|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Пульсограмма, полученная при передвижении на лыжах затели очень вариативны в процессе работы. На всей трассе непрерывно пока удается регистрировать ограниченное число показателей и среди них — частоту сердечных сокращений. При помощи радиотелеметрической аппаратуры мы получили и проанализировали 192 пульсограммы лыжников I разряда. Непрерывная регистрация ЧСС производилась на двух трассах при передвижении на лыжах, лыжероллерах, при беге с имитацией и беге с различной интенсивностью (от слабой до предельной). Так как пока нет показателя, удовлетворительным образом описывающего трудность лыжных трасс, мы делили их лишь по качественному признаку: на сильнопересеченные (сумма перепадов высот на 1 км трассы составляет 60 м, максимальная высота подъема 25 м, максимальная крутизна 10°) и слабопересеченные (МТ 25 м). На пульсограмме (рис. 1) определялись максимальное и минимальное значения ЧСС, разница между ни- |
ми (ЧСС) и среднедистанционная величина пульса. Изменение ЧСС на трассе описывалось величиной отношения площади, ограниченной на пульсограмме кривой ЧСС и линией ЧСС, к сумме всех пульсовых ударов (5/50%). Определялся также темп снижения ЧСС на спусках сильнопересеченной трассы (Т, уд/мин2), что характеризует быстроту восстановления лыжника. Все результаты были обработаны статистически. В таблице приведены коэффициенты линейных регрессий (а и в) между показателями ЧСС и интенсивностью (скоростью) передвижения (у = а + вх). Внутреннюю сторону нагрузки, т. с. степень воздействия тренировки на организм спортсмена, наиболее адекватно отражает среднедистанционная величина ЧСС, гораздо точнее, чем значения пульса в отдельных точках трассы, которые значительно различаются (см. рис. 1). При оценке интенсивности по среднедистанционной ЧСС значимой уже будет разница в 1 уд/мин и точность оценки интенсивности будет определяться точностью нахождения среднедистанционного значения ЧСС. Определенные закономерности изменения ЧСС позволяют дать практические рекомендации по определению среднедистанционной ЧСС (пальпаторно) на тренировке в различных точках дистанции. Такими точками являются: 1. Выход после подъема, где, как правило, ЧСС имеет свое максимальное значение. 2. Выкат после спуска, где ЧСС минимальна. 3. Равнинная часть дистанции, где значения ЧСС наиболее близки к среднедистанционной ЧСС. Определение среднего значения ЧСС в трех указанных точках дистанции имеет погрешность примерно 2 — 3 уд/мин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициенты линейной регрессии в различных средствах подготовки лыжника-гонщика
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
|
||||
Рис. 2, Зависимость ЧСС от скорости передвижения
Рис. 3. Изменение ЧСС в зависимости от скорости передвижения |
Оказалось, что на сильнопересеченной местности среднедистанционная величина ЧСС во всех средствах подготовки меняется практически одинаково в зависимости от интенсивности передвижения (рис. 2). Это важное обстоятельство позволяет широко использовать оценку интенсивности по величине среднедистанционной ЧСС, несмотря на то, что скорости передвижения в различных средствах заметно различаются. На слабопересеченной трассе это единообразие несколько нарушается. При этом меньшее напряжение организма вызывает передвижение на лыжах и лыжероллерах, так как на равнинной трассе в большей степени используется скольжение и качение. Величина отклонения среднедистанционной ЧСС сравнительно невелика: при интенсивности 85%, ниже которой тренировки уже малоэффективны, различия не превышают 10 уд/мин. Нетрудно заметить, что кривые пульсограмм практически повторяют кривую профиля трассы (рис. 3). С увеличением интенсивности ЧССмакс и ЧССмин возрастают, хотя и по-разному в различных средствах, достигая максимальных значений при соревновательной интенсивности. Так, например, ЧССмакс при передвижении на лыжах на пересеченной местности с интенсивностью 70% равна 155 уд/мин, на лыжероллерах — 153 уд/мин, в имитации — 166 уд/мин, в беге — 157 уд/мин. При передвижении же с интенсивностью 100% ЧСС макс примерно равны во всех средствах. Это объясняется тем, что в условиях соревновательной интенсивности сердечно-сосудистая система работает в околопредельном режиме. Показатели ЧСС и S/S0, отражающие переменный характер работы, с увеличением интенсивности уменьшаются. Так, при передвижении на лыжах с интенсивностью 70% ЧСС=37,5 уд/мин, а при передвижении с соревновательной интенсивностью эта разница составляет 24 уд/мин. При передвижении на лыжероллерах, в имитации и беге эта величина в диапазоне интенсивности 70 — 100% составляет соответственно 41 — 29, 54 — 30 и 31 — 23 уд/мин. Установлено, что ЧСС в разных средствах различна, что необходимо учитывать при моделировании условий, близких по характеру работе при передвижении на лыжах. Переменный характер работы определяется прежде всего рельефом тренировочной трассы. Работа почти предельной мощности на подъемах сменяется относительно пассивной на спусках, что в большей степени относится к лыжам и лыжероллерам. Восстановительные процессы при этом протекают в более благоприятных условиях. С увеличением интенсивности темп восстановления ЧСС снижается. Однако величина темпа восстановления при одном и том же |
|||
34 |
|
||||
рельефе во многом зависит от средства подготовки. Спуски на лыжах и лыжероллерах преодолеваются быстрее, чем в беге, времени на восстановление здесь меньше. Однако темп восстановления в этих средствах несколько выше, так как лыжник-гонщик во время спуска находится в более пассивном состоянии. Так, величина Т при передвижении на лыжах с интенсивностью 70% равна 50 уд/мин2, с интенсивностью 100% — 28 уд/мин2, при передвижении на лыжероллерах соответственно 68 и 31 уд/мин2. В беге с имитацией в беге снижение Т проявляется в меньшей степени. Темп восстановления ЧСС в беге с имитацией с интенсивностью 70% равен 31 уд/мин2, при интенсивности 100% — 15 уд/мин2, в беге соответственно 34 и 24 уд/мин2. Следовательно, наибольшие возможности для развития данного качества имеются в передвижении на лыжах и лыжероллерах. Соответствующее воздействие будет максимальным, если в тренировках подъемы преодолевать с ускорением, а спуски относительно пассивно. Таким образом, можно утверждать, что темп восстановления отражает специфическое качество лыжника, которое необходимо развивать, но этот показатель следует определять в специальных тестах, где молено устранить влияние многочисленных помех. Многочисленные экспериментальные данные, полученные в исследованиях, позволяют высказать предположение, что максимальная величина ЧСС, которую в состоянии достичь организм спортсмена в процессе предельной работы, является важной характеристикой его тренированности. Более того, есть основания считать ЧССмакс довольно консервативной, сохраняющейся в течение длительного времени (несколько месяцев) величиной, если, ко- |
нечно, резко не меняется тренировочный режим. Оба предположения, однако, нуждаются в подтверждении и более полном обосновании. Дело в том, что при определении ЧССмакс возникают существенные ошибки из-за сложности в обеспечении необходимой высокой мотивации в определении ЧСС порядка 200 уд/мин, а также из-за быстрого снижения ЧСС даже при кратковременном прекращении работы и т. д. Выяснилось, что среднедистанционная величина ЧСС также является характеристикой тренированности лыжника. Она примерно одинакова во всех средствах подготовки и составляет 92±1% от ЧССмакс. С увеличением длины соревновательной дистанции среднедистанционная величина ЧСС уменьшается. При помощи радиотелеметрической аппаратуры можно тестировать тренированность спортсмена, если определять среднедистанционную ЧСС или сумму пульсовых ударов на контрольной трассе, при передвижении с заданной скоростью. При этом скорость передвижения не обязательно задавать слишком строго, так как можно очень аккуратно найти изменения в среднедистанционной величине ЧСС при отклонениях от заданной скорости. Точность теста ограничивается возможностями обеспечения стандартных условий. Чем меньше среднедистанционная ЧСС при заданной скорости, тем лучше состояние лыжника. Высокая специфичность теста позволяет рекомендовать его применение на практике, и прежде всего перед ответственными соревнованиями, когда важно знать истинное состояние спортсмена, а использование контрольных стартов может привести к отрицательным последствиям. |
|||
ТЕХНИКА НА СЛУЖБЕ СПОРТА ТРЕНАЖЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ |
||||
Н. Г. Балабошко, Л. В. Шумиловская |
||||
Для определения силовой подготовленности лыжников используется много показателей, получаемых как с помощью специальных приспособлений, так и упражнений силового характера. Тем не менее эта важная сторона подготовленности тестируется пока неудовлетворительно, показатели силовых тестов слабо коррелируют с результатами лыжников. Иными словами, пока не удается вычленить специфические особенности силовой деятельности |
лыжников. Это относится и к известной методике Коробкова-Черняева, описывающей общую силовую подготовленность, и даже к методике Кузнецова, в которой фиксируются максимальные однократные усилия, но затруднена необходимая стандартизация теста. Единственным исключением являются, пожалуй, тренажеры, разработанные в ГДР. В последнее время аналоги этих тренажеров сконструированы в ВИСТИ. Однако их нельзя было |
|||
35 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |