Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

На площадке немного разогреваюсь, приседаю, имитирую посадку. Это проделываю 4 — 5 раз. До моего старта осталось три человека. Отхожу в сторону, закрываю глаза и мысленно 3 — 4 раза выполняю весь прыжок, стараясь особенно ярко представить момент и направление отталкивания.

Спускаюсь на стартовую вышку и жду своей очереди. Ощущаю, что начинаю волноваться. Стараюсь максимально расслабить мышцы лица. Все движения выполняю плавно и даже несколько замедленно. Выполняю короткий вариант аутогенной тренировки. Делаю продолжительный вдох со словами: «Я буду спокоен, я буду уверен в себе...» Задерживаю дыхание на 5 — 8 секунд и повторяю про себя: «Я уже спокоен, я уверен в себе». Медленный равномерный выдох со словами: «Я готов, я спокоен...» При необходимости повторяю это 2 — 3 раза.

После команды, разрешающей старт, сосредоточиваюсь на начале прыжка. Четкое представление посадки является сигналом к началу движения. Делаю глубокий вдох и с выдохом произношу: «Пошел!»

Разумеется, запись эта ориентировочная. Важно учесть то обстоятельство, что система непосредственной подготовки в основном дол-

 

жна быть неизменной. В зависимости от соревновательной ситуации спортсмен должен уметь варьировать ее детали. В этом ему во многом может и должен помочь тренер.

Необходимо отметить, что четкая система непосредственной подготовки к прыжку является важным фактором не только успешного и надежного выступления в соревнованиях, но и свидетельством сформированности личности спортсмена, его осознанного отношения к своим тренировочным занятиям, выступлениям в соревнованиях.

 

Литература

 

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! — М.: ФиС, 1982.

2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1981.

3. Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. — М.: ДОСААФ, 1971.

4. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. III, кн. 2, 1951.

5. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: (Психологические аспекты). Избранные лекции. — Л.: ГДОИФК, 1979.

6. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980.

 

 

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕТРА ПРИ СТРЕЛЬБЕ В БИАТЛОНЕ

   
А. В. Пилин, В. П. Маркин, Москва
 

Многочисленные исследования в биатлоне показывают, что на фоне возросших результатов в лыжной гонке стрельба выступает наиболее весомым компонентом в результатах соревнования. Ее значимость намного возрастает в сложных метеорологических условиях, и особенно при порывистом ветре, оказывающем влияние как на траекторию полета пули, так и на деятельность стрелка. Результативность стрельбы в таких условиях зависит от умелого и своевременного учета ветра.

Поток воздушной массы отклоняет среднюю точку попадания (СТП), а порывы ветра являются причиной и вовсе неудачных выстрелов. Прирост скорости ветра в порывах, как и падение ее относительно среднего значения, существенно сказывается на результате стрельбы. Уравновесить влияние ветра можно как корректировкой линии прицеливания на среднее значение скорости воздушного потока, так и выбором благоприятного момента для выполнения выстрела.

Эффективность учета ветра зависит при этом от навыков определения характеристик ветра, корректировки стрельбы и сопряженных

 

с этим процессом ошибок: средней (Zw) и срединной (Ew)* ошибкой определения скорости ветра. К сожалению, эти ошибки еще очень велики. Связано это с тем, что выработка навыков анализа ветровой картины происходит лишь по методу обучения в процессе тренировочных стрельб, когда спортсмен либо получает некоторые инструкции по характеру действия ветра, либо, на более поздних этапах, постепенно сам начинает анализировать эффект от его воздействия.

При использовании такого метода спортсмен вынужден сразу же ориентироваться на выполнение конечной цели — производство меткого выстрела. Так он оказывается перед очень сложным нерасчлененным заданием, требующим полностью сформированных навыков. Получаемые им инструкции носят случайный и чересчур общий характер. Это неизбежно хотя бы уже потому, что ни одна из команд

 


* Срединной в теории эффективности стрельбы называют ошибку, при которой вероятность как больших, так и меньших по абсолютному значению отклонений одинакова и равна 0,5 (1).

Library   9   Up


Contents

 

Home
  37489-4.jpg  

по биатлону не применяет метеорологических приборов.

Случайность в характере изменения ветра лишает тренера возможности придать тренировке плановый, целенаправленный характер, в результате процесс обучения растягивается во времени. Спортсмен вынужден усваивать как характер изменчивости ветра, так и влияние его на результат стрельбы, при этом он допускает много ошибок, нередко теряя веру в свои способности. Все это, естественно, намного снижает эффективность тренировки. Вот почему необходимы новые средства и методы подготовки — не ожидать подходящих условий, а обеспечивать активный тренировочный процесс по обучению стрельбе при ветре. Это, на наш взгляд, наиболее рациональное направление специальной стрелковой подготовки. Воплощение его должно идти через выработку специальных навыков и умений с помощью искусственного воздушного потока.

В январе — марте 1982 г. был проведен педагогический эксперимент с использованием аэродинамического имитатора ветра (рис. 1). В эксперименте приняли участие квалифицированные биатлонисты, из них 18 мастеров спорта и 13 кандидатов в мастера.

Период наблюдений был довольно длительным (16 ответственных соревнований). В педагогическом эксперименте осуществлялось поэтапное формирование навыков.

Первый этап эксперимента включал предварительные беседы, серию пробных попыток и серию специальных упражнений по закреплению навыка.

 

Рис. 1. Проведение педагогического эксперимента

В предварительных беседах спортсмена знакомили с функцией формируемого навыка, характером распределения ветра по траектории полета пули, двухметрового приземного слоя воздуха на огневом рубеже, особенностями воздействия на воздушный поток ограждающих валов стрельбища. Разъяснялись характер порывистого ветра, зависимость флуктуации воздушного потока от средней его скорости. Иными словами, биатлонист получал ту объективную информацию о характере среды, в условиях которой ему предстояло поражать мишень.

В серии пробных попыток спортсмен получал необходимые тактильные ощущения от воздействия ветра различной интенсивности. В пробных попытках, проводимых последовательно на трех скоростных потоках воздуха (слабый, умеренный и сильный ветер), спортсмен имел возможность более отчетливо различать эти скоростные уровни. Таким образом конкретизировались и уточнялись те представления, которые формировались в процессе предварительных бесед.

На следующей стадии, в серии специальных упражнений, происходило становление навыка. Спортсмен реагировал на каждое изменение скоростного потока. Когда полученные тактильные ощущения запоминаются более четко, ошибочные реакции стираются и появляются все реже. Те же ощущения, которые

Library   10   Up


Contents

 

Home
  37489-5.jpg  

приводят к положительному результату, закрепляются. Реакции принимают более устойчивый характер. При чередовании скоростей воздушного потока в упражнениях ошибки в определении скорости ветра случаются реже. Это связано с использованием принципа контраста, дающего возможность более четко различать тактильные ощущения.

Уже на этом этапе эксперимент позволил активно изменить ход тренировочного процесса. Произошло статистически достоверное снижение количества ошибок (р < 0,05). Значения их для каждого скоростного уровня воздушного потока представлены на рис. 2. В результате эксперимента произошло следующее изменение контролируемых показателей.

Тренировка при слабом ветре позволила снизить среднюю ошибку до 2 м/с, а срединную до 0,67 м/с. При умеренном и сильном ветре прирост показателей снижается. Средняя ошибка составляет соответственно 2,5 и 2,9 м/с. Однако снижение срединной ошибки выражено не так ярко. В основном, по мере снижения средней ошибки определения скорости ветра уменьшается и срединная ошибка, т. е. уменьшается разброс показаний при определении скорости ветра.

 

Рис. 2. Динамика, показателей в педагогическом эксперименте

Временные затраты на решение стрелком поставленной задачи при различных скоростных уровнях ветра не нашли достоверного различия, однако относительно исходного они снизились на 67,5% (р < 0,05).

На втором этапе эксперимента занятия проводились с моделью порывистого ветра. Формирование навыков распознавания такого ветра более сложная задача. Здесь спортсмен мысленно определял максимальную и минимальную скорости воздушного потока и называл среднюю скорость, на которую следует произвести корректировку линии прицеливания. Скорость задаваемого ветра изменялась по синусоидальному закону с регулируемым периодом повторения. Кроме того, в упражнениях задавалось время для решения поставленной задачи.

Усложнение задачи, как показала статистическая обработка данных, вызвало некоторое повышение временных затрат на ее решение. Тем не менее относительно исходного уровня затраты времени оказались меньше на 44,7%-

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

На этом этапе эксперимента произошло дальнейшее снижение количества ошибок, причем наиболее существенно снизились средние ошибки. При этом максимальное значение ошибки — 1,2 м/с — относилось к сильному ветру. Значения срединных ошибок, характеризующих стабильность результатов определения поправки при порывистом ветре, находятся в довольно близких пределах. Так, срединная ошибка составляет: для слабого ветра 0,35 м/с, умеренного 0,43 м/с и сильного 0,45 м/с. Учитывая особенности соревнований, связанных с дефицитом времени и высоким эмоциональным напряжением, последующее обучение необходимо проводить в более жестком временном режиме на обдумывание ситуаций. Такие упражнения помогают выработать определенный ритм мыслительных операций, что, на наш взгляд, является рациональным дополнением в общем комплексе подготовки.

Воспитание специальных умений и навыков стрельбы в сложных метеоусловиях следует осуществлять в круглогодичном цикле тренировки с учетом основных его этапов и климатических особенностей периода. Подготовительный период является наиболее насыщенным по стрелковой и комплексной подготовке, поэтому он должен включать и большую часть специальных упражнений по отработке навыков распознавания характеристик ветра. В тренировках весенне-летнего и летне-осеннего этапа повышается уровень общей стрелковой подготовленности, совершенствуются физические качества и умения, а также формируются навыки распознавания характеристик ветра.

Средствами тренировки являются обще-развивающие подготовительные упражнения на развитие силы, координацию движений, совершенствование техники прицельного выстрела и специальные подготовительные упражнения для отработки навыков определения характеристик ветра и выбора установок прицела.

Занятия включают:

а) изучение характера воздействия воздушного потока на траекторию полета пули и номограмм поправок на действие ветра;

б) специальные упражнения на имитаторе ветра.

Упражнение 1. Задача: последовательное определение скорости воздушного потока в 3, 5, 7, 9 и 11 м/с. Время воздействия потока на открытые участки кожи лица — 30 — 60 с. Время решения задачи — 20 — 30 с.

Упражнение 2. Задача: последовательное определение скорости воздушного потока в 3, 5, 7, 9 и 11 м/с. Время воздействия потока — 10 — 15 с. Время решения задачи — 15 — 20 с. В упражнении изменяется последовательность воздействия скоростных потоков (в возрастающем и убывающем порядке).

 

Упражнение 3. Задача: определение скорости воздушного потока в 3, 5, 7, 9 и 11 м/с при чередовании интенсивности потока. Время воздействия потока — 5 — 10 с. Время решения задачи — 5 с.

Каждое упражнение необходимо контролировать и оценивать решение поставленной задачи;

в) специальные упражнения для отработки навыков определения средней скорости ветра моделируемого потока воздуха.

Упражнение 4. Задача: последовательное определение средней скорости ветра (в убывающем и возрастающем порядке). Характер ветра (Wср ± Аw, где Wср — средняя скорость ветра, Аw — максимальное отклонение скорости ветра в порыве) — 3±1, 5±2, 9±4 м/с. Период — 10 с. Время решения задачи — 10 — 15 с.

Упражнение 5. Задача: определение средней скорости ветра при случайном чередовании интенсивности воздушного потока. Характер ветра — 3±1, 5+2, 9±4 м/с. Период — 5 с. Время решения задачи — 3 — 5 с;

г) специальные подготовительные упражнения для совершенствования навыков определения средней скорости ветра и воспитания умения корректировать стрельбу (стрельба на поражение мишени).

Упражнение 6. Задача: поражение мишени при ветре. Порядок выполнения: определение характеристик ветра (упражнение 5), выбор величины поправки и корректировка стрельбы, выбор в процессе прицеливания благоприятной для выстрела скорости ветра (близкой к спокойному состоянию атмосферы или скорости ветра, при которой производилась пристрелка оружия), стрельба, просмотр мишени, анализ стрельбы.

Для контроля за правильностью учета влияния ветра и внесения коррекций рекомендуется стрельба по пакетам мишеней, т. с, комплекту мишеней, соединенных между собой таким образом, что основная мишень, по которой производится прицеливание, располагается с лицевой стороны — в поле зрения стрелка, а контрольные мишени, по которым оценивается результат стрельбы, располагаются с обратной стороны в линию и не видны стрелку (рис. 3). Шаг расположения мишеней определяется заданной величиной смещения СТП от действия ветра. При этом регулирование скоростных уровней воздушного потока, воздействующего на открытые участки кожи стрелка, следует осуществлять строго в соответствии с шагом расположения мишеней в пакете. При правильной корректировке стрельбы, например на умеренный ветер, спортсмен поражает ту контрольную мишень, которая расположена от основной на расстоянии, равном величине отклонения СТП при этом ветре. Причем отклонение пуль будет направлено

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
  37489-6.jpg

Рис. 3. Схема расположения мишеней в пакете

в сторону, противоположную направлению ветра, который воздействует непосредственно на стрелка.

На этом этапе используется в основном переменный метод тренировки. В занятиях осуществляется чередование скоростей воздушного потока. Навыки вырабатываются на основе сопоставлений тактильных ощущений.

Осенне-зимний период обычно характеризуется контрастными температурами воздуха и частой сменой воздушных течений в атмосфере. Отсюда вытекает направленность тренировочного процесса. Задачами этого этапа являются: совершенствование навыков определения характеристик ветра при переходе от искусственного воздушного потока к реальному ветру на территории стрельбища; выработка навыков стрельбы при ветре в комплексе с физической нагрузкой различной интенсивности.

Средствами тренировки служат:

1. Специальные подготовительные упражнения для совершенствования навыков тактильной чувствительности (упражнения 4, 5).

Эти упражнения применяются с целью коррекции выработанных в искусственных условиях навыков. Тренировки имеют комплексную направленность и связаны с техническими средствами обучения и стрелковыми упражнениями на открытом стрельбище.

2. Стрелковая подготовка в сложных условиях. Включает стрельбу на аэродинамическом имитаторе ветра в спокойном состоянии и на фоне физической нагрузки. В занятиях следует тщательно дозировать величину нагрузки в зависимости от способностей стрелка и задаваемой сложности метеорологической обстановки. По мере усвоения в этих упражнениях следует применять стрельбу с ограничением времени. Существенным резервом в сокращении времени для распознавания характеристик ветра является параллельное вы-

 

полнение операций по подготовке оружия к стрельбе и метеоданных, причем на фоне физической нагрузки от лыжной гонки. Совмещение операций при этом возможно лишь на стадии автоматизации подготовительных операций. С этой целью рекомендуются следующие упражнения.

Упражнение 7. Определение средней скорости ветра (упражнение 5) одновременно с переводом оружия из походного положения в боевое и заряжанием на заданное время.

Упражнение 8. То же, что и в упражнении 7, но на фоне физической нагрузки при уменьшении времени для решения задачи.

Упражнение 9. То же, что и в упражнении 6, но на фоне физической нагрузки и уменьшения времени на решение задачи.

3. Общеразвивающие упражнения. Так же как и на предыдущем этапе, они направлены на поддержание высокого уровня общего физического развития.

На этом этапе используются переменный, повторный и контрольный методы тренировки.

Переменный метод — основной в первой половине этапа. Применяется для совершенствования навыка определения характеристик ветра и корректировки стрельбы в условиях, близких к соревновательным. Повторный метод преобладает во второй половине этапа, когда тренировки проходят на открытом стрельбище. Занятия рекомендуется проводить после физической нагрузки средней интенсивности.

Контрольный метод используется, с одной стороны, для совершенствования тактического мастерства спортсмена (быстрый выбор благоприятных условий для выстрела)), а с другой — для оценки на занятиях уровня подготовленности биатлониста к стрельбе в ветреную погоду.

В предсоревновательном периоде целью тренировок является достижение высокой спортивной формы на основе взаимодействия всех сторон подготовленности спортсмена (тактической, спортивно-технической и психологической).

Задачами этого периода являются: совершенствование навыка учета метеохарактеристик и корректировки стрельбы в соревновательных условиях; совершенствование тактических приемов выполнения прицельного выстрела при ветре.

Средства: 1. Стрельба в лабораторных условиях на аэродинамическом имитаторе ветра. Тренировки проводятся с максимальным приближением к соревновательным условиям. В упражнениях отрабатывается навык выбора момента выстрела в период затишья. Стрелок самостоятельно анализирует результаты стрельбы, а тренер затем контролирует величину вносимых в прицел поправок. Обраща-

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

ется внимание на затраты времени (упражнения 4, 5, 7, 8).

2. Стрельба в естественных климатических условиях. Применяется в ходе комплексных тренировок с акцентированием внимания на порывистом ветре. В соревновательном периоде сохраняется приобретенная спортивная форма. Спортсмен стремится достичь более высоких спортивных результатов за счет мобилизации сформированных умений.

Средством тренировки является стрельба на фоне физической нагрузки при любых погодных условиях с ограничением времени. Количество специальных стрелковых упражнений назначается индивидуально для каждого стрелка в зависимости от результатов, показанных в контрольных тренировках.

В этом периоде для решения поставлен-

 

ных задач используются повторный и контрольный методы. Повторный метод вписывается в комплексные тренировки, предполагает обязательный анализ результатов стрельбы и оценки меняющейся метеорологической обстановки. Контрольный метод выявляет уровень готовности к предстоящим выступлениям. Контрольные тренировки желательно приурочивать к сложным погодным условиям.

 

Литература

 

1. ГОСТ 23081-78. Стрельба и характеристики стрельбы из стрелкового оружия. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1978.

2. Спигин Н. А., Мелехов В. И. Стрелковая подготовка молодых биатлонистов. В кн.: Лыжный спорт. Сборник статей. Вып. второй. — М.: ФиС, 1981.

 

 

ТЕХНИКА ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЫЖНИКА

   
А. В. Кондратов, Москва
 

На этапе спортивного совершенствования специальная подготовка лыжника в бесснежный период осуществляется главным образом при помощи двух основных средств: лыжероллеров и имитационных упражнений. Далеко не все особенности методики их применения изучены в достаточной степени. Взять хотя бы имитацию лыжного хода с палками. Это упражнение, должно быть, и является основным средством тренировки в летнее время, так как хорошо известно, что использование имитации направлено прежде всего на развитие функциональных возможностей спортсменов.

Может быть, поэтому проблема совершенствования технической подготовки лыжников с помощью имитационных упражнений изучалась не так глубоко, как другие. Более того, высказывалось мнение, что если попутно решать вопросы становления техники, то неизбежно теряется главное направление воздействия имитации.

С этим положением трудно согласиться, хотя бы потому, что условия, в которых используются имитационные упражнения, очень разнообразны: различны рельеф местности, скорость передвижения, да и техника лыжного хода сильно меняется в зависимости от крутизны преодолеваемого участка. Сопоставляя структуру двигательных действий лыжников в основных средствах подготовки, нельзя не учитывать этих факторов, поскольку они в значительной мере влияют на технику передвижения.

Направленно изменяя условия имитационных тренировок, можно добиться наиболее полного соответствия различных параметров

 

движений технике лыжного хода. Тем самым будет реализован принцип сопряженного воздействия подготовительных упражнений, т. е. будут решаться задачи не только развития двигательных качеств, но и целенаправленного технического совершенствования.

Автором статьи сделана попытка выделить кинематические особенности структуры движений в имитации и найти оптимальные (с точки зрения технической подготовки) условия ее применения.

Испытуемыми были лыжники-перворазрядники (9 человек). В ходе тренировки они с различной интенсивностью, контролируемой по скорости передвижения, преодолевали прыжковой имитацией подъемы разной крутизны — в диапазоне 5 — 13°. На таких склонах, как показывают наблюдения, наиболее часто используется это упражнение.

Нижняя граница скорости при передвижении прыжковой имитацией с палками находится на уровне примерно 80% от соревновательной скорости, зафиксированной в контрольных тренировках *. На менее высоких скоростях более естественным видом передвижения для спортсменов становится шаговая имитация, кинематическая структура которой идентична технике преодоления подъемов на лыжах ступающим шагом. Но этот способ уже давно не используется на лыжных трассах

 


* Скорость имитационных упражнений рассчитывалась от соревновательной скорости лыжника на отрезке (участке подъема) определенной крутизны. Не следует путать с показателем интенсивности тренировки в беге с имитацией, который зависит от скорости прохождения всей тренировочной дистанции.

Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало