При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
На площадке немного разогреваюсь, приседаю, имитирую посадку. Это проделываю 4 — 5 раз. До моего старта осталось три человека. Отхожу в сторону, закрываю глаза и мысленно 3 — 4 раза выполняю весь прыжок, стараясь особенно ярко представить момент и направление отталкивания. Спускаюсь на стартовую вышку и жду своей очереди. Ощущаю, что начинаю волноваться. Стараюсь максимально расслабить мышцы лица. Все движения выполняю плавно и даже несколько замедленно. Выполняю короткий вариант аутогенной тренировки. Делаю продолжительный вдох со словами: «Я буду спокоен, я буду уверен в себе...» Задерживаю дыхание на 5 — 8 секунд и повторяю про себя: «Я уже спокоен, я уверен в себе». Медленный равномерный выдох со словами: «Я готов, я спокоен...» При необходимости повторяю это 2 — 3 раза. После команды, разрешающей старт, сосредоточиваюсь на начале прыжка. Четкое представление посадки является сигналом к началу движения. Делаю глубокий вдох и с выдохом произношу: «Пошел!» Разумеется, запись эта ориентировочная. Важно учесть то обстоятельство, что система непосредственной подготовки в основном дол- |
жна быть неизменной. В зависимости от соревновательной ситуации спортсмен должен уметь варьировать ее детали. В этом ему во многом может и должен помочь тренер. Необходимо отметить, что четкая система непосредственной подготовки к прыжку является важным фактором не только успешного и надежного выступления в соревнованиях, но и свидетельством сформированности личности спортсмена, его осознанного отношения к своим тренировочным занятиям, выступлениям в соревнованиях.
Литература
1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! — М.: ФиС, 1982. 2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1981. 3. Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста. — М.: ДОСААФ, 1971. 4. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. III, кн. 2, 1951. 5. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: (Психологические аспекты). Избранные лекции. — Л.: ГДОИФК, 1979. 6. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980. |
|||
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕТРА ПРИ СТРЕЛЬБЕ В БИАТЛОНЕ |
||||
А. В. Пилин, В. П. Маркин, Москва |
||||
Многочисленные исследования в биатлоне показывают, что на фоне возросших результатов в лыжной гонке стрельба выступает наиболее весомым компонентом в результатах соревнования. Ее значимость намного возрастает в сложных метеорологических условиях, и особенно при порывистом ветре, оказывающем влияние как на траекторию полета пули, так и на деятельность стрелка. Результативность стрельбы в таких условиях зависит от умелого и своевременного учета ветра. Поток воздушной массы отклоняет среднюю точку попадания (СТП), а порывы ветра являются причиной и вовсе неудачных выстрелов. Прирост скорости ветра в порывах, как и падение ее относительно среднего значения, существенно сказывается на результате стрельбы. Уравновесить влияние ветра можно как корректировкой линии прицеливания на среднее значение скорости воздушного потока, так и выбором благоприятного момента для выполнения выстрела. Эффективность учета ветра зависит при этом от навыков определения характеристик ветра, корректировки стрельбы и сопряженных |
с этим процессом ошибок: средней (Zw) и срединной (Ew)* ошибкой определения скорости ветра. К сожалению, эти ошибки еще очень велики. Связано это с тем, что выработка навыков анализа ветровой картины происходит лишь по методу обучения в процессе тренировочных стрельб, когда спортсмен либо получает некоторые инструкции по характеру действия ветра, либо, на более поздних этапах, постепенно сам начинает анализировать эффект от его воздействия. При использовании такого метода спортсмен вынужден сразу же ориентироваться на выполнение конечной цели — производство меткого выстрела. Так он оказывается перед очень сложным нерасчлененным заданием, требующим полностью сформированных навыков. Получаемые им инструкции носят случайный и чересчур общий характер. Это неизбежно хотя бы уже потому, что ни одна из команд
* Срединной в теории эффективности стрельбы называют ошибку, при которой вероятность как больших, так и меньших по абсолютному значению отклонений одинакова и равна 0,5 (1). |
|||
9 |
|
||||
ется внимание на затраты времени (упражнения 4, 5, 7, 8). 2. Стрельба в естественных климатических условиях. Применяется в ходе комплексных тренировок с акцентированием внимания на порывистом ветре. В соревновательном периоде сохраняется приобретенная спортивная форма. Спортсмен стремится достичь более высоких спортивных результатов за счет мобилизации сформированных умений. Средством тренировки является стрельба на фоне физической нагрузки при любых погодных условиях с ограничением времени. Количество специальных стрелковых упражнений назначается индивидуально для каждого стрелка в зависимости от результатов, показанных в контрольных тренировках. В этом периоде для решения поставлен- |
ных задач используются повторный и контрольный методы. Повторный метод вписывается в комплексные тренировки, предполагает обязательный анализ результатов стрельбы и оценки меняющейся метеорологической обстановки. Контрольный метод выявляет уровень готовности к предстоящим выступлениям. Контрольные тренировки желательно приурочивать к сложным погодным условиям.
Литература
1. ГОСТ 23081-78. Стрельба и характеристики стрельбы из стрелкового оружия. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1978. 2. Спигин Н. А., Мелехов В. И. Стрелковая подготовка молодых биатлонистов. В кн.: Лыжный спорт. Сборник статей. Вып. второй. — М.: ФиС, 1981. |
|||
|
||||
А. В. Кондратов, Москва |
||||
На этапе спортивного совершенствования специальная подготовка лыжника в бесснежный период осуществляется главным образом при помощи двух основных средств: лыжероллеров и имитационных упражнений. Далеко не все особенности методики их применения изучены в достаточной степени. Взять хотя бы имитацию лыжного хода с палками. Это упражнение, должно быть, и является основным средством тренировки в летнее время, так как хорошо известно, что использование имитации направлено прежде всего на развитие функциональных возможностей спортсменов. Может быть, поэтому проблема совершенствования технической подготовки лыжников с помощью имитационных упражнений изучалась не так глубоко, как другие. Более того, высказывалось мнение, что если попутно решать вопросы становления техники, то неизбежно теряется главное направление воздействия имитации. С этим положением трудно согласиться, хотя бы потому, что условия, в которых используются имитационные упражнения, очень разнообразны: различны рельеф местности, скорость передвижения, да и техника лыжного хода сильно меняется в зависимости от крутизны преодолеваемого участка. Сопоставляя структуру двигательных действий лыжников в основных средствах подготовки, нельзя не учитывать этих факторов, поскольку они в значительной мере влияют на технику передвижения. Направленно изменяя условия имитационных тренировок, можно добиться наиболее полного соответствия различных параметров |
движений технике лыжного хода. Тем самым будет реализован принцип сопряженного воздействия подготовительных упражнений, т. е. будут решаться задачи не только развития двигательных качеств, но и целенаправленного технического совершенствования. Автором статьи сделана попытка выделить кинематические особенности структуры движений в имитации и найти оптимальные (с точки зрения технической подготовки) условия ее применения. Испытуемыми были лыжники-перворазрядники (9 человек). В ходе тренировки они с различной интенсивностью, контролируемой по скорости передвижения, преодолевали прыжковой имитацией подъемы разной крутизны — в диапазоне 5 — 13°. На таких склонах, как показывают наблюдения, наиболее часто используется это упражнение. Нижняя граница скорости при передвижении прыжковой имитацией с палками находится на уровне примерно 80% от соревновательной скорости, зафиксированной в контрольных тренировках *. На менее высоких скоростях более естественным видом передвижения для спортсменов становится шаговая имитация, кинематическая структура которой идентична технике преодоления подъемов на лыжах ступающим шагом. Но этот способ уже давно не используется на лыжных трассах
* Скорость имитационных упражнений рассчитывалась от соревновательной скорости лыжника на отрезке (участке подъема) определенной крутизны. Не следует путать с показателем интенсивности тренировки в беге с имитацией, который зависит от скорости прохождения всей тренировочной дистанции. |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |