Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ИНФОРМАЦИЯ


РЕФЕРАТЫ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

     

Индивидуальные различия в физической подготовленности лыжников-гонщиков. — Ю. С. Антонов. Ульяновск.

На основании многолетних наблюдений и проведенных исследований автор выделяет группы лыжников, у которых ведущим качеством выступает: общая выносливость — 1-я группа, силовая выносливость — 2-я группа, скоростная и скоростно-силовая выносливость — 3-я группа, физическая работоспособность (функциональная подготовленность) — 4-я группа.

Оказалось, что редко встречаются лыжники-гонщики с высоким гармоническим развитием всех необходимых качеств. Чаще всего у спортсменов одни физические качества развиты больше, другие меньше, т. е. имеются ведущие и относительно отстающие качества.

Лучшие спортивные результаты показывают те гонщики, которые имеют высокий уровень развития ведущих качеств и оптимальный уровень других необходимых качеств.

Лыжникам-гонщикам нерационально стремиться к высокому уровню развития всех качеств, достаточно подтянуть до среднего отстающие и иметь высокоразвитые ведущие качества.

В процессе контроля за реакцией лыжников на нагрузки по разности показателей степ-теста до и после тренировки выяснилось, что воздействие на организм различных упражнений неодинаково. Если для выполнения какого-то упражнения требуется качество, которое у спортсмена развито достаточно высоко, то воздействие данного упражнения ощущается слабо.

В практической работе следует учитывать воздействие одних и тех же физических упражнений на организм лыжников с разными ведущими качествами.

 

Возраст и достижения участников чемпионата мира 1982 г. — В. Н. Плохой, В. С. Мартынов. Москва.

При возрастном анализе всех участников чемпионата мира 1982 г. в Норвегии выяснилось, что средний возраст призеров на дистанции 15 км составил 27 лет 1 месяц, на дистанции 30 км — 25 лет 6 месяцев, на 50 км — 25 лет.

У женщин средний возраст призеров на дистанциях 5, 10, 20 км соответственно составил 25 лет, 26 лет 8 месяцев, 28 лет 3 месяца. Как видно из приведенных данных, они располагаются в диапазоне от 24 до 28 лет.

 

Совокупность крайних и средних величин, характеризующих возраст лыжников-гонщиков, указывает на то, что награды мирового чемпионата с равным успехом оспаривали спортсмены в возрасте 22 — 32 лет. Однако в некоторых случаях индивидуальные особенности лыжников позволили им претендовать на призовые места в возрасте, превышающем верхний предел.

В индивидуальных гонках у женщин и мужчин (среди первых десяти) процент спортсменов от 25 лет и старше составил 56,6; от 22 до 25 лет — 28,3; моложе 22 лет — 15.

Таким образом, в лыжных гонках пока не видно тенденции к омоложению, вызванной акселерацией, поэтому завышать тренировочные нагрузки в раннем возрасте спортсменов нет оснований.

Поспешность, «натаскивание» на результат — бич в подготовке, особенно в юношеском спорте. Специалисты, игнорирующие сроки формирования основных систем организма, расплачиваются за скороспелые плоды несостоявшимися талантами.

 

Методика обучения лыжным ходам на подготовительном отделении вуза. — В. А. Зубарев, О. В. Зубчаникова, Ю. С. Колесов, Р. Б. Левшин. Калинин.

В областях Российской Федерации и союзных республиках, отнесенных к первой зоне климатических условий, на лыжный спорт в программе подготовительного отделения вузов отводится около 30% времени, предназначенного для физического воспитания. В статье обобщается опыт работы на подготовительном отделении Политехнического института г. Калинина. Полученные данные позволили дать ряд методических рекомендаций по обучению технике лыжных ходов.

1. Учитывая жесткий лимит времени, отведенного на техническую подготовку студентов, необходимо сосредоточить внимание на выполнение главных задач обучения, а именно на обучении скольжению на лыжах.

2. Умение скользить на лыжах связано с умением удерживать равновесие на движущейся опоре. Для этого необходимо использовать в обучении уклоны лыжни от 3 до 8°.

3. Обучение целесообразно начинать с наиболее простого хода — одновременного бесшажного. Постепенно усложняя упражнения, надо переходить к попеременному бесшажному и одновременному одношажному ходам.

4. Для успешного овладения техникой лыжных ходов необходимо в бесснежный пе-

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

риод (октябрь — ноябрь) выполнить некоторый объем координационных и имитационных упражнений.

5. Студентам, плохо владеющим одновременными ходами, следует планировать в процессе обучения комбинированные ходы, когда один ход сменяется другим.

6. Студентам, не умеющим ходить на лыжах, необходимо давать конкретные индивидуальные задания.

 

Определение уровня специальной подготовленности и прогнозирование двигательной деятельности лыжников-гонщиков. — В. М. Сенченко. Великие Луки.

Большинство специалистов одним из критериев оценки функциональной подготовленности считают МПК. Однако сложность определения этого показателя затрудняет широкое его применение в тренерской практике. По-видимому, именно этим объясняется стремление тренеров использовать для оценки функциональной подготовленности спортсменов более простой тест PWC170. В педагогическом эксперименте, в котором приняло участие 45 человек, регистрировался ряд показателей физической подготовленности, результаты в гонках на 10 и 15 км, а также показатели в тесте PWC170. Оказалось, что данные этого теста довольно тесно коррелируют со спортивными результатами (0,6 < r < 0,85). Вот почему представляется целесообразным широкое применение теста PWC170. Наиболее достоверными оказываются среднегрупповые данные (известно, что в настоящее время лыжники-разрядники тренируются группами по 10 — 20 человек). Кроме того, этот тест можно применять для прогнозирования спортивных результатов, что подтвердилось при сравнении данных прогноза с повторным тестированием испытуемых.

 

Метод эхо-кардиографии в диагностике деятельности сердца у лыжников. — В. С. Аграненко. Москва.

Метод ультразвуковой эхо-кардиографии уже находит применение в спортивной медицинской практике. Большой интерес представляет определение с помощью этого метода размеров и объемов левого желудочка сердца у спортсменов, причем показана высокая корреляция разнообразных параметров, полученных эхо-кардиографически, с данными обычных кардиографических исследований. Несомненный интерес представляет также изучение сократительной способности сердечной мышцы левого желудочка с помощью эхо-кардиографии, для чего используется показатель скорости движения задней стенки левого желудочка. Наиболее полную информацию о

 

состоянии сократительной способности миокарда можно получить после введения в эхо-кардиографическую практику таких показателей, как фракция выброса (соотношение ударного выброса и конечно-диастолического объема, степень укорочения переднезаднего размера левого желудочка в систолу) и средняя скорость циркуляторного укорочения волокон миокарда.

Большое значение имеет определение систолического объема кровообращения. Этот показатель определяли различными методами, и долгое время не было единого мнения о его оптимальных размерах у квалифицированных спортсменов, в частности у лыжников-гонщиков. Он надежно определяется методом эхолокации. В настоящее время большинство исследователей склоняются к мнению, что этот интегральный показатель оценки деятельности сердца в покое у квалифицированных спортсменов, в частности лыжников-гонщиков, в известной степени является проявлением экономизации всей сердечно-сосудистой системы. Он незначительно увеличен, а в ряде случаев даже несколько снижен, если взять для сравнения здоровых людей-неспортсменов.

Методика ультразвуковой эхо-кардиографии позволяет также объективно оценить такой важный генетически обусловленный фактор, как ширина просвета устья аорты.

При обследовании группы лыжников-гонщиков обнаружено умеренное утолщение задней стенки левого желудочка и увеличение полости левого желудочка по сравнению с сердцем здоровых людей. У более подготовленных спортсменов, с высоким устойчивым функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, постоянно показывающих хорошие спортивные результаты, ряд эхо-кардиографических показателей, характеризующих функциональное состояние сердца, был соответственно выше. Вот некоторые из полученных показателей. Толщина миокарда задней стенки левого желудочка в систолу колебалась от 1,1 до 1,35 см, этот же показатель в диастолу — от 0,85 до 1,1 см. Конечно-диастолический объем полости левого желудочка был в пределах 130 — 185 см3, конечно-систолический объем — в пределах 70 — 100 см3. Ударный выброс сердца колебался от 65 до 85 см3.

Широкое использование ультразвуковой эхо-кардиографии в покое, а также после тестирующих нагрузок и в восстановительном периоде расширит диагностические возможности спортивного врача. При этом необходимо отметить, что обязательным является постоянный динамический кардиологический контроль с применением доступных, детально изученных и апробированных методов исследования, какими являются электрокардиография, поликардиография и др.

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

Изменение величины ЧСС в зависимости от продолжительности работы. — А. Г. Баталов, Г. В. Федорова.

Лыжникам предлагалось передвигаться по тренировочному кругу в равномерном темпе в течение 2 ч. При этом регистрировалась частота сердечных сокращений при помощи радиотелеметрии. Так как тренировочный круг был пересеченным, ЧСС значительно варьировала на подъемах и спусках. Поэтому на каждом кругу определялась среднедистанционная величина пульса (ЧССсд), характеризующая нагрузку и скорость передвижения. Всего было проведено 8 опытов при передвижении на лыжах, в беге, в беге с имитацией в подъемы и на лыжероллерах. Результаты были обработаны статистически. Оказалось, что в первых трех средствах полученная регрессионная зависимость имеет вид:

ЧССсд = 166 + 0,124 t,

где t — время работы в минутах.

На лыжероллерах: ЧССсд = 155 + 0,09 t.

Таким образом, в течение часа ЧСС при передвижении с постоянной скоростью возрастает на 7 уд/мин (на лыжероллерах — на 5 уд/мин). В конце тренировочного задания спортсмены уже не могли поддерживать заданную скорость, так как величина нагрузки стала для них непосильной.

Полученные данные говорят о том, что нарастающее утомление делает одну и ту же по интенсивности нагрузку неравнозначной. Отсюда возникает очень важный для практики вопрос: как строить тактику гонки? Если, скажем, поддерживать величину ЧСС постоянной, то скорость на лыжах снизится после часа работы примерно на 7%, а это громадная величина (около 3 мин на дистанции 15 км). Но будет ли показано в данном случае наименьшее время на дистанции? Использование радиотелеметрической аппаратуры с целью поиска рациональной тактики представляется весьма обнадеживающим.

 

Работоспособность и максимальная сила сокращения мышечного аппарата биатлонистов разного возраста. — Ю. А. Копылов, Н. И. Травкин, И. В. Ушаков. Москва.

Метод электрического раздражения мышц позволяет выявить ряд особенностей в сократительных свойствах нервно-мышечного аппарата спортсменов разных специализаций. Однако он еще не применялся в биатлоне. В представленной работе исследовали работоспособность и максимальную силу сокращения мышц биатлонистов. Были обследованы две группы перворазрядников по 5 человек в каждой, 19 — 20 и 17 — 18 лет. Объектом изучения служила передняя большеберцовая мышца (ПБМ), которая активно сокращается при беге на лыжах и удобна в исследовании для

 

проведения электрического раздражения и регистрации силы сокращения. ПБМ раздражали импульсами с частотой 1000 гц в течение минуты. О работоспособности мышц судили по степени снижения силы сокращения. Максимальная работоспособность мышечного аппарата принималась за 100%. Максимальную силу сокращения ПБМ, вызванную электрическим раздражением, измеряли в изометрическом режиме по шкале динамометра.

Работоспособность мышечного аппарата в старшей группе составила в среднем 18,8± ±1,8%, в младшей группе — 26,4±4,4%. Максимальная сила сокращения мышечного аппарата оказалась несколько выше в первой группе — 43,0±2,8 усл. ед. (во второй — 39,2±6,2 усл. ед.).

Анализ спортивных результатов спортсменов обеих групп дает основание предположить наличие взаимосвязи этих результатов с полученными показателями.

 

Комплексный этапный контроль в подготовке лыжников-гонщиков. — Л. Т. Кошкарев. Великие Луки.

Факторный анализ комплексного обследования, проведенного перед этапом непосредственной подготовки к соревнованиям, выявил, что физическую подготовленность лыжников-гонщиков можно охарактеризовать тремя факторами (сумма их вклада 55%). Первый фактор, имеющий вклад в общую дисперсную выборки 25%, состоит из 12 показателей, из которых доминирующее положение занимают тесты, отражающие уровень развития относительной силы различных групп мышц. Второй фактор (вклад 17%) составляют показатели скоростных возможностей спортсмена. Третий фактор состоит из показателей общей выносливости *.

Автор исследовал взаимосвязь тестовых показателей с результатом в лыжных гонках. Оказалось, что наиболее высокий коэффициент корреляции имеет PWC170 (r = 0,761), результат в тесте 4x1 км через 5 мин, километраж, пройденный при ЧСС 150±10 уд/мин (до существенного снижения скорости).

Для ежемесячного этапного контроля предлагается проводить специальную тренировку, включающую стандартную разминку и модифицированный Келлер-тест, на дистанциях 400, 1500 и 5000 м. Предполагается, что результаты теста оценивают профиль выносливости лыжника.

 


* Полученные выводы существенно зависят от того, какие были выбраны тесты, адекватно ли они описывают состояние лыжника, можно ли их принять за относительно независимые величины. В статье эти вопросы не рассматриваются.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

Приборы для совершенствования техники. — Г. Я. Галимов. Улан-Удэ.

Обучение техническим приемам в лыжном спорте — сложный и разносторонний процесс, уровень которого определяется педагогическими и методическими характеристиками, физиологическими и психологическими аспектами. Очень большое значение здесь приобретают информационные устройства, поставляющие сведения о качественных и количественных сторонах упражнений.

Автор предлагает несколько разработанных технических средств, которые прошли экспериментальную проверку, доказав возможность их использования для оптимизации методики обучения. Один из приборов может быть использован для оперативного измерения среднего значения длительности двухопорного скольжения. Максимальная длительность, измеренная прибором, составляет в сумме 9,9 с. Среднее значение длительности двухопорного скольжения высчитывается из 100 шагов, сделанных лыжником. Примененная цифровая индикация на приборе удобна для наблюдения и исключает ошибки при считывании показаний.

Другое устройство состоит из датчиков, которые располагаются под носком ботинка на грузовой площадке лыжи, основного прибора и цветных индикаторов с головным телефоном. Прибор имеет счетчик шагов и ошибок, которые допускает лыжник при выполнении задания. При помощи мягкого провода он соединяется с датчиками на лыжах одноконтактными разъемами. Прибор крепится на поясе лыжника.

Дополнением к прибору служат специальные гониометры. Установив гониометр с датчиком, например, на руке лыжника, можно контролировать правильное положение ее перед постановкой палки на снег, когда она вынесена в крайнее переднее положение и согнута в локтевом суставе примерно на 140 — 145°. Несоблюдение данного требования будет отмечено прибором как ошибка. По такому же принципу работают датчики, установленные на других частях тела.

 

Совершенствование техники и воспитание выносливости. — Ю. В. Ковровский. Рязань.

Наряду со спортивно-технической подготовкой лыжниц 15 — 17 лет в подготовительном периоде стоит задача рационального использования средств, направленных на воспитание общей выносливости. В поиске путей были созданы две равноценные группы — экспериментальная и контрольная, — которые выполняли примерно одинаковый объем трениро-

 

вочной нагрузки. В контрольной группе изучение и совершенствование техники проводилось только в начале учебно-тренировочного занятия в соответствии с программой ДЮСШ. В экспериментальной группе техника способов передвижения изучалась и совершенствовалась после разминки, без утомления. На это уходило 50% занятий, отведенных на изучение и совершенствование техники. В 25% занятий изучение и совершенствование техники проходили на фоне общего средневыраженного утомления в середине учебно-тренировочных занятий. 25% занятий посвящались изучению и совершенствованию техники в конце урока на фоне ярко выраженного утомления.

Основным средством изучения и совершенствования техники на первом этапе подготовительного периода являлось передвижение на лыжероллерах и частично роликовых коньках. На эти средства отводилось 60% времени.

Имитационным упражнениям на месте с резиновыми амортизаторами и без них отводилось 25% времени, а имитационным упражнениям в движении по ровной и пересеченной местности — 15%.

На втором этапе подготовительного периода в экспериментальной группе занятия видоизменились. Так, только в 40% занятий изучали и совершенствовали технику после разминки, в начале основной части учебно-тренировочного занятия, когда все системы организма занимающихся приведены в рабочее состояние.

30% занятий отвели совершенствованию техники на фоне средне- и сильновыраженного утомления и совершенствовали технику в середине и в конце учебно-тренировочного занятия. В контрольной группе изучали и совершенствовали технику после проведения подготовительной части, когда все системы организма находятся в наилучшем рабочем состоянии.

На втором этапе подготовительного периода изменили процентное содержание основных средств, направленных на изучение и совершенствование техники передвижения. Имитационным упражнениям в движении стали отводить 50% времени, приходящегося на основные средства, 35% отводили передвижению на лыжероллерах и роликовых коньках и 15% — имитационным упражнениям на месте.

Результаты контрольных испытаний и соревнований показали, что в экспериментальной группе увеличилась устойчивость временных и пространственных характеристик попеременного двухшажного хода и лучше развилась специальная выносливость. Это можно объяснить применением вариативного метода совершенствования техники на фоне различных по величине нагрузок на выносливость.

 
Library   50   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало