|
||||
На площадке немного разогреваюсь, приседаю, имитирую посадку. Это проделываю 4 — 5 раз. До моего старта осталось три человека. Отхожу в сторону, закрываю глаза и мысленно 3 — 4 раза выполняю весь прыжок, стараясь особенно ярко представить момент и направление отталкивания. Спускаюсь на стартовую вышку и жду своей очереди. Ощущаю, что начинаю волноваться. Стараюсь максимально расслабить мышцы лица. Все движения выполняю плавно и даже несколько замедленно. Выполняю короткий вариант аутогенной тренировки. Делаю продолжительный вдох со словами: «Я буду спокоен, я буду уверен в себе...» Задерживаю дыхание на 5 — 8 секунд и повторяю про себя: «Я уже спокоен, я уверен в себе». Медленный равномерный выдох со словами: «Я готов, я спокоен...» При необходимости повторяю это 2 — 3 раза. После команды, разрешающей старт, сосредоточиваюсь на начале прыжка. Четкое представление посадки является сигналом к началу движения. Делаю глубокий вдох и с выдохом произношу: «Пошел!» Разумеется, запись эта ориентировочная. Важно учесть то обстоятельство, что система непосредственной подготовки в основном дол- |
жна быть неизменной. В зависимости от соревновательной ситуации спортсмен должен уметь варьировать ее детали. В этом ему во многом может и должен помочь тренер. Необходимо отметить, что четкая система непосредственной подготовки к прыжку является важным фактором не только успешного и надежного выступления в соревнованиях, но и свидетельством сформированности личности спортсмена, его осознанного отношения к своим тренировочным занятиям, выступлениям в соревнованиях.
Литература
1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! — М.: ФиС, 1982. 2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1981. 3. Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. — М.: ДОСААФ, 1971. 4. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. III, кн. 2, 1951. 5. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: (Психологические аспекты). Избранные лекции. — Л.: ГДОИФК, 1979. 6. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980. |
|||
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕТРА ПРИ СТРЕЛЬБЕ В БИАТЛОНЕ |
||||
А. В. Пилин, В. П. Маркин, Москва |
||||
Многочисленные исследования в биатлоне показывают, что на фоне возросших результатов в лыжной гонке стрельба выступает наиболее весомым компонентом в результатах соревнования. Ее значимость намного возрастает в сложных метеорологических условиях, и особенно при порывистом ветре, оказывающем влияние как на траекторию полета пули, так и на деятельность стрелка. Результативность стрельбы в таких условиях зависит от умелого и своевременного учета ветра. Поток воздушной массы отклоняет среднюю точку попадания (СТП), а порывы ветра являются причиной и вовсе неудачных выстрелов. Прирост скорости ветра в порывах, как и падение ее относительно среднего значения, существенно сказывается на результате стрельбы. Уравновесить влияние ветра можно как корректировкой линии прицеливания на среднее значение скорости воздушного потока, так и выбором благоприятного момента для выполнения выстрела. Эффективность учета ветра зависит при этом от навыков определения характеристик ветра, корректировки стрельбы и сопряженных |
с этим процессом ошибок: средней (Zw) и срединной (Ew)* ошибкой определения скорости ветра. К сожалению, эти ошибки еще очень велики. Связано это с тем, что выработка навыков анализа ветровой картины происходит лишь по методу обучения в процессе тренировочных стрельб, когда спортсмен либо получает некоторые инструкции по характеру действия ветра, либо, на более поздних этапах, постепенно сам начинает анализировать эффект от его воздействия. При использовании такого метода спортсмен вынужден сразу же ориентироваться на выполнение конечной цели — производство меткого выстрела. Так он оказывается перед очень сложным нерасчлененным заданием, требующим полностью сформированных навыков. Получаемые им инструкции носят случайный и чересчур общий характер. Это неизбежно хотя бы уже потому, что ни одна из команд
* Срединной в теории эффективности стрельбы называют ошибку, при которой вероятность как больших, так и меньших по абсолютному значению отклонений одинакова и равна 0,5 (1). |
|||
9 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |