Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

МАССОВЫЙ ОТДЫХ


О ГОРНОЛЫЖНОЙ ТЕХНИКЕ МАССОВОГО КАТАНИЯ

   
В. К. Плотников
 

В нашей стране тысячи людей катаются на горных лыжах, причем основную массу катающихся (не менее 90%) составляют так называемые туристы. Однако не секрет, что уровень техники поворота у большинства катающихся ради удовольствия весьма низок, а сама техника разительно отличается от техники ведущих горнолыжников мира, главное для которых — спортивный результат. Отчего же это происходит? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав мотивы, приводящие туристов на склон, условия их катания и способы поворота, сопоставляя на каждом этапе анализа туристов и спортсменов.

Введем критерий, позволяющий объективно оценивать технику поворотов независимо от условий спуска, исходя из рассмотрения действующих на лыжника сил.

Лыжник движется вниз по склону, крутизна которого характеризуется углом , под действием параллельной склону и направленной вдоль траектории спуска составляющей силы тяжести. Движение лыжника тормозится силой трения между лыжами и поверхностью склона. Эта сила не зависит от скорости и может быть охарактеризована углом трения тр, определяемым как минимальный угол крутизны склона, при котором возможно начало скольжения лыж без каких-либо усилий со стороны лыжника. Обычно угол трения мал — 1 — 3°.

Кроме того, движение лыжника тормозится силами сопротивления воздуха и снега. Эти силы в первом приближении пропорциональны квадрату скорости. Коэффициенты пропорциональности в выражениях для сил сопротивления воздуха и снега будем называть и обозначать соответственно коэффициентом торможения воздухом (а) и коэффициентом торможения снегом (А).

Коэффициент торможения воздухом зависит от стойки и одежды лыжника. Так, лыжник, одетый в гладкую, плотно прилегающую одежду, спускающийся в низкой стойке скоростного спуска, имеет а = 0,2 кг/м. Лыжник в низкой стойке, но одетый в свободную одежду тормозится воздухом с коэффициентом а = 0,3 кг/м, а этот же лыжник в высокой стойке — с коэффициентом а = 0,5 кг/м.

 

Коэффициент торможения снегом зависит от состояния снега и техники выполнения поворотов и приближенно может быть представлен в виде суммы А = к + К, где к описывает состояние склона, а К — технику поворота. Коэффициент к на жестком склоне очень мал (его при этом можно считать равным нулю), а на склоне, покрытом сухим снегом, утрамбованном при прохождении «лесенкой»,
к
= 0,2—0,5 кг/м. Обычно при спуске по трассе с правильной периодичностью (например, «змейка» с одинаковыми расстояниями между флагами) на ровном склоне скорость лыжника после прохождения участка разгона в одних и тех же фазах разных поворотов одинакова. Это означает, что средняя скорость лыжника V постоянна, а среднее значение силы, перемещающей лыжника вдоль траектории спуска, равно нулю. Последнее обстоятельство позволяет ввести понятие среднего коэффициента техники поворота Кср и определять его по формуле

 

37489-28.jpg

 

где m — масса лыжника (кг), g — ускорение силы тяжести (g =10 м/с2), а — угловой размер дуги поворота (в радианах). Очевидно, что коэффициент Кср может служить критерием при сравнении различных способов поворота.

Следует, однако, отметить, что точность определения Kср по указанной формуле невысока из-за приближенного характера самой формулы. Поэтому сравнение будет тем точнее, чем ближе условия прохождения трасс разными способами. Указанный критерий может быть полезен при сравнении сильно отличающихся по технике групп лыжников, в частности при сопоставлении туристов и спортсменов.

Выбор техники поворотов определяется крутизной и состоянием склона, тренированностью, физическим и психологическим состоянием лыжника, а выбор склона и состояние лыжника в значительной степени зависят от

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

побудительных мотивов катания на горных лыжах. По-видимому, можно выделить три группы мотивов.

Во-первых, стремление к самоутверждению и честолюбие. В горных лыжах этот мотив находит выражение в преодолении трудностей и опасностей. Крутые склоны (с углом крутизны от 20 до 30°) привлекают множество лыжников.

Второй мотив — это стремление получить удовлетворение от овладения техникой спуска, позволяющей преодолевать склоны по выбранной траектории с максимальной скоростью, минимальными усилиями и притом красиво. К сожалению, мало кто из любителей может похвастаться тем, что он испытал такое удовлетворение.

 

Наконец, третий мотив — это желание получить удовольствие от воздействия внешних раздражителей непосредственно на органы чувств (такого, например, как при кратковременной невесомости во время прыжков через крупные бугры или при плавном изменении направления центробежной силы на противоположное в момент перехода из одной дуги в другую на большой скорости).

Рассмотрим некоторые характерные особенности наиболее представительной группы горнолыжников-туристов и условия их занятий горными лыжами и сопоставим это с аналогичными данными спортсменов. Для удобства сопоставления данные сведены в таблицу.

Каждый турист имеет свой безопасный предел скорости, превышать который он не

 

Таблица сопоставлении

Квалификация

Элементы сопоставления

возраст начала обучения

возраст лыжников

продолжительность занятий

общефизическая подготовка

места занятий

психологическое состояние при спуске

Туристы

> 20 лет

20 — 50 лет и старше

Нерегулярные , около 30 дн. в году

Отсутствует

Бугристые снежные склоны без трасс

Настрой на безопасный спуск

Спортсмены

10 — 15 лет

15 — 25 лет

Регулярные, примерно 100 дн. в году

Круглый год

Жесткие, без резких бугров трассы слалома и скоростного спуска

Настрой на максимальную скорость

решается. У большинства этот предел равен примерно 10 м/с, причем на крутых и бугристых склонах он снижается в полтора-два раза.

Принимая тем не менее предел равным 10 м/с, оценим средний коэффициент техники поворотов (Kср) у туриста, спускающегося по склону крутизной 25°. При этом будем считать, что m=80 кг, а=0,3 кг/м, к=0,3 кг/м, тр=2°. Примем также угловой размер дуги поворота
=. Тогда Kср=1,4 кг/м.

У горнолыжников-спортсменов, если безопасный предел и существует, то, как правило, он превышает те скорости, которые они в состоянии достигнуть. Жажда победы в соревнованиях заставляет спортсменов спускаться с максимальной скоростью, доступной им технически, а не психологически.

Параметры траектории спуска у туристов соответствуют обычно параметрам трассы слалома-гиганта, поэтому оценим коэффициент техники поворота у спортсменов для этого вида спуска.

 

На соревнованиях на Кубок мира средняя крутизна трассы обычно равна примерно 20°, а скорость спуска выступающих в первой группе составляет около 18 м/с. Принимая опять m = 80 кг и а=0,3 кг/м, но к=0 и = /2, получим Кср = 0,4 кг/м, т. е. в три с половиной раза меньше, чем у туриста. Очевидно, что столь разные значения коэффициента Kср соответствуют разной технике поворота. У спортсменов это техника максимальной скорости, у туристов — техника торможения.

Возникает вопрос: при каких условиях горнолыжник-турист может использовать ту же технику, что и спортсмен, т. е. технику максимальных скоростей? Это возможно в том случае, если скорость при спуске с таким же коэффициентом техники поворота, как у спортсмена на аналогичной трассе, меньше безопасного предела для данного лыжника. Понизить скорость спуска можно, выбирая более пологие склоны, такие, чтобы крутизна их

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

удовлетворяла соотношению

37489-29.jpg

где Vбез — безопасный предел скорости.

Оценим крутизну склона, на котором турист может использовать технику спортсменов высокого класса, т. е. технику с К=0,4 кг/м, не превышая при этом скорости 10 м/с, при следующих значениях параметров: а=0,3 кг/м, к=0,3 кг/м, тр=2°, =/2, m=80 кг.

В результате получаем крутизну склона, равную 10°, т. е. примерно в два с половиной раза меньше той, при которой туристы обычно демонстрируют свои возможности.

Рассмотрим механизм поворота и принципы, лежащие в основе поворотов горнолыжников, туристов и спортсменов. Поворот, если его понимать как плавное изменение направления движения, представляет собой вращательное движение лыжника вокруг центра поворота, который находится на линии, перпендикулярной к траектории спуска на расстоянии радиуса дуги поворота. Угловая скорость всех точек лыж при этом должна быть одинакова.

Если все точки лыжи, соприкасающиеся со склоном, находятся на одном расстоянии от центра поворота, то они имеют одинаковые линейные скорости относительно склона; если на разном, то линейные скорости этих точек различны. Отсюда следует возможность осуществления двух принципов поворота.

Один — принцип поворота скольжением на канте — состоит в том, что лыжа изгибается так, чтобы линия ее соприкосновения со склоном имела кривизну, радиус которой совпадает с радиусом поворота, и лыжник скользит на полученном таким образом изогнутом полозе. Другой — принцип поворота с проскальзыванием лыж — заключается в том, что продольные оси лыж находятся под некоторым углом к траектории движения, причем линейная скорость носков, расположенных ближе к центру поворота, чем задники, должна быть меньше линейной скорости задников.

В поворотах, основанных на принципе скольжения на канте (так называемых резаных поворотах), наиболее существенным является вопрос об изгибе лыжи. Носок и задник современной горной лыжи шире, чем ее средняя часть. Поместим лыжу на ровную жесткую плоскость (например, на поверхность фирнового склона) так, чтобы скользящая поверхность лыжи составляла с этой плоскостью угол несколько меньше прямого. Лыжа при этом будет касаться поверхности склона в

 

двух точках — носковой и задней частях опорного канта. Надавим на среднюю часть лыжи, имитируя давление ноги лыжника. Тогда лыжа прогнется и средняя часть канта также войдет в соприкосновение со склоном.

Изменяя угол наклона скользящей поверхности к склону, т. е. меняя кантование лыжи, будем получать разные радиусы кривизны опорного канта; уменьшение угла кантования увеличивает радиус, а приближение к прямому — уменьшает. Лыжа обладает довольно большой гибкостью, поэтому на мягком снегу средняя часть ее опорного канта вдавится в поверхность склона сильнее, чем носковая и задняя части. В результате при одном и том же угле кантования радиус кривизны линии пересечения лыжи с поверхностью склона на мягком снегу будет меньше, чем на фирне или на льду.

Полученный таким образом изогнутый полоз при движении в направлении, совпадающем с линией изгиба канта, оказывает неизмеримо меньшее сопротивление, чем при движении в направлении, перпендикулярном к лыже. Поэтому даже если сила, тянущая лыжника вниз по склону, не является касательной к линии соприкосновения лыжи со склоном, лыжник двигается по траектории, определяемой кривизной канта. Сила, вызывающая при повороте изгиб лыжи, представляет собой равнодействующую перпендикулярной к поверхности склона составляющей силы тяжести и центробежной силы. Поворот выполняется на одной лыже. В случае, если лыжник опирается на две лыжи, даже изогнутые соответствующим образом, нарушается сам принцип поворота, так как одна из них (менее загруженная) тормозит движение и создает дополнительный вращающий момент.

Строение человеческого тела делает более естественным поворот на внешней лыже. Следует отметить, что в повороте скольжением на канте площадь опоры лыжника довольно велика, так как совпадает с площадью фигуры, ограниченной дугой опорного канта и стягивающей его хордой. Ширина этой фигуры равна стреле прогиба лыжи и составляет несколько сантиметров.

Основным достоинством поворотов скольжением на канте является малое торможение лыжи при ведении дуги поворота. Именно это обстоятельство сделало поворот такого типа самым распространенным у ведущих спортсменов-горнолыжников.

Повороты, основанные на принципе проскальзывания лыж, выполняются за счет различия линейных скоростей носков и задников лыж. Один из способов получения разности скоростей состоит в торможении носков, находящихся ближе к центру поворота, путем их большей загрузки и, следовательно, большего заглубления в снег, чем задников. Другой спо-

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
  37489-30.jpg

Рис. 1. а — схематическое изображение лыжника при скольжении на канте:
ЦТ — центр тяжести лыжника; F
ц — центробежная сила; Fт — составляющая силы тяжести, перпендикулярная к склону; Fпр — равнодействующая поперечных сил;
б — положение изогнутой лыжи на мягком снегу (вид спереди)

соб — ускорение задников мышечным усилием ног в начале поворота.

Для выполнения ускорения необходимо резко оттолкнуться от склона в конце предыдущего поворота и перебросить задники лыж на другую сторону траектории спуска. Лыжи в момент толчка располагаются под некоторым углом к направлению движения и сильно закантованы, причем чем больше этот угол и сильнее кантование, тем эффективнее толчок. Однако тем сильнее и резче получается и торможение в момент толчка.

Для уменьшения торможения во время проскальзывания лыжи слегка кантуются на внутренние по отношению к повороту канты, а так как лыжи при этом практически не изогнуты, то площадь опоры каждой лыжи мала и поворот на одной лыже затруднен из-за сложности поддержания равновесия. Поэтому повороты с проскальзыванием лыж выполняются обычно на двух практически равномерно загруженных параллельных лыжах.

Последнее обстоятельство приводит к необходимости отрывать от склона одновременно обе лыжи в момент перехода из дуги в дугу, что требует ряда довольно сложных движений лыжника.

Таким образом, характерными особенностями рассматриваемого типа поворота являются наличие принципиально неустранимого торможения и сложность входа в поворот. Из-за указанного торможения повороты, основанные на проскальзывании лыж, практически

 

не используются высококлассными спортсменами, но представляют собой, по существу, единственный способ изменения направления движения для туристов — любителей катания на крутых склонах. Следует отметить, что естественное торможение при поворотах с проскальзыванием лыж оказывается недостаточным для уменьшения скорости спуска до безопасного предела при крутизне больше 15 — 20°. В результате техника поворотов с проскальзыванием претерпела у туристов определенное изменение в сторону развития тормозящих качеств.

Повороты, основанные на скольжении на канте, требуют сильного кантования, возможного лишь до определенного предела.

На рис. 1 схематично изображен лыжник (вид спереди) во время скольжения на канте (поворот влево). Отметим три характерных для позы лыжника угла.

Угол между поверхностью склона и направлением силы, являющейся равнодействующей перпендикулярной к склону составляющей силы тяжести и центробежной силы, определяет наклон лыжника внутрь поворота, необходимый для компенсации центробежной силы. Он равен

Другой характерный угол — это угол между поверхностью склона и голенью лыжника. Угол связан с углом кантования, их сумма равна прямому углу. Выбирая угол , лыжник определяет радиус поворота R. Связь между углом и радиусом поворота устанавливается соотношением:

 

где l — длина лыжи, — полуразность наибольшей и наименьшей ширины лыжи (обычно равна 0,01 м), — разность в разглублении в снег носка лыжи и ее средней части (на мягком склоне ~ 0,01 м, а на льду = 0).

Наконец, третий характерный угол — это угол между голенью и равнодействующей поперечных сил, т. е. линией, проходящей через центр тяжести лыжника и опорный кант. Таким образом, угол связан со взаимным расположением ряда точек тела лыжника и не может превышать некоторого значения, определяемого строением тела человека. У молодых, гибких, специально тренированных людей угол может достигать 30° (примем это значение для спортсменов), а у среднего туриста наибольшая величина этого угла 15°. Как видно из рис. 1, = .

Приведенные соотношения позволяют найти значения скорости лыжника и радиуса по-

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
  37489-33.jpg

Рис. 2. Диаграмма на плоскости:
R — радиус поворота, V — скорость лыжника, определяющая область применения поворотов разных типов. I — область применения поворота скольжением на канте, II — область применения поворота проскальзыванием лыж, III — область, в которой поворот невозможен.

 

воротов, при которых угол равен допустимому. На диаграмме в координатах R, V (рис. 2) эти значения лежат на линии, являющейся границей областей, в одной из которых (I) угол меньше допустимого и, следовательно, возможен поворот скольжением на канте, а в другой (II) этот угол превышает допустимую величину и поворот скольжением сделать не удается.

Очевидно, что при скоростях и радиусах поворотов, относящихся к этой области, следует делать повороты с проскальзыванием лыж. На рис. 2 даны границы областей I и II для двух случаев: спортсмены (=30°) на жестком склоне ( = 0) и туристы (=15°) на мягком склоне ( = 0,01 м). Длина лыж в обоих случаях принята равной 2 м, а полуразность величин ширины лыж — 0,01 м.

На этой же диаграмме указана область III значений R и V, при которых поворот нельзя сделать вообще из-за невозможности компенсации центробежной силы наклоном тела внутрь поворота. В качестве предельного для спортсменов принят угол =30°, а для туристов — 45°. С точностью около 5% диаг-

 

рамма справедлива для склонов с любой крутизной меньше 30°.

На диаграмме нанесены точки, соответствующие типичным скоростям и радиусам поворотов спортсменов, участвующих в соревнованиях по гигантскому (точка А) и специальному (точка Б) слалому. Интересно отмстить, что для спортсменов возможность спуска по трассе специального слалома с поворотами скольжением на канте существенно зависит от гибкости их тела: если угол равен, например, 15°, точка Б на диаграмме попадает уже в область II, где поворот скольжением на канте невозможен.

То обстоятельство, что туристы при малых скоростях могут делать повороты скольжением на канте почти в два раза круче, чем спортсмены, объясняется исключительно состоянием склона — спортсмены на мягком снегу могут делать еще более крутые повороты такого типа.

Рассмотрим спуски туристов так же, как и спуски спортсменов, слаломом-гигантом (типичный радиус поворота около 25 м, длина хорды дуги 20 м, ширина трассы 4 м) и слаломом (радиус 12 м, длина хорды 10 м, ширина трассы 2 м)). Из диаграммы следует, что туристы в слаломе-гиганте могут делать повороты скольжением на канте на любых скоростях, от самой малой до предельной, в то время как в слаломе такой поворот возможен лишь при скоростях больше 10 — 11 м/с, т. е. выше предельной для большинства, и, следовательно, туристы, спускаясь в слаломе, должны поворачивать с проскальзыванием лыж. Эти выводы справедливы только для спусков по мягким склонам — характерным местам катания туристов.

Отметим две возможности уменьшить радиус поворота скольжением на канте. Это можно сделать, нагружая в повороте носок лыжи давлением колена вперед и выбирая трассу спуска по внешним сторонам бугров.

Техника поворотов скольжением на канте позволяет достичь наибольших скоростей спуска и приблизиться в этом отношении к ведущим горнолыжникам-спортсменам, однако в основной своей массе туристы могут применять эту технику лишь на мягких пологих склонах в слаломе-гиганте. Техника поворота проскальзыванием лыж дает возможность спускаться по склонам любой крутизны, не превышая безопасного предела скорости, но уводит в сторону от основного направления развития горнолыжного спорта.

Таким образом, каждая техника имеет свою область применения и свои недостатки. Они не исключают, а дополняют друг друга. Однако совершенно не безразлично, с какой техники начнется обучение горнолыжника-новичка. Сегодня в силу сложившихся традиций, направленности методических пособий и ряда

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

37489-34.jpg

Рис. 3. Следы на снегу при спуске с поворотами скольжением на канте:
а — при входе в поворот коньковым шагом с дополнительным ускорением, 6 — при упрощенном входе в поворот

других причин новичок обычно начинает с освоения техники поворота проскальзыванием лыж. Кратковременность обучения (если оно происходит на какой-нибудь горнолыжной базе), необходимость выполнения большого числа подготовительных упражнений на малой скорости в сочетании со сложностью исполнения поворотов такого типа дает начинающему лыжнику не столько навык спуска с поворотами, сколько навык спуска с остановками.

Не испытывая удовлетворения от такого спуска, лыжник ищет возможность отличиться на крутых склонах, на которых его и без того невысокий предел безопасной скорости становится еще ниже, а техника развивается по пути усиления ее тормозящих свойств. В результате широкого распространения такой техники склоны делаются труднопроходимыми, они сплошь покрываются буграми и ямами, что, в свою очередь, снижает предел безопасной скорости и т. д.

По-другому обстоит дело, если обучение начинается с овладения поворотами скольжением на канте. Занимаясь на пологих безопасных склонах, новичок сразу приучается к довольно большой скорости и быстро начинает получать удовольствие — как от сознания того, что овладевает техникой мастеров, так и от связанных с большой скоростью приятных ощущений.

В результате у лыжника появляется уверенность в своих силах, повышается предел

 

безопасной скорости. Сказанное заставляет думать, что начинать обучение горнолыжника-новичка следует с поворотов скольжением на канте и лишь после овладения простейшим поворотом этого типа переходить к изучению поворотов проскальзыванием лыж.

В любом повороте самой сложной для выполнения фазой является вход в дугу. При спуске с поворотами скольжением на канте спортсмены совершают эту операцию следующим образом (рис. 3, а): лыжник, заканчивая предыдущий поворот на внешней лыже, переходит с нее коньковым шагом на другую лыжу, которая будет внешней в новом повороте. При толчке в момент перехода с лыжи на лыжу лыжник получает некоторую скорость, направленную вперед и вбок, которая суммируется со скоростью движения по дуге.

Ось будущей внешней лыжи в момент ее загрузки совпадает с направлением суммарной скорости после толчка, а сама эта лыжа после загрузки идет по склону практически плоско и лишь затем путем кантования и вращательного движения туловища лыжника в сторону поворота изгибается и вводится в дугу.

При таком способе входа в поворот лыжник приобретает дополнительное ускорение, а, кроме того, радиус дуги поворота получается несколько большим, чем при плавном сопряжении дуг поворотов, что уменьшает торможение во время движения по дуге.

Однако описанный вход в поворот сложен и требует четкой координации быстро следующих друг за другом движений. Поэтому для обучения начинающих такой вход в поворот не годится и должен быть заменен упрощенным вариантом. Упрощение такое возможно, причем оно не затрагивает другой фазы поворота — движения по дуге, что является дополнительным аргументом в пользу начала обучения с поворота скольжением на канте.

По-видимому, самым простым способом входа в поворот такого типа является непосредственный переход из дуги в дугу движением, близким к переступанию. Для того чтобы началось скольжение по дуге, лыжа должна быть изогнута какой-то силой (не центробежной, отсутствующей в первый момент поворота). В качестве такой силы может быть использована сила инерции движения лыжника при переходе с лыжи на лыжу.

При этом вход в поворот осуществляется следующим образом: ненагруженная будущая внешняя лыжа, закантованная надлежащим образом, отводится в сторону под некоторым углом к нагруженной лыже, причем расстояние между задниками лыж делается больше, чем между носками (см. рис. 3, б). Затем вес лыжника переносится на отведенную лыжу таким же движением, как при коньковом шаге. При этом, поскольку направление силы инерции не совпадает с осью лыжи, появляет-

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

ся перпендикулярная к оси лыжи составляющая силы, которая и изгибает лыжу.

Угол между лыжами в момент переноса веса должен быть небольшим. Для того чтобы поперечная сила, изгибающая лыжу, была равна центробежной силе в дуге поворота с радиусом R, этот угол должен удовлетворять соотношению

где z — длина участка траектории лыжника, на котором происходит загрузка лыжи. При R = 25 м и z=1 м получаем = 2,5°.

Кроме того, радиус дуги будущего поворота определяется также углом кантования загружаемой лыжи. Радиус этот тем меньше, чем больше угол кантования, а угол кантования тем больше, чем ниже стойка, из которой отводится в сторону будущая внешняя лыжа, и чем дальше эта лыжа отводится.

При входе в поворот скольжением на канте приходится преодолевать психологическую трудность, связанную с необходимостью загрузить лыжу, находящуюся по склону выше лыжника. При этом кажется неизбежным падение внутрь поворота. В действительности, однако, центробежная сила компенсирует параллельную склону составляющую силы тяжести даже при небольшой скорости. Для этого достаточно разогнаться на длине, равной или превышающей половину радиуса будущего поворота.

Движение по дуге поворота скольжением на канте независимо от способа входа в поворот происходит одинаково. Лыжник скользит на одной внешней лыже в стойке, достаточно низкой для удобства входа в следующий поворот, ненагруженная лыжа подведена возможно ближе к внешней лыже (при этом центр тяжести лыжника смещается наружу поворота, увеличивая тем самым угол ), в продольном направлении центр тяжести относительно грузовой площадки лыжи не смещен (за исключением случая, когда необходимо уменьшить радиус поворота загрузкой носка лыжи).

Достигнуть точного согласования скорости спуска, радиуса поворота, угла кантования и других параметров поворота трудно. Поэтому, а также из-за неровности склона всегда имеется небольшое проскальзывание лыжи. Чтобы проскальзывание не нарушало ведение дуги, необходимо сообщить лыже некоторый вращательный момент относительно центра поворота. Сделать это можно, передавая лыже опережающее центр тяжести движение внешней руки и плеча. Скоординировать это дви-

 

жение с другими, необходимыми для выполнения поворота, помогает укол палкой.

Схема работы верхней части тела лыжника при этом такова. При входе в поворот около носковой части лыжи делается укол палкой, которая будет внутренней в этом повороте. Затем, после перехода в дугу, внешние относительно центра поворота рука с палкой и плечо, которые в момент укола находились несколько сзади, начинают опережающее движение, продолжающееся все время, пока лыжник скользит на канте, и заканчивающиеся уколом этой палкой при входе в новый поворот.

Мускульное усилие руки и плеча должно передаваться телом опорной лыже. Следует заметить, что при спуске на мягком снегу очень сильным движением плеча с большой амплитудой можно перевести поворот скольжением на канте в поворот с проскальзыванием лыжи. Установить, какой получился поворот — скольжением на канте или с проскальзыванием, — можно по следу лыжи на снегу. В первом случае след лыжи в дуге узкий, а во втором широкий.

При обучении начинающих горнолыжников повороту скольжением на канте наиболее рациональной представляется следующая методическая схема. На пологом (крутизной не более 10°) мягком склоне с хорошим выкатом сначала осваиваются прямые спуски с опорой на обе лыжи. Затем осваиваются прямые спуски со скольжением на одной лыже (при этом сразу отпадает вопрос о наклонах вперед или назад — лыжник автоматически принимает среднюю стойку).

Далее отрабатывается переход с одной лыжи на другую в прямом спуске (под конец — перескоком). Изучается коньковый шаг (сначала на ровном месте, а затем на склоне). После этого можно переходить прямо к повороту скольжением на канте с упрощенным входом в поворот (на первых порах можно не уделять особого внимания опережающему движению внешней руки).

Следует отметить, что полноценный поворот скольжением на канте возможен только на лыжах нормальной длины, а мини-лыжи, получившие распространение в последние годы, практически не пригодны для обучения повороту такого типа, так как короткий кант такой лыжи не в состоянии удержать лыжника на выбранной траектории. Было бы полезно, если бы промышленность освоила другой тип лыж для начинающих — с увеличенной по сравнению с обычной разностью наибольшей и наименьшей величин ширины (например, с полуразностью около 0,02 м).

 
Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало