешными: победы на отдельных этапах Кубка мира, завоевание Кубка Европы, 6-е место в женском слаломе и три места в первой десятке у мужчин на Олимпиаде-80, шестой результат в мужском скоростном спуске на чемпионате мира-82.

События же предолимпийского сезона показали, что ожидаемый дальнейший прогресс не стал реальностью. Даже наоборот. С таким трудом завоеванное право стартовать в первых группах, в большой степени предопределяющее успех, на сегодня фактически утеряно. Это неумолимо подтверждается цифрами отчетов об этапах Кубка мира-83 и других крупных стартах. Почему наши сильнейшие горнолыжники стали выступать хуже? Что случилось? Вопросы эти приходится слышать очень часто. Ответ требует анализа событий не одного года.

В отличие от многих видов спорта в горных лыжах соревнования проводятся на разных трассах с нестрого регламентированными параметрами и для выявления соотношения сил лучшим способом является регистрация проигрыша в секундах и занятого места. Наиболее отвечающими этим требованиям служат показатели на трассах скоростного спуска, имеющих постоянные старты и финиши, неизменную длину и перепад высоты.

Более тридцати лет я веду такую статистику. Ее начало положено в 1948 году, после выступлений в Нурефиеле на Холменколленских играх, где с проигрышем победителю около 30 секунд 25-е место было лучшим среди наших. Все мы тогда имели падения и выглядели довольно беспомощно на трассе, на которой в 1952 году были проведены Олимпийские игры без нашего участия.

Урок 48-го года, полученный в Нурефиеле, заставил наших горнолыжников перейти с открытых, гладких склонов на пересеченные и по возможности лесистые. Началось интенсивное освоение трасс в Бакуриани и Чимбулаке

 

над Алма-Атой, где были пущены два первых в стране бугельных подъемника. Резко возросшие объем и интенсивность тренировок не замедлили сказаться — на студенческих играх 1953 года было завоевано «серебро» в скоростном спуске, а в марте 1955 года на Нурефиельской трассе спуска мы проиграли только 4 секунды и заняли 4-е место.

Заметный качественный скачок дал возможность при той плотности результатов (1 с на одно место) держаться на довольно высоком уровне. Перед Олимпийскими играми 1956 года сборной команде страны дали возможность принять участие в ряде крупных международных соревнований. В некоторых из них были показаны неплохие результаты, и как следствие при проигрыше немногим более 4 секунд была завоевана бронзовая медаль в женском олимпийском слаломе. Так, по образному выражению, был осуществлен переход из «каменного» века в век «бронзовый», чему во многом способствовали и ежегодные летние тренировки на ледянистых, лавинных снежниках Птышского ущелья в Домбае.

На Нурефиельскую трассу после 1955 года наши ребята больше не попадали. Для дальнейших наблюдений за результатами была выбрана трасса Штрайф в Кицбюэле, на которой уже полвека традиционно каждое третье воскресенье января проводятся международные соревнования. До середины 60-х годов это были соревнования класса А, которые затем стали этапом Кубка мира. Трудным этапом — благополучный финиш на Штрайфе и сейчас по плечу далеко не каждому мастеру.

Наш дебют на Штрайфе состоялся в 1956 году. Проиграв 12 секунд, мы завоевали 13-е место. Последующие годы ознаменовались постепенным наступлением на Штрайф, сопровождавшимся все более возрастающей плотностью результатов. И спустя шесть лет, проиграв первому 4,5 секунды, наш лидер вновь оказался тринадцатым, но это 13-е место вводило нас в группу сильнейших, хотя

Library   63   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало